Экологическое воспитание старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Экологическое воспитание старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем.
Толстых М.С., воспитатель,
МБДОУ ДС № 57 «Радуга».
Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю для формирования гармоничного личностного развития ребенка.
Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Все мы являемся частью природы. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться её богатствами. Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира. Ребёнок впервые осознаёт роль природы в жизни человека, переживет нравственно-эстетические чувства, которые побуждают его проявлять заботу [5].
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Экологическое воспитание является в настоящее время одним из приоритетных направлений в работе. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразней организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Главная цель экологического воспитания может быть сформирована следующим образом: воспитание экологически грамотного, социально активного, ответственного дошкольника, за состояние окружающей среды, бережно относящего к богатствам природы родного края.
В своём дошкольном учреждении мы стараемся знакомить ребят с природой, с происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
В наших группах на основе анализа диагностики и индивидуальных бесед с детьми мы сделали вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, области, о Родине в целом.
Мы поняли, что правильное отношение к природе должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности.
Прежде всего, нам предстояло самим как следует подготовиться к работе по данной теме.
- Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города необходимо посетить краеведческий музей.
- Подобрать и пополнить личную библиотеку о городе и области.
- Собрать поговорки и пословицы.
- Изготовить дидактические игры по экологическому воспитанию: «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Что в земле мы нашли».
Начиная работу по экологическому воспитанию детей в старшей группе, мы поставили перед собой следующие задачи:
- воспитание эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт к родному дому (семье), микрорайону, городу, области;
- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
- развить умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях старооскольского района, природы, истории.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только экологические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Важный путь по повышению экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы с детьми: занятия, прогулки и экскурсии, беседы, практическая деятельность в природе, природоохранные акции, экологические проекты, проведение викторин, выставок, выпуск с детьми совместно со взрослыми экологических плакатов, газет, демонстрация и просмотр мультфильмов, видеофильмов, музыкальных произведений, серии картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические, экологические игры.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду [5].
Лишь в процессе целенаправленной работы воспитателей и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание. Воспитатели должны с малых лет воспитывать в детях чёткое понимание: человек – часть природы. Не будет зелени, животных – ему не жить на земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку жить в этом мире.
Таким образом, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.
Список литературы:
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», 2011. – 78.
- О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе». Конспекты занятий. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 64.
- C. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». - М. 1999. – 83.
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа». М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 112.
Использованные материалы и Интернет – ресурсы
- Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта [Электронный ресурс] - http:// www.doshvozrast.ru
- Организация и содержание педагогического процесса по экологическому воспитанию [Электронный ресурс] - http:// www.kindergenii.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников
Данный материал включает в себя опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы был подготовлен по модульной технологии....
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».
Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...
Конспект ООД по экологическому воспитанию старших дошкольников Экологическая акция «Берегите первоцветы!»
Экологическая акция «Берегите первоцветы!»...
Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....
Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"
О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....