"Русская народная культура как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
материал на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Развитие музыкальных творческих способностей
детей дошкольного возраста средствами русской народной культуры»
Мацнева И.В.,
музыкальный руководитель
МДОУ д/с № 14 «Тополек»
Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Если эту заповедь предков в душе сбережет,
То радость и счастье с собой принесет.
Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно народная музыка с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности.
Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Поэтому одна из задач моей деятельности –
обогатить детей знаниями о русской народной культуре, культуре Южного Урала.
Проблема развития музыкальных способностей дошкольников средствами народной культуры в наше время очень актуальна, так как остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения, суть которого в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Теоретической базой опыта является учение Б.М. Теплова о способностях. В своих работах он дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей.
Цель моей работы:
• Развитие музыкальных способностей детей через приобщение к музыкальной народной культуре.
Задачи работы представлены на слайде:
• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;
• Развитие и совершенствование музыкальных навыков и умений, умения проявлять свои творческие способности;
Также задача моей работы - развитие у детей общей музыкальности, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих музыкальных способностей.
Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества. В своей работе использую наглядные и наглядно-слуховые методы, словесные, метод целостного восприятия, развитие творческого мышления и воображения, игровые, метод элементарного музыцирования.
Педагогические условия для развития творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности
Методы. | Методические приёмы. |
1. Наглядные и наглядно - слуховые | 1. Показ: картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов. 3. Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении. |
2. Словесные | 1. Образный короткий рассказ о музыкальном произведении. 2. Беседа. 3. Пояснение.. |
3. Метод целостного восприятия | Синтез музыки, поэзии, изобразительного искусства. |
4. Развитие творческого мышления и воображения | 3. МВО (метод вокальных объектов). 4. ВМП (воспроизведение маленькими потешками). 5. Игры на развитие музыкального мышления: " 6. Работа со сказкой. |
5. Игровые | 1. Музыкально - дидактические игры на развитие музыкальных способностей. 2. Творческие задания. |
6. Метод элементарного музыцирования. | 1. Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. 2. Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др. 3. Участие в шумовом оркестре. |
Для развития музыкальных способностей использую, современные образовательные технологии представленные на слайде :
Современные образовательные технологии, используемые в музыкальной деятельности.
Название используемой технологии | Группы, в которых используется технология | Имеющийся/прогнозируемый результат |
Пальчиковая гимнастика | Средние, старшие подготовительные | Развитие речи, творческих способностей |
Ритмические игры | Старшие, подготовительные | Развитие чувства ритма, |
Игровой массаж | Средние, старшие, подготовительные | Релаксация, развитие фантазии, двигательных навыков |
Развивающие музыкально - дидактические игры | Все возрастные группы | Развитие музыкальных навыков |
Экспериментирование со звуками | Все возрастные группы | Обогащение слушательского опыта |
Песенная импровизация | Средние, старшие, подготовительные группы | Развитие певческих и творческих способностей |
«Хор рук» | Средние, старшие, подготовительные | Развитие слухового внимания |
Танцевальная импровизация | Старшие, подготовительные | Развитие танцевальных и творческих способностей |
Интегративная деятельность | Все возрастные группы | Развитие интегративных качеств |
Пластические этюды | Старшие, подготовительные группы | Развитие пластичности, чувства ритма |
Развитие музыкальных способностей средствами народной культуры проходит по следующим направлениям:
Работа с детьми по формированию певческих навыков.
Решение этой задачи предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Особое место в репертуаре принадлежит народным песням. Сам характер народных песен (обилие гласных, «поющийся» текст, простой ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы, интересное содержание) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных, делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.
Учитывая особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, использую унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок.
Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: знакомит детей с обычаями и бытом русского народа, трудом. Формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка - муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота), незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки и др.). Дети проявляют живой интерес, к содержанию , прослушивая русские народные мелодии: «Барыня», «Камаринская», «Ах, ты, береза», «Зимушка-зима», «Коробейники»; быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Сеяли девушки яровой хмель», «Во поле береза стояла», «А я по лугу», «Уж как яль свою коровушку люблю», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие.
