Мир пластилина
проект (старшая группа) на тему

Попелышко  Алена Александровна

Мир пластилина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_plastilina.docx211.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
«Детский сад комбинированного вида № 40»

http://www.b17.ru/foto/uploaded/eee98b58174c2ecd4f9635b9dcb70047.jpg

Дополнительно образовательная деятельность по пластилинографии

Кружковая

«Мир пластилина»

Срок реализации: сентябрь - май 2017-2018 год

Авторы проект :

Попелышко А.А.

http://knigkaskazok.ru/wp-content/uploads/2015/03/7dc5e21bd2708ef48481c3bab788a425.jpg

Ачинск 2017 год

Актуальность

          В настоящее  время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан  проект по ДОД по «Художественно-эстетической» образовательной области:  «Пластилиновые чудеса». Основной идей,  которой является рисование  картин – пластилином (техника пластилинография)

          Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

          Жанр пластилинографии   представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом, графическое изображение пейзажа и т.д.          Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

        Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей,  способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

         Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

         Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

         Такое построение занятий проекта способствует более успешному освоению образовательной программы.

         Создание программы проекта обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей  дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель и задачи проекта «Мир пластилина»

       Цель: Развитие ручной умелости у детей  дошкольного возраста посредством пластилинографии.

      Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, работать на заданном пространстве, принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

-Обучить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

 Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.  Участники проекта:  воспитатель и воспитанника (4-6 леткол).

Принципы реализации проекта:

1.Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитываются  у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. 
Обучая технике пластилинографии, закрепляются  у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус. 
3.Принцип свободы выбора. Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности. 
4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5.Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана: 
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала). 
6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

        Занятия проводятся 2 раз в  месяц.

        Продолжительность занятия 30минут.

        Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

         При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

        Для решения поставленных задач, на занятиях максимально нужно использовать все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

       Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Методы и приёмы реализации проекта

Методы:

Наглядные - наблюдение, показ, образец;

Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

Приёмы рисования пластилином:

рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

- рисование мазками;

- заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

- процарапывание по пластилину;

- вырезание отдельных заранее картин,  заполнение их  дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

Ожидаемые результаты

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Появление  первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

Развивитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

 Воспитывание тактильных и термических  чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

                                         Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

- Узнать историю пластилинографии

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Перспективный  план  работы 2017

№     Тема занятия

Вид деятельности

Дата   обор

2. Буклеты для родителей «Ребенок и пластилин»

3. НОД  «Радужное настроение»

Задачи: 

-Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

-Правильно подбирать цвета и оттенки.

-Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая  детали.

-Закреплять умение определять способы и приемы лепки. -Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

4. НОД  «Лебеди» 

Задачи:

 Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умение детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развитие цветовосприятия. Развитие мелкой моторики рук.

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Восприятие художественной литературы;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (помещении);
  • Изобразительная;
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Сентябрь

05, 11

1. НОД  «Осенние листья»

Задачи:

 - закреплять приемы надавливания и размазывания,

- учить смешивать различные цвета,

- поддерживать желание доводить начатое дело до конца.

- развивать мелкую моторику,

- воспитывать навыки аккуратности.

2. НОД  «Ёжик – ворчун»

Задачи: 

Развивать у детей художественно-творческие способности, воспитывать у детей терпение и усидчивость,

закреплять умения работать с природным материалом, развивать мелкую моторику рук, развивать творческое мышление.

  • Игровая;
  • Коммуникативна;
  • Познавательно-исследовательска;
  • Восприятие художественной литературы;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (помещении);
  • Изобразительная;
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Октябрь

4, 10

1. НОД   «Зимняя картина»                                    Задачи:                                                                                   -Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого

        

2. НОД «За окошком снегири»

Задачи:

-Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

  • Игровая;
  • Коммуникативна;
  • Познавательно-исследовательска;
  • Восприятие художественной литературы;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (помещении);
  • Изобразительная;
  • Конструирование;
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Ноябрь

7,14

1. Консультация для родителей «Играем и лепим»

2. НОД  «Откуда ёлочка пришла»

Задачи:

- расширять знания детей об истории новогоднего праздника;

-развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);

- закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию;

- добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

3. НОД  «Снегурочка»

Задачи:

-Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);

 -Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию;

-Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям.

