Проект "Пасха"
проект (старшая группа) на тему
Гипотеза: при ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста
Цель проекта: расширение знаний дошкольников о традиции
празднования православных праздников на примере праздника Пасха.
Задачи, решаемые в рамках проекта:
1. Познакомить детей с традициями празднования Пасхи;
2. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
3.. Развивать коммуникативные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, уметь действовать сообща, прививать интерес к православной культуре;
4. Воспитывать интерес к народному искусству. Продолжать знакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц. Уточнить знания о способах и вариантах росписи (окрашивание, украшение узором, рисование сюжетов). Учить расписывать яйца любым из этих способов, передавая свои пожелания путём изображения символов, выбора цветовой гаммы.
5. Активизировать совместное детско-взрослое общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pasha.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект.
Светлая Пасха. Праздник и пасхальные традиции.
Вид проекта: творческо – информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный 10.04.- 21.04. 2017 г.
Актуальность проекта.
Пасха «Светлое Христово Воскресенье» – самый радостный и большой праздник христиан. Праздников праздник и торжество торжеств— так называют верующие люди Пасху. Празднование Пасхи— многовековая традиция, но и сегодня праздник Светлой Пасхи продолжает объединять людей, нести им добро и взаимопонимание.
Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым
Чтобы наши дети знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи, мы разработали педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Светлая Пасха. Праздник и пасхальные традиции»
Основополагающий вопрос:
Почему христиане считают Пасху главным праздником?
Проблемные вопросы:
1. Как появился праздник Пасхи?
2. Как возник обычай красить и дарить яйца?
Гипотеза: при ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста
Цель проекта: расширение знаний дошкольников о традиции
празднования православных праздников на примере праздника Пасха.
Задачи, решаемые в рамках проекта:
1. Познакомить детей с традициями празднования Пасхи;
2. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
3.. Развивать коммуникативные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, уметь действовать сообща, прививать интерес к православной культуре;
4. Воспитывать интерес к народному искусству. Продолжать знакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц. Уточнить знания о способах и вариантах росписи (окрашивание, украшение узором, рисование сюжетов). Учить расписывать яйца любым из этих способов, передавая свои пожелания путём изображения символов, выбора цветовой гаммы.
5. Активизировать совместное детско-взрослое общение.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к
родному краю;
2. Расширение кругозора детей;
3.Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими
народными играми;
4.Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по
приобщению детей к русской народной культуре.
1этап. Подготовительно-проектировочный этап
Выявление проблемы.
Определение целей и задач проекта.
Организация работы над проектом:
1.Подбор детской художественной литературы для чтения.
2.Подбор презентаций для просмотра.
3.Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
4.Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
5.Разучивание с детьми пасхальных песен, хороводов, игр, стихов, закличек.
6.Подготовка конспектов для проведения непосредственно-образовательной деятельности и праздника
7.Подбор материала для детского творчества.
2 этап. Основной.
Практическая деятельность по решению проблемы:
Проведение с детьми бесед на тему «Что такое Пасха», «Почему мы красим яйца?»
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
Заучивание музыкального репертуара к празднику.
Рассматривание картин, просмотр видеофильмов и презентаций.
Оформление выставки «Пасхальное яйцо».
Проведение праздника «Пасхальная встреча»
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра «Дом» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи)
Игры-забавы «Займи место», «Катание яиц», «Пасхальное гнёздышко»,
«Кто лишний?», «Где яички варятся?»
Дидактические игры: «Колумбово яйцо», «Собери яйцо»
Познавательное развитие
Беседа о великом празднике Пасха.
Чтение «Легенда о Христовом жаворонке» Л. Зилова
Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху?»
Беседа о видах яичного творчества славян (писанка, крашенка, крапонка, травленка, малеванка)
Выращивание зерен пшеницы, ржи для оформления пасхального яйца (углублять знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений).
Речевое развитие
Разучивание фольклорных песен и хороводов о весне, цветах, Пасхе.
Заучивание стихотворения «Распушила ветки верба» Е. Шаламоновой
Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху»
Продуктивная деятельность:
Раскрашивание яичек «Вот яичко не простое, а расписное» (плоскостное изображение)
Роспись яйца в технике декупаж
Аппликация «Красивое яйцо в подарок»
Раскрашивание раскрасок «Пасхальные раскраски»
Изготовление атрибутов для украшения зала (изготовление больших
плоскостных яиц совместно с педагогами и родителями)
Конструирование:
Изготовление объёмной работы «Веточка вербы»
Мастер-класс «Ангелочек» проведение мамой Тарасовой О.А
Театрализованная деятельность:
Инсценирование сказки «Сказка о пасхальном яйце»
Музыкальная деятельность:
Разучивание песни «Дин – дон» («Звонят, звонят колокола…»)
Разучивание песни – игры «Сидит Ваня на лугу»
Разучивание хороводов «Весна – красна!», «Весенний хоровод»
Работа с родителями:
Изготовление папки-передвижки «Большое пасхальное путешествие. Как
празднуют Пасху в разных странах мира»
Изготовление папки-ширмы «Оригинальные способы окраски пасхальных яиц»
Организация выставки работ детей и родителей «Пасхальная радость»
Консультация «Пасхальные традиции и их значение для семьи»
Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с
ребёнком во время Пасхи?»
3 этап. Обобщающе - результативный этап
Презентация проекта
1. Музыкальное развлечение «Пасхальная встреча»
2. Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
3. Совместное творчество родителей и детей «Пасхальная радость».
4. Акции «Твори добро»,(сбор одежды, игрушек для малообеспеченных семей)
5. Выпуск Интернет – отчета о проекте
6. Участие в конкурсах разного уровня рисунков и поделок «Пасха »
7. Знание песен, стихов, игр к празднику.
Результативность:
-расширились знания о традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника Пасхи;
-у детей появился интерес к изучению русской народной культуры;
-дети порадовали родителей маленькими праздничными подарками, рисунками и поделками, изготовленными своими руками;
-повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Выводы: Участие детей в проектной деятельности способствовало развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, их творческих способностей, детской любознательности, а так же активизации интереса к народным праздникам. Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми. Это положительно сказалось на эмоциональном фоне семьи и познавательной активности. Данный проект – это еще одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение- народ без будущего.
Продукт проектной деятельности:
- Показ презентации.
- Выставка детских работ «Пасхальное яйцо»
- Праздничное развлечение «Пасхальная встреча».
- Консультация для родителей «Православный праздник Пасха»
- Совместное творчество родителей и детей «Пасхальная радость».
Информационные ресурсы
1. http://www.passion.ru/baby/pasha.htm
2. http://www.skvorushka.ru
Литература:
1. «Народные праздники в детском саду», М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова
2. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры",
Князева О. Л., Маханёва М. Д.: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
3.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду»
под редакцией А. В. Орловой. Серия: «Из опыта работы».
Приложение.
Беседа: «Пасха в России» с презентацией: "Дорого яичко к Христову дню".
Беседа о праздновании Пасхи, рассказать о православных храмах нашего города,
рассматривание иллюстраций храмов с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель: знакомить дошкольников с храмами нашего родного города.
Беседа: «Христосование»
Материал для рассказа:
На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе!".
Мы делаем так потому, что радость Воскресения Христова переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.
Беседа: «Пасхальные игры на Руси».
Цель: продолжать знакомить детей с историческим прошлым русского народа и его традициями проведения пасхальных игр.
Педагогическая деятельность образовательной области:
Интегрированное занятие на тему: «Народные традиции празднования Пасхи»
Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями, вызвать у детей желание узнать еще больше о праздновании Пасхи, введение в словарь детей с объяснением лексического значения слов "благовест", "кулич", "пасха", "заутреня", "писанка".
Викторина с использованием интерактивной доски и мультимедийных технологий:
«Что вы знаете о празднике Пасха».
Цель: Систематизировать представления детей о празднике и традициях.
Проведение словесных игр с детьми:
• "Посчитай" на согласование числительных с существительными,
• "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов,
• "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
Чтение детям художественной литературой. Познакомили детей со стихами: Я. Полонский "Пасхальные вести", К. Бальмонт "Вербы", С. Есенин "Пасхальный благовест".
Драматизация сказки: Легенды о Пасхальном яйце рассказывают герои русской народной сказки «Теремок».