Детям младшего возраста давались коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами.
В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Фиксирую внимание детей на характере песни, а также предлагаю его определить самим детям. Это песни напевные, задушевные ( «Коровушка», «Прялица»,); легкие, подвижные ( «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем»); шуточные ( «Тень-тень, потетень», «Где был, Иванушка?»); задорные, плясовые ( «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот»).
Многие народные песни использовали в качестве распевок. Пели с детьми в разных тональностях: «Две тетери», «Андрей — воробей», «Лиса по лесу ходила», «Сорока- сорока». Песни «Кукушечка», «Гуси» пели с солистами.
Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.
Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает мне развивать у детей воображение, активизировать их творческие проявления.
Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.
Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности.
Ребенок, участвуя в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, наиболее полно проявляет свои музыкальные и творческие способности.
Знакомство с русскими народными играми.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. В процессе работы знакомила детей с народными играми: «Плетень», «Кто у нас хороший?», «Капуста», «Огородники», «Заинька серенький» и другие.
Со старшими дошкольниками часто пользовались считалками для выбора водящего на игру (игровыми зачинами). Считалки давали возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр.
Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, детям очень нравятся и они с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-мышки» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризовали какой-то персонаж (медведя – в игре «У медведя во бору», кота – в игре «Кот Васька» и т.д.), изображали картинки жизни (в хороводе «На горе-то калина» гуляли, ломали калину, рвали ветки, вязали их в пучки и складывали около дорожки).
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре не детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, внимание. В наш репертуар игры на музыкальных инструментах входят: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Лиса по лесу ходила», «Кукушечка», «Во поле береза стояла», «Частушки», «Курочки и петушки», «Ах, вы сени» и другие.
Дети старших групп учились играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на ложках, бубнах, трещотках . Детям нравилось исполнять лирические, спокойные произведения – «Во поле береза стояла»;
подвижные, веселые мелодии – «Ой, там на горе», «Как под горкой под горой»; задорную, напевную «Калинку». Игра на детских музыкальных инструментах использовалась и в игровой деятельности детей.
На занятиях дети знакомились со звучанием оркестра. Им давались и раскрывались понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».
Следующее направление работы : Танцевальное творчество
На музыкальных занятиях дети познакомились с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Светит месяц», «Сударушка», шуточный танец «Яблочко», «Березка», «Русский сувенир», «У самовара» и другие.
Народному творчеству мы посвящали тематические концерты «Родные напевы», «Времена года», «Уральские просторы», «Казачьи забавы», которые оставили в душе ребенка глубокий след, радость общения с природой через песню и народную музыку, и поэтическое слово.
Проводя с детьми работу по ознакомлению с народным творчеством, стараюсь не забывать и о классической музыке, где знакомлю детей с композиторами М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым, которые использовали народные мелодии в своем творчестве.
Успешное развитие музыкальных способностей детей невозможно без помощи и активного участия родителей. Для привлечения родителей к совместной работе проводились индивидуальные беседы и консультации «Развитие музыкальных способностей дошкольников в семье», родители принимали участие в праздниках, оформлены информационные листы для родителей, начала работу «Музыкальная гостиная для родителей». Тема первой встречи «Край родной – земля Уральская»
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, повысился интерес к музыке.
Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с детьми способствовали развитию у детей музыкальных способностей, художественного вкуса; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...
Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
В консультации раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе непосредственно образовательной деятельности....
Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.
Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....
Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников
Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...
"Картотека русских народных игр" как средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста.
В наше время особо остро стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций, поэтому так важно знакомить детей с культурой своего народа, с народной муз...
Консультация для родителей "Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей детей 5-7 лет"
Сказки служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей....
Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников
Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...