Содержание проекта Теплота
проект (средняя группа) на тему
Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимозависимости. Развивать поисково – познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_proekta_teplota.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации шушенского района
Ильичевское муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Журавушка»
ПРОЕКТ
«Теплота»
Руководители:
воспитатели:
Попова Татьяна Васильевна
Бебишева Татьяна Яковлевна
С 01.02.2015 по 10.02.2015г.
Визитка проекта.
«Теплота»
Авторы проекта:
Попова Татьяна Васильевна – воспитатель 1 квалификационной категории.
Бебишева Татьяна Яковлевна – воспитатель 1 квалификационной категории.
«Ильичево, Шушенский район, МБДОУ детский сад №2 «Журавушка»»
Название проекта: «Теплота».
Краткое содержание.
Реализуя свой проект, мы с детьми рассматривали иллюстрации о зиме, о новогоднем празднике, где Дед Мороз и Снегурочка всегда в шапках и шубах. Почему? Наши любознательные дети хотят все знать. Почему металлические предметы холодные даже в группе, где тепло (и как их можно согреть), а деревянные предметы теплее. Снег тает, вода с крыш бежит и превращается в сосульки? А если ее внести в группу, что с ней произойдет? А если ее спрятать в шубу, как долго она будет таять? И таких вопросов у детей накопилась очень много. Вот мы и решили помогать накоплению у детей конкретных представлений о тепле, выражать свои мысли понятно для окружающих через создание проблемных ситуаций.
Направление деятельности:
Поисково - познавательная включающая рисунки, схемы, модели.
Содержание деятельности.
- Беседа с детьми о холоде, тепле, температуре, о Дедушке Морозе со снегурочкой.
- Дать представление о том, что в природе все взаимосвязано.
- Воспитывать желание у детей делиться результатами своего эксперимента с родителями, сверстниками.
- Создавать особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовывать свою познавательную деятельность.
- Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми.
Формы педагогической работы с детьми:
Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.
Возраст детей:
средняя группа (4-5 лет)
Приблизительная продолжительность проекта:
10 дней.
Основа проекта:
«Ребенок в мире поиска»
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимозависимости. Развивать поисково – познавательную деятельность.
Ожидаемый результат:
- Закрепить условия изменения агреативных состояний жидкости (лед – вода, вода - лед).
- Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут согреваться при трении, движении.
- Уточнить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Паспорт проекта.
«Теплота»
Значительное место занимают в жизни ребенка и имеют огромное значение игры, основанные на самостоятельной творческой деятельности.
В связи с важностью длительного подхода к развитию личности ребенка в нашей группе создана предметно развивающая среда, которая на принципах доступности, новизны. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности. Так как основной мотивацией для начало экспериментирования является способность удивляться, вот и нынешняя зима всех удивляет и детей, и взрослых, то холодно, то тепло. И проводя исследования деревянных и металлических предметов на улице, дети сделали вывод, что металлические предметы самые холодные; деревянные теплее. В связи с этим и родилась идея, для написания и осуществления проекта «Теплота», где ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а воспитатель является равноправным партнером.
Так начинается наш проект.
Название проекта: «Теплота».
Участники: дети средней группы, воспитатели.
Тип проекта: поисково- познавательная с элементами экспериментирования.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (10 дней).
Цель: развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций. Формировать навыки сравнения свойств разных материалов. Умение делать выводы.
Интеграция образовательных областей: речевая, познание.
Содержание деятельности: создание ситуаций: беседа воспитателя с детьми о предстоящих экспериментах: (предметах окружающих детей, одежде, тепле, температуре). Наблюдение: погодные явления (холод, тепло). Обсуждение: если на улице мороз, хочется там играть или нет? А когда температура воздуха не очень высокая?
Проектная деятельность: познавательно - исследовательская.
Продуктивная деятельность:
Подбор иллюстраций о северном полюсе, белых медведях;
Детско-родительские рисунки;
Чтение и обсуждение программных произведений и художественных книг;
«Вечер загадок» - о тепле, температуре придуманные родителями вместе с детьми;
Игры;
Слушание музыкальных произведений.
Задачи и вопросы направленные на проект:
Объяснить изменение состояний веществ в зависимости от изменений температуры (твердые - жидкие).
Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранения тепла).
Выявлять некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Дать представление о том, что в природе все взаимосвязано.
Воспитывать желание делиться полученной информацией со сверстниками, родителями.
Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, воспитателями.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Обсуждение темы проекта с Еленой Николаевной старшим воспитателем ДОУ.
- Подбор литературы.
- Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, репродукций картин художников.
- Целевые прогулки.
- Продуктивная деятельность.
- Основной этап.
- Решая проблемные ситуации этого проекта, взрослый вместе с детьми рассматривают иллюстрации северного полюса, где живут белые медведи, чем питаются, как выглядят, спят зимой или нет и почему? Где живет Дед Мороз и Снегурочка, во что одеты? Выяснять это, просят родителей, посмотреть в интернете и поделиться своими знаниями со сверстниками и воспитателями. И почему Дед Мороз и Снегурочка не снимают шубы даже в наших теплых помещениях. Вместе с детьми изготавливают на прогулке фигурные льдинки, вносят их в группу, рассматривают. Выясняют, можно ли их сделать теплыми, где можно их согреть. Выясняют, что предметы разных материалов нагреваются по разному.
- По работе над проектом для родителей подготовили рекомендации для закрепления эксперимента.
- Подобраны консультации.
- Предложено отлить вместе с родителями фигурки из парафиновой свечи.
- Вечер – загадок.
- Выбор формы презентации проекта.
- Заключительный этап.
Проведение занятий «Теплота».
