"Театр в жизни детей"
статья (младшая группа) на тему

Гатауллина Сурия Шамиловна

Воспитание интереса к театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_v_zhizni_detey.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon teatr_v_zhizni_detey.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Низамиева Люция Варисовна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 339 комбинированного вида» г.  Казани

Гатауллина Сурия Шамиловна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 339 комбинированного вида» г.  Казани

ТЕАТР В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

С первых дней жизни ребенок стремится к общению с близкими людьми, нуждается во внимании и заботе.

Чтобы общение стало интересным, познавательным и развивающим очень хорошо использовать сказки, театр. Он развлекает и воспитывает, развивает и учит, раскрепощает и повышает уверенность в себе.

Первое знакомство детей с театральной куклой возможно уже в годовалом возрасте. Малыши смотрят представление в исполнении старших дошкольников, воспитателей, родителей, охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их, могут проявить самостоятельность, «помогать» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая фразы знакомых сказок [1, c.5].

Сказки… Почему их так любят дети и взрослые? Сказки зовут нас в путешествие со своими героями, которые встречаются с опасностями и успешно их преодолевают, находят верных друзей, учат не пасовать перед трудностями. Сказки имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы, определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолевать. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам, ребенок познает не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу [4, с. 95]. Как отмечал В.А.Сухомлинский, «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценирование».

Игра в сказку помогает каждому малышу почувствовать себя ее героем, волшебником, творцом, развивает у ребят фантазию, дает возможность почувствовать поддержку товарищей, которые всегда придут на помощь.

Куклы могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Они никого не оставят равнодушными, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, которыми он пользуется в повседневной жизни. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации [3, с. 4].

Для ребенка кукла по-прежнему остается главным персонажем в жизни и лучшим партнером по игре.

Боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, опасение быть осмеянным сверстниками или получить негативную оценку своих поступков взрослыми – все это, как снежная лавина, обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. И в этом случае на помощь ребенку могут прийти театральные куклы.

В младшем возрасте прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети этого возраста с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения. Поэтому важно научить детей некоторым способам игровых действий по образцу. Проводить игры «Наседка и цыплята», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта.

Произведения народного творчества глубоко проникают в жизнь ребенка, формируют у него эмоционально-эстетическое восприятие родной культуры.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, пробуждает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

В театральной деятельности независимость ребенка проявляется в желании действовать по-своему, влияет на развитие самостоятельной игры. Увлекательный сюжет, запоминающиеся персонажи обязательно вызовут сильную эмоциональную реакцию ребенка.

В театрализованных играх детей обнаруживается тесная связь с сюжетно-ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы, позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной стороны [4, с.117].

Общая игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей боятся групповой деятельности. Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Главное  - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Добавить к этому интересные, красочные, необычные куклы, игрушки, атрибуты, интересный текст, захватывающий сюжет, ненавязчивое привлечение ребенка сначала к игре, затем к инсценировке и результат налицо.

Свою театрализованную деятельность начинали с прослушивания сказок, рассказов. Рассматривали иллюстрации, рассказывали сказки. Более активные дети присоединялись к пересказу. Ведь в каждой группе есть дети смелые, любознательные, а также застенчивые и робкие. Как правило, шустрые всегда и везде впереди. Также с рассказыванием, игрой и инсценировкой. Главные роли всегда распределялись между такими детьми. Но хотелось привлечь к театру и других детей.

Сначала внимание детей привлекали красочными иллюстрациями, книжками, затем заинтересовывали необычными куклами. Сложности бывали в управлении куклами на ширме. Не все дети тогда решались участвовать в этом. Но постепенно интерес превосходил нерешительность,  и подержать своеобразных кукол пробовали все. Не менее важным в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Репетиции, работа над этюдами не менее значимы, чем спектакль. Этюдами зачастую служат малые  фольклорные формы, произведения народного творчества.

Любую образовательную деятельность мы начинали с пальчиковой или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме. Такое начало образовательной деятельности помогает детям сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему. Очень нравятся детям упражнения для языка, губ. Мимическая гимнастика, также одно из любимых занятий.

Большое место отводили формированию навыков общения и умения вести диалог. Для этого использовали шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, песенки с использованием вязаных животных пальчикового театра. Все это помогает сделать обучение увлекательным, разнообразным [1].

Театрализованная деятельность решает не только задачи художественно-эстетического воспитания, а также помогает в освоении разговорной речи, воспитании умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающим, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, - осуществление этих задач связано с воспитанием у детей способности и умений эстетически воспринимать произведения литературы и развитием их художественно-речевой деятельности.

Чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций, показ настольного театра, репетиции и подготовка кукол и костюмов, атрибутов и декораций – все это в совокупности огромный труд в достижении цели – в театрализации. И все же, главное – это атмосфера доброты и сердечности, и тогда в глазах ваших детей вы увидите радость, признательность и любовь.

Список литературы

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-128с.

2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петркшек. Пособие для воспитателей и муз.руководителей дет.садов. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с., ил., 8 л. ил.

3. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких: (театр. занятия с детьми от 1 года до 3 лет) / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. - М.: Линка-Пресс, 2009.-224с.

4.  Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д.Кошелева и др. ; Под ред. А.Д.Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. – 176с., ил.



Предварительный просмотр:

Низамиева Люция Варисовна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 339 комбинированного вида» г.  Казани

Гатауллина Сурия Шамиловна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 339 комбинированного вида» г.  Казани

ТЕАТР В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

С первых дней жизни ребенок стремится к общению с близкими людьми, нуждается во внимании и заботе.

Чтобы общение стало интересным, познавательным и развивающим очень хорошо использовать сказки, театр. Он развлекает и воспитывает, развивает и учит, раскрепощает и повышает уверенность в себе.

