Картотека игр – экспериментов
картотека (младшая, средняя группа) на тему

Тарасюк Юлия Анатольевна

Развитие мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr-eksperimentov.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида

Московского района Санкт – Петербурга

                           Картотека игр – экспериментов

                           

Автор:

Воспитатель: Тарасюк Юлия Анатольевна

Санкт – Петербург                                                                                                             2017 г.

Сухой аквариум

Цели : Снятие напряжения, усталости, расслабления мышц спины, плечевого пояса;  развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, мелкой моторики рук.

“Сухой” аквариум – это набор цветных крышек, собранных в специальной коробке, изготовленной из пластиковых бутылок.

Вариант 1:

“Купание” рук в “сухом” аквариуме, погружение кистей рук, рук по локоть, по плечи в крышки, шуршание крышками.

Вариант 2:

Рассыпать крышки по ковру (столу, полу).

- Много у нас крышек помещается в тазике?

- Какого цвета крышки?

- Какого цвета больше?

- Сортируем крышки по цветам ( на полу или ковре)

- Кто быстрее соберёт в тазик крышки того или иного цвета.

Вариант 3:

Детям предлагается рассыпать крышки,  собрать их и так несколько раз.

Вариант 4:

Дети выкладывают на полу цепочку из крышек одного цвета или чередуя цвета, чем старше дети , тем сложнее варианты, например: 4 синих, 1 красная.

“Чьи бусы длиннее?”, “Дорожки”, “Мостики”, “Паровозик с вагончиками”.

Вариант 5:

“Выстроим пирамиды, башенки, арки , ворота , город будущего , космос’’.

Дети строят пирамиды, ставя, крышки друг на друга: “Кто выше?”

Вариант 6:

В “сухой” аквариум помещается мелкие игрушки из киндер – сюрпризов.

Детям предлагается найти и достать определённую игрушку ( самолётик, машинку, и т.д.) или собрать всех животных ( все игрушки ).

Перекладывание шаров

Чему учится ребенок:

Продолжает совершенствовать сгибательные и разгибательные движения кисти; зачерпывать шар ложкой и перекладывать в другую ёмкость.

Словарь:

Знать, употреблять глаголы “зачёрпывать”, “перекладывать”.

Оснащение:

Деревянные шары, большое ситечко с ручкой, таз с шариками.

Нанизывание крупных шаров на шнурок

Чему учится ребенок:

Продолжает развивать умение хватать предметы щепотью, продолжает развивать согласованность работы обеих рук.

Словарь:

Учить ребёнка понимать значение множества чисел, понимать и употреблять в активной речи глаголы, настоящего времени “нанизываю, протягиваю”.

Оснащение:

Контейнер с крупными деревянными бусинами, имеющими сквозные отверстия.

Разложи пуговицы

Чему учится ребенок:

Продолжает совершенствовать соотносящие движения, умение брать предметы “пинцетным захватыванием” ( 2 пальцами – большим и указательным );

различать и обозначать словом величину предмета ( большая, маленькая пуговица).

Словарь:

Понимать и употреблять уменьшительно – ласкательные формы существительного “пуговка – пуговица”; глаголы настоящего и прошедшего времени “взял, опустил”.

Оснащение:

Две воронки, пуговицы большие и маленькие.

    Перекладывание кусочков поролона большим пинцетом

Чему учится ребенок:

Совершенствовать развитие зрительно – двигательной координации.

Продолжает развивать умение захватывать предметы “полупинцетом”.  

Перекладывать кусочки поролона большим медицинским пинцетом.

Словарь:

Активизировать в речи ребёнка существительные “пинцет, кусочек”;

глаголы настоящего времени “беру, перекладываю, кладу”;

понимать и употреблять слова мужского и женского рода “красный – красная”.

Оснащение:

Две пиалы; кусочки поролона в виде геометрических фигур, большой медицинский пинцет.

Горячая - холодная

Цель: Развитие тактильных ощущений ребёнка, знакомство со свойствами воды  ( горячая, холодная).

Словарь:

“Вода – горячая, холодная”.

Оснащение:

Два тазика ( один с холодной , второй с горячей водой ), полотенце для рук.

Усложнение:

После того как ребёнок научится называть качество воды, предложить ему с завязанными глазами, определить какая вода налита, в том тазике, в котором вы опустите руки.

Переливание воды маленькой пипеткой

Чему учится ребенок:

Брать предмет щепотью; продолжает развивать зрительно – двигательную координацию; продолжает развивать силу пальцев; заполнять водой из пипетки ячейки платформы.

Словарь:

Учится понимать уменьшительно - ласкательную форму существительного “пипеточка”.

Оснащение:

Медицинская пипетка, платформа с ячейками, губка, прозрачная баночка, заполненная на четверть водой .

Переливание воды маленькой пипеткой

Чему учится ребенок:

Захватывать предметы в кулак ведущей руки, набирать воду с помощью “большой пипетки”, переливать её из одной ёмкости в другую; развивать силу ведущей руки.

Словарь:

Понимать и использовать в активном словаре глаголы настоящего времени

“беру, снимаю, разжимаю, отпускаю, набираю, выливаю и т.д.”

Оснащение:

Две прозрачные баночки, груша – пипетка, губка.

Переливание воды из одного кувшинчика в другой

Чему учится ребенок:

Совершенствовать работу обеих рук, продолжает развитие их согласованной работы: переливать воду из одного кувшинчика в другой.

Словарь:

Понимать и употреблять в речи существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом – “кувшинчик”: глагол прошедшего времени:

“перелил, разлил, промокнул”; прилагательные: “пустой, полный”.

Оснащение:

Поднос, два прозрачных кувшинчика, губка.

                                     Просеивание фасоли

Чему учится ребенок:

Продолжает развитие сгибательных и разгибательных движений кисти; зачёрпывать и пересыпать деревянной ложкой, просеивать через сито, потряхивая его; отделять фасоль от манки.

Словарь:

Понимать и употреблять существительные “манка, фасоль, сито”; глаголы настоящего времени “зачерпываю, пересыпаю, просеиваю”.

Оснащение:

Три небольших тазика – в первом фасоль и манка, смешенные вместе; во втором – сито с крупными отверстиями; третий тазик – пустой; большая деревянная ложка.

Ход игры:

Предложите ребёнку просеивать смесь, находящуюся в первом тазике.

Покажите, как это делается:

- возьмите ложку;

- наберите полную ложку содержимого из первого тазика;

- высыпьте содержимое ложки в сито;

- положите ложку;

- потрясите сито;

- высыпьте в третий тазик то, что осталось в сите ( фасоль ).

Предложите ребёнку просеять оставшуюся в первом тазике смесь самостоятельно.

Перекладывание бусин

Чему учится ребенок:

Продолжает совершенствовать сгибательные и разгибательные движения кисти; совершенствует навык правильно держать ложку; зачёрпывать полную ложку бусинок и пересыпать их в другую ёмкость.

Словарь:

Понимать, знать и называть существительные “ложка, бусина”; глаголы “зачёрпывать, пересыпать”.

Оснащение:

Большой поднос с двумя одинаковыми пиалами ( в пиале, стоящей справа от ребёнка, - 20 бусин); десертная ложка  (позже целесообразно дать чайную ложку).

Ход игры:

Игра проводится по аналогии с игрой “Перекладывание шаров”.

Раскладывание орехов

Чему учится ребенок:

Выполнять вращательные движения кисти ведущей руки; продолжает развитие зрительно – двигательной координации; ложкой раскладывать орехи по сортам.

Словарь:

Узнавать, называть существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода: “орех – орехи, ложка, ячейка”; понимать и употреблять глаголы настоящего времени “перекладываю, зачерпываю”;

употреблять в речи прилагательные “круглый, большой, маленький”.

Оснащение:
Орехи в скорлупе разных сортов ( лесной, грецкий, земляной); ложка; салатница с перегородками, поднос, салатник или пиала.

Расположение предметов на подносе:

Слева салатница, справа пиала: на дне вперемешку лежат орехи разных сортов; между салатницей и пиалой – ложка, лежащая ручкой к ребёнку.

Ход игры:

Предложите ребёнку поиграть. Сядьте за стол справа от ребёнка.  Покажите ребёнку, как играть:

- возьмите ложку ведущей рукой;

- покажите утрированно, как её держать ( средним, указательным и большим пальцами);

- погрузите ложку в пиалу с орехами;

- зачерпните один из орехов;

- перенесите его в одно из отделений салатницы.

Предложите ребёнку разложить орехи по разным ячейкам в соответствии с их сортом. Игру целесообразно начинать с сортировки орехов двух сортов, резко

отличающихся друг от друга, - грецкий, фундук.

Постепенно прибавляйте по одному сорту орехов. Не забывайте хвалить ребёнка.

Усложнение: Замените столовую ложку на десертную, затем на чайную; увеличьте количество сортов орехов; увеличьте количество сортируемых орехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр - экспериментов

Материал для педагогов....

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы.

Картотека: опыты, эксперименты, фокусы....

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников

Картотека опытов, экспериментов для дошкольников...

картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста

Игры-эксперименты с различными источниками света Солнечный зайчикЦель: познакомить с естественным источником света – солнцем.Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный светВыбрав момент, ...

Картотека игр-экспериментов в средней группе.

Экспериментальная работа в доу....