Рабочая программа театрального кружка "Буратино"
рабочая программа на тему

Журавлева Наталия Леонидовна

Программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr._deyat._moya_programma.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                   

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название

Страницы

1

Пояснительная записка.

2-5

2

Содержание программы.

5-6

3

Общие программные задачи (средняя группа).

6-7

4

Предполагаемые умения и навыки детей (средняя группа).

7

5

Перспективно-тематический план (средняя группа).

7-9

6

Содержание изучаемых тем.

7-9

7

Общие программные задачи (старшая группа).

9-10

8

Предполагаемые умения и навыки детей (старшая группа).

10-11

9

Перспективно-тематический план (старшая группа).

11-15

10

Содержание изучаемых тем.

12-15

11

Общие программные задачи (подготовительная группа).

15-18

12

Предполагаемые умения и навыки детей (подготовительная группа).

18-19

13

Перспективно-тематический план (подготовительная группа).

19-24

14

Содержание изучаемых тем.

20-24

15

Перечень литературы и средств обучения.

24-25

                                                                                      Недаром дети любят сказку,

                                                                          Ведь сказка тем и хороша,

                                                                          Что в ней счастливую развязку

                                                                          Уже предчувствует душа.

                                                                          И на любые испытанья

                                                                          Согласны храбрые сердца

                                                                          В нетерпеливом ожиданье

                                                                          Благополучного конца.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.​ Направленность рабочей программы.

Программа направлена на развитие личности, с учетом таких характеристик как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.

2.​ Причины создания.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового; развитию настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизациям. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей у ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

3.​ Новизна.

       Нетрадиционный подход к развитию сценического творчества детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр – представлений.

Отличительной чертой моей рабочей программы  является включение в разделы игровых упражнений и заданий по развитию музыкальных способностей, так как без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

4.​ Актуальность.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их возможности.

Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.А.Ветлугина, Б.М.Метлов, О.М.Дьяченко и многие другие.

5.​ Психологическая целесообразность.

Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в ее основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

6.​ Цель.

Основной ЦЕЛЬЮ воспитания через театрализованную деятельность является формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

7.​ Задачи.

Сверхзадачей представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Задачи нашей программы формируются следующим образом:

1.​ Развитие эстетических способностей;

2.​ Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

3.​ Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

4.​ Овладение навыками общения и коллективного творчества.

8. Возраст воспитанников.

Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

9. Сроки реализации.

Программа рассчитана на три года.

10. Формы обучения.

Проведение групповых занятий.

11. Количество занятий.

В средней группе проводится два занятия в неделю – 72 занятия в год.

В старшей группе проводится два занятия в неделю – 72 занятия в год

В подготовительной к школе группе проводиться два занятия в неделю – 72 занятия в год.

12. Продолжительность занятий.

В средней группе длительность занятия – 20 минут.

В старшей группе длительность занятия – 25 минут.

В подготовительной группе длительность занятия – 30 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из ПЯТИ разделов.

1-й раздел – «ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на ДВА ВИДА:

Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

ЗАДАЧИ. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельную группу мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное и слуховое внимание, память наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-эстетические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

2-й раздел – «РИТМОПЛАСТИКА» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных возможностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

ЗАДАЧИ. Развивать умение произвольно реагировать на команду или произвольный сигнал, готовность действовать, согласованно включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

3-й раздел – «КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

ЗАДАЧИ. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями выражающие основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

4-й раздел «ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» - призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.

ЗАДАЧИ. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства. Воспитывать культуру поведения в театре.

5-й раздел – «РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ» - базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

ЗАДАЧИ. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнять словарный запас; образный строй речи.

ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ)

*  Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.

 * Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

*Ф ормировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить

имитировать характерные движения сказочных животных.

* Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .

* Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

*  Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

*  Познакомить детей с различными видами театра.

*  Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.

