методика супер герой
методическая разработка (старшая группа) на тему
методика для диагностики скрытого потенциала личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика супер герой | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Название методики: "Супергерой". Автор: Малахова А.Н.
Цель: выявление скрытого потенциала личности.
Оборудование: Листы А4, разноцветные карандаши, простой карандаш.
Инструкция: испытуемому предлагается нарисовать супергероя.
На все уточняющие вопросы – «рисуй как хочешь».
Важно дать понять испытуемому, что качество изображения не имеет значения, т.е. уметь рисовать совершенно необязательно.
Затем просят рассказ о супергерое:
- Как его зовут?
- Придумай его символ – знак.
- Какой он по внешним параметрам? (важно словесное дополнение к проэкции рисунка)
- Его супервозможности, на какие дела он ориентирован? (созидающее или разрушающее начало) Почему он это делает?
- Где он живет? (подробный рассказ – описание места жительства)
- Есть ли у него семья? Какая его семья? (члены семьи, их характеры, живут вместе или отдельно, характер взаимоотношений с ними).
- Как он узнал о своих способностях?
- Родился с этими супервозможностями или приобрел их? (откуда они появились в нем?)
- Как часто пользуется ими и в каких случаях?
- С кем дружит, кто его враг или враги,…
Интерпретация: анализируется потенциал героя, его сверхвозможности – это будет говорить о внутреннем, бессознательном потенциале личности, о самореализации и направленности в ситуациях вседозволенности, безграничных возможностей, которые могут подавляться по морально-этическим принципам или в результате фрустраций, дезодаптаций, пониженной самооценки быть завуалированы различными психологическими защитами. Эта методика говорит о том, каким бы я был, если бы мог практически все. Также информативна в данном случае интерпретация теста «рисунок человека».
Параметры анализа:
- Созидающее или разрушающее начало – на что устремлены супервозможности героя – на помощь другим или на месть, преобразование мира под себя, свои интересы.
- Уровень и границы возможностей – что герой может и чего не может, до какой степени его каждая супервозможность может быть реализована?
- Знает ли кто-нибудь о его силе? Как узнал? Почему?
- Место проживания – является источником защиты, сокрытия от внешнего воздействия (важны краски, описывающие место – мрачные (стремление к саморазрушению) или яркие(радость и любовь к жизни).
- Наличие семьи и характер взаимоотношений (чаще отображаются реальные отношения в семье, в иных случаях – желаемые или отвергаемые (внушающие страх и стремление его преодолеть).
Имя героя:
- псевдонаучное – интеллектуализация,
- сатирическое – развитое чувство юмора(чаще проявляется как психологическая защита),
- известное ранее по комиксам, кинофильмам, мультфильмам – низкий творческий потенциал,
- составное (из частей слов, отображающих возможности – пример «Леплагро», т.е. лед, пламя, гром являются в данном случае основными супервозможностями героя, замораживание в лед, атака пламенем, активизация грома на небе) – проэкция основных защитных отражающих форм стихий. В этом случае испытуемому предлагается воссоздать цепочку ассоциаций к каждому из сверхспособностей: лед – мороз – заморозить – глыба льда – обездвиженность; пламя – огонь – боль – жалит – пепел – не осталось ничего; гром – раскаты – страшно – желание убежать – скрыться.
Костюм:
Цветовая гамма – важна выраженность, доминанта каждого из использованных цветов.
Коричневый цвет:
- цвет надёжности, прочности, здравого смысла, практичности и "ощущения твёрдой почвы под ногами". Ассоциируется с землёй, осенью, преданностью, скукой, страхом, выносливостью, увяданием, разочарованием, меланхолией и ностальгией. Считается любимым цветом сильных, волевых людей с устойчивым положением и ясными целями в жизни.
Голубой цвет:
- холодный, ветреный, чистый цвет. Ассоциируется с отрешённостью, искренностью, равнодушием, льдом, небом. Связан с интеллектом, тактичностью в общении, замкнутостью. Цвет созерцания, размышлений и креативности; помогает оставаться наедине с собой.
Синий цвет:
- синий цвет охлаждает и успокаивает. Чаще всего он символизирует глубину, мир, мудрость, тишину, спокойствие, идеализм, благоразумие и духовность. В древнем Египте он означал правду (истину), в Китае - мужество, спокойствие, силу и власть.
Зелёный цвет:
- один из самых радостных цветов. Это цвет природы, весны, нового, плодородия, свободы, надежды и радости. Он связывает природное и сверхестесственное, символизирует непрерывность, бессмертие и возрождение, признан как признак безопасности.
Белый цвет:
- очень противоречивый цвет. Он сочетает в себе свет и жизнь, старость и смерть, весь спектр цветов в "замороженном", конечном варианте. В Китае он тоже воспринимается двояко, как символ вероломства и чистоты одновременно.
