Модель повышения престижа педагогических профессий на уровне образовательной организации
проект на тему
В современном мире педагогические профессии становятся не престижными, что подтверждает статистика. Бытует мнение, что престиж равноценен моде, а низкие зарплаты, огромная ответственность, минимальное владение правами перед социумом и незащищенность педагога, это не модно и не престижно. Формирование позитивного имиджа педагогического работника в профессиональной среде и обществе, несомненно, очень актуальный вопрос. Очень важно сейчас искать пути решения этого вопроса. Формирование и повышение педагогического престижа в профессиональной среде и обществе возможно, по нашему мнению, с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_povysheniya_prestizha_mkdou_zvezdochka_s_kalinka.docx | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель повышения престижа педагогической профессии на уровне образовательной организации.
1.Актуальность и новизна Модели повышения престижа
педагогической профессии.
1.1.Актуальность
В современном мире педагогические профессии становятся не престижными, что подтверждает статистика. Бытует мнение, что престиж равноценен моде, а низкие зарплаты, огромная ответственность, минимальное владение правами перед социумом и незащищенность педагога, это не модно и не престижно. Формирование позитивного имиджа педагогического работника в профессиональной среде и обществе, несомненно, очень актуальный вопрос. Очень важно сейчас искать пути решения этого вопроса. Формирование и повышение педагогического престижа в профессиональной среде и обществе возможно, по нашему мнению, с дошкольного возраста. Стоит попробовать показать и доказать маленькому поколению, что важнее и интереснее профессии нет. Успешные «модные» люди, в жизни вряд ли чего-то добились, если не умели бы читать, писать, творчески или логически мыслить, а этому может научить исключительно, только настоящий учитель.
1.2.Новизна
Основным направлением Модели повышения престижа педагогической профессии является «Ранняя профориентация дошкольников». Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Осознанный выбор профессии ребенок может сделать, начиная с подросткового возраста. В этом возрасте у детей формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, также на выбор профессии влияет престижность, внешняя привлекательность и уровень заработной платы, в отличии от детей дошкольного возраста. Но познакомить и показать важность, привлекательность педагогической работы возможно и в дошкольном возрасте. Рассказать о педагогических профессиях можно интересно, креативно и не навязчиво, учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, тем самым поднять престиж учителя, воспитателя не только в глазах дошкольника, но и в глазах родителей, а значит общества. Такое направление Модели актуально, является инновационным и направлено на популяризацию педагогического труда.
Вторым направлением Модели повышения престижа педагогических профессий на уровне образовательной организации, является «Повышение профессиональной компетентности педагога», это направление является сопутствующим первому и третьему направлению всей Модели.
Педагогу, сегодня надо постоянно расти, так как время не стоит на месте, быть разносторонне образованным человеком, как и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, так и в области науки, культуры, иначе он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности. Мастерство, необходимо постоянно оттачивать, и для самосовершенствования существует многообразие форм (см. в таб. № 1)
Третье направление Модели повышения престижа педагогической профессии – «Вовлечение родителей в процесс повышения престижа педагогической профессии». Работа с родителями является неотъемлемой частью первого направления – «Профориентация дошкольников».
В этом направлении существенным является усовершенствование традиционных форм работы с родителями. Разработка и апробация разнообразных, полезных и интересных акций для родителей и детей, электронной газеты на базе дошкольного учреждения, других новых форм работы с родителями. Инновационные и смелые формы работы с родителями, оправдывают ожидаемые результаты. При помощи интересных форм работы с родителями возможно их вовлечение в образовательный процесс тем самым поднятие престижа педагогической профессии в глазах родителей, а значит и общества в котором мы живем в течении коротких сроков.
2. Полнота описания механизма
Модели повышения престижа педагогической работы
2.1.Структурные компоненты Модели повышения престижа педагогической профессии их связей и функциональной нагрузки, наглядно представлены в таблице №1.
Таблица №1 Структурные компоненты
2.2. Описание этапов реализации Модели, функциональной нагрузки, содержания работы, массовости и общедоступности мероприятий представлены в таблице № 2
Таблица № 2 Описание этапов реализации модели.