*  Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Деятельность проводится в форме игры:

-Игровые упражнения;

-Этюды;

-Игра-драматизация;

-Сюжетно-ролевая игра.

                        Ожидаемый результат:

• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .

• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .

• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

                            Перспективно-тематический план:

Сентябрь

           Игры по развитие творческого воображения.

  • «На что похоже?» (из книги «Зрительная память»)
  • «Что снится котенку, слонёнку, щенку и т д.»
  • Систематизация свойств предметов: «Назови все, что бывает…» (по цвету, по форме, по способу передвижения, по агрегатному состоянию)
  • Решение проблемной ситуации творческого характера: как  успокоить  плачущую  девочку

Октябрь

  •  «Отгадай кто я» - изображение животных, персонаж сказки, предметов с использованием  жестов, мимики, движений.
  • «Послушай и изобрази» - создание художественного образа с  помощью музыки – «весёлые медвежата», «хитрая лиса», «грустные зайчики».
  • Обыгрывание песенок «Ёжик», «Колобок», с использование атрибутов, элементов костюмов.
  • Игра – викторина «Волшебный мешочек» - обыгрывание сценок по произведениям А. Барто «Игрушки».

Ноябрь

      Упражнения в кукловождении (Настольный  театр).

  • Кукла настольная здоровается, делает повороты, наклоны, бегает, кружится, подпрыгивает.
  • Две куклы разговаривают друг с другом, вместе идут, расходятся в стороны.
  • Разыгрывание коротких сценок с куклами:

     а) «Концерт» - участие принимают куклы, исполняющие стихи, танцы (дети  заранее приносят любимую игрушку и она «представляется» другим детям.

     б) сценка - диалоги «Встреча», «Поссорились», игра: «Какая сегодня    погода?»

 4. Настольный театр игрушек. Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» с элементами  драматизации.  

Декабрь

           Упражнение на развитие выразительности речи.

  • Творческое задание «Попросись в рукавичку от имени всех героев сказки поочередно»
  • Выделение слов в предложении голосом: «Это моя игрушка».
  • «Разговор по телефону» - развитие диалогической речи. Темы разговора: «Заболел», «Какая сегодня погода?», «Давайте познакомимся».
  • «Звукорежиссеры» - Оживляем картинку из сказки (диалог между героями сказки).
  • Театрализованная игра «Теневой театр по мотивам сказки «Колобок»».

Январь

         Этюды  с  элементами  психогимнастики

  • «Шалтай – болтай», «Спать хочется» - этюды на тренировку отдельных групп мышц.
  • «Кузнечик», «Цветок», «Вкусные конфеты», «Поссорились – помирились» - Этюды на выражение основных эмоций.
  • Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Колобок».
  • Показ кукольного спектакля старшими детьми «Красная Шапочка»

Февраль

1. Этюды на выражение основных эмоций: «Злюка», «Упрямый мальчик», «Вова – растеряшка».

2. Разыгрывание сценок импровизаций «Сорока и заяц» (Н. Сладков), «Жалко» (В. Бирюков).

3. Игра – драматизация по сказке Сутеева «Яблоко».

Март

  • Беседы о театре (см «Дошкольное воспитание» №1,1995 г).
  • Упражнения из книги «Вообрази себе» на умение управлять настроением и самочувствием,  на развитие творческого воображения
  • Словесное творчество (последующее обыгрывание сюжетов). Изменение конца сказки, введение новых героев (русская народная сказка «Колобок»). Варианты: «колобок перехитрил лису и убегает», «Колобок и лиса находят общий язык», «Колобку встречается Ёж, Красная Шапочка, Петушок».
  • Показ театрализованных игр детьми старших групп.

Апрель

Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Колобок – великан», «Колобок – милиционер», «День рождения колобка».

Май

Викторина «Узнай  сказку  по  героям»

Отчет группы по театрализованной деятельности.

ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)

​ Формировать и активировать познавательный интерес детей.

​ Снимать зажатость и скованность.

​ Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

​ Развивать музыкальный слух.

​ Развивать певческие и хоровые навыки.

​ Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

​ Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

​ Развивать интерес к сценическому искусству.

​ Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

​ Развивать навыки действия с воображаемыми предметами.

​ Учить сочинять этюды по сказкам.

​ Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

​ Развивать чувства ритма и координацию движений.

​ Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

​ Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

​ Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

​ Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

​ Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

​ Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

​ Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

​ Пополнить словарный запас.

​ Учить строить диалог.

​ Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

​ Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

​ Знакомить с создателями спектакля.

​ Знакомить с устройствами зрительного зала и сцены.

​ Воспитывать культуру поведения в театре.

​ Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехами сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту. Приучать детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей.

​ Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

​ Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

​ Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

​ Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

​ Запоминать заданные позы.

​ Запоминать и описывать внешний вид каждого ребенка.

​ Знать 5-8 артикуляционных упражнений.

​ Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

​ Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

​ Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

​ Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

​ Уметь составлять предложения с заданными словами.

​ Уметь строить простейший диалог.

​ Уметь сочинять этюды по сказкам.

​ Выразительно исполнять музыкальные сцены (песни, танцы).

Перспективно-тематический план (5 – 6 лет)

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Репертуар

I квартал

1. Театральная игра

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

Учиться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми.

Развивать умение произвольно реагировать на команду

Игры:

Эстафета.

Знакомство.

Кто во что одет?

Весёлые обезьянки.

Вышивание.

Внимательные матрёшки.

2. Ритмопластика

Развивать умение пользоваться жестами.

Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность.

Упражняться попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал.

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Игры и упражнения:

Самолёты и бабочки.

Первая потеря.

Осенние листья.

Бабочки.

Считалочка, Муравьи, Огонь и лёд, Мокрые котята, Штанга, Кактус и ива, Конкурс лентяев, Пальма.

В. Золоторёв. «Полетаем на самолёте», А. Грибоедов. «Вальс ля минор», Р. Шуман. «Первая потеря», М. Глинка. «Вальс фантазия», С. Майкапар. «Мотылёк».

3. Культура и техники речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию.

Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определения к словам.

Игры и упражнения:

Мыльные пузыри.

Весёлый пятачок.

Колокольчик.

Удивлённый бегемот.

Фыркающая лошадка.

Вопрос – ответ.

Волшебная корзинка.

Вкусные слова.

Ручной мяч.

Скороговорки.

«Два кота сидят на крыше» И. Демьянов; «Разговор» С. Маршак; «В гостях у королевы» из англ. Фолк. (пер. С. Маршака); «Сапожник» (польский фолк. Пер. Б. Заходера); «Паровоз» Считалка Е. Благининой.

4. Основы театральной культуры

Развивать интерес к сценическому искусству.

Знакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным театром.

Экскурсия в театральный музей. Рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров. Просмотр видеозаписей. Посещений кукольного театра и др. детских театров.

Театральный словарь: театр, опера, балет, оперетта, драма, спектакль, аплодисменты.

II квартал

1. Театральная игра

Развивать находчивость, воображение, фантазию.

Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками.

Развивать быстроту реакции и координацию движений.

Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

Игры:

Дружные звери.

Цапля.

Передай позу.

Телепаты.

Летает - не летает.

Где мы побывали?

Что мы делали не скажем.

2. Ритмопластика

Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Иргы и упражнения:

Медведи в клетке.

Ёжик.

Подарок.

В царстве золотой рыбки.

Снежинки.

Не ошибись. Поймай хлопок. Шея есть, шеи нет. Закрыть книжку, раскрыть. Осьминог. Пантеры. Зёрнышко. Цыплята. В «Детском мире». Весёлая зарядка.

К. Черни, ор. 812, этюд № 152.

Э. Вальдтейфель «Ёжик».

П. Чайковский «Новая кукла».

К. Сен-Санс «Аквариум» (Карнавал животных).

