Нужна ли театрализованная деятельность в детском саду?
методическая разработка (старшая группа) на тему

Вишнякова Ольга Владимировна

Театрализованная деятельность - неотъемлемая часть в полноценном развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhna_li_teatralizovannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx70.76 КБ

Предварительный просмотр:

Нужна ли театрализованная деятельность в детском саду.

Театрализованная деятельность в детском саду – неотъемлемая часть в рациональном развитии ребенка. Слово «театр» имеет несколько значений. Во – первых, это здание , где происходят зрелища (спектакли, концерты, выступления).  Другое значение слова «театр» - это само зрелище, форма исполнительского искусства. Главные исполнители – актёры, а ещё главный он – зритель.

        Театр представляет собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и другого.   Театральная деятельность – это один из самых распространенных видов детского творчества. Эта деятельность связана с игрой, поэтому близка и понятна детям. Впечатления из повседневной жизни, свои собственные фантазии ребёнок может воплотить в образы и действия. Ребёнок играет роли, подражая тому, что видит вокруг и что его интересует.

        Для чего необходима театрализованная деятельность в детском саду:

  • Помогает развивать способности ребёнка;
  • Благоприятна для общего развития;
  • Ведёт к проявлению любознательности и познавательной деятельности;
  • Развитие мышления и построения собственных ассоциаций у ребенка;
  • Целеустремлённости, настойчивости, повышению общего интеллекта ( особенно для коррекционной группы);
  • Навыки выражения эмоций при обыгрывании роли.

Занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение рисовать собственные образы. Развивается интуиция, смекалка, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребёнка, раскрепощению и повышению личной самооценки.

Театр – лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире и жизни, дающий великолепный повод для работы мысли. Чем раньше произойдёт знакомство с этим волшебным миром, тем благотворнее это скажется на развитии детей. Первый поход в театр должен стать праздником  для ребёнка и для его родителей. Прочитав накануне произведение,  по которому поставлен спектакль, вы подарите юному зрителю радость узнавания знакомых героев на сцене.

Работа театрализованной деятельностью в детском саду начинается с младшего возраста и больших возможностей дети достигают в старшем дошкольном возрасте. В работе с детьми используем различные виды театра:

  • Драматизация – разыгрывание стихов, песенок, потешек, сказок. Дети надевают соответствующие костюмы или маски различных персонажей;
  • Кукольный театр – это театр на ширме, где представление разыгрывается с помощью кукол, надевающихся на руку ( бибабо);
  • Пальчиковый или варежковый театр. Кукла надевается на палец или руку ребенка. Героев такого театра можно сделать самим из бумаги, ниток, ткани;
  • Настольный театр – это плоскостные фигурки или обыкновенные игрушки. Сценическая площадка – стол или магнитная доска.

Использование в детском саду технологий театральной педагогики – один из путей развития творческих и коммуникативных способностей всех детей без исключения. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному вкусу – это путь через игру, сочинительство, фантазию. Всё это может дать театрализованная деятельность.

        В коррекционный детский сад приходят дети с различными нарушениями речи. Своим поведением они отличаются друг от друга. Есть дети тихие, стеснительные, молчаливые, а есть совсем другие дети – очень активные, разговорчивые, агрессивные. Задача воспитателя - заинтересовать всех ребят принять участие в словесно - дидактических, сюжетно -дидактических, театрализованных играх, организуемых взрослыми; самодеятельными, возникающими по инициативе детей (сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, традиционные). В этих играх речь имеет

существенное значение для успешной деятельности, и следовательно, игры

 могут создавать условия для освоения языка и налаживания речевого взаимодействия, диалогов. « Говоря о диалогическом общении-диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение». (Л.С. Выготский). «Диалог понимается нами не только как коммуникативная форма речи, простой обмен репликами, но и как вид общения, в котором возникают «диалогические отношения, а ребенок выступает равноправным партнером по общению.(М.М .Бахтин)

        Немаловажное значение имеет развитие эмоциональной сферы ребёнка, а также ознакомление с моральными чертами характера, развитие средств понимания.  Ребятам нравится, когда с ними разыгрывают различные этюды. Этюды можно использовать  в среднем, старшем и подготовительном возрасте. Привожу несколько примеров.

        На развитие эмоциональной сферы ребёнка

-«Новая кукла» (выражение радости)

Девочке подарили новую куклу, она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

-«Баба Яга» (выражение гнева)

Баба Яга поймала  Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом её съесть, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки нет-сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, руками размахивает.

-«Фокус» (выражение удивления).

Мальчик очень удивился: он увидел как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан-кошки там не было…  Из чемодана выпрыгнула собака.

