Проект "Пасха"
проект (старшая группа) на тему

Гипотеза: при ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста

Цель проекта:  расширение знаний дошкольников о традиции

празднования православных праздников на примере  праздника Пасха.

Задачи, решаемые в рамках проекта:

1. Познакомить детей с традициями празднования Пасхи;

2. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

3.. Развивать коммуникативные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, уметь действовать сообща, прививать интерес к православной культуре;

4. Воспитывать интерес к народному искусству. Продолжать знакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц. Уточнить знания о способах и вариантах росписи (окрашивание, украшение узором, рисование сюжетов). Учить расписывать яйца любым из этих способов, передавая свои пожелания путём изображения символов, выбора цветовой гаммы.

5. Активизировать совместное детско-взрослое общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pasha.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект.

Светлая Пасха. Праздник и пасхальные традиции.

Вид проекта: творческо – информационный.

Продолжительность проекта: краткосрочный 10.04.- 21.04. 2017 г.

Актуальность проекта. 

Пасха «Светлое Христово Воскресенье» – самый радостный и большой праздник христиан. Праздников праздник и торжество торжеств— так называют верующие люди Пасху. Празднование Пасхи— многовековая традиция, но и сегодня праздник  Светлой Пасхи   продолжает объединять людей, нести им добро и взаимопонимание.

Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым

Чтобы наши дети  знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи, мы разработали педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Светлая Пасха. Праздник и пасхальные традиции»

Основополагающий вопрос:

Почему христиане считают Пасху главным праздником?

Проблемные вопросы:

1. Как появился праздник Пасхи?

2. Как возник обычай красить и дарить яйца?

Гипотеза: при ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста

Цель проекта:  расширение знаний дошкольников о традиции

празднования православных праздников на примере  праздника Пасха.

Задачи, решаемые в рамках проекта:

1. Познакомить детей с традициями празднования Пасхи;

2. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

3.. Развивать коммуникативные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, уметь действовать сообща, прививать интерес к православной культуре;

4. Воспитывать интерес к народному искусству. Продолжать знакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц. Уточнить знания о способах и вариантах росписи (окрашивание, украшение узором, рисование сюжетов). Учить расписывать яйца любым из этих способов, передавая свои пожелания путём изображения символов, выбора цветовой гаммы.

5. Активизировать совместное детско-взрослое общение.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к

родному краю;

2. Расширение кругозора детей;

3.Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими

народными играми;

4.Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по

приобщению детей к русской народной культуре.

1этап. Подготовительно-проектировочный этап

Выявление проблемы.

Определение целей и задач проекта.

Организация работы над проектом:

1.Подбор детской художественной литературы для чтения.

2.Подбор презентаций для просмотра.

3.Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

4.Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

5.Разучивание с детьми пасхальных песен, хороводов, игр, стихов, закличек.

6.Подготовка конспектов для проведения непосредственно-образовательной деятельности и праздника

7.Подбор материала для детского творчества.

2 этап. Основной.

     Практическая деятельность по решению проблемы:

Проведение с детьми бесед на тему «Что такое Пасха», «Почему мы красим яйца?»

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)

Заучивание музыкального репертуара к празднику.

Рассматривание картин, просмотр видеофильмов и презентаций.

Оформление выставки «Пасхальное яйцо».

Проведение праздника «Пасхальная встреча»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Дом» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи)

Игры-забавы «Займи место», «Катание яиц», «Пасхальное гнёздышко»,

«Кто лишний?», «Где яички варятся?»

Дидактические игры: «Колумбово яйцо», «Собери яйцо»

Познавательное развитие

Беседа о великом празднике Пасха.

Чтение «Легенда о Христовом жаворонке» Л. Зилова

Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху

Беседа о видах яичного творчества славян (писанка, крашенка, крапонка, травленка, малеванка)

Выращивание зерен пшеницы, ржи для оформления пасхального яйца (углублять знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений).

Речевое развитие

Разучивание фольклорных песен и хороводов о весне, цветах, Пасхе.

