Консультация для родителей "А Вам пора в школу?"
консультация (подготовительная группа) на тему
Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Шестилеток завораживает портфель, школьная форма, красивые письменные принадлежности. Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе? В статье анализируется мотивационная, волевая, интеллектуальная готовность детей к школе. Даны рекомендации, как развивать механическую, логическую память малыша. И, самое главное, почаще говорить при ребенке, что будущая учеба в школе - прекрасная возможность быть и считаться взрослым...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«А ВАМ ПОРА В ШКОЛУ?»
Зрелая личность
Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма (в некоторых школах существует своя собственная, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своего ребенка в магазин за такими покупками - доставите ему огромное удовольствие. Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.
Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учебе.
Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?
- Мотивационная готовность. Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру. Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу - обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.
- Волевая готовность. Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю - ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.
Волю можно тренировать в игре - пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные, например «зеркало»: стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он - ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением!
По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошколенка будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т. е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться самому факту выполненного задания - это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине.
Занятия зарядкой по утрам в строго определенное время тоже способствуют развитию волевых качеств. Надо лишь помнить, что структуры головного мозга, отвечающие за произвольное поведение, формируются как раз к 7 годам. Так что ваши требования к 6-летнему малышу должны быть адекватны его возрасту.
- Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
- Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.
Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина - мужчина, река - море - океан и т. д. Предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.
Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.
Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки (например, шкаф, кресло, стул, тарелка). На трех из них предметы, которые можно объединить в одну группу - мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Поэтому такой рисунок
откладывается в сторону. Пусть ребенок прокомментирует выбор «лишней картинки». Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа «найди 10 отличий» также подходят для развития памяти.
Процедура диагностики психологической готовности ребенка к школе может проводиться в детском саду психологом. Возраст детей должен быть не меньше 5 лет и 6 месяцев. В школе этот тест проводится в апреле-мае. Обычно вывешивают объявление о том, что в указанный срок (как правило, с середины марта до начала апреля) родители будущих первоклассников должны прийти и записать своих детей на собеседование. Требования, которые будут предъявлены детям, обычно сформулированы примерно таким образом: ребенок должен уметь воспроизвести рисунок по образцу, работать по правилу, выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ, различать отдельные звуки в словах. Собеседование проводят в присутствии родителей. По его итогам мамам и папам в случае необходимости даются рекомендации, как лучше подготовить за оставшееся время малыша к школе. Результаты обследования заносятся в карту психического развития ребенка. Она содержит личные данные: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье. Для сохранения конфиденциальности лист с этой информацией хранится отдельно, на нем, как и на карте, стоит шифр, ключ от которого хранится у психолога. Ни администрация, ни педагоги не имеют права получить эти сведения без разрешения специалиста. В течение всего обучения в школе данные о проводимых обследованиях заносятся в карту, которая передается и в новую школу, если ребенок сменит место учебы.
С шести или...?
Стремление некоторых родителей самостоятельно обучить своих детей грамоте, счету, решению арифметических задач до поступления в школу не всегда оправданно. Так, навык чтения и письма пригодится младшим школьникам только в том случае, если они различают звуки, слоги, а не просто читают по буквам (это в дальнейшем мешает преподавателям). Что же касается арифметики, то именно понимание математических отношений будет хорошим фундаментом для школьных знаний. Если же усвоение правил счета строится на элементарной зубрежке, то впоследствии это окажется вредным.
С 5 до 7 лет в жизни ребенка царит поистине золотое время, наполненное свободной игрой. Недоразвитие этой деятельности наносит ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти высшие психические функции малыша интенсивно развиваются во время игры. Школа предъявляет довольно высокие требования к психическому развитию ребенка. Поэтому родители, решившие отдать своего малыша учиться, должны все тщательно взвесить. Ведь 6-лётние дети запоминают то, что интересно, а не то, что нужно запомнить. Им тяжело концентрировать свое внимание больше 10-15 мин. Неспособность легко адаптироваться к новым условиям, быстрая утомляемость, изменение привычного распорядка дня, неустойчивость настроения затрудняют овладение школьной программой. Усталость приводит к капризам. В такой ситуации ребенку нужна сильная эмоциональная поддержка семьи и немалый родительский такт.- Все замечания по поводу промахов и неудач папы и мамы должны делать очень осторожно и мягко, чтобы малыш не боялся ошибиться в следующий раз.
Родителям не стоит опасаться того, что если дети приступят к школьной программе с 7 лет, то они будут отставать от сверстников, пошедших в школу в 6 лет. Для подготовки к школе вполне достаточно грамотных занятий с воспитателем в детском саду, систематических самостоятельных уроков со своим малышом дома. Не стоит забывать: чем полнее будет прожит период дошкольного возраста, тем успешнее ваш ребенок пройдет следующий. Основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит не в том, чтобы обучить кроху чтению и письму. Главное - сформировать и постоянно поощрять у ребенка познавательный интерес. Только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. И именно тогда учеба на протяжении всех школьных лет станет для ребенка источником радости. Так что, почаще говорите при ребенке, что будущая учеба в школе - прекрасная возможность быть и считаться взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Унылая пора, очей очарованье..."
Консультация для родителей на тему "Унылая пора, очей очарованье..." (Ознакомление с окружающим)...
Консультация для родителеей "Возрастные особенности детей 6-7 лет. Гтовность к школе."
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность ег...
Консультация для родителеей
Консультация "Взаимодействие педагогв и семьи в познавательно - речевом развитии детей" поможет родителям в работе с детьми по развитию словаря....
Консультация для родителеей "Дорожная азбука"
Информация для родителей по расширению возможностей семьи в обучении дошкольников правилам поведения на дороге с целью предупреждения ДТП с участием детей....
Консультация для родителейи "Воспитание патриотических чувств"
Консультация для родителей.« Воспитание патриотических чувств»...