Шахматная азбука
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" в страршей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_shahmatnaya_azbuka_1.docx | 55.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»
Содержание
| |
| 3 |
| 5 |
| 5 |
| |
| 6 |
| 7 |
| |
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 16 |
3.2.Режим работы | 17 |
3.3. Особенности организации и проведение занятий | 17 |
Приложение | 18 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И. Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель:
Создание условий для развития личностных, интеллектуальных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе развития дошкольников, через обучение в игры с шахматами.
Задачи:
Прививать интерес к игре.
- Продолжать знакомить детей с первоначальными навыками игры в шахматы, знакомить с историей шахмат;
- Развивать у детей вариативное мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- Активизировать мыслительную деятельность дошкольника, тренировать логическое мышление и память;
- Развивать наблюдательность, внимание, умение ориентироваться на плоскости;
- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах;
Содержание программы «Шахматная Азбука»
Программой предусматривается 39 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для старшей группы. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старшей группы.
1.2 Характеристика особенностей развития детей старшей группы
(5-6лет).
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Проявляют умение слышать других и стремление быть понятым другими.
В процессе занятии дети познакомятся с разными терминами: шах, мат, пат и т.д., названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь и т.д.
1.3 Планирование результатов освоения программы
К концу курса дети должны знать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.
К концу курса дети должны уметь:
Ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Особенности образовательной деятельности
Объем программы: программа рассчитана на один год обучения для детей 5-6 лет.
Режим занятий: группа формируется из детей, посещающих старшую группу по желанию родителей. Организованная образовательная деятельность проводится 1 раза в неделю (4 раз в месяц). Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН: старшие группы – 25 минут.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия: включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Для закрепления знаний: используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
2.2 Тематический план для детей старшего дошкольного возраста
Месяц Неделя | Тема | Цель | Кол-во занятий |
Сентябрь 1-4 | «Знакомство с шахматной доской» | Создание условий для развития детей в процессе ознакомления с шахматной доской, как игровом поле для шахмат. | 2 |
Октябрь 1-2 | « В гостях у Горизонталика и Вертикалика» | Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. | 2 |
Октябрь 3-4 | «Диагональ» | Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. | 2 |
Ноябрь 1-2 | «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» | Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. | 2 |
Ноябрь 3-4 | «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» | Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. | 2 |
Декабрь 1-2 | «Могучая фигура ФЕРЗЬ» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | 2 |
Декабрь 3-4
| «Прыг, скок и вбок» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | 2 |
Январь 3-4 | «Король жаждет боя» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | 2 |
Февраль 1-2 | «Ворота Каиссии» | Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. | 2 |
Февраль 3-4 | «Шах – что это?» | Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». | 2 |
Март 1-2 | «Шах – что это?» | Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. | 2 |
Март 3-4 | «Мат и пат» | Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | 2 |
Апрель 1-2 | «Мат и пат» | Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | 2 |
Апрель 3-4 | «Шахматная страна» | Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы. | 2 |
Май 1-3 | «Шахматный КВН» | Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. | 2 |
Примерное содержание
Сентябрь 1 неделя | Занятие 1. Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, | Игры: «Прогуляйся по улице» (в каких направления можно пойти). «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры). «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток и т.д. |
Сентябрь 2 неделя | Занятие 2. Начальная позиция. | Игры: «Адреса» фигур, правила хода; пешка (без правила превращения и взятия на проходе), ладья, слон, ферзь, король. |
Сентябрь 3 неделя | Занятие 3. Шахматная нотация | Игры: «Кто быстрее?» Воспитатель записывает на доске шахматные поля, дети находят их у себя в блокноте и |
Сентябрь 4 неделя | Занятие 4. Ладья и слон. Ходы: взятие, сила. Линейные и двойные | Игры: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей «обстреляет» |
Октябрь 1 неделя | Занятие 5. Король и ферзь. Ходы, взятия, удары, сила, первое понятие | Игры: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает король и ферзь в центре, сбоку, в углу, определить силу). Игра: «Собери урожай» с королем (съесть королем все пешки на доске, стараясь не попадать под шах). |
Октябрь 2 неделя | Занятие 6. Конь. Ходы, взятие, сила, удары. | Нарисовать в блокноте букву «Г» в восьми положениях. Показать, как Игры: «Огонь» (выложить фишками все поля, которые обстреливает конь, определить силу, напомнив, что он еще может перепрыгивать через фигуры). «Гости» (путешествие конями из угла в угол - сосчитать углы). |
Октябрь 3 неделя | Занятие 7. Конь. Закрепление. Понятие «Вилка». | Игры: «Соберем урожай» (съесть конем все пешки, можно с «Кто быстрее» - передвижение коня из угла в угол; на соседнее с |
Октябрь 4 неделя | Занятие 8. Пешка. Ходы, взятия, правило превращения, сила (без правила взятия на проходе). | Игры: «Огонь» (определить, сколько полей обстреливает пешка). «Соберем урожай» (побить пешкой как можно больше фигур и |
Ноябрь 2 неделя | Занятие 9. Шах и мат. Примеры. Способы защиты от шаха. | Игра: «Поставь защиту» - поупражнять детей в умении правильно |
Ноябрь 3 неделя | Занятие 10. Рокировка. Закрепление понятий «шах» и «мат». | Игра: «Кто первый?» (из 2-3 предложенных позиций найти где мат). |
Ноябрь 4 неделя | Занятие 11. Относительная ценность фигур. Размен. | Игра: «Кто внимательнее?»- Показать несколько «ловушек», в |
Ноябрь 5 неделя | Занятие 12. Мат и пат. Решение задач в один ход на мат и пат. | Игры в парах. Эндшпиль (поставить мат за один - три хода). |
Декабрь 1 неделя | Занятие 13. Мат двумя ладьями (линейный мат, варианты). | Тренировка в парах (дети по очереди играют королем и ладьями, |
Декабрь 2 неделя | Занятие 14. Мат ферзем. Повторение понятия «пат». | Игра детей в парах на постановку мата ферзем (разные варианты). |
Декабрь 3 неделя | Занятие 15. Мат ладьей. Понятие «оппозиция». | Упражнение в парах в постановке мата ладьей и королем. Проверить |
Январь 1-2 неделя | Занятие 16. Пат (постараться выяснить усвоение материала каждым ребенком). | Совместное обсуждение четырех вариантов; линейный мат, мат |
Январь 3 неделя | Занятие 17. Проверка домашнего задания по теме 16. Проигрывание лучших вариантов. Шахматные игры на объединение. Правило взятие на проходе. Совместное решение лучших вариантов придуманных | Перед началом соревнования познакомить с правилом взятия на проходе (показать Игра «гости» на |
Февраль 1 неделя | Занятие 18. Вилка и связка. Двойной шах. | Игровые упражнения «Сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя |
Февраль 2 неделя | Занятие 19. Защита от связки. Вскрытый шах, спертый мат. | Игровые упражнения со всей подгруппой детей: «Придумай конечный вариант спертого мата», «Покажи варианты мата Легаля», «Расставь фигуры, предложенные педагогом, так, чтобы противнику не удалось сделать вилку», «Придумай позицию, из которой противник получит вскрытый шах», |
Февраль 3 неделя | Занятие 20. Пешки против королей. Правило квадрата | Расставить 2 позиции: король с пешкой против короля, где пешка побеждает. |
Февраль 4 неделя | Занятие 21. Пешечные окончания. Расчет вариантов. | Игровое упражнение: «Война пешею» - игра одними пешками с целью |
Март 1 неделя | Занятие 22. Король с пешкой против короля. Правило «ключевых полей». | Проиграть со всей подгруппой варианты прохода пешки, |
Март 2 неделя | Занятие 23. Мат двумя слонами. Варианты пата. | Тренировка в парах: поставить мат двумя слонами из разных |
Март 3 неделя | Занятие 24. Шахматные игры. | Повторение всего, что делали до этого. Дети играют партию до постановки мата (если мат |
Апрель 1 неделя | Занятие 25. Повторение приемов шахматной игры. | Проигрывание плохо усвоенных детьми приемы шахматной игры. |
Апрель 2 неделя | Занятие 26. Проигрывание учебных партий, (можно взять из «шахматный букварь раскраска» - А. Кентлера). | Про играть несколько партий (варианты мата Легаля, защиту |
Апрель 3-4 неделя | Занятие 27. Решение задач на мат в два хода. | Разделить детей на две команды. Каждая команда решает одну и ту же |
Май 1 неделя | Занятие 28. Мельница. Цугцванг. | Во время шахматной партии, встречается комбинация под названием «мельница» (серия чередующихся шахов при которой можно съесть почти все неприятельские фигуры). Показать комбинацию мельница. |
Май 2-3 неделя | Занятие 29. Шахматная эстафета. | Разделить детей на две команды, предложить решить занимательные |
Май 4 неделя | Занятие 30. Шахматный турнир. | Разбить всю группу на 2 подгруппы, приблизительно равные по силам. Затем выигравшие играют друг с другом, а проигравшие с |
Взаимодействие с семьей:
1. Консультация на тему: «Как шахматы развивают детей»
2. Домашнее задание в соответствии с примерным содержанием дополнительной программы.
3. Приглашение родителей на открытые занятия.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методическое обеспечение:
Литература:
1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
5. Г.М. Зенков «Первый шаг» (<<Пласт», 1993г., Кемеровская
область).
5. в.г. Гришин «Малыши играют в шахматы» (Москва
«Просвещение» 1991г.)
Используемое оборудование:
Доска магнитная
Шахматы
Листы бумаги в клетку
Карандаши
3.3. Особенности организации и проведения занятий
В начале учебного года составляется примерный тематический план работы на год. В зависимости от условий, возможностей усложняются.
В начале каждого занятия обязательно сообщаются инструкция по технике безопасности при работе:
- Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
- Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35 – 40 м., чтоб не развивалась близорукость и в глаза не падали частички материалов.
- По окончании работы используемый материал убирается на место.
Приложение
Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте»
В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаю вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? « Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? « Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? « Правила игры в шахматы» и многое другое.
ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.
Когда же лучше начать заниматься с ребенком?
Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.
Чем полезны занятия шахматами для ребенка?
1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.
4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Игра в шахматы очень полезна для детей .
Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности.
Функции шахмат в развитии детей
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
· Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
· Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
· Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.
Как начать обучение шахматам
Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.
Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подвижные игры для детей дошкольного возраста обучающихся шахматной азбуке
при обучении детей шахматам можно использовать подвижные игры, как для закрепления знаний полученных на занятиях, так и источник радостных эмоций. Эти игры можно использовать и в свободное время...
Программа дополнительного образования "Шахматная азбука"
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.
Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...
Программа "Шахматная азбука"
Программа для развития интеллектуальных способностей для детей старшего дошкольного возраста "Шахматная азбука"...
Программа обучения старших дошкольников игре в шахматы "Шахматная азбука"
Обучение игре в шахматы детей старшего возраста...
Презентация программы дополнительного образования "Шахматная Азбука"
Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.Процесс обучения азам этой древней игры способ...
ШАХМАТНАЯ АЗБУКА
кружок...