Заучивание стихотворения «Распушила ветки верба» Е. Шаламоновой

Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху»

Продуктивная деятельность:

Раскрашивание яичек «Вот яичко не простое, а расписное» (плоскостное изображение)

Роспись яйца в технике декупаж

Аппликация «Красивое яйцо в подарок»

Раскрашивание раскрасок «Пасхальные раскраски»

Изготовление атрибутов для украшения зала (изготовление больших

плоскостных яиц совместно с педагогами и родителями)

Конструирование:

Изготовление объёмной работы «Веточка вербы»

Мастер-класс «Ангелочек» проведение мамой Тарасовой О.А

Театрализованная деятельность:

Инсценирование сказки «Сказка о пасхальном яйце»

Музыкальная деятельность:

Разучивание песни «Дин – дон» («Звонят, звонят колокола…»)

Разучивание песни – игры «Сидит Ваня на лугу»

Разучивание хороводов «Весна – красна!», «Весенний хоровод»

Работа с родителями:

Изготовление папки-передвижки «Большое пасхальное путешествие. Как

празднуют Пасху в разных странах мира»

Изготовление папки-ширмы «Оригинальные способы окраски пасхальных   яиц»

Организация выставки работ детей и родителей «Пасхальная радость»

Консультация «Пасхальные традиции и их значение для семьи»

Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с

ребёнком во время Пасхи

3 этап.    Обобщающе - результативный этап

 Презентация проекта

1. Музыкальное развлечение «Пасхальная встреча»

2. Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.

3. Совместное творчество родителей и детей «Пасхальная радость».

4. Акции «Твори добро»,(сбор одежды, игрушек для малообеспеченных семей)

5. Выпуск Интернет – отчета о проекте 

6. Участие в  конкурсах разного уровня  рисунков и поделок «Пасха »

7. Знание песен, стихов, игр к празднику.

Результативность:

-расширились знания о традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника Пасхи;

-у детей появился интерес к изучению русской народной культуры;

-дети порадовали родителей маленькими праздничными подарками, рисунками и поделками, изготовленными своими руками;

-повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Выводы: Участие детей в проектной деятельности способствовало развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, их творческих способностей, детской любознательности, а так же активизации интереса к народным праздникам. Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми. Это положительно сказалось на эмоциональном фоне семьи и познавательной активности. Данный проект – это еще одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт  русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение- народ без будущего.

Продукт проектной деятельности:

  • Показ презентации.
  • Выставка детских работ «Пасхальное яйцо»
  • Праздничное развлечение «Пасхальная встреча».
  • Консультация для родителей «Православный праздник Пасха»
  • Совместное творчество родителей и детей «Пасхальная радость».

Информационные ресурсы

1. http://www.passion.ru/baby/pasha.htm

2. http://www.skvorushka.ru

Литература:

1. «Народные праздники в детском саду», М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова

2. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры",

Князева О. Л., Маханёва М. Д.: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.

3.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду»

под редакцией А. В. Орловой. Серия: «Из опыта работы».

Приложение.

Беседа«Пасха в России» с презентацией: "Дорого яичко к Христову дню".

Беседа о праздновании Пасхи, рассказать о православных храмах нашего города,

рассматривание иллюстраций храмов с детьми младшего дошкольного возраста.

Цель: знакомить дошкольников с храмами нашего родного города.

Беседа«Христосование»

Материал для рассказа:

На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе!".

Мы делаем так потому, что радость Воскресения Христова переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.

Беседа«Пасхальные игры на Руси».

Цель: продолжать знакомить детей с историческим прошлым русского народа и его традициями проведения пасхальных игр.

Педагогическая деятельность образовательной области:

Интегрированное занятие на тему«Народные традиции празднования Пасхи»

Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями, вызвать у детей желание узнать еще больше о праздновании Пасхи, введение в словарь детей с объяснением лексического значения слов "благовест", "кулич", "пасха", "заутреня", "писанка".

Викторина с использованием интерактивной доски и мультимедийных технологий:

«Что вы знаете о празднике Пасха».

Цель: Систематизировать представления детей о празднике и традициях.

Проведение словесных игр с детьми:

• "Посчитай" на согласование числительных с существительными,

• "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов,

• "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

Чтение детям художественной литературой. Познакомили детей со стихами: Я. Полонский "Пасхальные вести",   К. Бальмонт "Вербы", С. Есенин "Пасхальный благовест".

Драматизация сказки:  Легенды о Пасхальном яйце рассказывают герои русской народной сказки «Теремок».