Рабочая программа театрального кружка "Буратино"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr._deyat._moya_programma.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Название | Страницы | |
1 | Пояснительная записка. | 2-5 | |
2 | Содержание программы. | 5-6 | |
3 | Общие программные задачи (средняя группа). | 6-7 | |
4 | Предполагаемые умения и навыки детей (средняя группа). | 7 | |
5 | Перспективно-тематический план (средняя группа). | 7-9 | |
6 | Содержание изучаемых тем. | 7-9 | |
7 | Общие программные задачи (старшая группа). | 9-10 | |
8 | Предполагаемые умения и навыки детей (старшая группа). | 10-11 | |
9 | Перспективно-тематический план (старшая группа). | 11-15 | |
10 | Содержание изучаемых тем. | 12-15 | |
11 | Общие программные задачи (подготовительная группа). | 15-18 | |
12 | Предполагаемые умения и навыки детей (подготовительная группа). | 18-19 | |
13 | Перспективно-тематический план (подготовительная группа). | 19-24 | |
14 | Содержание изучаемых тем. | 20-24 | |
15 | Перечень литературы и средств обучения. | 24-25 |
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность рабочей программы.
Программа направлена на развитие личности, с учетом таких характеристик как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.
2. Причины создания.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового; развитию настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизациям. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей у ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
3. Новизна.
Нетрадиционный подход к развитию сценического творчества детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр – представлений.
Отличительной чертой моей рабочей программы является включение в разделы игровых упражнений и заданий по развитию музыкальных способностей, так как без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
4. Актуальность.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их возможности.
Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.А.Ветлугина, Б.М.Метлов, О.М.Дьяченко и многие другие.
5. Психологическая целесообразность.
Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в ее основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
6. Цель.
Основной ЦЕЛЬЮ воспитания через театрализованную деятельность является формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
7. Задачи.
Сверхзадачей представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Задачи нашей программы формируются следующим образом:
1. Развитие эстетических способностей;
2. Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
3. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
4. Овладение навыками общения и коллективного творчества.
8. Возраст воспитанников.
Программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
9. Сроки реализации.
Программа рассчитана на три года.
10. Формы обучения.
Проведение групповых занятий.
11. Количество занятий.
В средней группе проводится два занятия в неделю – 72 занятия в год.
В старшей группе проводится два занятия в неделю – 72 занятия в год
В подготовительной к школе группе проводиться два занятия в неделю – 72 занятия в год.
12. Продолжительность занятий.
В средней группе длительность занятия – 20 минут.
В старшей группе длительность занятия – 25 минут.
В подготовительной группе длительность занятия – 30 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из ПЯТИ разделов.
1-й раздел – «ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на ДВА ВИДА:
Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
ЗАДАЧИ. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельную группу мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное и слуховое внимание, память наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-эстетические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
2-й раздел – «РИТМОПЛАСТИКА» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных возможностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
ЗАДАЧИ. Развивать умение произвольно реагировать на команду или произвольный сигнал, готовность действовать, согласованно включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.
3-й раздел – «КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
ЗАДАЧИ. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями выражающие основные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.
4-й раздел «ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ» - призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.
ЗАДАЧИ. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства. Воспитывать культуру поведения в театре.
5-й раздел – «РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ» - базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
ЗАДАЧИ. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнять словарный запас; образный строй речи.
ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ)
* Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
* Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
*Ф ормировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
* Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
* Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
* Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
* Познакомить детей с различными видами театра.
* Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
* Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
Ожидаемый результат:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Перспективно-тематический план:
Сентябрь | Игры по развитие творческого воображения.
|
Октябрь |
|
Ноябрь | Упражнения в кукловождении (Настольный театр).