Жёлтый цвет:
- цвет очень благоприятный , он символизирует мудрость, терпение, опыт, власть. Цвет золота, солнца, свободы, праздника, упрямства, терпимости, веселья и беспокойства. Приводит в движение чувства, дарит уверенность в своих силах, помогает воспринимать и принимать новое, способствует самоорганизации и мысленной концентрации, стимулирует открытость, общительность, подвижность.
Красный цвет:
- цвет красоты, жизни, огня, мужества. Он ассоциируется с активными действиями, страстностью, воле к победе.
Оранжевый цвет:
- цвет апельсинов, солнца и позитива - символизирует радость, общительность, движение, ритм, скорость, жизнерадостность. Он - сочетание красного и жёлтого - сочетает в себе энергичность первого и мудрость второго. Тонизирует, избавляет от негативных эмоций, способствует мыслительному процессу, креативности (творчеству), хорошему настроению.
Розовый цвет:
- розовый цвет изначально символизировал женственность, романтичность, дружелюбие. Он был символом несерьёзных, беззаботных, отважных.
Чёрный цвет:
- чёрный цвет символизирует ночь, грех, тишину, смерть, пустоту, отрицание и отчаяние. В тоже время чёрный цвет связан с ощущением тайны, тишиной, бесконечностью, женской жизненной силой. С точки зрения психологии предпочтение чёрного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то важного, чувство смерти, веру в судьбу, религиозность, депрессивное настроение, отвержение окружающих.
Маска – стремление скрыть свое лицо, свое истинное Я или преобразовать его в более сильное.
Плащ – символ мужественности, является прообразом крыльев и способности летать, т.е. отрываться от земли, покидая реальность и будничность. Также является символом защиты. Важно спросить у испытуемого о функциях плаща и на базе данных ответов проанализировать защитные функции: укрытие, полет, активизация силы и т.д.
Сапоги, обувь – связь с опорой в жизни. Четкая прорисовка, развернутость ног в разные стороны говорит о динамичности, устойчивости. Мелкие, короткие штрихи с сильным или очень слабым нажимом говорят о личностной невротизации, развернутость ног в одну сторону – о статичности, консерватизме. Каблуки – черты женственности.
Головной убор – акцент на интеллектуализацию.
Символ супергероя – интерптетируются линии, штрихи, цветовая гамма.
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.
Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Закругленные (округленные) линии – женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.
Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.
Линии неодинаковой яркости – напряжение. Тонкие продленные линии – напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – изоляция.
Эскизный контур – тревога, робость. Разрыв контура – сфера конфликтов. Подчеркнута линия – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.
Яркая линия – грубость. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
Легкие линии – недостаток энергии. Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.
Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
Изменчивый нажим –эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
Длина штрихов:
Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет – удлиняются.
Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи – импульсивное поведение. Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, раскованность.
Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.
Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
Штриховка справа налево – интроверсия, изоляция. Штриховка слева направо – наличие мотивации. Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия.
Стирания – тревожность, опасливость. Частые стирания – нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.
Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.
Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).
Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.
Очень маленькая фигура с тонким контуром – скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
Недостаток симметрии – незащищенность.
Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.
Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.
Вспомогательное орудие: потребность в дополнительных средствах защиты, активизации внутренней силы. Важно спросить у испытуемого функции предметов-помощников супергероя и на основе ответов сделать вывод о потребности личности в успешной самореализации в реальной жизни. Пример: шар – подсказчик решений, громоотвод – потребность в активизации стрессоустойчивости, метатель молний – выход сдерживаемой агрессии и т.д.
Данная методика является авторской. Ее инновационный вклад в проэктивные методы психологической диагностики неоспорим и уникален. Ранее не было разработано методик, выявляющих скрытый потенциал личности в ситуациях вседозволенности и исключения воздействия психологических комплексов. Данная методика проста в применении диагностом и является информативной в рамках исследования истинного Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Супер-мама
Сценарий развлечения, посвященного Дню матери...
Вырастет из сына герой, если отец - герой!
75 лет - Великой Победе!Он тоже приближал Победу.......
Группа Озорные бабочки участвует в муниципальном конкурсе ко дню Героев Отечества "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества!"
Группа Озорные бабочки участвует в муниципальном конкурсе ко дню Героев Отечества "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества!"...
Участие в муниципальном конкурсе ко дню Героев Отечества "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества!" .
Участие в муниципальном конкурсе ко дню Героев Отечества "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества!" .Объёмную конкурсную работу представила Арина Грабарева с мамой, называе...
Арина Грабарева группы "Озорные бабочки" заняла 1 место в конкурсе "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества".
Арина Грабарева группы "Озорные бабочки" заняла 1 место в конкурсе "Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества". Арина представила на конкурс макет "Полевой госпиталь". Спас...
Спортивный праздник ко Дню Отца «Папа -супер Герой» в подготовительной группе.
Спортивный праздник ко Дню Отца «Папа -супер Герой» в подготовительной группе....
Дистанционный муниципальный конкурс «Мой Герой, Герой семьи, Герой Отечества»
Благодарность Жарикову МаксимуБлагодарность Безуглой Татьяне Искяндяровне...