«Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»
методическая разработка на тему
Родительское собрание в логопедической группе с ФФНР. Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.s._lyubov_k_rod._krayu.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – «Детский сад № 8 «Лесная сказка»
Родительское собрание в логопедической группе с ФФНР
Тема: «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Казяба Ж.В.
г. Северодвинск
Родительское собрание
Тема: «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»
Повестка:
- Вступительное слово воспитателя группы по теме собрания.
- Высказывания родителей «Что значит любить природу?».
- Викторина о родном городе – ответы родителей на вопросы викторины и ответы детей в итоговой беседе о родном городе на аудиозаписи (учитель-логопед и воспитатель группы).
- Мини-анкета для родителей «Что дает ребенку посещение музея?» (воспитатель группы).
- Выставка работ детей «Мой любимый город» (воспитатель по ИЗО).
- Памятка для родителей по воспитанию любви к природе родного города.
- Выставка художественной и методической литературы по данной проблеме.
Форма проведения: нетрадиционная, круглый стол с чаепитием.
В группе оформлена выставка, посвященная 70-летию г.Северодвинска, работы детей «Мой любимый город», представлена на стенде художественная литература для чтения детям, методическая литература по данной проблеме, флаг и герб, карта г.Северодвинска.
Для родителей накрыты поставленные по кругу столы для чая. Звучат песни о городе.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному городу и природе в детском саду и семье. Мы рады, что вы откликнулись и пришли на встречу. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определенных результатов.
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Семья дает «образ мира», в котором ребенку предстоит жить. Из семьи он выходит с уже сформировавшимся самосознанием. Семья — источник человеческой духовности, а поэтому и всей духовной и социальной культуры, и прежде всего — родины и государства. И, как говорил С.Т. Аксаков: «Семья, источник, питающий человека с рождения и вводящий его в высшие сферы жизни». Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребенку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребенка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Как Вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка — семье или детскому саду?
Семье принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка. И прав был В.А. Сухомлинский, когда говорил, что воспитание детей — это труд, причем труд очень кропотливый. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребенок берет пример, которым он подражает, по которым он строит свое поведение.
Народная мудрость гласит: «Дитятко что тесто, как замесил, так и выросло».
Как же надо «замесить» его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, такого, который для родителей и гордость и счастье?
Детство — самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, ребенок унесет в душе ростки добра и зла. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями. И в наше непростое, жестокое время, когда насилие, убийства так часто происходят вокруг нас, правильно воспитывать ребенка — это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, а уже потом и на воспитателя детского сада.
Помочь ребенку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому — вот та цель, которая должна стоять перед нами — взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет — равнодушным или заботливым и внимательным.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Дети старшего дошкольного возраста проявляют живой интерес к окружающему их миру, что находит отражение в вопросах, в их желании слушать рассказы воспитателя, а также чтение книг о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни разных народов. Показательны в этом отношении игры детей. Они с удовольствием играют в космонавтов, любят изображать себя летчиками и строителями. Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя кстати подходит к данному вопросу. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть и не заметить главное. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим миром. Наша с вами задана помогать ребенку входить в этот мир. Мы с вами живем на Севере нашей страны — в г.Северодвинске.
Родина — это город, в котором человек живет, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички – все это Родина.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки и понимают, что это все красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека — в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети — будущее – нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Что значит «любить природу? (высказывания родителей)
Любовь — это сфера чувств, мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребенка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они все замечают и подражают нам.
Так давайте же вместе любоваться природой нашего города, красотой парков и скверов, рассказывать детям обо всем, что нас окружает: будь то строение или улица, на которой мы живем, о памятниках и людях, в честь которых они установлены, о музеях и театрах...
Мы с вами живем в микрорайоне Заозерный. Детский сад расположен в квартале «К». А знаем ли мы улицы своего района и почему они так названы, знакомим ли с ними дошкольников?
