Картотека игр – экспериментов
картотека (младшая, средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида
Московского района Санкт – Петербурга
Картотека игр – экспериментов
Автор:
Воспитатель: Тарасюк Юлия Анатольевна
Санкт – Петербург 2017 г.
Сухой аквариум
Цели : Снятие напряжения, усталости, расслабления мышц спины, плечевого пояса; развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, мелкой моторики рук.
“Сухой” аквариум – это набор цветных крышек, собранных в специальной коробке, изготовленной из пластиковых бутылок.
Вариант 1:
“Купание” рук в “сухом” аквариуме, погружение кистей рук, рук по локоть, по плечи в крышки, шуршание крышками.
Вариант 2:
Рассыпать крышки по ковру (столу, полу).
- Много у нас крышек помещается в тазике?
- Какого цвета крышки?
- Какого цвета больше?
- Сортируем крышки по цветам ( на полу или ковре)
- Кто быстрее соберёт в тазик крышки того или иного цвета.
Вариант 3:
Детям предлагается рассыпать крышки, собрать их и так несколько раз.
Вариант 4:
Дети выкладывают на полу цепочку из крышек одного цвета или чередуя цвета, чем старше дети , тем сложнее варианты, например: 4 синих, 1 красная.
“Чьи бусы длиннее?”, “Дорожки”, “Мостики”, “Паровозик с вагончиками”.
Вариант 5:
“Выстроим пирамиды, башенки, арки , ворота , город будущего , космос’’.
Дети строят пирамиды, ставя, крышки друг на друга: “Кто выше?”
Вариант 6:
В “сухой” аквариум помещается мелкие игрушки из киндер – сюрпризов.
Детям предлагается найти и достать определённую игрушку ( самолётик, машинку, и т.д.) или собрать всех животных ( все игрушки ).
Перекладывание шаров
Чему учится ребенок:
Продолжает совершенствовать сгибательные и разгибательные движения кисти; зачерпывать шар ложкой и перекладывать в другую ёмкость.
Словарь:
Знать, употреблять глаголы “зачёрпывать”, “перекладывать”.
Оснащение:
Деревянные шары, большое ситечко с ручкой, таз с шариками.
Нанизывание крупных шаров на шнурок
Чему учится ребенок:
Продолжает развивать умение хватать предметы щепотью, продолжает развивать согласованность работы обеих рук.
Словарь:
Учить ребёнка понимать значение множества чисел, понимать и употреблять в активной речи глаголы, настоящего времени “нанизываю, протягиваю”.
Оснащение:
Контейнер с крупными деревянными бусинами, имеющими сквозные отверстия.
Разложи пуговицы
Чему учится ребенок:
Продолжает совершенствовать соотносящие движения, умение брать предметы “пинцетным захватыванием” ( 2 пальцами – большим и указательным );
различать и обозначать словом величину предмета ( большая, маленькая пуговица).
Словарь:
Понимать и употреблять уменьшительно – ласкательные формы существительного “пуговка – пуговица”; глаголы настоящего и прошедшего времени “взял, опустил”.
Оснащение:
Две воронки, пуговицы большие и маленькие.
Перекладывание кусочков поролона большим пинцетом
Чему учится ребенок:
Совершенствовать развитие зрительно – двигательной координации.
Продолжает развивать умение захватывать предметы “полупинцетом”.
Перекладывать кусочки поролона большим медицинским пинцетом.
Словарь:
Активизировать в речи ребёнка существительные “пинцет, кусочек”;
глаголы настоящего времени “беру, перекладываю, кладу”;
понимать и употреблять слова мужского и женского рода “красный – красная”.
Оснащение:
Две пиалы; кусочки поролона в виде геометрических фигур, большой медицинский пинцет.
Горячая - холодная
Цель: Развитие тактильных ощущений ребёнка, знакомство со свойствами воды ( горячая, холодная).
Словарь:
“Вода – горячая, холодная”.
Оснащение:
Два тазика ( один с холодной , второй с горячей водой ), полотенце для рук.
Усложнение:
После того как ребёнок научится называть качество воды, предложить ему с завязанными глазами, определить какая вода налита, в том тазике, в котором вы опустите руки.
Переливание воды маленькой пипеткой
Чему учится ребенок:
Брать предмет щепотью; продолжает развивать зрительно – двигательную координацию; продолжает развивать силу пальцев; заполнять водой из пипетки ячейки платформы.
Словарь:
Учится понимать уменьшительно - ласкательную форму существительного “пипеточка”.
Оснащение:
Медицинская пипетка, платформа с ячейками, губка, прозрачная баночка, заполненная на четверть водой .
Переливание воды маленькой пипеткой
Чему учится ребенок:
Захватывать предметы в кулак ведущей руки, набирать воду с помощью “большой пипетки”, переливать её из одной ёмкости в другую; развивать силу ведущей руки.
Словарь:
Понимать и использовать в активном словаре глаголы настоящего времени
“беру, снимаю, разжимаю, отпускаю, набираю, выливаю и т.д.”
Оснащение:
Две прозрачные баночки, груша – пипетка, губка.
Переливание воды из одного кувшинчика в другой
Чему учится ребенок:
Совершенствовать работу обеих рук, продолжает развитие их согласованной работы: переливать воду из одного кувшинчика в другой.
Словарь:
Понимать и употреблять в речи существительное с уменьшительно – ласкательным суффиксом – “кувшинчик”: глагол прошедшего времени:
“перелил, разлил, промокнул”; прилагательные: “пустой, полный”.
Оснащение:
Поднос, два прозрачных кувшинчика, губка.
Просеивание фасоли
Чему учится ребенок:
Продолжает развитие сгибательных и разгибательных движений кисти; зачёрпывать и пересыпать деревянной ложкой, просеивать через сито, потряхивая его; отделять фасоль от манки.
Словарь:
Понимать и употреблять существительные “манка, фасоль, сито”; глаголы настоящего времени “зачерпываю, пересыпаю, просеиваю”.
Оснащение:
Три небольших тазика – в первом фасоль и манка, смешенные вместе; во втором – сито с крупными отверстиями; третий тазик – пустой; большая деревянная ложка.
Ход игры:
Предложите ребёнку просеивать смесь, находящуюся в первом тазике.
Покажите, как это делается:
- возьмите ложку;
- наберите полную ложку содержимого из первого тазика;
- высыпьте содержимое ложки в сито;
- положите ложку;
- потрясите сито;
- высыпьте в третий тазик то, что осталось в сите ( фасоль ).
Предложите ребёнку просеять оставшуюся в первом тазике смесь самостоятельно.
Перекладывание бусин
Чему учится ребенок:
Продолжает совершенствовать сгибательные и разгибательные движения кисти; совершенствует навык правильно держать ложку; зачёрпывать полную ложку бусинок и пересыпать их в другую ёмкость.
Словарь:
Понимать, знать и называть существительные “ложка, бусина”; глаголы “зачёрпывать, пересыпать”.
Оснащение:
Большой поднос с двумя одинаковыми пиалами ( в пиале, стоящей справа от ребёнка, - 20 бусин); десертная ложка (позже целесообразно дать чайную ложку).
Ход игры:
Игра проводится по аналогии с игрой “Перекладывание шаров”.
Раскладывание орехов
Чему учится ребенок:
Выполнять вращательные движения кисти ведущей руки; продолжает развитие зрительно – двигательной координации; ложкой раскладывать орехи по сортам.
Словарь:
Узнавать, называть существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода: “орех – орехи, ложка, ячейка”; понимать и употреблять глаголы настоящего времени “перекладываю, зачерпываю”;
употреблять в речи прилагательные “круглый, большой, маленький”.
Оснащение:
Орехи в скорлупе разных сортов ( лесной, грецкий, земляной); ложка; салатница с перегородками, поднос, салатник или пиала.
Расположение предметов на подносе:
Слева салатница, справа пиала: на дне вперемешку лежат орехи разных сортов; между салатницей и пиалой – ложка, лежащая ручкой к ребёнку.
Ход игры:
Предложите ребёнку поиграть. Сядьте за стол справа от ребёнка. Покажите ребёнку, как играть:
- возьмите ложку ведущей рукой;
- покажите утрированно, как её держать ( средним, указательным и большим пальцами);
- погрузите ложку в пиалу с орехами;
- зачерпните один из орехов;
- перенесите его в одно из отделений салатницы.
Предложите ребёнку разложить орехи по разным ячейкам в соответствии с их сортом. Игру целесообразно начинать с сортировки орехов двух сортов, резко
отличающихся друг от друга, - грецкий, фундук.
Постепенно прибавляйте по одному сорту орехов. Не забывайте хвалить ребёнка.
Усложнение: Замените столовую ложку на десертную, затем на чайную; увеличьте количество сортов орехов; увеличьте количество сортируемых орехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр - экспериментов
Материал для педагогов....
Картотека: опыты, эксперименты, фокусы.
Картотека: опыты, эксперименты, фокусы....
Картотека опытов, экспериментов для дошкольников
Картотека опытов, экспериментов для дошкольников...
картотека игр - экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста
Игры-эксперименты с различными источниками света Солнечный зайчикЦель: познакомить с естественным источником света – солнцем.Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный светВыбрав момент, ...
Картотека игр-экспериментов в средней группе.
Экспериментальная работа в доу....
Картотека игр- экспериментов для детей 3-4 лет
Картотека...
Картотека игр- экспериментов. Эксперименты с красками, с различными источниками света и почвой. Часть 1.
Эксперименты с красками, с различными источниками света и почвой....