Актуальность.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение или представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная действительность, протекающая в форме экспериментальных действий. В среднем дошкольном возрасте пробующие действия изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Так как нынешняя зима всех удивляет своим теплом, а металлические предметы не такие холодные, как в сильный мороз, но по сравнению с деревянными предметами – холоднее, у детей возникают вопросы, почему не прилепляются мокрые варежки к деревянным изделиям, почему такие длинные сосульки и почему Дед Мороз и Снегурочка не снимают свои шубы в помещении?
Творческую задачу дети вместе со взрослыми решают с помощью следующих действий: ощупывают, гладят, тянут за края в разные стороны; кладут в ткань, наблюдают в тепле ( лед); называют представленные материалы и их температуру в ходе игры.
Использование косвенных стимуляторов (схем) позволяют закрепить в ознакомлении детей с материалами и температурой.
В результате серия игр имеет следующие цели:
- Побудить детей выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты);
- Развивать умение детей выявлять взаимозависимость предметов и явлений;
- Научить детей устанавливать причинно-следственные связи, накопленный опыт у детей о том, что в момент игры они хотят проявлять самостоятельность, быть умным, знающим, первым, быть, как взрослый. В этом смысле представленные игры позволяют сделать «работу детей» радостной, желанной.
ЦЕЛЬ:
Развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций.
ЗАДАЧИ:
- Научить воспринимать предметы с помощью разнообразных органов чувств;
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о тепле и температуре;
- Развивать познавательную активность детей;
- Поощрять желание заботится о других;
- Воспитывать актуальность при экспериментировании;
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:
Краткосрочный (10 дней)
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Научить определять температурные качества веществ и предметов;
- Развивать умение анализировать, выявлять существенные признаки материалов.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ:
- Открытое занятие.
- Художественное творчество.
ИСПОЛНИТЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
Старший воспитатель высшей категории – Скрипачева Елена Николаевна.
Воспитатели 1 категории – Бебишева Татьяна Яковлевна,
Попова Татьяна Васильевна.
КАТЕГОРИИ КЛИЕНТОВ:
воспитанники средней группы ДОУ, родители воспитанников средней группы.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Экспериментальная деятельность детей. Л.Н. Менщикова. Волгоград, 2009г.
- Неизведанное рядом. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Москва, 2004г.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ:
Для обеспечения наибольшей продуктивности занятия использовали компьютер, фотоаппарат, наглядные пособия, архивы.
План действий.
№ | Тема | Содержание | Литература |
2 | Я и Дед Мороз | Рассматривание иллюстраций северного полюса, фото – новогодние. | Энциклопедия, глобус. |
3 | Целевая прогулка | Наблюдение за погодными изменениями. | Комплекс занятий Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» |
4 | Термометр | Рассматривание термометра для определения температуры воздуха на улице, в помещении и температуру тела людей. | «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина |
5 | «Чудесный мешочек» | Из чего сделаны предметы и их свойства. | «Экспериментальная деятельность» Л.Н. Меньшикова. |
6-7 | Нарисовать родители + дети. | «Дед Мороз и снегурочка». Северный полюс. Белые медведи. Наш детский сад. Дети на улице. Ребенок ест сосульку. Ребенок без верхней одежды зимой. Ребенок в толстых варежках и тонких. Дом, на доме снег, солнце с крыше сосульки, капают. | |
8 | Вечер - загадок | Придуманные родителями с детьми. | |
9 | Свечки | Рассматривание парафиновых фигурок отлитых из свечи. | «Неизведанное рядом» О.В. Дыбина |
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
- Подготовительный этап.
- Обсуждение темы проекта с Еленой Николаевной старшим воспитателем ДОУ.
- Подбор литературы.
- Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, репродукций картин художников.
- Целевые прогулки.
- Продуктивная деятельность.
- Основной этап.
- Решая проблемные ситуации этого проекта, взрослый вместе с детьми рассматривают иллюстрации северного полюса, где живут белые медведи, чем питаются, как выглядят, спят зимой или нет и почему? Где живет Дед Мороз и Снегурочка, во что одеты? Выяснять это, просят родителей, посмотреть в интернете и поделиться своими знаниями со сверстниками и воспитателями. И почему Дед Мороз и Снегурочка не снимают шубы даже в наших теплых помещениях. Вместе с детьми изготавливают на прогулке фигурные льдинки, вносят их в группу, рассматривают. Выясняют, можно ли их сделать теплыми, где можно их согреть. Выясняют, что предметы разных материалов нагреваются по разному.
- По работе над проектом для родителей подготовили рекомендации для закрепления эксперимента.
- Подобраны консультации.
- Предложено отлить вместе с родителями фигурки из парафиновой свечи.
- Вечер – загадок.
- Выбор формы презентации проекта.
- Заключительный этап.
Проведение занятий «Теплота».
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
Методические приемы при решении проблемных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема-паутинка содержания проекта "Чудо-чудное, диво-дивное"
План работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Русская печка - символ гостеприимства и теплоты
С древних времён в русских избах в основе была печка. Она была источником тепла и местом для приготовления пищи. Картошка считается в России вторым хлебом....
Атмосфера принятия и эмоциональной теплоты образовательного пространства как условие позитивной социализации детей с ОВЗ в контексте с ФГОС ДО
Данный материал содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, испол...
День теплоты и добрых дел
Проект...
Проект Теплота
Реализуя свой проект, мы с детьми рассматривали иллюстрации о зиме, о новогоднем празднике, где Дед Мороз и Снегурочка всегда в шапках и шубах. Почему? Наши любознательные дети хотят все знать. Почему...
Проект "Русские народные сказки". Краткое содержание проекта.
Что мы знаем про русские народные сказки? Русские народные сказки написал народ, у этих сказок нет конкретного автора. Что мы хотим узнать?Воспитатель озадачил детей вопросом: всегда ли в русских наро...