В. Ребриков Вальс из оперы «Ёлка».

3. Культура и техники речи

Тренировать чёткое произношение согласных в конце слова.

Упражнять артикуляционный аппарат.

Уметь составлять предложения с заданными словами по карточкам.

Учит пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито.

Учить строить диалоги, самостоятельно выбирая партнёра.

Забавные стихи.

Весёлый пятачок.

Жало змеи.

Часики.

Сочини предложение.

Фраза по кругу.

Скороговорки.

Стихи:

«Вежливый слон», «Комар и слон» В. Лунин; «Почему не спят котята?», «Ёжик и дождик» Вл. Степанов; «Три собаки», «Кошка» В. Ерёмин; «Приятная встреча»Б. Заходер; «Считалка» Н. Пикулева.

4. Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес.

Познакомить с главными театральными профессиями: актёр, режиссёр, художник, композитор.

Беседа – диалог с детьми о создателях спектакля.

Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссёр? Что должен уметь актёр?

Театральный словарь: актёр, режиссёр, художник, композитор, декорации, костюмы.

III квартал

1. Театральная игра

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы.

Развивать навыки действия с воображаемыми предметами.

Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.

Игры и упражнения:

Поварята. Живой телефон. Король. Волшебная палочка и мячик (превращения предмета).

Этюды по сказкам.

Задания: наматывать клубок, вышивать, рисовать, стирать платочек.

Русские народные сказки «Колобок», «Теремок».

2. Ритмопластика

Развивать умение использовать разнообразные жесты.

Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений.

В стране гномов.

Заколдованный лес.

В стране цветов.

Город роботов.

Как живёшь?

Бабушка Маланья.

Жесты: иди сюда – уходи; согласие – несогласие; клич – прислушивание; плач – утешение; молчание – шёпот; приветствие – прощание; не знаю.

Э. Григ «Шествие гномов».

М. Мусоргский «Картинки с выставки» № 1. «Гном».

П. Чайковский «Времена года», «Подснежник».

С. Прокофьев «Монтеки и Капулетти».

3. Культура и техники речи

Пополнять словарный запас.

Развивать образное мышление.

Подбирать к словам слова – действия и слова, противоположные по значению.

Совершенствовать навык чёткого произношения.

Скороговорки.

Стихи.

Скороговорки.

Считалки.

Стихи:

«Скрут» Саша Чёрный: «Чудеса в авоське» Вл. Левин; «Маленькие феи» С. Маршак; «Кораблик», «Очень вкусный пирог» Д. Хармс.

4. Основы театральной культуры

Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.

Показать фотографии зрительного зала концертного театра.

Провести экскурсию в ближайший театр.

Построить с детьми из стульев зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и кулис.

Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр?»

Театральный словарь:

Сцена, занавес, кулисы, задник, партер, амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт.

ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6 - 7 ЛЕТ)

​ Развивать чуткость к сценическому искусству.

​ Воспитывать в детях готовность к творчеству.

​ Развивать произвольное внимание, память наблюдательность, фантазию, быстроту реакций, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.

​ Активизировать познавательный процесс.

​ Прививать навыки вежливого поведения.

​ Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

​ Учить оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными действиями.

​ Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми в разных ситуациях.

​ Активизировать ассоциативное и образное мышление.

​ Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

​ Развивать умения менять своё отношение к предмету и месту действия, партнёрам по игре; превращать и превращаться.

​ Учит действовать на сценической площадке естественно.

​ Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами.

​ Развивать музыкальный слух.

​ Развивать певческие и хоровые навыки.

​ Расширять диапазон и силу звучания голоса.

​ Учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.

​ Учить самостоятельно, сочинять этюды с заданными нафантазированными предметами, сюжетами.

​ Развивать умение владеть своим телом.

​ Совершенствовать двигательные способности и координацию движений.

​ Развивать способность равномерно размещаться на сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах.