а) «Концерт» - участие принимают куклы, исполняющие стихи, танцы (дети заранее приносят любимую игрушку и она «представляется» другим детям. б) сценка - диалоги «Встреча», «Поссорились», игра: «Какая сегодня погода?» 4. Настольный театр игрушек. Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» с элементами драматизации. |
Декабрь | Упражнение на развитие выразительности речи.
|
Январь | Этюды с элементами психогимнастики
|
Февраль | 1. Этюды на выражение основных эмоций: «Злюка», «Упрямый мальчик», «Вова – растеряшка». 2. Разыгрывание сценок импровизаций «Сорока и заяц» (Н. Сладков), «Жалко» (В. Бирюков). 3. Игра – драматизация по сказке Сутеева «Яблоко». |
Март |
|
Апрель | Словесное творчество. Сочинение собственных сказок на заданную тему с последующим их обыгрыванием. Примерные темы: «Колобок – великан», «Колобок – милиционер», «День рождения колобка». |
Май | Викторина «Узнай сказку по героям» Отчет группы по театрализованной деятельности. |
ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)
∙Формировать и активировать познавательный интерес детей.
∙Снимать зажатость и скованность.
∙Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
∙Развивать музыкальный слух.
∙Развивать певческие и хоровые навыки.
∙Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
∙Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
∙Развивать интерес к сценическому искусству.
∙Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
∙Развивать навыки действия с воображаемыми предметами.
∙Учить сочинять этюды по сказкам.
∙Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
∙Развивать чувства ритма и координацию движений.
∙Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
∙Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
∙Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
∙Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
∙Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
∙Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
∙Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
∙Пополнить словарный запас.
∙Учить строить диалог.
∙Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
∙Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
∙Знакомить с создателями спектакля.
∙Знакомить с устройствами зрительного зала и сцены.
∙Воспитывать культуру поведения в театре.
∙Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехами сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту. Приучать детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей.
∙Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
∙Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
∙Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
∙Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
∙Запоминать заданные позы.
∙Запоминать и описывать внешний вид каждого ребенка.
∙Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
∙Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
∙Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
∙Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
∙Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
∙Уметь составлять предложения с заданными словами.
∙Уметь строить простейший диалог.
∙Уметь сочинять этюды по сказкам.
∙Выразительно исполнять музыкальные сцены (песни, танцы).
Перспективно-тематический план (5 – 6 лет)
Вид деятельности | Программные задачи | Содержание занятия | Репертуар |
I квартал | |||
1. Театральная игра | Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. Учиться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. Развивать умение произвольно реагировать на команду | Игры: Эстафета. Знакомство. Кто во что одет? Весёлые обезьянки. Вышивание. Внимательные матрёшки. | |
2. Ритмопластика | Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражняться попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Развивать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Уметь произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки. | Игры и упражнения: Самолёты и бабочки. Первая потеря. Осенние листья. Бабочки. Считалочка, Муравьи, Огонь и лёд, Мокрые котята, Штанга, Кактус и ива, Конкурс лентяев, Пальма. | В. Золоторёв. «Полетаем на самолёте», А. Грибоедов. «Вальс ля минор», Р. Шуман. «Первая потеря», М. Глинка. «Вальс фантазия», С. Майкапар. «Мотылёк». |
3. Культура и техники речи | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определения к словам. | Игры и упражнения: Мыльные пузыри. Весёлый пятачок. Колокольчик. Удивлённый бегемот. Фыркающая лошадка. Вопрос – ответ. Волшебная корзинка. Вкусные слова. Ручной мяч. | Скороговорки. «Два кота сидят на крыше» И. Демьянов; «Разговор» С. Маршак; «В гостях у королевы» из англ. Фолк. (пер. С. Маршака); «Сапожник» (польский фолк. Пер. Б. Заходера); «Паровоз» Считалка Е. Благининой. |
4. Основы театральной культуры | Развивать интерес к сценическому искусству. Знакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет, оперетта) и кукольным театром. | Экскурсия в театральный музей. Рассматривание иллюстраций и фотографий различных театров. Просмотр видеозаписей. Посещений кукольного театра и др. детских театров. | Театральный словарь: театр, опера, балет, оперетта, драма, спектакль, аплодисменты. |
