Программа по музыкальному развитию детей дошкольного возраста
рабочая программа на тему

Журавлева Наталия Леонидовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc251.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад № 3 «Светлячок»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                             

                                                                        Музыкальный руководитель:

Журавлева Наталия Леонидовна

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Данная рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности  музыкального руководителя  Муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка- детского сада № 3 «Светлячок» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:

1.Закон  Российской  Федерации  «  Об  образовании  ».

2.Федеральный  государственный образовательный стандарт  

(ФГОС)

  • Структура рабочей программы:
  1. Пояснительная записка;
  2. Перечень основных форм образовательной деятельности;
  3. Перспективное комплексно-тематическое планирование;
  4. Взаимодействие специалистов, осуществляющих работу в группе;
  5. Перспективный план по взаимодействию с родителями;

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. 

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года):

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Цель рабочей программы:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

- создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи:

- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;

-приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка;

-развитие внутренних психических процессов:  творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;

-развитие речи;

– восстановление и коррекция психоэмоционального состояния ребенка и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.

– помочь самовыражению дошкольников с задержкой психического развития через занятия музыкальной деятельностью;

– способствовать преодолению неадекватных форм поведения; – содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.

Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных  занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной  группы.

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:

- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

-умение передавать выразительные музыкальные образы;

-восприимчивость и передача в пении, движении основные средства выразительности музыкальных  произведений;

-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Система работы по образовательной деятельности «Музыка»

Реализация задач по  музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной

организованной  образовательной деятельности  с учетом учебного плана:

Форма музыкальной деятельности

2 Мл.

Средняя

Старшая

Подготовительная

Организованная

образовательная

деятельность

эстетической

направленности

15

2

72

20

2

72

25

2

72

30

2

72

Праздники и

развлечения

25-30

30-35

35-40

40-45

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЫКА»

Цель:

 развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:        

 развитие  музыкально-художественной деятельности;

 приобщение к музыкальному искусству;

 развитие музыкальности детей.

Музыкальная образовательная деятельность состоит из трех частей:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

  1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения.         

Цель:  настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

  1. Основная часть.  Восприятие музыки.

Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.

     Подпевание и пение.

 Цель:  развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

          В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с  детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

3. Заключительная часть.

         Игра или пляска.

Расписание звучания фоновой музыки в режимных моментах. 

Время звучания

Режимные моменты

Преобладающий 
эмоциональный фон

8:00–8:30

Утренний прием

Радостно-спокойный

8:40–9:00

Настрой на занятия

Уверенный, активный

12:20–12:40

Подготовка ко сну

Умиротворенный, нежный

15:00–15:15

Подъем

Спокойный, оптимистично-просветленный



Включение музыки в образовательную деятельность

Форма восприятия музыки

Непосредственно образовательная 
деятельность

Содержание деятельности 
педагога

Активная

Познание;

игровая;

музыкально-художественная;

двигательная;

коммуникативная

Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

Пассивная

Трудовая;

познание;

продуктивная;

восприятие художественной литературы;

коммуникативная

Педагог использует музыку как фон 
к основной деятельности,

музыка звучит негромко, как бы 
на втором плане

                Задачи воспитания и развития детей второй младшей группы

Задачи в области  музыкального восприятия-слушания-интерпретации.

  1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
  2. Организовывать детское экспериментирование с немузыкальными и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, тембра.
  3. Активизировать  слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Задачи в области  музыкального исполнительства-импровизации-творчества.

  1. Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности - музыкально ритмические движения и игры на  шумовых музыкальных инструментах.
  2. Развивать координирование движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.
  3. Формировать у детей вокальные и певческие умения в процессе подпевания взрослому.
  4. Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных образах и танцах.

На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствии с требованиями СанПин.

Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники.

 72 занятия по 15 минут = 18 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9 занятий.) Календарные праздники и утренники.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД:

2-младшая группа

I квартал

Восприятие музыки: Знакомить детей с основными  жанрами музыки (марш, колыбельная). Побуждать детей к подпеванию ярких, запоминающихся мелодий из прослушанных произведений. Развивать звуковысотный слух. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.