Этапы реализации | Вид работы/// Времен. отрезок | Содержание мероприятия | Массовость и общедоступность | Ответствен. функционал |
Ранняя профориентация дошкольника | Картотека игр, направленная на повышение престижа педагога пополняемая В течении учебного года | Подбор сюжетно- ролевых, дидактических, наглядных, игр и пособий развивающего характера и направленных на обогащение детей знаниями о педагогических профессиях, инструментарии педагогическом, внешнем облике, характере педагога, о важности этой профессии в жизни каждого человека, о важности этой профессии в разных странах мира. | Кол-во детей посещающих группу | Основной воспитатель каждой возрастной группы |
Акции, направленные на повышение престижа педагога 4-5 раз в год | «День самоуправления», когда каждый ребенок в группе может побыть воспитателем 15 минут «Подарю частицу своей профессии» - педагог дарит ребенку, частицу профессии: ручку, карандаш, простую тетрадь, линейку и пр. канцелярию. «Аптека для души» - чтение стихотворения или исполнение песни воспитателю к дню его рождения. «Пожелания дорогому воспитателю» - вручение рисунков, пожеланий воспитателю, и от воспитателя пожелания ребенку. Все акции не занимают много времени при подготовке, а также время проведения каждой акции не занимает у детей более 25 -30 минут. | Участники образовательного процесса (дети, педагоги, узкие специалисты, родители) | Старший воспитатель | |
Создание сетевого детского сообщества, на сайте ДОУ «Возможно, я будущий педагог» В начале учебного года | Детское сетевое сообщество предполагает общение между собой не только детей, но и работу педагогов и родителей. На этой интернет - страничке могут располагаться фото людей представителей различных педагогических профессий (логопед, учитель, воспитатель, учитель физкультуры) и фото инструментария. Здесь же можно расположить папку с электронными играми, где главный герой учитель, или другие лицензионные познавательные игры, типа «Баба Яга учится читать», где ребенок дошкольник, в роли наставника, учителя помогает Бабе Яге и другим героям. | Участники образовательного процесса | Педагог-психолог Модератор сайта | |
Клуб «Будущие педагоги» В течении учебного года | Дополнительное образование, кружок, где дети, играя в системе, получают знания о направлениях педагогических профессий, знакомятся с инструментарием каждого учителя (учитель химии имеет колбочки, реактивы, трубочки и т.п., учитель географии – карту, указку, глобус, и пр., и т.д.) Также участники клуба имеют возможность посещение кабинетов некоторых учителей, учителя-логопеда, учителя физики и пр. Дети, участники клуба имеют возможность общения с людьми, которые имеют интересные, творческие направления педагогической работы. | Дети дошкольного возраста, чьи родители видят в детях потенциал, примерно до 15 чел. | Старший воспитатель | |
Встречи с интересными людьми, представителями педагогических профессий 6-7 раз в год | В течении учебного года организовываются встречи детей с представителями педагогических профессий. Встречи организуются в форме квеста, круглого стола, симпозиума, пресс-конференции. Все формы встреч адаптируются под возрастной контингент детей и проводятся в игровой форме, вне занятий, занимают встречи от 15 до 45 минут. | Участники образовательного процесса | Основной воспитатель каждой возрастной группы | |
Проектная деятельность, направленная на повышение престижа педагога В течении учебного года | Проектная деятельность, направленная на повышение престижа педагога, предполагает разработку педагогического проекта, самим воспитателем. Проект может быть долгосрочным, среднесрочным, краткосрочным. Проект может быть исследовательский, познавательный, творческий или смешанный по форме, на усмотрение воспитателя. | Участники образовательного процесса | Старший воспитатель Осной воспитатель | |
Цикл бесед с использованием художественного чтения, рассматривания иллюстр. направленный на повышение престижа педагога В течении учебного года до 10 бесед (в зависимости от возраста детей) | Цикл бесед с использованием художественного чтения, рассматривания иллюстраций, направленный на обогащение детей знаниями о педагогических профессиях, инструментарии педагогическом, внешнем облике, характере педагога, о важности этой профессии в жизни каждого человека, о важности этой профессии в разных странах мира. | Основной воспитатель каждой возрастной группы и количество детей в группе | Основной воспитатель каждой возрастной группы | |
Этапы реализации | Вид работы Временной отрезок | Содержание мероприятия | Массовость и общедоступность | Ответствен. функционал |
Повышение профессиональной компетентности педагога | Курсы повышения квалификации В течении учебного года | Прохождение курсов повышения квалификации муниципального и краевого уровня, прослушивание вебинаров, участие в интернет курсах. | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты |
Методические объединения В течении учебного года | Обмен опытом с педагогами других дошкольных организаций о проделанной и предстоящей работе по вопросу о повышении престижа педагогической профессии | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | |
Педагогические советы В течении учебного года | Выступление, доклады воспитателей узких специалистов о проделанной и предстоящей работе по вопросу о повышении престижа педагогической профессии | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты. | |
Самообразование В течении учебного года | Приоритетной темой для самообразования, считать тему «Повышения престижа педагогической профессии», или в тему своего самообразования включить аспект темы по повышению престижа педагогической работы. | Ст.вос. Осн.во. Узкие специалисты Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | |
Участие в круглых столах, проблемных семинарах В течении учебного года | Выступление, доклады воспитателей узких специалистов о проделанной и предстоящей работе по вопросу о повышении престижа педагогической профессии | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты. | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты. | |
Участие в конкурсах различного уровня В течении учебного года | Качественное и количественное участие в конкурсах различного уровня | Ст.вос. Осн.во. Узкие специалисты Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | Ст.вос. Осн.во. Узкие специалисты Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | |
Публикации на сайте ДОУ, Публикации в разных изданиях района края В течении учебного года | Публикации должны быть направлены на поднятие престижа, позитивности педагогического работника. В публикациях возможно отметить успехи, достижения педагогов ДОУ. | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | Старший воспитатель Основной воспитатель Узкие специалисты | |
Участие в акциях, направленных повышение престижа педагога В течении учебного года | Акции такие как, «Подарю частицу своей профессии» - педагог дарит ребенку, частицу профессии: ручку, карандаш, простую тетрадь, линейку и пр. канцелярию, направлены на повышение престижа педагога в глазах и детей, и родителей | Старший воспитатель Основнойвоспитатель Узкие специалисты | Ст.вос. Осн.во. Узкие специалисты | |
Этапы реализации | Вид работы Временной отрезок | Содержание мероприятия | Массовость и общедоступность | Ответствен. функционал |
Вовлечение родителей в процесс повышения престижа педагогической профессии | Создание сетевого сообщества активных и заинтересованных родителей В течении учебного года | Сетевое сообщество родителей предполагает общение между собой и между педагогами и родителями. На этой интернет - страничке могут располагаться советы, рекомендации, игры, фото, весь тот материал, который бы так или иначе положительно может повлиять на повышение престижа педагогической профессии. | Родители и законные представители ребенка | Родители и законные представители ребенка |
Беседы (индивид..и групповые) В течении учебного года | Темы бесед формируются воспитателем или узкими специалистами ДОУ, направленные на повышение престижа педагогической работы и в течении учебного года проводятся беседы с родителями. | Родители и законные представители ребенка Воспитатель | Воспитатель группы | |
Индиви-дуальные проекты родителей В течении учебного года | Самые активные родители, разрабатывают свой проект, направленный на поднятие престижа педагогической деятельности и реализуют его в домашних условиях индивидуально со своим ребенком | Родители и закон. предст. реб. | Родители и закон. предст. Реб. | |
Электронная газета ДОУ (страничка от родителей) В течении учебного года | Активными и ответственными родителями создается Родительская страничка в периодическом издании (газете) ДОУ. На этой страничке могут располагаться советы, рекомендации, игры, фото, весь тот материал, который бы так или иначе положительно может повлиять на повышение престижа педагогической профессии. | Родители и законные представители ребенка. | Родители и законные представители ребенка |
2.3. Достижимость ожидаемых результатов реализации Модели повышения престижа педагогической профессии:
- повышение престижа педагогической профессии в глазах детей дошкольного возраста;
- повышение престижа педагогической профессии в обществе;
- повышение уровня квалификации во время реализации Модели педагогических кадров;
- формирование стабильного кадрового состава педагогических работников; - выявление талантливых специалистов в образовательных организациях;
- организация и проведение культурно- просветительских мероприятий, направленных на формирование повышения престижа педагогических профессий.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Представленная Модель повышения престижа педагогической профессии рассчитана на опережение и реальные показатели, возможно, оценить по истечению нескольких лет. И если благодаря нашей Модели общество не получит хороших педагогов через 15-20 лет, то уважение к профессиям педагогического направления с помощью разработанной модели возможно привить уже сейчас, среди детей дошкольного возраста и их родителей.