II квартал | |||
1. Театральная игра | Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Развивать быстроту реакции и координацию движений. Готовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Игры: Дружные звери. Цапля. Передай позу. Телепаты. Летает - не летает. Где мы побывали? Что мы делали не скажем. | |
2. Ритмопластика | Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | Иргы и упражнения: Медведи в клетке. Ёжик. Подарок. В царстве золотой рыбки. Снежинки. Не ошибись. Поймай хлопок. Шея есть, шеи нет. Закрыть книжку, раскрыть. Осьминог. Пантеры. Зёрнышко. Цыплята. В «Детском мире». Весёлая зарядка. | К. Черни, ор. 812, этюд № 152. Э. Вальдтейфель «Ёжик». П. Чайковский «Новая кукла». К. Сен-Санс «Аквариум» (Карнавал животных). В. Ребриков Вальс из оперы «Ёлка». |
3. Культура и техники речи | Тренировать чёткое произношение согласных в конце слова. Упражнять артикуляционный аппарат. Уметь составлять предложения с заданными словами по карточкам. Учит пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивлённо, сердито. Учить строить диалоги, самостоятельно выбирая партнёра. | Забавные стихи. Весёлый пятачок. Жало змеи. Часики. Сочини предложение. Фраза по кругу. | Скороговорки. Стихи: «Вежливый слон», «Комар и слон» В. Лунин; «Почему не спят котята?», «Ёжик и дождик» Вл. Степанов; «Три собаки», «Кошка» В. Ерёмин; «Приятная встреча»Б. Заходер; «Считалка» Н. Пикулева. |
4. Основы театральной культуры | Активизировать познавательный интерес. Познакомить с главными театральными профессиями: актёр, режиссёр, художник, композитор. | Беседа – диалог с детьми о создателях спектакля. Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссёр? Что должен уметь актёр? | Театральный словарь: актёр, режиссёр, художник, композитор, декорации, костюмы. |
III квартал | |||
1. Театральная игра | Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами. Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок. | Игры и упражнения: Поварята. Живой телефон. Король. Волшебная палочка и мячик (превращения предмета). Этюды по сказкам. Задания: наматывать клубок, вышивать, рисовать, стирать платочек. | Русские народные сказки «Колобок», «Теремок». |
2. Ритмопластика | Развивать умение использовать разнообразные жесты. Уметь передавать в свободных музыкально-пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений. | В стране гномов. Заколдованный лес. В стране цветов. Город роботов. Как живёшь? Бабушка Маланья. Жесты: иди сюда – уходи; согласие – несогласие; клич – прислушивание; плач – утешение; молчание – шёпот; приветствие – прощание; не знаю. | Э. Григ «Шествие гномов». М. Мусоргский «Картинки с выставки» № 1. «Гном». П. Чайковский «Времена года», «Подснежник». С. Прокофьев «Монтеки и Капулетти». |
3. Культура и техники речи | Пополнять словарный запас. Развивать образное мышление. Подбирать к словам слова – действия и слова, противоположные по значению. Совершенствовать навык чёткого произношения. | Скороговорки. Стихи. | Скороговорки. Считалки. Стихи: «Скрут» Саша Чёрный: «Чудеса в авоське» Вл. Левин; «Маленькие феи» С. Маршак; «Кораблик», «Очень вкусный пирог» Д. Хармс. |
4. Основы театральной культуры | Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены. Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте. | Показать фотографии зрительного зала концертного театра. Провести экскурсию в ближайший театр. Построить с детьми из стульев зрительный зал, отметить расположение на сцене занавеса и кулис. Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр?» | Театральный словарь: Сцена, занавес, кулисы, задник, партер, амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт. |
ОБЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6 - 7 ЛЕТ)
∙Развивать чуткость к сценическому искусству.
∙Воспитывать в детях готовность к творчеству.
∙Развивать произвольное внимание, память наблюдательность, фантазию, быстроту реакций, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.
∙Активизировать познавательный процесс.
∙Прививать навыки вежливого поведения.
∙Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
∙Учить оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными действиями.
∙Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми в разных ситуациях.
∙Активизировать ассоциативное и образное мышление.
∙Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
∙Развивать умения менять своё отношение к предмету и месту действия, партнёрам по игре; превращать и превращаться.
∙Учит действовать на сценической площадке естественно.
∙Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами.
∙Развивать музыкальный слух.
∙Развивать певческие и хоровые навыки.
∙Расширять диапазон и силу звучания голоса.
∙Учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.
∙Учить самостоятельно, сочинять этюды с заданными нафантазированными предметами, сюжетами.
