Психолого-педагогическая мастерская . Речевые формулы для конструктивного общения с родителями.
учебно-методическое пособие на тему
Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_formuly_dlya_konstruktivnogo_obshcheniya_s_roditelyami-_seminar.docx | 52.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая мастерская «Речевые формулы для конструктивного общения с родителями»
Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности педагога.
Ход :
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно – образовательного процесса дошкольных учреждений.
Отсутствие взаимопонимания различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития ребенка – это все ведет к росту недоверия между воспитателем и родителями, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы говорим.
Цель выступления - совершенствование коммуникативно-речевых умений в общении с родителями.
Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
имя собеседника
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней.
С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу.
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
• Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
• Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5 м.
• Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
• Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
• Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»:
«Я сам такой же, у меня то же самое!».
Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»)
Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Упражнение «Желаю Вам»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы.
Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
Рефлексия: Что вы чувствовали, высказывая пожелания? Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе? Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
Консультация
ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Если перед педагогом стоит задача привлечь родителей к сотрудничеству, активному участию в педагогическом процессе ДОУ, то целесообразно придерживаться таких правил:
1. Говорите с родителями только о том, судить, о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
2. Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать.
3. Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё таки…».
4. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.
5. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
6. Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
7. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания.
8. Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных, спортивных, казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.
9. Создайте библиотеку для родителей. Поместите в неё не только методические пособия, но и всё, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов.
10. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», (это как вариант) где предложить родителям написать насущные проблемы воспитания и развития детей, общения с ними. Вопросы, как правило, во всех семьях похожие. Но одни родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, отвечать на вопросы.
«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….
- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации, что мы можем предпринять?. (дождаться первого предложения от родителя)
- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем….
Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
Универсальные: - Только Вы…. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что….
Нам очень нужна именно Ваша помощь…
- Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…
У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая…
Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…
Как извиниться?
- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло….
- Прошу Вас меня извинить за то, что…надеюсь…
Творческое задание «Просьба»
Работа в подгруппах.
Ситуация. Воспитателю необходима помощь родителя в чем-то, что очень важно в данный момент.
Задача.
Первая подгруппа: составьте свою просьбу и найдите такие формы вежливого обращения, чтобы родитель не смог вам отказать.
Вторая подгруппа: найдите весомые аргументы и вежливую речевую форму отказа в просьбе воспитателю, если вы родитель, к которому он обратился с просьбой.
Рефлексия.
Речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта в ходе разговора с родителем.
- Каким тоном следует произносить эти реплики? (Мягко, спокойно).
• Я не знаю. - Мне необходимо уточнить,
• Я не могу сейчас. - В настоящее время это довольно сложно, однако.
• Вы не должны. - Будет лучше, если вы.
• Вы меня не так поняли. - Давайте уточним следующее.
• Нет, я с вами не согласна. - К сожалению, придется вам возразить
• Вряд ли это возможно. - Я понимаю вас, однако.
• Это не так. - Я в целом разделяю ваше мнение, но.
• Я не согласна. - Очень бы хотелось с вами согласиться, но.
• Не думаю, что это верно. - Верно, но нужны некоторые уточнения.
Упражнение «Скажи правильно»
Работа в подгруппах.
Цель: отработка навыка использования формул возражения.
По окончании упражнения - рефлексия.
Сигнализируйте о терпении и понимании
Используйте следующие формулировки.
«Да, я хорошо могу понять это».
«Я могу себе представить, что у Вас на душе».
«Это действительно плохо для Вас - я Вас понимаю».
При этом обратите внимание на свой голос: здесь важно не столько, что Вы говорите, сколько, как Вы говорите.
Сообщение негативной информации о ребенке.
Не всегда время, проведенное в детском саду, бывает радостным и безоблачным. Поэтому воспитатель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать информацию о ребенке, носящую негативный характер.
Рассказывать о трудностях (на занятиях, в поведении, с которыми столкнулся ребенок, нужно не на общем собрании, а индивидуально. На общем собрании затронуть проблему только в общих чертах.
Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».
По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).
Подведение итогов
- Использовать объединяющие слова, присоединяясь к партнеру по общению: «Нам с вами известно», «Для нас важно» и т. д.
- Пользоваться приемом «Да – но…», чтобы ваши аргументы не вызывали возражений.
- Не советовать, а советоваться. В конце фразы можно задать вопрос «Договорились?», «Хорошо?».
Рефлексия
Список использованной литературы
1. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) СПб.: Издательство «Речь», 2009. — 224 с: ил.
2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары, практикумы, тренинги, рекомендации/ авт. -сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. – Волгоград, 2011
3. ttp://wiki.kkidppo.ru/index.php/ФГОС_ДО/Методическая_копилка
4. Крамкова О. В. Этика и эффективное общение. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 44 с.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №228 «Голубка»
350078,г. Краснодар, ул.им.Тургенева №.146, тел./факс (861) 220-57-51, 220-45-07
e-mail:detsad228@kubannet.ru
Психолого-педагогическая мастерская:
«Использование «речевых формул» для конструктивного общения с родителями»
Подготовила и провела: педагог-психолог Плетнева Е.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.
Советы для воспитателейю «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями....
Памятка воспитателю "Речевые формулы" для конструктивного общения с родителями
Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям комм...
Речевые формулы для конструктивного общения с родителями
Методические рекомендации для педагогов по построению диалога с родителями...
"Речевые формулы" для конструктивного общения с родителями.
Рекомендации помогут начинающим педагогам в работе с родителями....
"Речевые формулы" Для конструктивного общения с родителями
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?...
«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями
Памятка воспитателю...