Более двух недель назад мы с детьми группы изучали лексическую тему «Наш родной город. Мой дом». С детьми была проведена обширная работа по данной теме: цикл занятий, викторина, беседы, рассматривание фотоматериалов и иллюстраций, составление рассказов, продуктивные виды деятельности: рисование по теме, конструирование домов из бумаги и т.д. Вы, уважаемые родители, также приняли участие в этой работе, выполняли с детьми домашние задания, рекомендованные учителем-логопедом и воспитателем группы. По истечении времени (примерно 2 недели), мы провели с детьми итоговую беседу о родном городе и ответы записали на аудиокассету. Сейчас мы предлагаем вам небольшую викторину о родном городе (вопросы задаются родителям те же, что и детям в итоговой беседе, см. приложение). После каждого вопроса заслушиваются ответы родителей, а затем ответы детей в аудиозаписи. Сравнивается правильность и глубина ответов родителей и детей.
В конце викторины подводится итог:
Уважаемые родители, ваши знания о родном городе обширны и интересны, но и ответы ваших детей, благодаря проведенной работе специалистами ДОУ по данной теме, а также усилиями родителей по выполнению домашних заданий с детьми, не уступают объему знаний взрослых. Багаж знаний, полученных в дошкольном возрасте, пригодится в дальнейшем вашим детям в школе на уроках по окружающему миру. Но на этом останавливаться рано, необходимо и в дальнейшем продолжать работу в данном направлении.
А сейчас я предлагаю вместе подумать, как же нам лучше организовать совместную работу по патриотическому воспитанию наших детей. С чего необходимо начинать? Ваши предложения…
Начинать нужно с самого близкого и дорогого: с воспитания любви к близким, к семье.
Как вы думаете, что это значит? (спросить у родителей)
Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, родному краю. А ведь именно с зарождения любви к матери и начинается личность. Знает ли Ваш ребенок своих бабушек, дедушек и других родственников.
Как их звали? Где они жили? Чем они занимались? (высказывания родителей)
Рассматриваете ли Вы совместно фотографии из семейного альбома?
Воспоминания... они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме - символе времени. Он есть в каждой семье. В нем собираются фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая семейный альбом вместе с ребенком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими как вы, и бабушка была просто - мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребенком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
В группе у нас имеется фотоальбом из жизни детей.
Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место в них отводится ребенку? (высказывания родителей)
Какие традиции есть у вашей семьи?
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи житейского опыта детям, способствуют созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребенка.
Знает ли ребенок номер детского сада, его адрес. Просьба, поднимите красные, сигнальные карточки те родители, которые уверены в том, что ребенок знает. Разговариваете ли вы с ребенком о детском саде? Какие чувства он при этом испытывает? (Чувство любви к детскому саду, воспитателям, детям. Гордость за свой сад, свою группу. Желание пойти туда, встретиться там с друзьями и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают своему ребенку доверие к педагогу и сами активно участвуют в жизни группы.
Как вы считаете, нужно ли ребенку знать свой домашний адрес, телефон?
Пожалуйста, поднимите красную сигнальную карточку те родители, дети которых знают домашний адрес. Знает ли ребенок свой двор, дорогу к дому? Нужно ли объяснять ребенку, что дом, в котором мы живем, наш подъезд, наш двор — это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребенком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребенка?
Мы с вами живем в красивом, молодом городе нашей родины. А знает ли ребенок, в каком городе он живет?
Ваши ответы — если знает, то, пожалуйста, поднимите красную сигнальную карточку.
А любим ли мы свой город? В чем это проявляется? Что мы можем сделать, чтобы Северодвинск становился лучше и краше?
Где вы бываете с ребенком в свободное время? Посещаете ли вы вместе с детьми различные театрализованные представления, знакомите ли с достопримечательностями города, бываете ли в театрах, музеях?
Предложить родителям ответить на вопросы мини-анкеты.
Фамилия:
Что дает ребенку посещение музея?
Если Вы согласны с суждением, обведите в кружок номер ответа.
1. Расширяется кругозор.
2. Развивается воображение и фантазия.
3. Формируется способность к самостоятельному мышлению.
4. Навыки, общения и совместная деятельность со сверстниками.
5. Формируется умение ориентироваться в окружающем мире.
6. Другие ответы.