Репертуар: «Моя лошадка» А.Гречанинова, «Смелый наездник» Р,Шумана.«Ах вы, сени!»р.н.п. (оркестр), «Танечка баю-баю» В.Агафонникова, «Осенняя песенка» А.Александрова, «Весело-грустно» Г.Свиридова, «Осенняя песня» П.Чайковский

Пение: Учить детей чисто интонировать интервалы (б2, м,б3-вверх и  вниз). Учить «подстраиваться» к интонациям взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий, а также мелодий, включающих интервал кварту. Учить петь слаженно, не отставая и не опережая друг друга, петь всю песню, а не концы фраз.

Репертуар: «Курочка»,«Дождик»А.Филлипенко,«Петушок»р.н.прибаутка обр.М.Красева, «Ладушки» обр.Г.Фрида, «Киска» А.Александрова, «Осень наступила», «Лошадка Игогошка» С.Насауленко.

Песенное творчество: Закреплять у детей умение проявлять самостоятельность в нахождении ласковых интонаций. Использовать различные звукоподражания для выражения характера образа мамы и детеныша: «мяу!», «гав!», «му-у!» ( ласково, весело, вопросительно), «кап-кап»

Музыкально-ритмические движения: Расширять эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.Совершенствовать навыки детей  двигаться в соответствии с маршевым, спокойным и плясовым характером музыки. Приучать детей ориентироваться в пространстве: собираться в круг в играх, двигаться по кругу, бегать врассыпную, находить себе пару в пляске. Менять вид движений в соответствии с 2-х частной формой.  

Репертуар: Свободная пляска (разучивание танцевальных движений), «Ходьба и бег  флажками» латв.мел., «Кто умеет быстро топать?»,  «Пальчики-ручки» обр. М.Раухвергера, «Покажи ладошки» И.Штрауса, «Помирились» Т.Вилькорейской, «Калинка» с ложками» р.н.п.(оркестр)

Музыкально-игровое и танцевальное творчество: Самостоятельно находить движения, жесты для передачи игрового образа. Уметь самостоятельно без показа взрослого применять в свободной пляске знакомые движения.

Упражнение с ленточками «Вальс» П.Чайковский, свободная пляска под русскую мелодию, «Что умеют наши ножки?»(доминантное занятие по движениям)

Игра на детских музыкальных инструментах: Проявлять интерес к музицированию взрослого на детских музыкальных инструментах. Передавать метрическую пульсацию под музыку плясового характера (на ударных и шумовых инструментах).

«Ну-ка, колокольчик!» Макшанцевой, «Лошадка» А.Гречанинова (с ложками)

Праздники: Создавать настроение неожиданности, сюрприза для детей. Привлекать детей к активному участию в праздниках. Способствовать формированию навыка  перевоплощения в сказочных героев.

Развлечения: Содействовать созданию эмоционально-положительного климата для детей. Привлекать детей к участию в играх, забавах, развлечениях; развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев - адекватно реагировать на них.

«Здравствствуй, Осень!»

Работа с воспитателями: Консультация – «Роль воспитателя в занятии!». Практический семинар по музыкально-ритмическим движениям.

Работа с родителями: «Формы организации  музыкальной деятельности в семье», «Знаете ли вы своего ребенка?» (анкета)

II квартал

Восприятие музыки: Дать детям представление о первичных  жанрах музыки (песня, танец, марш). Дать представление об изобразительных возможностях музыки. Учить передавать в танцевальных, образных движениях характерные черты образов персонажей, изображаемых в музыке.

Репертуар: «Смелый наездник» Р.Шуман,  «Колыбельная» Б.Флисс, «Детская полька» М.Глинка, «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковский из балета «Щелкунчик», «Сани с колокольчиками» обр.В.Агафонникова

Пение: Развивать у детей навык точного интонирования несложных мелодий, построенных в поступенном движении  звуков вверх и вниз. Учить петь протяжно, не спеша, без крика, одновременно со всеми начинать и заканчивать пение. Учить петь с музыкальным сопровождением и без него (с голосом взрослого).

Репертуар: «Собачка жучка» М.Красева, «В\ лесу родилась елочка» А.Бекман, «К деткам елочка пришла!», «Мишка» А.Филлипенко, «Машенька Маша» С.Невельштейна                                                

Песенное творчество: Продолжать использовать интонационный настрой в пении (вопрос-ответ) « Где ты?»  «Я-здесь!», «Как тебя зовут?». Развивать звуковысотный слух в песнях о животных (мать-детеныш).

Музыкально-ритмические движения: Учить двигаться ритмично, реагировать сменой движений на изменение силы звучания (громко-тихо). Учить детей мягкому шагу, шагу на всей ступне, притопу одной ногой, выставлению ноги на пятку. Учить детей находить себе пару, кружиться в парах, выполнять плясовые движения.

Репертуар: «Маленький хоровод» А.Александровой, «Маленькая полька» Д.Кабалевский, «Прыжки» К.Черни, «Игра с колокольчиками» Н.Римский-Корсаков

Музыкально-игровое и танцевальное творчество: Использовать знакомые движения с предметами -  в свободной пляске. Передавать в играх образные движения, характерные жесты лесных зверей.

«Пойду ль, выйду ль я да!»- для разучивания танцевальных движений, «Жмурка с мишкой» Ф.Флотова, «Плюшевый медведь» авт. А.Буренина, игра-драматизация «Курочка-ряба» Т.Магиденко

Игра на детских музыкальных инструментах: Знакомить детей со звучанием контрастных по тембру инструментов (колокольчик-барабан, ложки-треугольник).

Танец «Калинка» с ложками, с бубнами

Праздники:  Создавать  настроение неожиданности, сюрприза для детей.  Привлекать детей к участию в празднике. Способствовать  формированию навыка перевоплощения в сказочных героев.

Новогодняя сказка «Снегурочка»

Развлечения: Содействовать созданию эмоционально-положительного климата для детей. Привлекать детей к участию в играх, забавах, досугах, развивать умение следить за действием игрушек, сказочных героев, адекватно на них реагировать.

«Новогодняя елочка»-комплексное занятие, Показ для  детей сказочных игр-драматизаций (силами детей ст.групп)

Работа с воспитателями: Практический семинар по обучению воспитателей музыкальным играм. Практическая работа по подготовке к праздникам. Консультации- «Особенности слуха и голоса ребенка», «Воспитание естественно поющего человека»

Работа с родителями: Консультации- «Родителям о музыкальных инструментах», «Долгожданный Новый го!» (помощь в организации праздник)

III квартал

Восприятие музыки: Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки. Различать звукоподражания некоторым явлениям природы (капель, плеск и журчанье ручья), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Развивать представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций. Учить детей сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказала музыка.

Репертуар:  «Будем кувыркаться» И,Сац, «Итальянская полька» С.Рахманинов, «Подснежник» П.Чайковский, «Весна» А.Вивальди из цикла Времена года», «Весенняя» В.Моцарт

Пение: Развивать у детей навык напевного пения и подвижного, легкого. Учить начинать пение после вступления. Петь естественным голосом, без напряжения.

Репертуар:   «Зима прощла» Н.Метлова,«Цыплята» А.Филлипенко, «Машина» Т.Попатенко, «Птичка» Д.Тухманова, «Мы на луг ходили» А.Филлипенко 

Песенное творчество: Учить детей самостоятельно придумывать мелодии марша, колыбельной. Уметь находить правильную интонацию(ласковую и бодрую и  веселую)

Кто как поет?(голоса животных. «Подари мышке польку»

Музыкально-ритмические  движения:  Продолжать работу над ритмичностью движений. Упражнять в умении слышать 3-х частную форму. Приучать детей самостоятельно менять движения со сменой характера музыки, переходя от одного вида движения к другому без помощи воспитателя.

Репертуар: «Мы на луг ходили», «Ветер-ветерок» Л.Бетховен, «Кошка и котята» В.Витлина, «Потанцуй со мной, дружок!» анг.пес., «Автомобиль» М.раухвергера.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество: Учить детей самостоятельно использовать предметы для характерных движений (ленты для вальса, платочки в русской пляске).Использовать театрализованные этюды для раскрывания образа в играх.

«Кто у нас хороший?» А.Александрова , «Кошка и котята» В.Витлина, «Мы на луг ходили» А.Филлипенко , «Ах ты, береза!» для свободной пляски

Праздники: Создавать настроение неожиданности, сюрприза для детей. Привлекать детей к участию в празднике. Способствовать формированию навыка перевоплощения в сказочных героев.

«Праздник мамочки родной», «Любимые игрушки!»

Развлечения: Содействовать созданию эмоционально-положительного климата для детей. Привлекать детей к участию в играх, забавах, развлечениях, развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.

«Весну встречаем», «Весенняя песенка» (доминантное занятие по пению)

Работа с воспитателями: Практическая работа по обучению игре на музыкальных инструментах. Практический семинар-практикум по проведению интегрированных занятий. Консультации - «Пальчиковые игры для малышей», «Театрализованные игры»

Работа с родителями: Консультации - «Пальчиковые игры для малышей»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫАЛЬНЫХ ДОСУГОВ ДЛЯ ВТОРОЙ  МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ  НА УЧЕБНЫЙ ГОД.

п/п

Месяц

Название досуга

1.

Сентябрь

День знаний

2.

октябрь

Осенний досуг

3.

ноябрь

Кошка в гостях у ребят

4.

декабрь

Зимний теремок

5.

январь

Зимушка-зима

6.

февраль

Играем в солдатиков

7.

март

Весеннее солнышко и пальчики

8.

апрель

Веселые музыканты

9.

май

Кого разбудил петушок

10.

июнь

Цыпленок (по мотивам сказки К.Чуковского)

Задачи в области музыкального восприятия-слушания- интерпретации детей средней группы

  1. Воспитывать  слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
  2. Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
  3. Развивать у дошкольников музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый.

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества.

  1. Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков.
  2. Способствовать освоению детьми приемам игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
  4. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

                                            Средняя группа

I квартал

Восприятие музыки: Формировать навыки культуры слушания музыки ( не отвлекаться и не отвлекать других, не мешая друг другу; дослушивать произведение до конца); чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления. Закреплять умение слышать и реагировать на 2-х, 3-х частную форму музыкальных произведений. формировать представление о темповом изменении.

Репертуар: «Фея осени» С.Прокофьев из балета «Золушка»,А.Гречанинов «Моя лошадка», «Вальс»,«Ах ты, береза!» р.н.м. обр.,М.Раухвергера,    П.Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Пение: Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, согласованно (в пределах  Ре-Си первой октавы). Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, передавать характер музыки. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

Репертуар: «Две тетери», «На зеленом лугу»-попевки распевки, «Дождик» А.Филлипенко, «Лошадка Игогошка», «Осень наступила» Е.Насауленко, «Озорной дожик»Т.Попатенко, «Мы на луг ходили» А.Филлипенко.

Песенное творчество:  Воспитывать интерес к творческой деятельности. Учить импровизировать окончания мелодии, начатой педагогом, добиваясь разных ответов.

«Спой свое имя!, «Зайчик, зайчик, где бывал?» Скребковой, «Что ты хочешь, кошечка?» Зингер

Музыкально-ритмические движения: Продолжать формировать навык двигаться ритмично, в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с 2-х, 3-х частной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и парами. Обучать умению двигаться в парах и по кругу в танцах и хороводах, выполнять поскоки, выставление ноги на носок и пятку, ритмично хлопать в ладоши.

Репертуар: Танец с листочками А. Филлипенко, «Упражнение с лентами» польс. нар. мел. обр. В.Иванникова, «Пружинка»р.н.м., «Скачут по дорожке» А. Филлипенко (разучивание поскоков), Парная полька лит. нар. мел. обр. М. Раухвергера.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество: Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей. Учить инсценировать знакомые песни, хороводы. Самостоятельно использовать в свободной пляске знакомые плясовые движения.

Репертуар:  игра «В гости к кукле», игра-драматизация «Разноцветные дорожки», «Солнышко и дождик»

Игра на детских музыкальных инструментах: Учить играть на металлофоне на 1-ом, 2-х звуках. Стимулировать игру по показу взрослого (повтор ритмического рисунка).

Репертуар: А.Гречанинов «Лошадка», песня «Озорной дождик» -  аккомпонимент деревянными  ложками, «Дождик» - на треугольниках.

Праздники: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Воспитывать любовь к близким людям, Родине.

«День знаний», «Разноцветные дорожки»- тематическое занятие

Развлечения: Создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истокам народной культуры. Вовлекать детей в процесс подготовки  разных видов развлечений; формировать потребность заниматься интересным и содержательным делом.

«Наши любимые песни», «Кто как поет?», «Разноцветные дорожки»

Работа с воспитателями: Консультации – «Воспитание красоты музыкой!» выступление на пед.совете, «Участие воспитателей на празднике».  Практическая работа по подготовке к праздникам и развлечениям. Практический семинар по обучению музыкально-ритмическим движениям.

Работа с родителями: Консультации -  «Что должен знать и уметь ваш ребенок?», «Вокальные особенности детского голоса и его охрана».

II Квартал

Восприятие музыки: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни и музыку веселого характера. Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо-громко, медленно-быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий, в пределах сексты, септимы).

Репертуар: «Котик заболел», «Котик выздоровел» А.Гречанинова, А.Вивальди «Зима», «Весна», П.Чайковский «Святки», «Подснежник» из цикла «Времена года»

Пение: Расширять певческий диапазон с учетом индивидуальных особенностей. Слышать и показывать рукой направление мелодии вверх и вниз. Точно воспроизводить несложный ритмический рисунок. Подводить к умению контролировать слухом качество пения. Упражнять петь самостоятельно  после музыкального  вступления, вовремя брать дыхание, использовать показ взрослого. Учить петь подвижно, легко, четко произносить слова. Петь выразительно.

Репертуар: «Санки» М.Красева, «Здравствуй, Дед Мороз!», «Игра в снежки» Н.Вересокиной, «Танец около елки» Ю.Слонова, «Новогодний хоровод» А.Филлипенко, «Лошадка Игогошка» С.Насауленко, «Зима пришла» Зарицкой, «Мы-солдаты» Ю.Слонова.

Песенное творчество: Учить импровизировать окончание мелодии,  начатой взрослым. Не повторять ответы товарищей. Придумывать мелодии на стихи А. Барто «Зайка», «Мишка», «Мячик» ит.д.

Музыкально-ритмические движения: Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: торжественная, спокойная, осторожная; бег: легкий, широкий, стремительный). Менять движения в соответствии с характером музыки и ее формой.

Репертуар: «Маленькая полька» Д.Кабалевсого (танец вокруг елки), «Танец около елки» Ю.Слонова, танец с лентами «Вальс» А.Жилина, «Погуляем» Т.Ломова, Танец Петрушек А.Вилькорейской

Музыкально-игровое и танцевальное творчество: Развивать танцевально-игровое творчество детей. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся и танцуют снежинки, играют плюшевые мишки). Использовать мимику и пантомиму (котик веселый и грустный, хитрая лисичка).

Репертуар: «Котик заболел» «Котик выздоровел» А.Гречанинова, игра «Зайцы и лиса» Рожавской «Жмурка» Ф.Флотова, «Прогулка с куклами» Т.Ломовай, танец «Девочки и петушки» Т.Ломовой

Игра на детских музыкальных инструментах: Продолжать обучать детей игре на детских инструментах: бубен, ложки, барабаны. Играть в оркестре дружно, ритмично, слаженно.

Репертуар: «Скок-скок-поскок» рус.нар.попевка обр.Е.Туманян, ложки,бубны,шумовые инструменты – для аккомпанимента «Светит месяц».

Праздники: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать любовь и уважение к близким. Приучать к активному участию в праздниках.

«Новый год», «День защитников Отечества» «Мы летчики-пилоты!»

Развлечения: Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.

«Зимние забавы» «Композиторы и поэты о зиме»- концерт, игра-драматизация «Заюшкина избушка», «Что мы знаем о зиме?»-интегрированное занятие по слушанию

Работа с воспитателями: Консультации – «Опасности  новогоднего праздника», практическая работа по подготовке к празднику Нового года, Масленицы. Практический семинар-практикум для воспитателей-участников мини сценок.

Работа с родителями: Консультации – «Опасности новогоднего  праздника», «Как организовать в семье праздник»

III Квартал

Восприятие музыки: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера различных жанров. Учить чувствовать характер музыки, узнавать, называть произведения, высказываться о прослушанных произведениях. Различать динамические оттенки.

Репертуар: П.Чайковский «Детскиц альбом»: «Марш деревянных солдатиков», «Баба яга» , М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках», «Баба яга» Лядова

Пение: Учит брать дыхание между музыкальными фразами. Петь естественным голосом без напряжения с музыкальным сопровождением и без него. Смягчать концы фраз.

Репертуар: «Птички!» Д.Тухманова, «Песенка о весне» Г.Фрида, «Весной» С.Насауленко, «Серенькая кошечка» В.Витлина, «Детский сад» А.Филлипенко, «Вот какая бабушка» Е.Тиличеевой, «Мы запели песенку» Р.Рустамова.

Песенное творчество: Продолжать учить сочинять мелодии колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы «Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?». Учить сочинять мелодию марша.

Музыкально-ритмические движения: Учит самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с жанром, формой и характером музыки. Чувствовать веселый характер музыки и передавать его в танце. Учиться скакать с ноги на ногу- подскоком, бегать врассыпную, не сталкиваясь друг с другом. Учить танцевать с предметами.

Репертуар: «Итальянская полька» С.Рахманинов, «Пляска с платочками» рус.нар.песня «Утушка луговая», «Волшебный цветок» Ю.Чичкова, элементы ритмической гимнастики на муз.Ф.Шуберта

Музыкально-игровое и танцевальное творчество: Обучать инсценированию песен, музыкальных игр  и постановке небольших музыкальных спектаклей. Учиться передавать образы и движения животных.

Репертуар: «Хоровод в лесу» Р.Старченко, «Разноцветная игра» Б.Савельева, «Зайцы и медведь» Ребикова,

Игра на детских музыкальных инструментах: Продолжать обучать игре на детских инструментах: ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Д.Шостакович «Вальс-шутка» , «Все мы музыканты» Т.Попатенко

Праздники: Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Формировать радостные чувства от преподнесения подарков, сделанных  своими руками.

8 марта («Самолет построим сами»),  «Весну закликаем», «Сильным, смелым вырастай!»

Развлечения: Формировать желание детей участвовать  в музыкальных и литературных композициях, концертах. Приобщать детей к художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству.

«Бабушка-загадушка», «Наши любимые песни о весне» (доминантное занятие,

Работа с воспитателями: Практическая работа по подготовке к праздникам. Консультации – «Кукольные театры- малышам», «Звуковая среда, окружающая ребенка».

Работа с родителями: Консультации – «Родителям –о музыкальных инструментах»,  «Звуковая среда, окружающая детей»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫАЛЬНЫХ ДОСУГОВ ДЛЯ СРЕДНЕЙ  ГРУППЫ   НА  УЧЕБНЫЙ ГОД.

п/п

МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ ДОСУГА

1.

Сентябрь

День знаний

2.

Октябрь

Осенний досуг

3.

Ноябрь

Про рыжую лисичку

4.

Декабрь

Новогодний праздник

5.

Январь

Зимние подарки (по мотивам стихотворения «Где чей подарок» М.Каминской)

6.

Февраль

                                                     Играем в солдатиков

7.

Март

Вот какие наши мамы!

8.

Апрель

Веселые музыканты (по стихотворению М.Дружининой)

9.

Май

Бобик и его друзья

10.

Июнь

День  России

Задачи в области музыкального восприятия- слушания –интерпретации детей старшей группы

  1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
  2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
  3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества детей старшей группы

  1. Развивать певческие умения детей.
  2. Способствовать освоению детьми умений  игрового музицирования.
  3. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
  4. Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.

 На занятиях, которые проводятся два раза в  неделю по 25 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

Старшая группа

I квартал

Восприятие музыки: Учить самостоятельно различать жанры. Формировать представление об опере, балете. Развивать эмоциональную отзывчивость на песни  веселого, танцевального характера, маршевого, ласкового, спокойного. Дать представления об особенностях песенной формы. Учить детей узнавать знакомые произведения, называть их автора. Развивать способность различать жанры музыкальных произведений ( марш, танец, песня ). Совершенствовать навык различения звучания музыкального инструмента ( ф-но, скрипка, виолончель, балалайка ). Дать представление о звучании симфонического оркестра.

