Поликультурное воспитание
проект на тему
В своей работе главной целью поликультурного воспитания мы поставили – воспитание ответственного гражданина России в культурных и духовных традициях многонационального государства, способного к толерантному и конструктивному взаимодействию с народами других стран.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detsogo_sada_po_polikulture.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по реализации проекта «Поликультурное воспитание»
(Воспитатель: Петрова Р.К.0
Цель:
- осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
- осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
- формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
- развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Задачи:
1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Участники: педагоги, воспитанники, родители, администрация детского сада.
Длительность: долгосрочный.
Президент Российской Федерации – В.В.Путин, в своем послании Федеральному собранию сказал: «Наша политика построена на том, что конфессиональный мир, межэтническое, межрелигиозное согласие является основой для существования и дальнейшего развития Российского государства».
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений, который не осложнен определенным негативным жизненным опытом.
Поэтому важная задача для всех участников педагогического процесса заложить в наших детях толерантное начало к окружающей действительности. К тем людям, которые находятся рядом с ними. Уважение, понимание, сочувствие, желание помочь. Это касается не только межэтнического согласия, но и понимание происходящего вообще в мире. Отношение к людям с ограниченными возможностями в здоровье и многое другое.
Мы все понимаем насколько важно воспитать будущее поколение более терпимым и согласованным во взаимоотношениях. Этот процесс воспитания должен иметь целенаправленные задачи, а также грамотно и поступательно спланированные мероприятия. На нашем сегодняшнем методическом объединении мы постараемся поделиться своим опытом и рассказать о том, как построен педагогический процесс в нашем дошкольном образовательном учреждении в рамках поликультурного воспитания.
В своей работе главной целью поликультурного воспитания мы поставили – воспитание ответственного гражданина России в культурных и духовных традициях многонационального государства, способного к толерантному и конструктивному взаимодействию с народами других стран.
Направления в работе были (условно мы их назвали блоками) выбраны следующие:
1 БЛОК
- Формирование знаний о родном крае.
2 БЛОК
- Формирование знаний о стране.
3 БЛОК
- Формирование знаний о мире.
- Изучение английского языка.
Для каждого блока были сформулированы задачи.
Для всех блоков определено тематическое планирование:
1-ый блок «Формирование знаний о родном крае»:
- Мир природы (животные, птицы, климат, природные зоны: лес, степь, лесостепь);
- История родного края (легенды, исторические события);
- Знаменитые земляки (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Саратовский край – многонациональная семья (народы саратовской области)
- Народное творчество и достижения Саратовской области (Волга, пшеница, бахчевые культуры, газ, нефть, Саратовская гармошка, саратовский калач, культурная жизнь, студенческий город, мост и т.д.)
- Народный фольклор (стихи и песни о Саратове, частушки, национальные танцы и игры).
2-й блок «Формирование знаний о стране»:
- Мир природы (климатические зоны и особенности в сравнении с Саратовской землей; флора и фауна);
- Столица нашей Родины (Москва, понятие столицы в жизни страны и истории);
- Россия – общий дом (национальности большой страны);
- Народный календарь (фольклорные праздники);
- Народно-декоративное и прикладное искусство (искусство народов России);
- Народный фольклор.
3-й блок «Формирование знаний о мире»
- Земля наш общий дом (знакомство с разными странами, достопримечательностями; формирование и закрепление знаний о глобусе, как модели Земли);
- Природа разных стран (флора и фауна Земли);
- Устное и прикладное искусство народов мира (знакомство с культурой разных народов мира;
- Изучение иностранного языка (параллельно изучая расположение и культуру англоязычных стран).
Для всех блоков поставленные задачи соответствуют и соответственно усложняются в зависимости от возраста.
Организация работы по поликультурному воспитанию:
Цели и задачи, соответствующие возрасту реализуются в специально организованной, совместной и самостоятельной деятельности.
В рамках поликультурного воспитания непосредственно организованная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
В совместной деятельности формируются в играх, режимных моментах, трудовой деятельности; совместные просмотры мультфильмов.
Самостоятельная деятельность обеспечивается организацией предметно-развивающей средой: уголки ряжений; оборудование изоуголка; альбомы и люстрации для рассматривания; настольно-печатные формы; оборудование театрального уголка и т.д.
Основные цели и задачи решаются в рамках проектной деятельности, которая позволяет объединить все три аспекта воспитательно-образовательного процесса.
Предлагаю вашему вниманию несколько проектов по возрастным группам. Здесь учтены возрастные особенности. В силу, которых, мы от группы к группе, усложняем предлагаемый материал.
Тема проекта для младшей группы: «Моя семья».
Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
- Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
- Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- Укреплять детско–родительские отношения.
Результаты:
- Родители с детьми изготавливают генеалогическое древо.
- Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей».
Тема проекта для средней группы: «Детский сад – моя семья».
Цель: создание условий для комфортной адаптации ребенка к условиям детского сада посредством активного вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Задачи:
- Создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру в стенах ДОУ.
- Воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
- Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Тема проекта для старшей группы: «Мой любимый город».
Цель: систематизация знаний детей о родном городе.
Задачи:
- Пополнить знания дете й о городе, в котором мы живём.
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
- Воспитывать уважение к культуре других народов.
- Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов своего края.
Тема проекта для подготовительной к школе группы: «Здравствуй, мир!».
Цель: формировать понятия и знания о Земле, как место проживания всего человечества. Познакомить с разнообразием и богатством природы других стран. Формировать представление о том, что Земля – наш общий дом, на земле много стран и народов; воспитывать интерес и уважение к культуре и традициям родного народа, а также народов мира.
Задачи:
- Формировать представление о себе как о жителе планета Земля.
- Закреплять знания о глобусе, как о модели планета Земля.
- Познакомить с культурой народов нашей планеты.
- Развивать интерес и любовь к нашей планете.
- Воспитывать желание познавать окружающий мир.
- Воспитывать патриотические чувства.
Можно констатировать, что воспитание нравственных чувств дошкольников, с использованием фольклора и традиций разных народов возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться целенаправленно, во всех видах деятельности, в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, то это позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается, с целью воспитания поликультурных навыков поведения.