2.4. Материальная сторона обеспечения реализации Модели повышения престижа педагогической профессии представлена
в таблицах № 3.
Таблица № 3 Ресурсное обеспечение основного направления Модели
№ пп | Вид деятельности | Ресурсное обеспечение, определяющее успешность реализации Модели | Технологии необходимые для реализации Модели |
1 | Картотека игр, направленная на повышение престижа педагога пополняемая | Папки, коробки, бросовый материал, цветная бумага, картон | Технология коллективно-творческой деятельности (принцип – учение без принуждения, приоритет успешности обучаемого) |
2 | Акции, направленные на повышение престижа педагога | Ватман, краски, предметы канцелярии | Социо - игровые технологии |
3 | Создание сетевого детского сообщества, на сайте ДОУ «Возможно, я будущий педагог» | Возможность использования интернет ресурсов | ИКТ - технологии |
4 | Клуб «Будущие педагоги» | Дидактические игры, предметы – игрушки инструментарий педагогов, для сюжетных игр, организация экскурсий. | Игровые технологии |
5 | Встречи с интересными людьми, представителями педагогических профессий | Реальные люди-педагоги, готовые интересно рассказать, создать рекламу своей профессии. | Социо-игровые технологии |
6 | Проектная деятельность, направленная на повышение престижа педагога | На усмотрение педагога | Технология коллективно-творческой деятельности, Социо - игровые технологии, ИКТ - технологии |
7 | Цикл бесед с использованием художественного чтения, рассматривания иллюстраций, направленный на повышение престижа педагога | Художественная литература, сюжетные и предметные картины. | Наглядно-игровые технологии |
2.5.Привлечение социальных партнеров к реализации Модели
В качестве социальных партнеров в реализации Модели, на наш взгляд может выступить добровольный фонд родительского комитета, частично приобретение грамот и призов за счет бюджета муниципального управления образования, частично за счет бюджета муниципального образования сельского поселения, привлечение собственных средств педагогов, также в качестве спонсоров необходимо привлечь индивидуальных предпринимателей села.
2.6. Ограничения и риски реализации Модели и их минимизация.
Меры по управлению рисками реализации Модели повышения престижа педагогической профессии, сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов.
На ход реализации Модели существенное влияние оказывают следующие группы рисков:
-финансовые,
-правовые,
- организационные.
Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования Модели, причины, возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами:
-неполучение доходов от социальных партнеров,
-незапланированное увеличение расходов.
Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, отсутствие ожидаемых результатов реализации Модели.
К организационным рискам реализации Модели относится:
-ограниченность кадровых ресурсов,
-недостаточная квалификация участников реализации Модели,
- недостаточная квалификация ответственного исполнителя и исполнителей по реализации Модели.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска, осуществляется при помощи следующих мер:
- выделение промежуточных этапов,
- составление оперативных планов реализации мероприятий Модели,
- осуществление последующего мониторинга их выполнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность на уровне образовательной организации
Участвовала в инновационной деятельности на уровне образовательной организации в качестве руководителя творческой группы по подготовке к введению ФГОС ДО, разработке проекта образовательной программы ...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности на прогулке" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности на прогулке" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г. на уровне образовательной организации
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в ходе проектной деятельности" от 12.03.2020 г....
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста образа мира взрослых через сюжетно-ролевые игры» в банк данных на уровне образовательной организации» от 28.04.2020
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста образа мира взрослых через сюжетно-ролевые игры» в банк данных на уровне образовательно...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...
Ообобщении опыта работы педагогического работника на уровне образовательной организации
Обобщении опыта работы педагогического работника на уровне образовательной организации...
Обобщение опыта работы педагогического работника на уровне образовательной организации
Обобщение опыта работы педагогического работника на уровне образовательной организации...