-«Золушка» (выражение печали)

Золушка возвращается с бала печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла туфельку.

-«Один дома» (выражение страха)

Мама – енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один дома в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке – еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападёт, а мама не успеет к нему на помощь?

-«Лисичка подслушивает» (выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут кот и петух, и подслушивает: о чём они говорят.

-«Кто съел варенье?» (удивление и стыд)

Мама ушла на работу, а мальчик остался с кошкой дома. Мальчику очень захотелось вишневого варенья. Он не заметил, как съел всю банку. Мама вернулась и спросила: «Кто съел варенье»? Мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье»? (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).

-«Дюймовочка и жук» (отвращение и гнев)

Майский жук перенёс Дюймовочку с листа кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, он решил на ней жениться. Но Дюймовочке  он очень не понравился: он был толстым, блестящим, очень неприятным (неприязнь, отвращение). Она не захотела стать его женой. Жук за это на неё рассердился, затопал всеми лапами и, слетев с ней с дерева, опустил на ромашку (гнев).

-«Круглые глаза» (удивление)

Однажды мальчик подсмотрел в подъезде удивительную  сценку и написал об этом рассказ. «Я шёл из школы. Зашел в подъезд и увидел , что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок». Ведущий предлагает показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку. (Можно использовать рассказ Н. Носова «Живая шляпа»).

-«Кот Васька» (выражение стыда)

Хозяйка испекла аппетитный пирог к празднику, пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и начала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

-«Солёный чай» (выражение отвращения)

Мальчик смотрел телевизор. Он налил себе чай и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал в чашку две ложки соли. Помешал и сделал глоток. До чего противно стало у него во рту.

Про Таню» (горе-радость)

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик (горе).

Тише Танечка не плачь,- не утонет в речке мяч! (радость)

-«В лесу» (внимание-страх-радость)

Друзья пошли гулять в лес. Один мальчик отстал, оглянулся –никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой то шорох, потрескивание веток-вдруг это волк или медведь? (страх) Но тут ветки раздвинулись, он увидел своих друзей-они тоже его искали. Мальчик обрадовался, можно возвращаться домой (радость).

        Для ознакомления с моральными чертами характера

-«Жадный поросёнок»

Котёнок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котёнок решает ему помочь. В этот момент подходит поросёнок и жуёт толстую булку. Котёнок и щенок просят дать им кусочек булки, на что тот отвечает, что ему самому мало и поскорее убегает к маме.

-«Забытый зонтик» (честность)

В такси сел пассажир с зонтиком. Он сказал шофёру, куда ему надо ехать, они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился, быстро вышел из машины и скрылся в подъезде дома. Только теперь шофер заметил оставленный пассажиром зонтик. Шофёр взял зонтик, вошёл в подъезд и стал обзванивать все квартиры, ища хозяина зонтика. Наконец одну из дверей ему открыл сам хозяин зонтика. Шофёр протянул ему потерю, пассажир поблагодарил его.

-«Дом с колокольчиками»

        Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром. У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь,                                                                  То поверь, что в доме проснётся старушка,                                                               Седая-седая старушка, и сразу откроется дверь.                                                  Старушка приветливо скажет: «Входи не стесняйся, дружок».                              Но если, но если, но если ты в этот уютный дом                                                     Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром,                                     То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба – Яга,                                                 И не слыхать тебе сказки, и не видать  пирога.

Сначала необходимо обсудить, задавая вопросы:                                                            - Какие черты характера проявил гость в первом случае? А во втором?                  - Почему во второй части стихотворения дверь открывает Баба – Яга?                  - От чего зависит отношение того или иного человека к нам?                                      -Как можно расположить человека к себе?

-«Как бы ты поступил?»

-Дети помогают взрослым  убирать территорию детского сада: собирают мусор, метут дорожки и т.д. Один мальчик просто сидит на скамейке.                                                                                                                                – Дети собирают урожай. Одна девочка набрала много фруктов, что не может удержать их в руках.                                                                                                            - В детском саду ты захотел поиграть в игрушку. Твой друг тоже направляется к этой игрушке.                                                                                                                                       – К тебе пришли гости. Пока ты ходил на кухню за фруктами, сломалась твоя новая машинка.

-«Угадай кто?»

Ведущий загадывает, какого – нибудь  известного сказочного героя и описывает его, называя черты его характера. Задача остальных узнавать его.   Примерные вопросы:                                                                                                               - Почему ты назвал этого героя?                                                                                             - В каких эпизодах сказки он проявил эти черты характера?                                           Вариант: ведущий называет черту характера, а участники игры должны изобразить героев сказок.

-«Сравни героев сказок»

Какие черты характера у сказочных героев – Буратино, Баба-Яга, Колобок, Кот в сапогах, берем 3-4 персонажа.                                                                                                                                        Примерные вопросы:                                                                                                                  - Какие черты характера есть у всех названных героев?                                     - По каким поступкам можно определить это?                                                    - Чем они отличаются друг от друга?                                                           - Как бы вел себя Буратино на месте Колобка? ( Баба - Яга на месте Серого волка и т. д.?

        На развитие средств понимания

«Волшебные» средства понимания

Беседа направлена на осознание того, что можно помочь человеку, когда ему грустно, плохо, что в силах каждого помочь другому, что конкретно можно для этого сделать. Примерные вопросы:                                                              - Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?                                                                                                   -  Что особенное умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает (улыбка, умение слушать, контакт глаз, вежливые слова, прикосновения).                                                                                            - Почему эти средства понимания мы можем назвать « волшебными»?                 - Можем ли мы с вами применять эти «волшебные»  средства? Когда?

        - Интонация

Ввести понятия об интонации. Детям предлагается повторить с различными чувствами разные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой…)                          - «Пойдем играть»                                                                                                                   - «Дай мне игрушку» и др.

        - «Лица»

Взрослый показывает различные картинки : радость, удивление, интерес, гнев, злость, страх, презрение, отвращение. Задача: определить, какое чувство вызывает маска.

Умение различать мимику самостоятельно. Сознательно пользоваться мимикой для выражения эмоций. Каждому участнику дается задание: выразить с помощью мимики горе, радость, удивление, страх,  остальные должны определить, что пытался изобразить участник.

        - «Мишка»

Взрослый интересуется, какое средство понимания мы уже знаем. Что это такое. Как ещё можно узнать  о настроении человека? (по лицу). Какое выражение лица вы уже знаете? Как они называются, о чём они говорят? (о настроении человека).

Рассказать о мишке.

        - «Пантомимика»

Какие «волшебные» средства понимания мы уже знаем? Можно ли узнать настроение человека , не видя его лица, слыша его голос? Каким образом?

Познакомить с понятием пантомимика.

Вспомнить какие жесты вы знаете, какие жесты используете? Как с помощью жеста поздороваться, попрощаться, позвать друг друга.

        - «Волшебные заросли»

Каждый участник по очереди пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» - остальными детьми. «Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо « попросят». Затем обсуждение : когда «водоросли» пропускали, а когда нет. Почему?

        - «Сделай так»

Детям предлагается пройти так, как в их представлении ходят:

1.Маленькая девочка в хорошем настроении.                                                       2.Старик.                                                                                                                                3.Взрослая девушка.                                                                                                        4.Уставший.                                                                                                                                          5.Ребёнок, который учиться ходить…

Словесные игры и упражнения

Согласование подлежащего с определением (прилагательным)

Воспитатель: «Правильно ли я говорю: «Малыш – веселый»?                                           Задание:  с какими словами можно связать слово « весёлый»? А со словом «весёлая»?                                                                                                                                      Воспитатель: «Правильно ли я говорю: «День прекрасный»?                                                                Задание:  с какими словами можно связать слово «прекрасный»? А со словом «прекрасная»? и т.д.

Составление предложений по структурной схеме. Игра «живые слова».

Дети изображают слова. Например: один – «медвежонок», другой – «любит».

Задание:

1.Придумать третье слово, соответствующее  первым двум по смыслу.

2.Поменять слова местами.

3.Заменить одно слово другим.

4.Придумать своё предложение с заданным вначале словом.

«Вперёд - назад»

Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен и неудобен, или чем он нравится и не нравится.

Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед, отрицательное – назад.

«Угадай животное».

Один ребёнок показывает любое животное (изображая движения, повадки , выбранного животного), другой ребёнок старается угадать и назвать животное. Затем дети меняются ролями.

«По кругу»

Дети садятся в кружок. Один ребёнок , называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним – отрицательное и т.д.

Тренируем эмоции

Описание: педагог предлагает детям выполнять следующие задания:             -нахмуриться, как осенняя тучка, рассерженный человек, злая волшебница;   –улыбнуться, как  кот на солнышке, как Буратино, как хитрая лиса;                      -как радостный ребёнок, как будто ты увидел чудо;                                                              -позлиться, как ребенок у которого отняли игрушку, как два барана на мосту, которые злятся не уступая дорогу друг другу;                                                                        -испугаться, как будто вы потерялись в лесу или на незнакомой улице, как заяц, увидевший волка, как котёнок на которого лает собака;                                  -устать, как папа после работы, как человек, поднявший тяжёлый груз, как муравей, который тащит тяжелую ветку.

«Король боровик не в духе»

Воспитатель читает текст, а дети действуют согласно тексту.

Шёл король Боровик                                                                                                  Через лес напрямик                                                                                                                 Он грозил кулаком                                                                                   И стучал каблуком                                                                                 Был король не в духе                                                                              Короля покусали мухи.

«После дождя»

Жаркое лето. Только что прошёл дождь. Дети осторожно обходят воображаемые  лужи, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись , прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. Попросить детей с помощью жестов и мимики выразить свои эмоции.

«Танец радости»

Дети становятся в круг, берутся за руки, затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.

Это небольшая часть примеров, которые можно использовать для развития эмоциональной сферы. Небольшие этюды помогают застенчивым детям раскрепоститься, легче сближаться с детьми.

Классификация режиссёрских игр (по Артемьевой Л.В.)

Вид игры

Содержание

Настольный театр игрушек

Используются  самые разнообразные игрушки и поделки. Фантазия не ограничивается. Главное, чтобы игрушки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок.

Все персонажи и декорации – картинки. Их нужно сделать двухсторонними, т.к. неизбежны повороты, чтобы фигурки не падали нужны опоры. Действия персонажей ограничены. Не следует их поднимать и переставлять с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, ходьбу, прыжки и одновременно проговаривать текст. Состояние персонажа передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес у детей. Для создания представления о месте действия используются  элементы декорации: 2-3 дерева – лес; зелёная ткань или бумага – лужайка; голубая лента – ручеёк и т.д. Желательно привлекать детей. Приучать их фантазировать, придумывать новые детали декорации

Стенд - книжка

Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.  Переворачивая листы стенда – книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи. Можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс.

Фланелеграф или магнитная доска.

Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их ковролин, а на оборотной стороне картинки приклеена липкая лента, если это магнитная доска, то на картинку приклеен магнит.  Картинки можно подбирать вместе с детьми из старых журналов или самим нарисовать.

Теневой театр

Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, чёрные, плоские персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить при помощи пальцев рук. Показ осуществляется соответствующим озвучиванием.

Игры – драматизации с пальчиками

Атрибуты ребенок одевает на пальцы. Сам действует за персонажа, который у него в руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действие, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо показать несколько персонажей.

Игры – драматизации с куклами би-ба-бо

В этих играх на пальцы руки одевают куклы би-ба-бо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Движение головы, рук, туловища куклы осуществляются с помощью движения пальцев рук, кисти рук.

Импровизация

Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и самая интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театров.

                                                                        

        

В традиционной педагогике игры - драматизации относятся к разделу творческих  игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.                

         Формы организации театральной деятельности        .                

                        ТТС

Театрализованн


Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества  детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития,  у них появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психотерапевтического эффекта составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе.

Вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс в разных режимных моментах в течение дня и в разных видах детской активности, наполняя общим смыслом и содержанием занятия и прогулки, игры и продуктивную деятельность. На занятиях по художественной литературе дети знакомятся с произведениями, со средствами художественной выразительности. На музыкальных занятиях  разучиваем с детьми упражнения , этюды , которые помогают слышать  в музыке эмоциональное состояние и передавать его в мимике и жестах. В процессе изобразительной деятельности дети знакомятся  с иллюстрациями к сказкам, рисуют сюжеты, лепят героев из пластилина и теста.

Разучивание скороговорок, чистоговорок, упражнения на развитие тембра и интонации голоса всё ото помогает в подготовке к спектаклю. В подготовке к спектаклю  принимают активное участие родители, шьют костюмы, разучивают стихи. Совместная деятельность нескольких участников, ради достижения одной конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом. Считаясь с интересами партнеров

Литература

1.Карачарова И.А. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»  Дошкольная педагогика 2013г.

2.Козырицкая В.В. «Для чего нужен театр детям»  Волжская правда 2013г.

3.Когитина О.В. «Зачем нужна театрализованная деятельность в современных условиях»  Дошкольное воспитание  2012г.

4.Артемьева Л.В. «Классификация режиссёрских игр» .

5.www/ meam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-djateninost-v-dou-sotvetstvi-s-fgos.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей «Для чего нужна театрализованная деятельность в детском саду»

Памятка для родителей «Для чего нужна театрализованная деятельность в детском саду»...

«Нужны ли театрализованные игры в детском саду?»

Консультация для родителей 18.12.2014 год «Нужны ли театрализованные игры в детском саду?»   Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в ...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...