Дидактическое пособие "Музыкальная пирамида"
методическая разработка на тему

Козлова Наталья Петровна

Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет во время совместной образовательной музыкальной деятельности и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений,

Пособие было апробировано на детях 3 – 7 лет в качестве настольной игры и наглядного пособия в течение 2016 -2017 учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx671.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида»

Автор пособия: музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое» Козлова Наталья Петровна, первая квалификационная категория.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет во время совместной образовательной музыкальной деятельности и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений,

Пособие было апробировано на детях 3 – 7 лет в качестве настольной игры и наглядного пособия в течение 2016 -2017 учебного года.

Пособие многофункционально. Представляет собой пирамиду с 4 гранями, на которых имеется свой сюжет. Игры можно объединить и единым сюжетом, имеются правила, игровые действия. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребенку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков и затем уже выполнить задание.

В основу пособия положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков:

• высота (развитие звуковысотного слуха);

• ритмическое отношения (развитие ритмического чувства);

• тембровая окраска (развитие тембрового слуха);

• динамические оттенки (развитие динамического слуха).

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны. Для формы пособия использовался  картон, для оформления – самоклеющаяся бумага - пленка, цветной картон, пуговицы, рыболовная леска.

Цель:

стимулировать развитие музыкального восприятиямузыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Задачи:

        

1. Обучающие:

- учить отвечать на вопросы;

- учить различать понятия «высокий звук» и «низкий звук»«короткий - длинный»;

- сравнивать предметы по звучанию и находить соответствующий инструмент;

2. Развивающие:

- развивать речь, память, внимание, логическое мышление.

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать сенсорные навыки;

- развивать представления о мире звуков;

-развивать навыки голосоведения

3. Воспитывающие:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость;

Сторона№1 «Веселый клоун» - предназначена для развития звуковысотного слуха у дошкольников. 

Педагог рассказывает, что в музыкальной стране живет веселый клоун «Тили-Бом». Он очень любит играть, а точнее жонглировать своими мячами. Они у него музыкальные. Если мяч опускается к земле, то он издает низкий звук, а если взлетает вверх, то тонкий высокий звук. Послушай, как они звучат. Педагог на фортепиано, после на металлофоне играет то низкие, то высокие звуки, соответственно передвигая пуговки – «мячи» у клоуна.

Варианты игр:

А) в паре - взрослый и ребенок или ребенок - ребенок

– один играет на инструменте, другой называет, какой это звук и передвигает пуговку на нужную высоту

Б) в паре или подгруппе

- сколько мячиков подбросил клоун, а точнее, сколько звуков ты слышишь? (Один или два). Взрослый или ребенок играет два звука выбирая, будут они на одной высоте или на разных. Можно и один звук чтобы прозвучал. Другой должен определить, сколько звуков прозвучало и каких (подводить к понятию интервал)

Сторона №2 «Поляна звуков». 

Сторона предназначена для развития у детей тембрового слуха и исследовательской самостоятельной деятельности в мире звуков.

Варианты игр:

Перед домиком распустились красивые цветы, в которых центр цветка - пластмассовая пуговка.  Педагог помогает ребенку разобраться с миром звуков. Исследуя разные предметы на звук, дети придумывают интересные истории, сопровождая звучанием какого-либо инструмента или несколькими инструментами.

Сторона №3 - «Ритмическая гусеница» предназначена для развития ритмического чувства. 

Педагог рассказывает, что на волшебной, т. е. музыкальной полянке живет необычная гусеница. Ее зовут «Тати», а почему такое интересное имя, да потому что когда она начинает ползать, то издает такие звуки«та- ти -ти, та -та…», или другие «ти – та - та – ти». При этом на ее теле появляются пятнышки разного цвета. Например: синий кружок, а за ним два зелёных  кружочка и т. д. Педагог ненавязчиво рассказывает о длительности звуков, объясняет, что звуки бывают длинные (долгие) по звучанию и короткие. Из чередования длительности звуков получается ритмический рисунок.

Другой вариант:

 Она, т. е. гусеница, очень любит петь песенки и записывать их. Но ноты она не знает, поэтому выкладывают ритмический рисунок песенки с помощью кружочков. Синие  кружочки  - это длинные звуки, а зелёные кружочки  - короткие звуки. После этого педагог-ведущий (а затем ребенок) воспроизводит с карточки (на гусенице) ритмический рисунок с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента который находится на столе. Дети выкладывают ритмический рисунок на своей карточке с помощью пуговок и воспроизводят его любыми средствами (хлопки, дер. палочки, кубики и т. д.).

Сторона №4 – «поющие шарики» направлена на развитие навыка голосоведения звуковысотного слуха и также выполняется гимнастика для глаз. (Рисунок 4)

Педагог предлагает зрительно проследить за траекторией движения шарика. В это время сам берет ниточку в руки и выкладывает на бархатной стороне пирамиды графическое изображение. Ведя по ниточке пальцем руки траекторию нити, сам воспроизводит ее голосом на каком-нибудь звуке.

На звуке «У» или другом гласном звуке («А»«О»«И»«Э») воспроизвести графическое изображение мелодии с предложенного образца вместе с педагогом.

Варианты игры.

1. Ребенок индивидуально (бархатная бумага на стенке пирамиды) с помощью цветной нити выкладывает свою траекторию полета шарика и голосом воспроизводит графическое изображение.

2. Подобную работу можно проводить в парах, тогда один выкладывает рисунок, другой воспроизводит графическое изображение.

Игры, которые можно использовать применяя данное пособие :

1. Для развития чувства ритма«Ритмическая гусеница»«Узнай песенку по ритмическому рисунку»«Ну-ка, повтори».

2. Для звуковысотного слуха«Лесенка»«Кого встретил колобок»«Качели»«Кто как идет» (+ ритм, «Мышка и мишка» (+ ритм). К игре прилагается ксилофон

3. Для развития динамического слуха и голосоведения«Разноцветные шары», Где спрятался колобок?» С целью расширения диапазона певческого голоса, профилактики крикливости в пении.

4. Для различения тембровых изменений: «Сказочный домик». Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей.

5. Песенное творчество«Музыкальный домик»«Кто подошел к теремку» (вокальная инсценировка сказки «Теремок»«Придумай песенку».

Играйте с удовольствием!

Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида» http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-99131-1412209802.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-99131-1412209848.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-99131-1412209877.jpg       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство к дидактической игре "Пирамида"

Знакомство детей с декаративно прикладной росписью...

Дидактическая (авторская) игра "Географическая пирамида"

Дать понятие о родном городе Губкине, районе, области, стране, континенте, планете и их взаимном расположении....

Пособие "Дидактическая пирамида"

Развитие у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами....

Дидактическая игра «Пирамида профессий»

Классификация предметов труда разных профессий...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПИРАМИДА»

Игра предназначена для закрепления правильного закрепления чтения слов, состоящих из пяти букв, и   может быть использована для занятий с детьми   5 – 7 лет логопедами, воспи...

Дидактическое пособие "Пирамида профессий"

Данное пособие может быть использовано воспитателями всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от реализуемых программ, в работе с детьми среднего-старшего возраста....

Дидактическая игра «Пирамида питания»

Дидактическая игра «Пирамида питания» Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания...