Проект "Театр это мы"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 40»
Детско - родительский проект
«Театр это мы»
Срок реализации: сентябрь - май (2017-2018) год
Авторы проект :
Попелышко А.А.
Погонченкова М.А.
Ачинск 2017 год
Аннотация проекта: Развитая речь - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у многих ребят слабо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать короткие литературные произведения. Сегодня вопрос о развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.
- Ухудшение состояния здоровья детей
-Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
- Большое время занимает компьютер и другие средства технического прогресса
- Психологи утверждают: дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирование культуры речевого общения. Одно из актуальных действенных средств, для развития речи- это театральная деятельность, которые являются благоприятной средой для активизации речевой активности детей дошкольного возраста.
Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие сказки при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейди к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки.
Тематика и содержание театрализованной деятельности имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания.
Театрализованная деятельность позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованная деятельность помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостною, непринужденную обстановку в группе.
Основное направление деятельности проекта: развитие речи, через театрализованную деятельность детей совместно с родителями. Тип проекта: творческий, игровой.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Постановка проблемы: Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.
Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.
Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для данной группы мы провели анкетирование среди детей (Приложение №1) и анкетирование их родителей (Приложение №2 ), которое показало, что: · у 64% дошкольников отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности,· 65 % родителей имеют слабое представление о театральном искусстве · многие родители не посещают и не считают важным посещать театр нашего города.
Цель проекта: Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе с помощью родителей.
Задачи проекта:
- Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников
- Формирование навыков культуры общения.
- Развитие художественного восприятия, интереса и любви к детской художественной литературы через игры драматизации.
- Формировать умения инсценировать художественные произведения.
- Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.
- Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.
-Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
-Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
- Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
- Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.
Строя образовательную работу, опираемся на рекомендации таких авторов: А.В.Щеткин, Т.Н.Доронова, Н.Ф.Губанова. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г
Принципы реализации проекта:
1. Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
2. Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
3. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
Формы работы с детьми:
- интегрированная образовательная деятельность;
-драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, --импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра сказки
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Работа с родителями: Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в средней группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- посещение театра всей семьей;
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа воспитателей.
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, работа с родителями.
Формы работы:
- педсоветы, консультации;
- создание картотеки театрализованных игр;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- выставки, фотоальбомы.
Ожидаемый результат:
Для детей: Развитая диалогическая речь.
Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
Развитие связной речи, мимики, жестов.
Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей: Повышение профессионализма.. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Личностный профессиональный рост.
Самореализация.
Для родителей:
Повышение уровня личностного сознания.
Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
1. Разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
2. Оформление альбома «Театры родного города»
3. Обновление эстетического пространства группы.
4. Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей.
5. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников разновозрастной группы
6. Оформление выставки «Мы – артисты»
Материально-техническое оснащение: Комплекс технических средств, включающих – мультимедийных проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат); Электронное обеспечение: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации MicrosoftPowerPoint. Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики. Наглядный и раздаточный материал. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности. Создание картотеки театрализованных игр.
Работа проекта организована по трем этапам:
- Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей (развитие речи, через театрализованную деятельность).
- Организационный: составление перспективного плана работы проекта, утверждение графика проведения мероприятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты, рекомендации для родителей, совместно с родителями создаются папки передвижки, подбирается стимульный материал, изгатовление костюмов.
- Презентационный: подведение итогов непосредственной работы по проекту, выставка работ родителей и детей.
Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения.
Тематическое планирование
месяц | Тема занятия | Базовая Программа для детей | Базовая программа для родителей |
Сентябрь | «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » «Пойми меня» «Игры с бабушкой Забавушкой » | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». | Знакомство с русскими народными костюмами Игры и упражнения на создание игровой мотивации. |
Октябрь | «Колобок не тот, а другой» «Колобок»-настольнцй театр «Очень жить на свете туго без подруги и без друга» «Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался» | Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. Драматизация сказки «Колобок» Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа. | Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов). Игра «Скажи о друге ласковое слово». |
Ноябрь | «Колобок» пальчиковый театр Показ сказки «Три медведя» Театр мягкой игрушки. «Вот как я умею» «В тесноте да не в обиде » | Драматизация сказки «Колобок». Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». Отгадывание загадок.. Веселый танец. | Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений). Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю». |
Декабрь | «Дайте срок, построим теремок» «Ох, красивый теремок, очень, очень он высок» Показ сказки настольного театра «Теремок» | Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец. Драматизация сказки «Теремок» | Рассматривать национальный украинский костюм, чем отличие и сходство с русским. Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка» |
.Январь | «Игровой урок» «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» «Кто зайчишке бы помог?» Показ настольного театра сказки «Заюшкина избушка» малышам. | Этюды на выразительность движений. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пантомимические этюды. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя. | Этюды на выразительность основных эмоций. Обогатить словарь: ледяная, лубяная Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». |
Февраль | «Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»» «Только «мяу» где сыскать?» «Сказка о глупом мышонке» «Невоспитанный мышонок один остался, без друзей» | Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?». Рассказывание «Сказки о глупом мышонке» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Кто как передвигается?». Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил мышонок?» Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание сказки «Сказка о глупом мышонке». | Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) Упражнение в интонировании диалогов. |
Март | «Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался» «Сказка о глупом мышонке» Показ сказки мамам. | Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости) Подготовка к драматизации. Игра на интонирование вежливых слов. Драматизация сказки детьми. | Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, небрежно, угрюмо, уверен-но, вежливо .) |
Апрель | «Упрямые ежата» «Вот так яблоко» «Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить» «Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири » | Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежат. Беседа. Придумывание окончания истории и показ на ширме. Рассказывание сказки В.Сутеева «Яблоко». Имитационные упражнения. Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки. Сюрпризный момент. Рассказывание и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра.. | «Надуваем быстро шарик» Игра на выразительность мимики. Рассматривание иллюстраций, музыкальных инструментов хакасских, их характерные особеностию. |
Май | «Каждый хочет спрятаться под маленький гриб» «Дождик льет, льет, а грибочек все растет» Настольный театр «Кот, петух и лиса» Показ сказки родителям и детям «Кот, петух и лиса» | Сюрпризный момент - загадка. Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом». Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок» Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом». Пляски героев. Драматизация сказки «Кот, петух и лиса» детьми. | Игра-конкурс «Попросись под грибок» Игра-имитация «Пойми меня». |
Литература
1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2
Приложение 1
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях
Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
В связи с тем, что в настоящее время мы анализируем проблему по вопросу эффективного и планомерного использования театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет, просим Вас ответить на следующие вопросы.
Конфиденциальность гарантируем.
1. Сколько лет вашему ребенку?
2. В каких формах у ребенка проявляется творчество?
3. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях,
занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?
4. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?
5. Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?
6. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?
7. Были ли вы со своим ребенком в театре?
8. Любит ли ребенок смотреть сказки?
9. Обсуждаете ли Вы что-нибудь из прочитанного Вами с ребёнком?
10. Какая форма педагогической помощи Вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?
11. Какие знания по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Вам необходимы?