​ Развивать способности создавать образы живых существ через пластические возможности своего тела.

​ Развивать способности создавать образы с помощью жестов и мимики.

​ Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.

​ Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.

​ Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.

​ Совершенствовать дикцию, тренировать чёткое произношение гласных и согласных.

​ Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.д.).

​ Учить пользоваться ударными словами в отдельных фразах и предложениях, выделять их голосом.

​ Формировать чёткую и грамотную речь.

​ Пополнять словарный запас, образный строй речи.

​ Учить строить диалог между героями разных сказок.

​ Учить подбирать рифмы к заданным словам.

​ Развивать умения сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя своё продолжение.

​ Знакомить с терминологией театрального искусства.

​ Знакомить с театральными профессиями (гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр и т.д.).

​ Разъяснять особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

​ Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.

​ Воспитывать зрительскую культуру.

​ Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать представления о честности, справедливости, доброте.

​ Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.

​ Развивать способности анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок.

​ Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.

​ Совершенствовать песенные и танцевальные импровизации детей.

​ Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела, создавать яркий образ героя.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

​ Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

​ Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

​ Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки.

​ Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочкой.

​ Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

​ Уметь запоминать заданные режиссёром мизансцены.

​ Находить оправдания заданной позе.

​ На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

​ Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

​ Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

​ Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

​ Выразительно исполнять музыкальные сцены (песни, танцы).

​ Уметь произносить, пропевать на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

​ Знать и чётко произносить, пропевать одну и ту же фразу, стихотворение-четверостишие или скороговорку с разными интонациями.

​ Уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

​ Уметь строить диалог с партнёром на заданную тему.

​ Уметь подбирать рифму к заданному слову.

​ Уметь составлять диалог между сказочными героями.

​ Знать наизусть 7 – 10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Перспективно-тематический план (6-7 лет)

Вид деятельности

Программные задачи

Содержание занятия

Репертуар

I квартал

1. Театральная игра

Воспитывать готовность к творчеству.

Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

Уметь согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре.

Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами.

Развивать умение оправдывать свои действия и своё мнение нафантазированными причинами.

Игры:

Снежный ком.

Радиограмма.

Запомни фотографию.

Летает – не летает.

Тень.

Внимательные звери.

Угадай что я делаю.

День рождения.

Превращение предмета.

2. Ритмопластика

Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц.

Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Игры:

Муравьи.

Буратино и Пьеро.

Баба – Яга.

Насос и кукла.

Снеговик.

Снежная Королева.

Гипнотизёр.

Марионетки.

3. Культура и техники речи

Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида выдыхания.

Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию.

Расширять диапазон и силу звучания голоса.

Тренировать свободу звучания с мягкой атакой.

Расширять образный строй речи.

Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах.

Игры:

Игра со свечой.

Испорченный телефон.

Снежный ком.

Ручной мяч.

Придумай диалог.

Упражнения:

Больной зуб.

Капризуля.

Колокольчики.

Колыбельная.

«Как Кирилл заговорил» Л. Каминский;

«Бульдог и таксик» Д. Хармс;

«Разговор с котом» В. Левановский.

Считалки.

4. Основы театральной культуры

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества.

Беседа – диалог с детьми о материалах и инструментах которыми пользуется живописец, скульптор, композитор.

Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля.

Театральный словарь:

Драматург, пьеса, режиссёр, художник, композитор, актёр, сценическое действие, жест, мимика, пантомима.

II квартал

1. Театральная игра

Воспитывать инициативность, выдержку.

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение.

Импровизировать игры – драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу.

Учить действовать на сценической площадке естественно.

Игры:

Телепаты.

След в след.

Японская машинка.

Кругосветное путешествие.

Сочинение этюдов:

Знакомство.

Просьба.

Благодарность.

Угощение.

Поздравление и пожелание.

Покупка театрального билета.

Этюды на эмоции:

Радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх.

2. Ритмопластика

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.

Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность.

Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела.

Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Игры:

Не ошибись.