Главная ценность музеев состоит в том, что они способствуют расширению представлений детей о реальном мире, обогащают возможности общения с ним, формируют способность к самостоятельному мышлению, развивают воображение и фантазию, умение ориентироваться в окружающем мире. Поэтому о музеях можно сказать, что они являются центрами общения и центрами семейного досуга. Кто ходит с ребенком в музеи, поднимите, пожалуйста, сигнальную карточку.
В детском саду мы знакомим детей с глобусом и картой. Проводим специальные занятия и игры, читаем книги и рассматриваем иллюстрации, выводим детей за пределы детского сада и знакомим с микрорайоном. Однако этого мало для ознакомления с родным городом. Здесь нам нужна ваша помощь, так как детский сад не имеет возможностей вывозить детей за пределы дошкольного учреждения. Просим вас, гуляя по улицам города, обращать внимание на скверы и парки, архитектурные сооружения, памятники и т.д.
Знакомя детей с родным городом, рассказывайте им и о других странах и государствах. Развивайте у детей познавательный интерес. И будет очень хорошо, если и дома у вас будут глобус и карта, интересные книги о жизни животных и растений Азии, Европы, Америки и другие.
Так что же можно использовать при ознакомлении детей с родным городом?
1. Экскурсии по городу,
2. Рассказы о достопримечательностях Северодвинска.
3. Знакомство с микрорайоном, в котором живешь.
4. Чтение книг и рассматривание иллюстраций.
5. Посещение музеев, театров и т.д.
6. Просмотр телепередач.
7. Разучивание стихов, пословиц, песен о городе и России.
8. Фотографии детей на улицах родного города.
Памятка для родителей по воспитанию любви к природе родного города
1. Совершайте всей семьей прогулки по Северодвинску, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного города. Организуйте выезд на природу за город.
2. Рассказывайте о своем районе, посетите с ребенком библиотеку по адресу: пр.Победы, д.48, ФОК «Планета», театр «Школьные годы», МОУ «СОШ № 28».
3. Гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
4. Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.
5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации.
6. Поощряйте любознательность ребенка.
Решение родительского собрания
1. Включиться в работу детского сада по ознакомлению детей с семьей и родным городом, его природой.
Срок: постоянный.
2. Принять активное участие в выставке творческих работ родителей с детьми «Город мой любимый», посвященной 70-летию г.Северодвинска.
Срок: до .............
3. Продолжить совместные посещения природоведческих музеев, театров, достопримечательностей города.
Срок: постоянный.
4. Обобщить семейный опыт по ознакомлению детей с историей и культурой родного города.
Ответственные: семьи ..............
Срок:...........
5. Провести КВН между командами родителей и детей по теме: «Город мой родной».
Срок: ...........
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы к викторине о родном городе
1) Знаете ли вы, сколько лет исполняется нашему городу? Это солидный возраст для города?
2) Почему он называется Северодвинском?
3) А как наш город назывался раньше?
4) На каком транспорте были доставлены первостроители нашего города?
5) Какие инструменты использовали первостроители в своей работе?
6) Как называется самая первая улица нашего города и какие на ней были дома?
7) А какая улица самая длинная в нашем городе? Какие дома на ней расположены?
8) Чем знаменит наш город?
9) Какие достопримечательности нашего города вы знаете?
10) Кто знает, что обозначает в переводе слово «Ягры»?
11) А почему о.Ягры называют «розовым»?
12) Что изображено на гербе г.Северодвинска?
13) Что вы можете сделать, чтобы наш город стал лучше и краше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Круглый стол» для родителей с детьми "Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье".
Задачи:- объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей среднего возраста к познанию своего города, округа;- распространение педагогических знаний о формировании представлений детей о се...
Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным.Данная консультация поможет родителям детей старшего дошкольного возраста....
«Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённ...
"Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье"
"Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье" Цель - совершенствование нравственного воспитания, развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к ро...
Консультация для родителей дошкольников «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»
Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...
Консультация для родителей дошкольников «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»
Консультация для родителей дошкольников «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»...
Консультация для родителей дошкольников «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»
Консультация для родителей дошкольников «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и ...