Эссе
проект (младшая группа) на тему

Волкова Галина Андреевна

Ознакомление детей с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

План:

Введение:

 Роль художественной литературы в умственном и эстетическом развитии ребенка-дошкольника.

Основная часть:

  1. Задача воспитателя — привлечь детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
  2. Роль воспитателя в развитии у детей способности замечать красоту и богатство русского языка.
  3. Обогащение духовного мира детей, подготовка их к реальной жизни, усиливая свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей.

Заключение:

Формирование  эмоционально  - образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малые фольклорные формы), осознание средств художественной выразительности,

умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Данная тема является актуальной в связи с тем, что воздействие художественной литературы влияет на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Выбор этой темы для меня продиктован следующими соображениями: 1.Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

 2.Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

3. Расширяет знание ребенка об окружающем мире, воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение у литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Все последующие знакомство с огромным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном возрасте.

Основная задача воспитателя — привлечь детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров.

В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Например, после слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. Даже они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают поразительный простор для мысли, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образцы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения.

Так как я работаю в младшей группе, я заметила, что содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка,  выражено в простой доступной форме: смешная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стихотворения.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл и утверждаются в чувстве ритма и рифмы.

Рассмотрим несколько подходов к данной проблеме.

Во-первых, дети учатся сосредоточенно слушать чтение книг и рассказывание взрослого, не отвлекаясь, выслушивая произведения до конца.

Во-вторых, с помощью взрослого дети учатся понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, видеть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку.

  В-третьих, дети делятся своими впечатлениями от прочитанного со взрослыми и сверстниками, выражают в словах впечатления, мысли, образы. Пересказывают знакомые сказки, исполняют наизусть стихи, участвуют в драматизациях.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок воспитателю необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержание, а так же на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения воспитателю правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения, поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Познавательные и речевые умения детей 4-5 лет.

1. Внимательно слушать и слышать чтение литературных произведений.

2. Соотносить литературный факты с имеющимся жизненным опытом.

3. Устанавливать причинный связи в тексте.

4. Различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге.

5. Представлять в воображении героев и события.

6. Выделять поступки героев и давать им элементарную оценку.

7. Запоминать и воспроизводить поэтические произведения.

8. При рассматривании книжных иллюстраций воспроизводить по ним текст рассказа или сказки.

9. Пересказывать знакомые и услышанные впервые литературные произведения. Выражать в речи свое отношение к героям и событиям. Участвовать в играх и инсценировках по сюжетам знакомых книг. Выразительно исполнять стихи.

Воспитатель формирует  у дошкольников положительное отношение к книге:

• Получать удовольствие от общения с книгой, стремиться к повторной встрече с ней.

• Сочувствовать и сопереживать героям произведения.

• Стремиться соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценивать себя и других детей с позиции этических норм, представленных в художественных образах.

• Радоваться встречи с веселой книжкой, откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, поступком, слов, выражений.

• Испытывать удовольствие от встречи с поэзией, стремления запомнить и воспроизвести понравившееся стихотворение.

В старшей группе воспитатель учит детей при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя детей с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героем, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Познавательные и речевые умения в старшей группе:

Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали и др.)

воспринимать литературного героя в его разнообразных направлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли, давать оценку действиям и поступкам героев).

Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.), осознавать некоторые вид комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоционально отношение в выразительном чтении.

Отношение к прочитанному у старших дошкольников внешне выражено не так ярко, как у малышей, но вместе с тем оно приобретает значительную осознанность, глубину и устойчивость. Эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей, готовит их к реальной жизни, усиливая свойственный этому возрасту интерес к внутреннему миру людей, помогая видеть драматическое и комической в жизни, с юмором относиться к некоторым житейским ситуациям.

Литературный опыт активно используется детьми в их творческой речевой деятельности, при создании собственных рассказов, сказок, загадок, игр. Дети стремятся сохранить в творческих пересказах стилистические и жанровые особенности произведения, использовать в собственных сочинениях приёмы, соответствующие особенностям избранного жанра, придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, находить точное, выразительное слово.

Ознакомление с каждым жанром так же решает конкретные цели, связанные с тематикой произведения — они формируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.

Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным значением.

В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание.

Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке.

Во время беседы с детьми проводятся творческие задания. Это выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову), подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.

Заключение:

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

С целью ознакомления родителей с художественной литературой целесообразно проводить следующие мероприятия: родительские собрания, консультации, анкетирование, составление папок раскладок, направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.

Итак, завершая свое эссе, я бы хотела отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Подводя общий итог, сделаем вывод, что книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."

эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Мое педагогическое эссе

Мое педагогическое эссе...

Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."

Каким же должен быть современный воспитатель?!...

Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.

В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...