Первое знакомство детей с театральной куклой возможно уже в годовалом возрасте. Малыши смотрят представление в исполнении старших дошкольников, воспитателей, родителей, охотно и с удовольствием вслушиваются в уже знакомые им тексты, узнают их, могут проявить самостоятельность, «помогать» взрослому, проговаривая отдельные слова или договаривая фразы знакомых сказок [1, c.5].

Сказки… Почему их так любят дети и взрослые? Сказки зовут нас в путешествие со своими героями, которые встречаются с опасностями и успешно их преодолевают, находят верных друзей, учат не пасовать перед трудностями. Сказки имеют большое психологическое значение для детей. Детское сознание наделяет животных, игрушки, различные предметы, определенными чертами человеческого характера, проводя аналогию с внешностью и поведением реальных людей. Волки, медведи, драконы в сказках олицетворяют трудности, которые надо преодолевать. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению детских страхов. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам, ребенок познает не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу [4, с. 95]. Как отмечал В.А.Сухомлинский, «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценирование».

Игра в сказку помогает каждому малышу почувствовать себя ее героем, волшебником, творцом, развивает у ребят фантазию, дает возможность почувствовать поддержку товарищей, которые всегда придут на помощь.

Куклы могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Они никого не оставят равнодушными, потому что напоминают малышу те привычные детские игрушки, которыми он пользуется в повседневной жизни. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации [3, с. 4].

Для ребенка кукла по-прежнему остается главным персонажем в жизни и лучшим партнером по игре.

Боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, опасение быть осмеянным сверстниками или получить негативную оценку своих поступков взрослыми – все это, как снежная лавина, обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений. И в этом случае на помощь ребенку могут прийти театральные куклы.

В младшем возрасте прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети этого возраста с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения. Поэтому важно научить детей некоторым способам игровых действий по образцу. Проводить игры «Наседка и цыплята», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта.

Произведения народного творчества глубоко проникают в жизнь ребенка, формируют у него эмоционально-эстетическое восприятие родной культуры.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, пробуждает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

В театральной деятельности независимость ребенка проявляется в желании действовать по-своему, влияет на развитие самостоятельной игры. Увлекательный сюжет, запоминающиеся персонажи обязательно вызовут сильную эмоциональную реакцию ребенка.

В театрализованных играх детей обнаруживается тесная связь с сюжетно-ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы, позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной стороны [4, с.117].

Общая игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей боятся групповой деятельности. Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Главное  - создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Добавить к этому интересные, красочные, необычные куклы, игрушки, атрибуты, интересный текст, захватывающий сюжет, ненавязчивое привлечение ребенка сначала к игре, затем к инсценировке и результат налицо.

Свою театрализованную деятельность начинали с прослушивания сказок, рассказов. Рассматривали иллюстрации, рассказывали сказки. Более активные дети присоединялись к пересказу. Ведь в каждой группе есть дети смелые, любознательные, а также застенчивые и робкие. Как правило, шустрые всегда и везде впереди. Также с рассказыванием, игрой и инсценировкой. Главные роли всегда распределялись между такими детьми. Но хотелось привлечь к театру и других детей.

Сначала внимание детей привлекали красочными иллюстрациями, книжками, затем заинтересовывали необычными куклами. Сложности бывали в управлении куклами на ширме. Не все дети тогда решались участвовать в этом. Но постепенно интерес превосходил нерешительность,  и подержать своеобразных кукол пробовали все. Не менее важным в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Репетиции, работа над этюдами не менее значимы, чем спектакль. Этюдами зачастую служат малые  фольклорные формы, произведения народного творчества.

Любую образовательную деятельность мы начинали с пальчиковой или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме. Такое начало образовательной деятельности помогает детям сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему. Очень нравятся детям упражнения для языка, губ. Мимическая гимнастика, также одно из любимых занятий.

Большое место отводили формированию навыков общения и умения вести диалог. Для этого использовали шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, песенки с использованием вязаных животных пальчикового театра. Все это помогает сделать обучение увлекательным, разнообразным [1].

Театрализованная деятельность решает не только задачи художественно-эстетического воспитания, а также помогает в освоении разговорной речи, воспитании умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающим, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, - осуществление этих задач связано с воспитанием у детей способности и умений эстетически воспринимать произведения литературы и развитием их художественно-речевой деятельности.

Чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций, показ настольного театра, репетиции и подготовка кукол и костюмов, атрибутов и декораций – все это в совокупности огромный труд в достижении цели – в театрализации. И все же, главное – это атмосфера доброты и сердечности, и тогда в глазах ваших детей вы увидите радость, признательность и любовь.

Список литературы

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-128с.

2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петркшек. Пособие для воспитателей и муз.руководителей дет.садов. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с., ил., 8 л. ил.

3. Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких: (театр. занятия с детьми от 1 года до 3 лет) / Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. - М.: Линка-Пресс, 2009.-224с.

4.  Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д.Кошелева и др. ; Под ред. А.Д.Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. – 176с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр в жизни детей

ТЕАТР В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ. Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному...

Доклад «Театр в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы связанные: с нравственным воспитанием, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фа...

Театр в жизни детей

Театр в жизни детей. Рекомендации для воспитателей ....

Театр в жизни детей.

Замечательноая консультация для родителей про театр, виды театра и роли его в жизни ребёнка....

Театр в жизни детей

Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление...

Театр в жизни детей дошкольного возраста

Огромную и не заменимую роль играет театр и вообще художественное слово в жизни ребёнка, особенно дошкольного возраста!Это замечательный кладезь искусства, приобщения к литературе, мировой и отечестве...

Консультация для родителей "Роль театра в жизни детей"

Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. Театр учит детей видеть прекрасное и доброе в жизни, зарождает стремле...