Проект "Театр это мы"
проект на тему

Попелышко  Алена Александровна

Проект "Театр это мы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_eto_my_proekt.docx150.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
«Детский сад комбинированного вида № 40»

http://itd0.mycdn.me/image?id=838423039013&t=20&plc=WEB&tkn=*Ey5RibcXOs05box48dx-SI_l1g4

Детско - родительский проект

«Театр это мы»

Срок реализации: сентябрь - май (2017-2018) год

http://sad18.obr46.ru/wp-content/uploads/sites/46/2015/10/1.jpg

Авторы проект :

Попелышко А.А.

Погонченкова М.А.

Ачинск 2017 год

Аннотация проекта: Развитая речь - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у многих ребят слабо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать короткие литературные произведения. Сегодня вопрос о развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.

- Ухудшение состояния здоровья детей

-Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

- Большое время занимает компьютер и другие средства технического прогресса

- Психологи утверждают: дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирование культуры речевого общения. Одно из актуальных действенных средств, для развития речи- это театральная деятельность, которые являются благоприятной средой для активизации речевой активности детей дошкольного возраста.                      

      Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие сказки при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейди к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки. 

Тематика и содержание театрализованной деятельности имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания.

            Театрализованная деятельность позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Театрализованная деятельность помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостною, непринужденную обстановку в группе.

Основное направление деятельности проекта: развитие речи, через театрализованную деятельность детей совместно с родителями.                         Тип проекта: творческий, игровой.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

 Постановка проблемы: Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.

Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.

Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для данной группы мы провели анкетирование среди детей (Приложение №1) и анкетирование их родителей (Приложение №2 ), которое показало, что: · у 64% дошкольников отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности,· 65 % родителей имеют слабое представление о театральном искусстве · многие родители не посещают и не считают важным посещать театр  нашего города.

 Цель проекта:   Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и  коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе с помощью родителей.        

Задачи проекта:
- Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников

- Формирование навыков культуры общения.

- Развитие художественного восприятия, интереса и любви к детской художественной литературы через игры драматизации.

- Формировать умения инсценировать художественные произведения.

- Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.
-  Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.
-Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

-Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
- Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
- Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.

           Строя образовательную работу, опираемся  на рекомендации таких авторов: А.В.Щеткин,  Т.Н.Доронова,  Н.Ф.Губанова. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г

Принципы реализации проекта:

1. Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.

2. Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

3. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.

Формы работы с детьми:
- интегрированная образовательная деятельность;

-драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.

Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, --импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра сказки
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.

Работа с родителями:                                                                        Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в средней группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- посещение театра всей семьей;
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Работа воспитателей.        

Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, работа с родителями.
Формы работы:
- педсоветы, консультации;
- создание картотеки театрализованных игр;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- выставки, фотоальбомы.

           Ожидаемый результат:

Для детей: Развитая диалогическая речь.

Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. 
Развитие связной речи, мимики, жестов.
Развитие инициативы, активности, самостоятельности.

Для воспитателей: Повышение профессионализма.. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Личностный профессиональный рост.
Самореализация.

Для родителей:

 Повышение уровня личностного сознания.
Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

1.     Разработка перспективного плана по теме: «Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

2.     Оформление альбома «Театры родного города»

3.     Обновление эстетического пространства группы.

4.     Разработка методических рекомендаций по содержанию и организации театрализованной деятельности для педагогов и родителей.

5.     Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников разновозрастной группы

6.      Оформление выставки  «Мы – артисты» 

 Материально-техническое оснащение: Комплекс технических средств, включающих – мультимедийных проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат); Электронное обеспечение: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации MicrosoftPowerPoint. Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики. Наглядный и раздаточный материал. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности. Создание картотеки театрализованных игр. 

       Работа проекта  организована по трем этапам:

  • Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей (развитие речи, через театрализованную деятельность).
  • Организационный: составление перспективного плана работы проекта, утверждение графика проведения мероприятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты, рекомендации для родителей, совместно с родителями создаются папки передвижки, подбирается стимульный материал, изгатовление костюмов.
  • Презентационный: подведение итогов непосредственной работы по проекту, выставка работ родителей и детей.

           Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения.


Тематическое планирование

месяц

Тема занятия

Базовая

Программа для детей

Базовая программа для родителей

Сентябрь

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »

«Пойми меня»

«Игры с бабушкой Забавушкой »

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы.  Имитационные этюды.

Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

Знакомство с русскими народными костюмами

Игры и упражнения на создание игровой мотивации.

Октябрь

«Колобок не тот, а другой»

«Колобок»-настольнцй театр

«Очень жить на свете туго без подруги и без друга»

«Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался»

Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми.

Драматизация сказки «Колобок»

Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».

Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа.

Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).

Игра «Скажи о друге ласковое слово».

Ноябрь

«Колобок» пальчиковый театр

Показ сказки  «Три медведя»

Театр мягкой игрушки.

«Вот как я умею»

«В тесноте да не в обиде »

Драматизация сказки «Колобок».

Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею».

Отгадывание загадок.. Веселый танец.

Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений).

Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю».

Декабрь

«Дайте срок, построим теремок»

«Ох, красивый теремок, очень, очень он высок»

Показ сказки  настольного театра «Теремок»  

Отгадывание загадок по сказке. Имитационные  упражнения под музыку. Веселый танец.

Драматизация сказки «Теремок»

Рассматривать национальный украинский костюм, чем отличие и сходство с русским.

Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка»

.Январь

«Игровой урок»

«Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

«Кто зайчишке бы помог?»

Показ настольного театра сказки «Заюшкина избушка» малышам.

Этюды на выразительность движений.

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пантомимические этюды.

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.

Этюды на выразительность основных эмоций.

Обогатить словарь: ледяная, лубяная

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

Февраль

«Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»»

«Только «мяу» где сыскать?»

«Сказка о  глупом мышонке»

«Невоспитанный мышонок один остался, без друзей»

Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?».

Рассказывание «Сказки о глупом мышонке» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Кто как передвигается?».

Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил мышонок?»

Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание сказки «Сказка о глупом мышонке».

Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)

Упражнение в интонировании диалогов.

Март

«Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался»

«Сказка о глупом мышонке»

Показ сказки мамам.

Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения  (выразительности эмоции грусти и радости)

Подготовка к драматизации.

Игра на интонирование вежливых слов. Драматизация сказки детьми.

Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, небрежно, угрюмо, уверен-но, вежливо .)

Апрель

«Упрямые ежата»

«Вот так яблоко»

«Поссорились зверушки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех разделить»

«Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири »

Сюрпризный момент. Рассказывание истории про двух ежат. Беседа. Придумывание окончания истории и показ на ширме.

Рассказывание  сказки В.Сутеева «Яблоко». Имитационные упражнения.

Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В.Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

Сюрпризный момент. Рассказывание  и разыгрывание сказки В.Сутеева «Яблоко» с помощью кукольного театра..

«Надуваем быстро шарик»

Игра на выразительность мимики.

Рассматривание иллюстраций, музыкальных инструментов хакасских, их характерные особеностию.

Май

«Каждый хочет спрятаться под маленький гриб»

«Дождик льет, льет, а грибочек все растет»

Настольный театр

«Кот, петух и лиса»

Показ сказки родителям и детям «Кот, петух и лиса»

Сюрпризный момент -    загадка. Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом».

Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»

Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом». Пляски героев.

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса»

детьми.

Игра-конкурс «Попросись под грибок»

Игра-имитация «Пойми меня».


Литература

1. Михайлова М.А. Праздники в детском садуСценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2

Приложение 1

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1.  Знаешь ли ты, что такое 
театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2.  Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3.  Знаешь ли ты, кто такой 
режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4.  Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5.  Любишь ли ты играть в «театр»?
6.  В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7.  Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8.  Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12.  Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? 
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора. 

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

В связи с тем, что в настоящее время мы анализируем проблему по вопросу эффективного и планомерного использования театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет, просим Вас ответить на следующие вопросы.

Конфиденциальность гарантируем.

1. Сколько лет вашему ребенку?

2. В каких формах у ребенка проявляется творчество?

3. Делится ли он своими впечатлениями о театрализованных представлениях,

занятиях, праздниках, проводимых в детском саду?

4. Вызывают ли эмоциональный отклик у него кукольные спектакли?

5. Есть ли в доме детские кассеты, диски с записями сказок?

6. Устраиваете ли вы дома театрализованные представления?

7. Были ли вы со своим ребенком в театре?

8. Любит ли ребенок смотреть сказки?

9. Обсуждаете ли Вы что-нибудь из прочитанного Вами с ребёнком?

10. Какая форма педагогической помощи Вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?

11. Какие знания по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Вам необходимы?