Дидактическое пособие "Музыкальная пирамида"
методическая разработка на тему
Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет во время совместной образовательной музыкальной деятельности и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.
Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений,
Пособие было апробировано на детях 3 – 7 лет в качестве настольной игры и наглядного пособия в течение 2016 -2017 учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie.docx | 671.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида»
Автор пособия: музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое» Козлова Наталья Петровна, первая квалификационная категория.
Пояснительная записка:
Дидактическое пособие «Музыкальная пирамида» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет во время совместной образовательной музыкальной деятельности и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.
Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений,
Пособие было апробировано на детях 3 – 7 лет в качестве настольной игры и наглядного пособия в течение 2016 -2017 учебного года.
Пособие многофункционально. Представляет собой пирамиду с 4 гранями, на которых имеется свой сюжет. Игры можно объединить и единым сюжетом, имеются правила, игровые действия. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребенку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков и затем уже выполнить задание.
В основу пособия положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков:
• высота (развитие звуковысотного слуха);
• ритмическое отношения (развитие ритмического чувства);
• тембровая окраска (развитие тембрового слуха);
• динамические оттенки (развитие динамического слуха).
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны. Для формы пособия использовался картон, для оформления – самоклеющаяся бумага - пленка, цветной картон, пуговицы, рыболовная леска.
Цель:
стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Задачи:
1. Обучающие:
- учить отвечать на вопросы;
- учить различать понятия «высокий звук» и «низкий звук», «короткий - длинный»;
- сравнивать предметы по звучанию и находить соответствующий инструмент;
2. Развивающие:
- развивать речь, память, внимание, логическое мышление.
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать сенсорные навыки;
- развивать представления о мире звуков;
-развивать навыки голосоведения
3. Воспитывающие:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость;
Сторона№1 «Веселый клоун» - предназначена для развития звуковысотного слуха у дошкольников.
Педагог рассказывает, что в музыкальной стране живет веселый клоун «Тили-Бом». Он очень любит играть, а точнее жонглировать своими мячами. Они у него музыкальные. Если мяч опускается к земле, то он издает низкий звук, а если взлетает вверх, то тонкий высокий звук. Послушай, как они звучат. Педагог на фортепиано, после на металлофоне играет то низкие, то высокие звуки, соответственно передвигая пуговки – «мячи» у клоуна.
Варианты игр:
А) в паре - взрослый и ребенок или ребенок - ребенок
– один играет на инструменте, другой называет, какой это звук и передвигает пуговку на нужную высоту
Б) в паре или подгруппе
- сколько мячиков подбросил клоун, а точнее, сколько звуков ты слышишь? (Один или два). Взрослый или ребенок играет два звука выбирая, будут они на одной высоте или на разных. Можно и один звук чтобы прозвучал. Другой должен определить, сколько звуков прозвучало и каких (подводить к понятию интервал)
Сторона №2 - «Поляна звуков».
Сторона предназначена для развития у детей тембрового слуха и исследовательской самостоятельной деятельности в мире звуков.
Варианты игр:
Перед домиком распустились красивые цветы, в которых центр цветка - пластмассовая пуговка. Педагог помогает ребенку разобраться с миром звуков. Исследуя разные предметы на звук, дети придумывают интересные истории, сопровождая звучанием какого-либо инструмента или несколькими инструментами.
Сторона №3 - «Ритмическая гусеница» предназначена для развития ритмического чувства.
Педагог рассказывает, что на волшебной, т. е. музыкальной полянке живет необычная гусеница. Ее зовут «Тати», а почему такое интересное имя, да потому что когда она начинает ползать, то издает такие звуки: «та- ти -ти, та -та…», или другие «ти – та - та – ти». При этом на ее теле появляются пятнышки разного цвета. Например: синий кружок, а за ним два зелёных кружочка и т. д. Педагог ненавязчиво рассказывает о длительности звуков, объясняет, что звуки бывают длинные (долгие) по звучанию и короткие. Из чередования длительности звуков получается ритмический рисунок.
Другой вариант:
Она, т. е. гусеница, очень любит петь песенки и записывать их. Но ноты она не знает, поэтому выкладывают ритмический рисунок песенки с помощью кружочков. Синие кружочки - это длинные звуки, а зелёные кружочки - короткие звуки. После этого педагог-ведущий (а затем ребенок) воспроизводит с карточки (на гусенице) ритмический рисунок с помощью хлопков, музыкального молоточка или любого другого ударного инструмента который находится на столе. Дети выкладывают ритмический рисунок на своей карточке с помощью пуговок и воспроизводят его любыми средствами (хлопки, дер. палочки, кубики и т. д.).
Сторона №4 – «поющие шарики» направлена на развитие навыка голосоведения звуковысотного слуха и также выполняется гимнастика для глаз. (Рисунок 4)
Педагог предлагает зрительно проследить за траекторией движения шарика. В это время сам берет ниточку в руки и выкладывает на бархатной стороне пирамиды графическое изображение. Ведя по ниточке пальцем руки траекторию нити, сам воспроизводит ее голосом на каком-нибудь звуке.
На звуке «У» или другом гласном звуке («А», «О», «И», «Э») воспроизвести графическое изображение мелодии с предложенного образца вместе с педагогом.
Варианты игры.
1. Ребенок индивидуально (бархатная бумага на стенке пирамиды) с помощью цветной нити выкладывает свою траекторию полета шарика и голосом воспроизводит графическое изображение.
2. Подобную работу можно проводить в парах, тогда один выкладывает рисунок, другой воспроизводит графическое изображение.
Игры, которые можно использовать применяя данное пособие :
1. Для развития чувства ритма: «Ритмическая гусеница», «Узнай песенку по ритмическому рисунку», «Ну-ка, повтори».
2. Для звуковысотного слуха: «Лесенка», «Кого встретил колобок», «Качели», «Кто как идет» (+ ритм, «Мышка и мишка» (+ ритм). К игре прилагается ксилофон
3. Для развития динамического слуха и голосоведения: «Разноцветные шары», Где спрятался колобок?» С целью расширения диапазона певческого голоса, профилактики крикливости в пении.
4. Для различения тембровых изменений: «Сказочный домик». Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей.
5. Песенное творчество: «Музыкальный домик», «Кто подошел к теремку» (вокальная инсценировка сказки «Теремок», «Придумай песенку».
Играйте с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое руководство к дидактической игре "Пирамида"
Знакомство детей с декаративно прикладной росписью...
Дидактическая (авторская) игра "Географическая пирамида"
Дать понятие о родном городе Губкине, районе, области, стране, континенте, планете и их взаимном расположении....
Пособие "Дидактическая пирамида"
Развитие у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами....
Дидактическая игра «Пирамида профессий»
Классификация предметов труда разных профессий...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПИРАМИДА»
Игра предназначена для закрепления правильного закрепления чтения слов, состоящих из пяти букв, и может быть использована для занятий с детьми 5 – 7 лет логопедами, воспи...
Дидактическое пособие "Пирамида профессий"
Данное пособие может быть использовано воспитателями всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от реализуемых программ, в работе с детьми среднего-старшего возраста....
Дидактическая игра «Пирамида питания»
Дидактическая игра «Пирамида питания» Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания...