Мастер - класс "Детское экспериментирование - основа - поисковой деятельности дошкольников"
опыты и эксперименты (младшая группа)
мастер - класс "Детское эксперементирование - осново поискова - исследовательской деятельности дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василек» Козловского района Чувашской Республики
Мастер - класс
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Воспитатель: первой категории
Яковлева Наталья Михайловна
Козловка 2017 г.
Цель мастер-класса:
распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности.
Продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, магнитом, водой.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.
2.Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться
приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Ход мастер-класса
Воспитатель:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме:
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.
Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Китайская пословица гласит
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.
На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры.
И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
Сказка называется «Путешествие Красной шапочки».
Воспитатель: Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила.
Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
- Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, как у неё дела. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Шла она, не торопясь, по пути то и дело останавливалась, нюхала цветы, и всё ей вокруг было интересно.
Выйдя за калитку, красная шапочка отправилась по тропинке, и вдруг она заметила красивых насекомых. Ей захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (предположения педагогов)
Опыт № 1.
Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: если смотреть на божью-коровку через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.
Продолжаю сказку.
Девочка шла дальше и увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Красная шапочка увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 2
На столах у вас лежат заготовки кувшинок .При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз.
Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Воспитатель: Красная шапочка долго любовалась красотой раскрывшихся
кувшинок, но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи, и пошел дождь. Красная шапочка увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт № 3
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек.
Наблюдайте: Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. В чем причина?
Вывод: Спички впитывают воду и разбухают.
Воспитатель: Красная шапочка от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Девочка решила идти дальше.
Воспитатель: Красная шапочка не заметила, как пришла к домику своей бабушки. Бабушка её угостила молоком с пирожками.
Красной шапочке захотелось устроить разноцветный феерверк
Опыт № 4
Интересно, а что произойдет, если соком цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы с вами попробуем лопнуть шарик при помощи апельсина, а в конце я объясняю, почему это происходит. Это не только познавательный, но и очень вкусный опыт, ведь апельсин в ходе опыта не пострадает и его можно съесть.
Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком, воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!
Вывод: Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Вот так все просто в занимательной химии. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!
Воспитатель: Погостив у бабушки Красной шапочке пора возвращаться домой. По дороге назад Красная шапочка снова зашла к пруду, чтобы вновь полюбоваться красивыми кувшинками, но нечаянно уронила в пруд булавку подаренную бабушкой. Красная шапочка любовалась кувшинками, не заметила, как обронила булавочки в воду, которые хотел вам подарить, уважаемые коллеги, как мы можем достать, не замочив рук? (ваши способы очень интересные, предлагаю магниты) я дарю вам булавочки и хочу, чтобы прикрепили на них свое мастерство, творчество, удачу. Спасибо за участие.
Когда Красная шапочка вернулась домой. Маме она рассказала, что интересного она увидела и узнала ответы на многие вопросы.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны. Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что-то новое для себя и будете вместе со своими воспитанниками проводить экспериментально-поисковую деятельность с различными материалами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
мастер-класс...
Мастер- класс «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...
Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность....
Мастер – класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
Детское экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста...
Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Мастер-класс по экспериментированию для педагогов...
Мастер-класс Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Цель моего мастер - класс - это повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования с детьми ...
Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. ...