∙Развивать умение владеть своим телом.
∙Совершенствовать двигательные способности и координацию движений.
∙Развивать способность равномерно размещаться на сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах.
∙Развивать способности создавать образы живых существ через пластические возможности своего тела.
∙Развивать способности создавать образы с помощью жестов и мимики.
∙Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
∙Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.
∙Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
∙Совершенствовать дикцию, тренировать чёткое произношение гласных и согласных.
∙Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.д.).
∙Учить пользоваться ударными словами в отдельных фразах и предложениях, выделять их голосом.
∙Формировать чёткую и грамотную речь.
∙Пополнять словарный запас, образный строй речи.
∙Учить строить диалог между героями разных сказок.
∙Учить подбирать рифмы к заданным словам.
∙Развивать умения сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя своё продолжение.
∙Знакомить с терминологией театрального искусства.
∙Знакомить с театральными профессиями (гримёр, костюмер, осветитель, звукорежиссёр и т.д.).
∙Разъяснять особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
∙Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
∙Воспитывать зрительскую культуру.
∙Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать представления о честности, справедливости, доброте.
∙Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
∙Развивать способности анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок.
∙Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.
∙Совершенствовать песенные и танцевальные импровизации детей.
∙Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки, пластикой своего тела, создавать яркий образ героя.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
∙Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
∙Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
∙Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четвёрки.
∙Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочкой.
∙Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
∙Уметь запоминать заданные режиссёром мизансцены.
∙Находить оправдания заданной позе.
∙На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
∙Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
∙Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
∙Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
∙Выразительно исполнять музыкальные сцены (песни, танцы).
∙Уметь произносить, пропевать на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
∙Знать и чётко произносить, пропевать одну и ту же фразу, стихотворение-четверостишие или скороговорку с разными интонациями.
∙Уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
∙Уметь строить диалог с партнёром на заданную тему.
∙Уметь подбирать рифму к заданному слову.
∙Уметь составлять диалог между сказочными героями.
∙Знать наизусть 7 – 10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Перспективно-тематический план (6-7 лет)
Вид деятельности | Программные задачи | Содержание занятия | Репертуар |
I квартал | |||
1. Театральная игра | Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Уметь согласовывать свои действия с партнёрами, менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре. Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами. Развивать умение оправдывать свои действия и своё мнение нафантазированными причинами. | Игры: Снежный ком. Радиограмма. Запомни фотографию. Летает – не летает. Тень. Внимательные звери. Угадай что я делаю. День рождения. Превращение предмета. | |
2. Ритмопластика | Развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | Игры: Муравьи. Буратино и Пьеро. Баба – Яга. Насос и кукла. Снеговик. Снежная Королева. Гипнотизёр. Марионетки. | |
3. Культура и техники речи | Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида выдыхания. Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Тренировать свободу звучания с мягкой атакой. Расширять образный строй речи. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах. | Игры: Игра со свечой. Испорченный телефон. Снежный ком. Ручной мяч. Придумай диалог. Упражнения: Больной зуб. Капризуля. Колокольчики. Колыбельная. | «Как Кирилл заговорил» Л. Каминский; «Бульдог и таксик» Д. Хармс; «Разговор с котом» В. Левановский. Считалки. |
4. Основы театральной культуры | Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы), отметить его синтетический характер, коллективность творчества. | Беседа – диалог с детьми о материалах и инструментах которыми пользуется живописец, скульптор, композитор. Выяснение, что театр использует разные виды искусства, объединяет много людей, что зритель становится соучастником процесса создания спектакля. | Театральный словарь: Драматург, пьеса, режиссёр, художник, композитор, актёр, сценическое действие, жест, мимика, пантомима. |
II квартал | |||
1. Театральная игра | Воспитывать инициативность, выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Импровизировать игры – драматизации на тему знакомых сказок как драму, балет, оперу. Учить действовать на сценической площадке естественно. | Игры: Телепаты. След в след. Японская машинка. Кругосветное путешествие. Сочинение этюдов: Знакомство. Просьба. Благодарность. Угощение. Поздравление и пожелание. Покупка театрального билета. Этюды на эмоции: Радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. | |
