Методическая разработка "Развивающая технология по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" - палочки Кюизенера".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кузнецова Елена Владимировна

Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ev_kuznetsovoy.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развивающая технология по реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» - палочки Кюизенера».

Воспитатель Кузнецова Е.В.

Только то, в человеке прочно и надежно,

что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Я. А. Коменский.

     Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.

     Что же представляют собой «цветные палочки» Кюизенера? Это набор, содержащий 241 палочку, каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. в наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. каждая палочка – это число, выраженное цветами величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс. Подбор палочек в одно «семейство» происходит не случайно, а связан с определенным соотношением по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем, числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета - целое число, раз укладывается по длине любой палочки.

     Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.      

     Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

     Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

     С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину». С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с арифметической прогрессией, готовя их к изучению алгебры.

     Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

     Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений.

     Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы: игры с детьми 3 – 5 лет и игры с детьми 5 – 7 лет.

     Первый этап - игры с детьми 3 – 5 лет.

     Задачи по развитию математических представлений с детьми 3 – 5 лет: Формирование представлений о цвете, размере, величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький). Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.

- Формирование способностей к моделированию.

- Формирование дочисловых математических представлений.

- Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.

- Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб.

- Знакомство с пространственными отношениями.

     Палочки Кюизенера вначале используется как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. Но в ходе игры они замечают некоторые отношения между длиной палочки и числом.

 План работы

с детьми II младшей группы.

Тема: Знакомство детей с палочками Кюизенера.

Задачи:

1.Познакомить детей с палочками Кюизенера.

2.Закрепить понятие цвета и размера, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать наблюдательность.

3.Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.

Месяц

Тема, задачи.

д/игры, упражнения.

Игровой материал.

Сентябрь.

Знакомство с палочками Кюизенера. Рассматривание.

Выкладывание палочек в определенной последовательности.

«Покажи такую же».

Палочки

Кюизинера.

Октябрь.

Цвет. Учить детей понимать слова обозначающие основные цвета, оперировать ими в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие; учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов.

«Покажи палочку

определенного цвета».

«Назови цвета палочек». «Выбери палочки одного

цвета».

Палочки Кюизенера.

Ноябрь.

Величина. Учить понимать слова длинный – короткий, высокий – низкий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам.

«Длинный – короткий». «Высокий – низкий».

«Гусеничка».

Палочки Кюизенера.

Декабрь.

Закрепить понятия «цвет», «величина»

«Составь поезд». «Найди длинную – короткую палочку».

Палочки Кюизенера.

Январь.

Цвет, величина. Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. Учить находить предмет по сходству. Развивать смекалку, умение видеть характерные признаки предметов.

«Составь фигуру».

«Покажи такую же».

«На что похоже?»

Палочки Кюизинера.

Февраль.

Цвет. Закрепить представления о цвете. Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Учить выделять части самолета (корпус, крылья, хвост)

«Подбери по цвету».

Конструирование

«Самолет»

Палочки

Кюизинера.

Март.

Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины.

Учить делать грузовую машину используя палочки разной длины.

Матем. игра «Лесенка».

Конструирование

«Машина».

Палочки

Кюизенера.

Апрель.

Учить детей накладывать палочки на рисунок. Продолжать закреплять знания цветов.

«Волшебные дорожки»

Палочки

Кюизенера.

Дид/пособие

«Волшебные дорожки»

План работы

с детьми средней группы

Тема: Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов через палочки Х. Кюизенера.

Цель: Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.

Задачи:

1. Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.

2. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.

3. Развивать логическое мышление.

Месяц

Тема, задачи

Д/и, упражнения

Игровой материал

сентябрь

Как мы умеем играть. Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году.

Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера игровое пособие.

«Дом с колокольчиком»

октябрь

Число 1. Учить соотносить число и цвет палочки. Выкладывание по образцу. Учить работать со схемой, накладывать палочки на изображение.

«Гусеничка»,

«Посуда» выкладывание цифр из палочек.

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие

«Посудная лавка»

ноябрь

Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки.

Животные: развивать фантазию, формировать умение придумывать модель.

«Поезд», Схемы – картинки, выкладывание цифр из палочек, Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие: «На златом крыльце», раздаточный материал.

декабрь

Число 3. Учить соотносить число и цвет палочки.

«Поезд», выкладывание цифр из палочек. Игры с картинками из пособия. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера игровое пособие.

«Дом с колокольчиком»

январь

Числа 1-3. Закрепление.

Выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

Картинки с изображением цифр.

февраль

Числа 4-5. Учить соотносить число и цвет палочки. Знакомство с принципом окраски палочек. «Цветные семейки.

Чтение дидактической сказки «Улицы разноцветных палочек» Выкладывание цифр из палочек. «Коврик». Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие: «На златом крыльце»,

март

Числа 6-7. Учить соотносить число и цвет палочки. Чтение дидактической сказки «Сказочный город»

Выкладывание цифр из палочек. Схемы – картинки из дид. пособия Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие: «На златом крыльце»,

апрель

Число 8. Учить соотносить число и цвет палочки. Зоопарк. Закрепление навыков работы со схемой.

Выкладывание чисел из палочек.

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Картинки – схемы.

май

Число 9. Учить соотносить число и цвет палочки. Закрепление.

Работа со схемой. Соотношение цвета, длины и цифры; комбимоторика, моторика пальцев, интерес к игре. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Картинки – схемы.

Д/пособие

Второй этап 5 – 7 лет.

План работы

с детьми старшей группы.

Тема: Палочки Кюизенера, как средство предматематической подготовки дошкольников.

Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развивать начала логического мышления.

2.Формировать элементарные математические представления.

3.Закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда.

4. Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Месяц.

Тема. Задачи.

Д/И, упражнения

Игровой материал.

Сентябрь.

«Цветные палочки»

Повторить числовое значение

счетных палочек, принципы

окраски палочек.

Выкладывание цифр из палочек.

Веселая улица для разноцветных палочек. Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

Картинки с

изображением

цифр.

Октябрь.

 Равно – не равно».

«Больше-меньше».

Учить сравнивать предметы по размеру.

«Весы», «Магазин», «Вагончики».

Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

Ноябрь.

«На сколько больше, на сколько меньше».

Познакомить с понятием

«лишний», «не хватает».

«Лесенка», «Календарик».

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

Декабрь.

Изменения.

Научить детей определять, какие характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились.

«Неделька».

Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

Январь.

Повторение.

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

      Перед нами, педагогами, стоит задача чрезвычайной важности: развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. И это требует того, чтобы мы, воспитатели были инициативными, думающими, любящими детей людьми, способными на творческий подход в работе.

    Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Литература:

      Е. Н. Панова «Дидактические игры — занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.  

     З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство — Пресс», 2008.    

     Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» №  1, 2012.

     М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.

     З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико — математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство — Пресс», 2013.

      Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. — М.: ТЦ Сфера, 2008. 7. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3−7 лет. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2013.

      Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» Игры и упражнения по обучению математике детей 5−7 лет / М.: Издательство ГНОМ, 2013.

      Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. — СПб: «Акцидент», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника, как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника. На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится ...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание....

Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко восп...

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»

Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание....

Мастер-класс «Мнемотехника как актуальная технология в реализации задач образовательных областей в ДОУ»

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с образовательной технологией мнемотехники, обеспечивающей эффективное запоминание. Образовательная технология мнемотехника - это система методов и прие...