  • Игровая;
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие художественной литературы;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (и помещении);
  • Изобразительная;
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Декабрь

4, 12

1. НОД «Снеговик»

       Задачи:

-Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания.

 -Развитие мелкой моторики рук.

-Развитие эстетического умения – украшения своей работы (шубки снеговичка) пластилином разного цвета.

2.  НОД «Снежинки- Холодники»

       Задачи:

-Беседа с детьми о зиме.

-Формирование эмоционального восприятия окружающего мира.

-Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины.

-Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Восприятие художественной литературы;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении);
  • Изобразительная;
  • Конструирование;
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Январь

16, 22

1. НОД «Сердечки»

Задачи:

Развивать творческое мышление.

Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы.

Развивать мелкую моторику рук.

2. НОД  « Душистый снег»

Задачи:

 Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.

 Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание.

Развивать мелкую моторику рук.

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие художественной литературы;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (помещении);
  • Изобразительная;
  • Конструирование;
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Февраль

12, 19

1. НОД «Весна идет, весне дорогу»

Задачи:

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах.

Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином.

Продолжать развивать мелкую моторику рук

2. НОД «Цветы для мамы»

Задачи:

-Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта.

-Развитие мелкой моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии.

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие художественной литературы;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (помещении);
  • Изобразительная;
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Март

14, 19

1. НОД «Солнышко на тарелке»

Задачи:

-Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

-Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

2. НОД «Весна идет, весне дорогу»

Задачи:

-Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах.

-Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином.

-Продолжать развивать мелкую моторику рук

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие художественной литературы;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (помещении);
  • Изобразительная;
  • Конструирование;
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Апрель

5, 17

1. НОД  «Полевые цветы»

Задачи:

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения - рисование пластилином.

Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.

Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.

2. Выставка готовых работ.

3. Отчет о проделанной работы.

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие художественной литературы;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд (помещении);
  • Изобразительная;
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

Май

11, 17

3. Итоговый 

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

-Выставка работ

Работа с родителями.

        В рамках реализации проекта «Мир пластилина» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей (сентябрь).

* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

        Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

          Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, беседы, буклеты.

Список использованных источников

  1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г.
  3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.
  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
  5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
  7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.
  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».


Табель посещаемости детей кружковой работы «Мир пластилина»

___________________________2017 год

Фио\ число  

Барбышева С.

Емельянов я.

Иванов Д.

Ирбеткин С.

Клочкова В.

Морозов А.

Репина У.

Тюгашев Р.

Фатаков А.

Французенко И.

Цапалин А.

Черкашин В.

Чеченев З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей по нетрадиционной технике использования пластилина «Мир фантазий, мир мечты встретишь в пластилине ты!»

Развитию мелких движений пальцев рук способствует художественное творчество, в частности лепка. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Она является прекрасным упражнен...

Поделки из пластилина и игры с пластилином

Увлекательное занятие для детей дошкольного возраста....

Поделки из пластилина и игры с пластилином

Увлекательное занятие для детей дошкольного возраста....

Районный мастер-класс "Торцевание на пластилине. Изготовление цыпленка в технике торцевания на пластилине".

В рамках районного мастер-класса, была раскрыта тема "Тоцевание на пластилине" и изготовлена декоративная поделка "Цыпленок".Цель данного мастер-класса:1. Научиться работать в техн...

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного пребывания

Конспект занятияПо лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги)в группе кратковременного   пребыванияТема : «Листочки на деревьях»Цель : продолжать знак...

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты.

Лепка из пластилина. Как слепить из пластилина овощи и фрукты...

Конспект занятия По лепке из пластилина (нанесение рисунка с помощью пластилина на лист бумаги) в средней группе

Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами .Продолжать знакомить детей с основными цветами (зеленый)....