2. Ритмопластика | Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. | Игры: Не ошибись. Поймай хлопок. Ритмический этюд. Голова или хвост. Осьминог. Пантеры. Зёрнышко. Заводная кукла. Тюльпан. Жесты: Приглашающий (прошу) Вопрошающий (что это?) Отстраняющий (уберите это!) Негодующий (да что же это!) | «Из распахнутых ворот» Д. Хармс. Электронная музыка для релаксации и медитации. «Полька» А. Жилинский. |
3. Культура и техники речи | Развивать опору звучания на мягкой атаке. Находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Подбирать рифмы к заданным словам. Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков. Сочинять коллективную сказку, по очереди добавляя своё предложение. Учить самостоятельно продлевать артикуляционную гимнастику. | Игры: Дрессированные собачки. Птичий двор. Эхо. Чудо лесенка. Самолёт. Похожий хвостик. Сочини сказку. Змейка с воротцами. Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти. | Стихи: «Дракон» В. Берестов; «Жадина» С. Маршак; «Полдня рисовал я красавца коня» Е. Серова; «В трамвае» А. Шлыгин; «Считалочка» Б. Заходер. Считалки. |
4. Основы театральной культуры | Активизировать познавательный интерес. Выяснить кто и как создаёт спектакль, различия между понятиями «артист» и «актёр». | Беседы о театральных профессиях. | Театральный словарь: Осветитель, звукорежиссёр, гримёр, костюмер, реквизит, бутафория, репетиция, премьера. |
III квартал | |||
1. Театральная игра | Развивать умение одни и те же действия выполнять в разных ситуациях, обстоятельствах по разному. Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. Оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными. Учить адекватно реагировать на поведение партнёров, в том числе на незапланированное. Учить сочинять этюды с нафантазированными обстоятельствами. | Игры: Воробьи и вороны. Печатная машинка. Одно и то же по-разному. Этюды: На пять органов чувств. По сказкам: «Дюймовочка», «Золушка», «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и др. | |
2. Ритмопластика | Развивать воображение и способность к пластической импровизации. Совершенствовать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. | Осенние листья. Снежинки. В замке спящей красавицы. Факир и змеи. Умирающий лебедь. Жесты: Агрессивный (вот я тебе!) Повелевающий (именно так!) Благодарный | А. Джойс «Осенний вальс. П. Чайковский Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик. Д. Шостакович «Романс». П. Чайковский Арабский танец из балета «Щелкунчик». К. Сен-Санс «Умирающий лебедь». |
3. Культура и техники речи | Формировать чёткую, грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. Представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. | Фантазии о… Моя сказка. Работа со скороговорками и стихами. | Стихи: «Колдунье не колдуется» М. Бородицкая; «Весёлый старичок» Д. Хармс; «Мульмуля» С. Миллиган; «Забавные стихи без конца». Скороговорки. |
4. Основы театральной культуры | Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Познакомить детей с атрибутами театрального представления. | Рассматривание фотографий с изображениями различных московских театров. Игры – занятия: Путешествие с театральным билетом. О чём рассказала театральная программка. | Театральный словарь: Театральный билет, театральная программка, репертуар, афиша, антракт, ложа. |
Перечень литературы и средств обучения.
1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., ВЛАДОС, 2001.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2007.
4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. СФЕРА, 2006.
5. М. Д. Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003г.
6. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.
7. Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
8. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Просвещение», 1991г.
9.Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
10. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
11. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
12. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
13. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
14. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
15. DVD – проигрыватель и музыкальный центр с возможностью «Караоке», телевизор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Театральные ступеньки"
Система работы ДОУ с одаренными детьми...
Рабочая программа театрального кружка
Рабочая программа театрального куружка для детей 5-6 лет...
Рабочая программа театрально-хореографическая "В свете софитов"
«Театр танца» является дополнительной дисциплиной в цикле предметов введенных в дошкольном образовательном учреждении художественно-эстетической направленности. Оригинальная программ...
Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет
Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет...
Рабочая программа театрального кружка для дошкольных образовательных учреждений «Смешарики» для работы с детьми 6-7 лет
Театр – искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по -настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты К. С. СтаниславскийПояснительная запискаВ ...
Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»
Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...