Консультация педагогов "Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий»
консультация на тему
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка.
К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.
Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению.
Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде:
Наиболее оптимальным, является творческий стиль. Наша цель - является успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ:
- снизить уровень тревожности;
- создание комфортной ситуации;
- формирование социальной коммуникабельности
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:
- снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;
- поднять уровень физической культуры детей.
3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.
Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению должна начинаться задолго до поступления ребенка в ДОУ. Изучение ребенка до поступления в ДОУ начинается со знакомства с образом жизни его семьи. Для этого проводится анкетирование родителей, из которого делаются выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ.
С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.
Работа, во время адаптационного периода детей ведется по следующим направлениям:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
- формирование чувства уверенности в детях.
Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме.
Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке. При этом необходимо присутствие обоих воспитателей группы и родителей детей.
После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище.
Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме:
В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности:
- показ настольного театра «Теремок»,
- драматизация сказки «Как собака друга искала»
- инсценированиепотешки «Курочка Рябушечка»
- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»
На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Необходимо использование в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:
- игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Дождик как-кап-кап», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».
- пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
- сжимание кистей рук (малышу предлагали резиновую игрушку-пищалку).
- рисование фломастером, красками.
- слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк).
- занятия смехотерапией.
В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими.
Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.
В течение дня важно использовать потешки, пестушки, колыбельные песенки, детские песенки. С помощью них малыши приобретали необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира.
Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.
Предметно - развивающая среда должна соответствовать таким характеристикам, как:
- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
- зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).
Также, в процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки.
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.
Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада.
В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.
При общении с семьями воспитанников должны учитываться типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации.
Основными формами работы детского сада и семьи являются:
- консультации;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- выставки;
- папки передвижки.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
Библиографический список:
1. Антонова Е.В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.
2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
3. Грановская Р.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2004.
5. Дикая Л.Г. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2005.( Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
6. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004 .
7. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005.
8. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77.
9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34 – 37.
10. Лапин И.П. Педагоги, родители, дети (воспитателю о работе с родителями). - М.: ТОО «ИнтелТех», 2004.
11. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – N11. –с.10.
12. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005.
13. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004.
14. Психологический портрет дошкольника. - Новоуральск, 1999 .
15. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – N2.
16. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Книголюб, 2005.
17. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ, 2006 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий».
Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс ...
Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания»
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, явл...
"Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Адаптация детей к детскому саду.Рекомендации по созданию благоприятных условиях для ее протекания.
Адаптация детей к детскому саду.Рекомендации по созданию благоприятных условиях для ее протекания....
Консультация для родителей "Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания"
Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания...
Консультация для родителей. "Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условия для адаптации.
Консультация для родителей...
«Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации».
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство и...