«Игры направленные на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
статья на тему

Абдулина Альбина Юсуповна

Предварительный просмотр:

  1. «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками»
  2. Абдулина Альбина Юсуповна, Усманова Юлия Сергеевна , воспитатели

           Современное состояние теории воспитания и накопленные знания делают необходимым обращение к воспитанию коммуникативной компетенции подрастающего поколения. Содержание воспитательного процесса в детском дошкольном образовательном учреждении определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания.  Оно направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяя становиться им равными партнерами по общению в бытовой, культурной и профессиональной сферах.  В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений.    

 Дошкольное детство представляет собой важный период коммуникативного развития, ребенок проходит ряд этапов социализации (в виде комплекса оживления, возникновения потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптации к дошкольному учреждению, умения подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения). Неумение ребенка организовать  общение может спровоцировать личностные поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности. Дети учатся согласовывать свои действия с действиями других детей (в совместных играх), способны к сопереживанию. Но  не всегда  могут становиться на точку зрения других, пожертвовать личными интересами общим, групповым.

  Взаимодействие со сверстниками проявляется  через возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, а в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Очень важно родителям и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения. В этом случае ребенок будет стремиться к гармоничным отношениям с другими людьми. В  благоприятных условиях у детей развивается подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям,  совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Эти способности  позволяют ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения со сверстниками.

Для  дошкольников общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль в ситуации общения, понимании того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника, понимать его эмоциональное состояние. Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя является  развитие навыков общения детей со сверстниками и решение конфликтных ситуаций.  

Для этого используются:

- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);
- имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий 
процесс);
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с 
последующим моделированием новых версий.

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.

       1. «Коврик мира»   Целью игры  является научить детей с помощью переговоров и дискуссий разрешать конфликт.  "Коврик мира" поможет забыть про драки, споры и слезы в группе, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом.

       Для игры можно использовать кусок ткани, пледа или уже готовый платок, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации. Коврик желательно украшать вместе с детьми, так как этот процесс имеет очень большое значение. Благодаря его совместному изготовлению, дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни.

      Воспитатель должен объяснить детям, что этот коврик необычный. Как только возникнет спор, ребята могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. В то время когда ребята сидят на ковре, они должны соблюдать следующие правила: нельзя дотрагиваться друг до друга. При этом они могут жестикулировать сколько угодно, даже махая кулаками. Главное, не задевать ими второго ребенка. Воспитатель все это время может просто сидеть рядом, следя за соблюдением правил. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому, они начнут применять его без помощи воспитателя, и это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой игры. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

      2. «Обзывалки» Целью игры является развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций у детей в конфликтных ситуациях.

Для игры нужен мяч или любая другая игрушка, которую можно передавать.

Воспитатель предлагает детям, которые поссорились, обзывать друг друга необидными словами. Например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, с кем поссорился. Например: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Лешка — морковка». Необходимо предупредить детей, что на эти «обзывалки» нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно нужно хорошими словами: «А ты, Иришка — цветочек», «А ты, Лешка — солнышко». Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

3. «Дотронься...» Цель игры развитие навыков общения, умения просить, договариваться друг с другом.

Для игры нужны несколько игрушек, главное, чтобы их было меньше, чем детей.

Ребята становятся в круг, в центр складывают игрушки. Воспитатель произносит: «Дотронься до ... (куклы, колеса, зайчика, хвоста и тому подобное)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

9.    Литература:

1. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 (Модули Программы ДОУ). 

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2010.

3. Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева// Детский сад. – 2013. — №3.

4.  Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Рузской А.Г. – М., 2009.

5. Судоплатова Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Судоплатова, Д.Н. Дубинина // Детский сад: теория и практика. – 2013. — № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...

"Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Благодаря таким играм ребенок приобретает коммуникативные способности....

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

музыкальные игры, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В связи с вступлением ФГОС на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, ...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре моделируются реальные от...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возрастаВысокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказал...