Нужна ли театрализованная деятельность в детском саду?
методическая разработка (старшая группа) на тему
Театрализованная деятельность - неотъемлемая часть в полноценном развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhna_li_teatralizovannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx | 70.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужна ли театрализованная деятельность в детском саду.
Театрализованная деятельность в детском саду – неотъемлемая часть в рациональном развитии ребенка. Слово «театр» имеет несколько значений. Во – первых, это здание , где происходят зрелища (спектакли, концерты, выступления). Другое значение слова «театр» - это само зрелище, форма исполнительского искусства. Главные исполнители – актёры, а ещё главный он – зритель.
Театр представляет собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и другого. Театральная деятельность – это один из самых распространенных видов детского творчества. Эта деятельность связана с игрой, поэтому близка и понятна детям. Впечатления из повседневной жизни, свои собственные фантазии ребёнок может воплотить в образы и действия. Ребёнок играет роли, подражая тому, что видит вокруг и что его интересует.
Для чего необходима театрализованная деятельность в детском саду:
- Помогает развивать способности ребёнка;
- Благоприятна для общего развития;
- Ведёт к проявлению любознательности и познавательной деятельности;
- Развитие мышления и построения собственных ассоциаций у ребенка;
- Целеустремлённости, настойчивости, повышению общего интеллекта ( особенно для коррекционной группы);
- Навыки выражения эмоций при обыгрывании роли.
Занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение рисовать собственные образы. Развивается интуиция, смекалка, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребёнка, раскрепощению и повышению личной самооценки.
Театр – лучшая школа жизни и наглядный источник информации о мире и жизни, дающий великолепный повод для работы мысли. Чем раньше произойдёт знакомство с этим волшебным миром, тем благотворнее это скажется на развитии детей. Первый поход в театр должен стать праздником для ребёнка и для его родителей. Прочитав накануне произведение, по которому поставлен спектакль, вы подарите юному зрителю радость узнавания знакомых героев на сцене.
Работа театрализованной деятельностью в детском саду начинается с младшего возраста и больших возможностей дети достигают в старшем дошкольном возрасте. В работе с детьми используем различные виды театра:
- Драматизация – разыгрывание стихов, песенок, потешек, сказок. Дети надевают соответствующие костюмы или маски различных персонажей;
- Кукольный театр – это театр на ширме, где представление разыгрывается с помощью кукол, надевающихся на руку ( бибабо);
- Пальчиковый или варежковый театр. Кукла надевается на палец или руку ребенка. Героев такого театра можно сделать самим из бумаги, ниток, ткани;
- Настольный театр – это плоскостные фигурки или обыкновенные игрушки. Сценическая площадка – стол или магнитная доска.
Использование в детском саду технологий театральной педагогики – один из путей развития творческих и коммуникативных способностей всех детей без исключения. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному вкусу – это путь через игру, сочинительство, фантазию. Всё это может дать театрализованная деятельность.
В коррекционный детский сад приходят дети с различными нарушениями речи. Своим поведением они отличаются друг от друга. Есть дети тихие, стеснительные, молчаливые, а есть совсем другие дети – очень активные, разговорчивые, агрессивные. Задача воспитателя - заинтересовать всех ребят принять участие в словесно - дидактических, сюжетно -дидактических, театрализованных играх, организуемых взрослыми; самодеятельными, возникающими по инициативе детей (сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, традиционные). В этих играх речь имеет
существенное значение для успешной деятельности, и следовательно, игры
могут создавать условия для освоения языка и налаживания речевого взаимодействия, диалогов. « Говоря о диалогическом общении-диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение». (Л.С. Выготский). «Диалог понимается нами не только как коммуникативная форма речи, простой обмен репликами, но и как вид общения, в котором возникают «диалогические отношения, а ребенок выступает равноправным партнером по общению.(М.М .Бахтин)
Немаловажное значение имеет развитие эмоциональной сферы ребёнка, а также ознакомление с моральными чертами характера, развитие средств понимания. Ребятам нравится, когда с ними разыгрывают различные этюды. Этюды можно использовать в среднем, старшем и подготовительном возрасте. Привожу несколько примеров.
На развитие эмоциональной сферы ребёнка
-«Новая кукла» (выражение радости)
Девочке подарили новую куклу, она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
-«Баба Яга» (выражение гнева)
Баба Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом её съесть, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки нет-сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, руками размахивает.
-«Фокус» (выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан-кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.
-«Золушка» (выражение печали)
Золушка возвращается с бала печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла туфельку.
-«Один дома» (выражение страха)
Мама – енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один дома в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке – еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападёт, а мама не успеет к нему на помощь?
-«Лисичка подслушивает» (выражение интереса)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут кот и петух, и подслушивает: о чём они говорят.
-«Кто съел варенье?» (удивление и стыд)
Мама ушла на работу, а мальчик остался с кошкой дома. Мальчику очень захотелось вишневого варенья. Он не заметил, как съел всю банку. Мама вернулась и спросила: «Кто съел варенье»? Мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье»? (удивление). Мальчику стало стыдно за свой обман (стыд).
-«Дюймовочка и жук» (отвращение и гнев)
Майский жук перенёс Дюймовочку с листа кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, он решил на ней жениться. Но Дюймовочке он очень не понравился: он был толстым, блестящим, очень неприятным (неприязнь, отвращение). Она не захотела стать его женой. Жук за это на неё рассердился, затопал всеми лапами и, слетев с ней с дерева, опустил на ромашку (гнев).
-«Круглые глаза» (удивление)
Однажды мальчик подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ. «Я шёл из школы. Зашел в подъезд и увидел , что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок». Ведущий предлагает показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку. (Можно использовать рассказ Н. Носова «Живая шляпа»).
-«Кот Васька» (выражение стыда)
Хозяйка испекла аппетитный пирог к празднику, пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и начала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.
-«Солёный чай» (выражение отвращения)
Мальчик смотрел телевизор. Он налил себе чай и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал в чашку две ложки соли. Помешал и сделал глоток. До чего противно стало у него во рту.
-«Про Таню» (горе-радость)
Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик (горе).
Тише Танечка не плачь,- не утонет в речке мяч! (радость)
-«В лесу» (внимание-страх-радость)
Друзья пошли гулять в лес. Один мальчик отстал, оглянулся –никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание). Вроде бы слышит он какой то шорох, потрескивание веток-вдруг это волк или медведь? (страх) Но тут ветки раздвинулись, он увидел своих друзей-они тоже его искали. Мальчик обрадовался, можно возвращаться домой (радость).
Для ознакомления с моральными чертами характера
-«Жадный поросёнок»
Котёнок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котёнок решает ему помочь. В этот момент подходит поросёнок и жуёт толстую булку. Котёнок и щенок просят дать им кусочек булки, на что тот отвечает, что ему самому мало и поскорее убегает к маме.
-«Забытый зонтик» (честность)
В такси сел пассажир с зонтиком. Он сказал шофёру, куда ему надо ехать, они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился, быстро вышел из машины и скрылся в подъезде дома. Только теперь шофер заметил оставленный пассажиром зонтик. Шофёр взял зонтик, вошёл в подъезд и стал обзванивать все квартиры, ища хозяина зонтика. Наконец одну из дверей ему открыл сам хозяин зонтика. Шофёр протянул ему потерю, пассажир поблагодарил его.
-«Дом с колокольчиками»
Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром. У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо в него позвонишь, То поверь, что в доме проснётся старушка, Седая-седая старушка, и сразу откроется дверь. Старушка приветливо скажет: «Входи не стесняйся, дружок». Но если, но если, но если ты в этот уютный дом Начнешь кулаком стучаться, поднимешь трезвон и гром, То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба – Яга, И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.
Сначала необходимо обсудить, задавая вопросы: - Какие черты характера проявил гость в первом случае? А во втором? - Почему во второй части стихотворения дверь открывает Баба – Яга? - От чего зависит отношение того или иного человека к нам? -Как можно расположить человека к себе?
-«Как бы ты поступил?»
-Дети помогают взрослым убирать территорию детского сада: собирают мусор, метут дорожки и т.д. Один мальчик просто сидит на скамейке. – Дети собирают урожай. Одна девочка набрала много фруктов, что не может удержать их в руках. - В детском саду ты захотел поиграть в игрушку. Твой друг тоже направляется к этой игрушке. – К тебе пришли гости. Пока ты ходил на кухню за фруктами, сломалась твоя новая машинка.
-«Угадай кто?»
Ведущий загадывает, какого – нибудь известного сказочного героя и описывает его, называя черты его характера. Задача остальных узнавать его. Примерные вопросы: - Почему ты назвал этого героя? - В каких эпизодах сказки он проявил эти черты характера? Вариант: ведущий называет черту характера, а участники игры должны изобразить героев сказок.
-«Сравни героев сказок»
Какие черты характера у сказочных героев – Буратино, Баба-Яга, Колобок, Кот в сапогах, берем 3-4 персонажа. Примерные вопросы: - Какие черты характера есть у всех названных героев? - По каким поступкам можно определить это? - Чем они отличаются друг от друга? - Как бы вел себя Буратино на месте Колобка? ( Баба - Яга на месте Серого волка и т. д.?
На развитие средств понимания
«Волшебные» средства понимания
Беседа направлена на осознание того, что можно помочь человеку, когда ему грустно, плохо, что в силах каждого помочь другому, что конкретно можно для этого сделать. Примерные вопросы: - Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели? - Что особенное умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает (улыбка, умение слушать, контакт глаз, вежливые слова, прикосновения). - Почему эти средства понимания мы можем назвать « волшебными»? - Можем ли мы с вами применять эти «волшебные» средства? Когда?
- Интонация
Ввести понятия об интонации. Детям предлагается повторить с различными чувствами разные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой…) - «Пойдем играть» - «Дай мне игрушку» и др.
- «Лица»
Взрослый показывает различные картинки : радость, удивление, интерес, гнев, злость, страх, презрение, отвращение. Задача: определить, какое чувство вызывает маска.
Умение различать мимику самостоятельно. Сознательно пользоваться мимикой для выражения эмоций. Каждому участнику дается задание: выразить с помощью мимики горе, радость, удивление, страх, остальные должны определить, что пытался изобразить участник.
- «Мишка»
Взрослый интересуется, какое средство понимания мы уже знаем. Что это такое. Как ещё можно узнать о настроении человека? (по лицу). Какое выражение лица вы уже знаете? Как они называются, о чём они говорят? (о настроении человека).
Рассказать о мишке.
- «Пантомимика»
Какие «волшебные» средства понимания мы уже знаем? Можно ли узнать настроение человека , не видя его лица, слыша его голос? Каким образом?
Познакомить с понятием пантомимика.
Вспомнить какие жесты вы знаете, какие жесты используете? Как с помощью жеста поздороваться, попрощаться, позвать друг друга.
- «Волшебные заросли»
Каждый участник по очереди пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» - остальными детьми. «Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо « попросят». Затем обсуждение : когда «водоросли» пропускали, а когда нет. Почему?
- «Сделай так»
Детям предлагается пройти так, как в их представлении ходят:
1.Маленькая девочка в хорошем настроении. 2.Старик. 3.Взрослая девушка. 4.Уставший. 5.Ребёнок, который учиться ходить…
Словесные игры и упражнения
Согласование подлежащего с определением (прилагательным)
Воспитатель: «Правильно ли я говорю: «Малыш – веселый»? Задание: с какими словами можно связать слово « весёлый»? А со словом «весёлая»? Воспитатель: «Правильно ли я говорю: «День прекрасный»? Задание: с какими словами можно связать слово «прекрасный»? А со словом «прекрасная»? и т.д.
Составление предложений по структурной схеме. Игра «живые слова».
Дети изображают слова. Например: один – «медвежонок», другой – «любит».
Задание:
1.Придумать третье слово, соответствующее первым двум по смыслу.
2.Поменять слова местами.
3.Заменить одно слово другим.
4.Придумать своё предложение с заданным вначале словом.
«Вперёд - назад»
Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен и неудобен, или чем он нравится и не нравится.
Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед, отрицательное – назад.
«Угадай животное».
Один ребёнок показывает любое животное (изображая движения, повадки , выбранного животного), другой ребёнок старается угадать и назвать животное. Затем дети меняются ролями.
«По кругу»
Дети садятся в кружок. Один ребёнок , называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним – отрицательное и т.д.
Тренируем эмоции
Описание: педагог предлагает детям выполнять следующие задания: -нахмуриться, как осенняя тучка, рассерженный человек, злая волшебница; –улыбнуться, как кот на солнышке, как Буратино, как хитрая лиса; -как радостный ребёнок, как будто ты увидел чудо; -позлиться, как ребенок у которого отняли игрушку, как два барана на мосту, которые злятся не уступая дорогу друг другу; -испугаться, как будто вы потерялись в лесу или на незнакомой улице, как заяц, увидевший волка, как котёнок на которого лает собака; -устать, как папа после работы, как человек, поднявший тяжёлый груз, как муравей, который тащит тяжелую ветку.
«Король боровик не в духе»
Воспитатель читает текст, а дети действуют согласно тексту.
Шёл король Боровик Через лес напрямик Он грозил кулаком И стучал каблуком Был король не в духе Короля покусали мухи.
«После дождя»
Жаркое лето. Только что прошёл дождь. Дети осторожно обходят воображаемые лужи, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись , прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело. Попросить детей с помощью жестов и мимики выразить свои эмоции.
«Танец радости»
Дети становятся в круг, берутся за руки, затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.
Это небольшая часть примеров, которые можно использовать для развития эмоциональной сферы. Небольшие этюды помогают застенчивым детям раскрепоститься, легче сближаться с детьми.
Классификация режиссёрских игр (по Артемьевой Л.В.)
Вид игры | Содержание | |
Настольный театр игрушек | Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Фантазия не ограничивается. Главное, чтобы игрушки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. | |
Настольный театр картинок. | Все персонажи и декорации – картинки. Их нужно сделать двухсторонними, т.к. неизбежны повороты, чтобы фигурки не падали нужны опоры. Действия персонажей ограничены. Не следует их поднимать и переставлять с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, ходьбу, прыжки и одновременно проговаривать текст. Состояние персонажа передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес у детей. Для создания представления о месте действия используются элементы декорации: 2-3 дерева – лес; зелёная ткань или бумага – лужайка; голубая лента – ручеёк и т.д. Желательно привлекать детей. Приучать их фантазировать, придумывать новые детали декорации | |
Стенд - книжка | Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда – книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи. Можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада, если на каждой странице изображен новый режимный процесс. | |
Фланелеграф или магнитная доска. | Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их ковролин, а на оборотной стороне картинки приклеена липкая лента, если это магнитная доска, то на картинку приклеен магнит. Картинки можно подбирать вместе с детьми из старых журналов или самим нарисовать. | |
Теневой театр | Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, чёрные, плоские персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить при помощи пальцев рук. Показ осуществляется соответствующим озвучиванием. | |
Игры – драматизации с пальчиками | Атрибуты ребенок одевает на пальцы. Сам действует за персонажа, который у него в руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действие, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо показать несколько персонажей. | |
Игры – драматизации с куклами би-ба-бо | В этих играх на пальцы руки одевают куклы би-ба-бо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Движение головы, рук, туловища куклы осуществляются с помощью движения пальцев рук, кисти рук. | |
Импровизация | Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. Это самая сложная, но и самая интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театров. |
В традиционной педагогике игры - драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.
Формы организации театральной деятельности .
ТТС
Театрализованн
Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития, у них появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психотерапевтического эффекта составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе.
Вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс в разных режимных моментах в течение дня и в разных видах детской активности, наполняя общим смыслом и содержанием занятия и прогулки, игры и продуктивную деятельность. На занятиях по художественной литературе дети знакомятся с произведениями, со средствами художественной выразительности. На музыкальных занятиях разучиваем с детьми упражнения , этюды , которые помогают слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его в мимике и жестах. В процессе изобразительной деятельности дети знакомятся с иллюстрациями к сказкам, рисуют сюжеты, лепят героев из пластилина и теста.
Разучивание скороговорок, чистоговорок, упражнения на развитие тембра и интонации голоса всё ото помогает в подготовке к спектаклю. В подготовке к спектаклю принимают активное участие родители, шьют костюмы, разучивают стихи. Совместная деятельность нескольких участников, ради достижения одной конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом. Считаясь с интересами партнеров
Литература
1.Карачарова И.А. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности» Дошкольная педагогика 2013г.
2.Козырицкая В.В. «Для чего нужен театр детям» Волжская правда 2013г.
3.Когитина О.В. «Зачем нужна театрализованная деятельность в современных условиях» Дошкольное воспитание 2012г.
4.Артемьева Л.В. «Классификация режиссёрских игр» .
5.www/ meam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-djateninost-v-dou-sotvetstvi-s-fgos.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Для чего нужна театрализованная деятельность в детском саду»
Памятка для родителей «Для чего нужна театрализованная деятельность в детском саду»...
«Нужны ли театрализованные игры в детском саду?»
Консультация для родителей 18.12.2014 год «Нужны ли театрализованные игры в детском саду?» Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в ...
Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...
Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...
Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "
Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...