для родителей
консультация на тему

Цыганкова Зинаида Васильевна

Поощряем и наказываем правильно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazanie_ili_pooshchren.dlya_rodit.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Поощряем и наказываем правильно»

        Всем нам приходится хвалить и наказывать своих детей. Сколько существует педагогика, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Одни боятся захвалить и воспитать ребенка чересчур избалованным, другие, наоборот, используют похвалу как главный метод воспитания.

      Наказание и поощрение играют большую роль в воспитании ребенка. И наказание, и поощрение призваны вырабатывать условный рефлекс: за правильным поведением следует поощрение, за неправильным–наказание.

Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное–значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего.

       Ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки. Но не стоит оставлять без внимания любые плохие действия ребенка.

Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие.

      Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Важно, чтобы ребенок принял и понял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Очень важно также при совершении ребенком проступка выяснить его мотивы: сделал ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов следует оценить случившееся. Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостями и самим ребенком!

     Часто родители сгоряча говорят: «Ты совершил это, значит ты плохой!» Но следует, прежде всего, донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Лучше сказать, так: «Как ты мог? Я от тебя этого не ожидал(а). Ты ведь такой умный ребенок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?».  Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

     Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!» Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приемах–поощрения и похвалы или наказаний и осуждений?

Педагог-психолог

МБДОУ  д/c ОРВ «Солнышко»

Цыганкова З.В.

Памятка для родителей

«Искусство наказывать и поощрять»

1.Если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания. Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

2.Когда выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

3.Наказание не должно вредить здоровью–ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказывать ребенка лучше,  Лишая его хорошего, чем делать ему плохое.

4.При наказании не припоминайте прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно.

5.Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми. Если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Позже, в отсутствие ребенка, можно выяснить свои разногласия.

6.Наказывая, не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка. Нельзя бить ребенка, обзывать бранными словами, кричать, надолго ставить в угол, наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).

7.Нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день.

8.Не стоит наказывать перед сном– ребенок будет плохо спать.

9.Не ругайте ребенка за едой– пища будет плохо усваиваться.

10. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек– ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...