Содержание предметно-развивающей среды в старшей логопедической группе "Кораблик".
статья по логопедии (старшая группа)

Назаркина Елена Владимировна

Развивающая среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание предметно-развивающей среды в старшей логопедической группе  «Кораблик»

                                                                  Воспитатели:Назаркина Е.В

                                                                                           Чевтайкина Е.Ф

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих группу. Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Детский сад реализует образовательную программу «Детство», поэтому создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности.

Групповая комната старшей группы представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование,  комната сказок , расположенная в фойе детского сада , «Мордовская изба» ,где дети знакомятся с культурой и традициями мордвы. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда группы и детского сада комбинированного вида отвечает художественно-эстетическим требованиям. Пространство помещений преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры», которые выполняют потребность ребенка в развитии познавательного общения и активности.

В то же время некоторые уголки предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному, развитие способности к самостоятельности.

В группе пространственное расположение игр подчинено развитию речи и основных психических процессов.

Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды, имеется различное оборудование:  мячи, обручи, кубики, платочки, разноцветные флажки, ленточки др. Дети могут свободно поиграть с кеглями, мячами, обручами и скакалками.

В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.

Центр музыкального развития

Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.

Центр театрализованной деятельности

Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр . Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу..

Центр художественного творчества и  ИЗО

Уголок ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

Уголок природы

В нашей группе есть уголок природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми. Уголок природы содержит календарь природы, материалы опытнической деятельности, аквариум с рыбками( в виде светильника), дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. Имеющийся в детском саду материал и правильная его организация способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания.

Уголок природы знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.

Центр  речевого  творчества

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

В группе имеются специальные  уголки сюжетно-ролевых игр, оборудованные по принципу подбора игр по игровым зонам: "Поликлиника", "Жилая комната", "Парикмахерская", "Магазин",

«Ателье» , «Почта».

Игровой центр «Жилая комната»

Основной вид деятельности детей — игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол,  кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды и т. п. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

Игровой центр «Поликлиника»

В игровом центре «Поликлиника» собраны разнообразные материалы: ростомер, весы, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинские банки и медицинский халат. Все это помогает формировать представление об окружающей среде у детей.

Игровой центр «Парикмахерская»

Центр оснащен различным оборудованием: зеркало, накидка, расчески, флаконы, бигуди, заколки, фен, образцы причесок, ножницы, машинка для стрижки.

Игровой центр «Магазин»

Данный центр оснащен разнообразными материалами: витрины, прилавок, фартуки для продавцов, муляжи овощей и фруктов, молочные продукты, кондитерские продукты, баночки кофе, чая, рыбные продукты, связки лука, лимонов, яблок, счеты, корзинки.

Уголок по ПДД

В этом уголке собраны различные машины, самолеты, руль, макет улицы, дорожные знаки, дидактические игры и многое другое.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Центр краеведения

Формирует у детей элементарные представления о национальной принадлежности. Привлекаем детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения, отражающей региональную специфику – оформлению уголка мордовской культуры в группе, краеведческого мини- музея. Расширяем представления детей о Республике Мордовия, формировать интерес к культуре и обычаям мордовского народа. Продолжать знакомить детей со столицей Мордовии – городом Саранск, его достопримечательностями (Мемориальный музей военного и трудового подвига, Мордовский Республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, Республиканский объединенный краеведческий музей, Кафедральный святого праведного воина Феодора Ушакова, Национальный и Русский драматический театры, кинотеатры, памятники, площади, учебные заведения, парк, железнодорожный вокзал).  Рассказываем о культуре и обычаях мордовского народа. Учим уважать культуру народов, населяющих территорию Республики Мордовия (мордвы, татар, русских и др.). Познакомить с гербом, гимном и флагом республики Мордовия. Показываем герб Саранска. Продолжаем  знакомить с творчеством художников (Ф. В. Сычкова, В. А. Попков, А. А. Мухин), сказительниц (С Люлякина) поэтов (А. И. Полежаев), писателей (Я. Пинясов, Н. Мирская), скульптора С. Д. Эрьзи, музыкантов (Л. П. Кирюков, Г. И. Сураев-Королев, Г. Г. Вдовин, Н. В. Кошелева и др.), имеющих отношение к Мордовии и т.д. Формируем чувство гордости за знаменитых земляков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание предметно-развивающей среды в ДОУ

Некоторые аспекты организации и содержания предметно-развивающей среды в ДОУ из личного опыта....

Предметно – развивающая среда в старшей логопедической группе «Пчелка» (Часть 1)

Предметно – развивающая среда в старшей логопедической группе «Пчелка» (Часть 1)...

Предметно – развивающая среда в старшей логопедической группе «Пчелка» (Часть 2)

Предметно – развивающая среда в старшей логопедической группе «Пчелка» (Часть 2)...

Предметно-развивающая образовательная среда в старшей группе "Урумэччи"

Развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...