Поймай хлопок.

Ритмический этюд.

Голова или хвост.

Осьминог.

Пантеры.

Зёрнышко.

Заводная кукла.

Тюльпан.

Жесты:

Приглашающий (прошу)

Вопрошающий

(что это?)

Отстраняющий

(уберите это!)

Негодующий

(да что же это!)

«Из распахнутых ворот» Д. Хармс.

Электронная музыка для релаксации и медитации.

«Полька» А. Жилинский.

3. Культура и техники речи

Развивать опору звучания на мягкой атаке.

Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом.

Подбирать рифмы к заданным словам.

Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков.

Сочинять коллективную сказку, по очереди добавляя своё предложение.

Учить самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастику.

Игры:

Дрессированные собачки.

Птичий двор.

Эхо.

Чудо лесенка.

Самолёт.

Похожий хвостик.

Сочини сказку.

Змейка с воротцами.

Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти.

Стихи:

«Дракон» В. Берестов; «Жадина» С. Маршак; «Полдня рисовал я красавца коня» Е. Серова; «В трамвае» А. Шлыгин; «Считалочка» Б. Заходер.

Считалки.

4. Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес.

Выяснить кто и как создаёт спектакль, различия между понятиями «артист» и «актёр».

Беседы о театральных профессиях.

Театральный словарь:

Осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер, реквизит, бутафория, репетиция, премьера.

III квартал

1. Театральная игра

Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по разному.

Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками.

Оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными.

Учить адекватно реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированное.

Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами.

Игры:

Воробьи и вороны.

Печатная машинка.

Одно и то же по-разному.

Этюды:

На пять органов чувств.

По сказкам: «Дюймовочка», «Золушка», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и др.

2. Ритмопластика

Развивать воображение и способность к пластической импровизации.

Совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Осенние листья.

Снежинки.

В замке спящей красавицы.

Факир и змеи.

Умирающий лебедь.

Жесты:

Агрессивный (вот я тебе!)

Повелевающий (именно так!)

Благодарный

А. Джойс «Осенний вальс.

П. Чайковский Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик.

Д. Шостакович «Романс».

П. Чайковский Арабский танец из балета «Щелкунчик».

К. Сен-Санс «Умирающий лебедь».

3. Культура и техники речи

Формировать чёткую, грамотную речь.

Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.

Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени.

Фантазии о…

Моя сказка.

Работа со скороговорками и стихами.

Стихи:

«Колдунье не колдуется» М. Бородицкая; «Весёлый старичок» Д. Хармс; «Мульмуля» С. Миллиган; «Забавные стихи без конца».

Скороговорки.

4. Основы театральной культуры

Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад.

Познакомить детей с атрибутами театрального представления.

Рассматривание фотографий с изображениями различных московских театров.

Игры – занятия:

Путешествие с театральным билетом.

О чём рассказала театральная программка.

Театральный словарь:

Театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа.

Перечень литературы и средств обучения.

1.​ Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., ВЛАДОС, 2001.

2.​ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

3.​ Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2007.

4.​ Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. СФЕРА, 2006.

5.​ М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003г.

6.​ Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.

7.​  Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.

             8. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва,        «Просвещение», 1991г.

              9.Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.

            10. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.

            11. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.

            12. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.

            13. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.

            14. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.

            15. DVD – проигрыватель и  музыкальный центр с возможностью «Караоке», телевизор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Система работы ДОУ с одаренными детьми...

Рабочая программа театрального кружка

Рабочая программа театрального куружка для детей 5-6 лет...

Рабочая программа театрально-хореографическая "В свете софитов"

«Театр танца» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении художественно-эстетической направленности.    Оригинальная программ...

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет...

Рабочая программа театрального кружка для дошкольных образовательных учреждений «Смешарики» для работы с детьми 6-7 лет

Театр – искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по -настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты К. С. СтаниславскийПояснительная запискаВ ...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...