конспект занятия по экологическому воспитанию "Сороки"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Сказка» муниципального образования – Путятинский район Рязанской области
Конспект непосредственно
образовательной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие.
Тема: «Сороки»
(средняя группа).
Воспитатель:
Кулемина Т.В.
с. Путятино 2017г.
Цель: уточнять и расширять знания детей о народном празднике «Сороки»; формировать представление детей о том, что праздник посвящён прилёту птиц, приходу весны; напомнить детям о народном обычае печь к празднику печенье – жаворонки; учить отгадывать описательные загадки о перелётных птицах, выразительно читать заклички; закреплять представления об образе жизни птиц. Развивать интерес к народным праздникам с помощью народных игр, «Жаворонок»; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
Предварительная работа: чтение стихов о весне, загадывание загадок о птицах, беседа о празднике «Сороки».
Ход:
Дети под весёлую музыку заходят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель:
Отшумели все метели, и морозы не трещат,
С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее стали мартовские дни,
И под снегом, на дорожках, уж проталины видны.
Звонко нам поёт синица возле нашего окна.
В марте в дверь к нам постучится настоящая весна.
Вот и закончилась холодная зима, пришла к нам красавица Весна. А вы знаете, что бывает не одна весна, а целых три? Какие они и как называются?
Обобщение ответов детей: март – первый месяц весны, весна света. День стал длиннее, солнце ярко светит, греет сильнее. Апрель - второй месяц весны, весна воды. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход. Май - последний весенний месяц, весна зелёной травы. На деревьях распускаются листья, появляется зелёная травка, расцветают цветы.
По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них жаворонок. По приметам именно с этого времени, когда сорока начинает вить гнездо и кладёт в него сорок палочек, а с юга возвращается сорок разных «пташек» наступает весна.
Воспитатель: Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие птицы прилетают к нам из тёплых краёв.
Всех перелётных птиц черней,
чистит землю от червей,
Вдоль пашням мчится вскачь,
А зовётся птица …(грач)
Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг…(скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из песка и глины…(ласточка)
Воспитатель: Как называются все эти птицы. Ответ –перелётные.
Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок своё жильё. Жаворонок строит своё гнездо на земле, грачи живут в гнёздах на высоких деревьях, зяблики селятся в садах и парках, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди. Но не всем хватает домиков и у них часто возникают споры. Чтобы всем хватило домиков, люди делают скворечники.
Ещё с давних времён повелось, чтобы птицы с дороги не сбились, их весной закликали. Давайте и мы покличем их.
Дети берут птиц на палочках и читают заклички:
1 ребёнок: Уж, вы, пташечки, щебетушечки
Прилетите к нам.
2 ребёнок: Весну красную, весну ясную
Принесите нам.
3 ребёнок: Летят журавли
По Руси, по Руси.
4 ребёнок: Воробьи чирикают,
Весну – Красну кликают.
5 ребёнок: Синички – сестрички,
Скворцы – молодцы
6 ребёнок: Из – за моря к нам летите,
Весну красную несите.
Дети садятся на стульчики.
(Включается запись голосов птиц)
Воспитатель: Слышите, птицы запели.
На Сороки сорок птиц прилетают
Опустилось на землю тихое : «Ау»,
На неведомом суку вздрогнуло «Ку – ку».
Застучало по стволам : «Тук – тук»
Лес встаёт навстречу нам. Кто там?
Воспитатель задаёт вопросы:
- Какие птицы зимуют в наших краях?
(Ворона, синица, голубь, сорока, дятел, клёст, воробей..)
Воспитатель: холодной зимой птицам приходится трудно, голодно. Люди помогают птицам, а как мы с вами заботимся о птицах зимой?
Ответы детей: делаем кормушки, развешиваем их на улице, насыпаем корм.
А ещё весной прилетают жаворонки.
Жаворонки – жаворонки, летите,
Весну на крыльях несите.
Птиц встречайте, игры затевайте!
Народная игра «Жаворонок».
Дети встают в круг, один ребёнок выбирает считалкой «жаворонка»: Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю я считать
Досчитала до пяти
Ну – ка, жаворонок, лети!
«Жаворонок» стоит в центре круга, дети, взявшись за руки, ходят по кругу и говорят: В небе жаворонок пел
Колокольчиком звенел
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
А кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
«Жаворонок» выбегает из круга и звенит в колокольчик, дети закрывают глаза, «жаворонок» кладёт колокольчик за чьей – либо спиной. Тот, кто догадается за чьей спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами встретили весну праздником, который издавна отмечался на Руси. Как он называется?
Дети: Сороки.
Воспитатель: В старину выпекали на праздник Сороки из теста птичек. Они называются «жаворонки» и созывали весну.
«Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам из теста слепить птичек. Давайте наденем поварские колпаки и фартуки и примемся за работу.
(дети лепят из солёного теста жаворонков)
Воспитатель: (встают вкруг на ковре) Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вы узнали нового? Какой праздник сегодня отмечают? Каких птичек вы сегодня лепили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»
Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе на тему: «Экологические сказки»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/24/picture-1257071-1592996930.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе тема занятия: «Яркое лето» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Задачи: - воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. - закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Воспитывать любовь к при...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/24/picture-1257071-1592996930.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: "Мы спасаем лес" (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО
Задачи:1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.3. Учить бережному и доброму отношению к природе.4. Развивать речь, творческую, поз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/24/picture-1257071-1592996930.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе Тема занятия: Кто живёт на ферме? (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Программное содержание: формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: кормит, лечит). Развивать умственную о...