Репертуар: «Вальс-шутка» Д.Шостакович, «Лебедь» Сен-санс, «Фея Осени  из балета «Золушка» муз. С.Прокофьева, «Осенняя песня» муз. П.Чайковского, «Осень» А.Вивальди. Ф.Шуберт «Экосез», «Лендлер»

Пение: Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от РЕ1 октавы до ДО2 октавы. Брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить  отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, уметь петь громко и тихо. Дать представление о нотах. При поступенном  движении мелодии удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке, точно интонировать большую и малую терцию вверх и вниз. Упражнять в точной передачи ритмического рисунка, отдельных музыкальных фраз. Способствовать  развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.

Репертуар: «Листочки» А Филлипенко,«Не обижайте муравья!» Л.Абелян,«Наша горка высока» Т.Попатенко, «Эхо» Е.Тиличеевой, «Отчего плачет осень?» И.Смирнова, «Выйди, солнышко!» Р.Паулс, «Мухаморы» Золотарева, «Осень наступила» Н.Насауленко

Песенное творчество: Учить детей самостоятельно придумывать мелодии, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный и бодрый марш. Импровизировать в пении, не подражая друг другу.

Репертуар:  «Киска, где была?» «Эхо». «Зайка, зайка, где бывал?»

Музыкально-ритмические движения:  Развивать чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение, ее эмоционально  образное содержание. Свободно ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться  в соответствии с разнообразным характером  музыки, передавая в танце эмоционально-образной  содержание. Уметь самостоятельно переходить от умеренного к быстрому темпу. Упражнять в умении танцевать с предметами, учить сочетать пение и движения в хороводе.

Репертуар: Полька Ю.Слонова, «Разноцветная игра» Б.Савельев, Танец грибов «Чарли Чаплин»,«Сильный и острый бег» Ф.Наденко, «Пружинящий шаг» Т.Ломова,«Ф.Шуберт «Лендлер», «Экосез», «Вальс», «Бег сильный и легкий»,, «Танец с листочками» А.Гречанинова        

Музыкально-игровое и танцевальное творчество:  Развивать танцевальное творчество. Способствовать развитию творческой активности детей в танцевальных движениях.  Импровизировать движения людей, образы животных под музыку соответствующего характера. Учить импровизировать в плясках самостоятельно, не подражая друг другу. Выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи  в движениях музыкальных образов. Стимулировать формирование музыкальных способностей, мышления, фантазии, воображе6ния; содействовать проявлению активности, воли и самостоятельности.

Репертуар:  игра «Ты куда, серый зайчик?» А.Филлипенко, «Медведи в лесу», «Лисичка»-театрализованные игры, «Разноцветная игра» Б.Савельев авт.А.Буренина, «В мире животных» (этюд-зарисовка)

Игра на детских музыкальных инструментах: Слушать музыкальные произведения в исполнении в исполнении различных  инструментах и в оркестровой обработке. Учить играть на духовых и  шумовых инструментах в оркестре и ансамбле.

Репертуар: Латвийская полька – шумовые инструменты, Д.Шостакович «Вальс-шутка» (колокольчики, бубны, треугольники)

Праздники: Формировать праздничную культуру, а также представление о том, что есть будничные и праздничные дни. Знакомить с историей возникновения праздников, учить бережно относиться к народным  праздничным традициям и обычаям. Вызывать эмоционально-положительное отношение  к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Приучать к активному участию в подготовке и проведении праздников.

 День Знаний!  Театрализованное представление «Под осенним грибком!»по сказке Сутеева

Развлечения: Формировать стремление в активному участию в развлечениях.  Продолжать формировать нравственные качества. Способствовать развитию эстетического вкуса, умение ценить произведения искусства. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях, учить использовать полученные знания и навыки в жизни. Развивать любознательность, память, мышление, воображение. Вести себя адекватно в ситуациях успеха и неуспеха. Способствовать развитию эстетического вкуса, умения ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды.

 «Неделя игры»:Игры-аттракционы. Музыкально-дидактические игры. Досуг «Дорожные знаки»

Работа с воспитателями: Консультации: « Роль воспитателя в занятии». «Роль комплексных занятий в обучении детей»…. Практические занятия по подготовке к комплексному занятию.

Работа с родителями: Консультации: «Задачи музыкального воспитания в семье»

II квартал

Восприятие музыки: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку маршевого, танцевального, лирического характера. Учить различать произведения по жанрам. Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий  по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (скрипка, фортепиано, виолончель, симфонический оркестр, оркестр рус.нар.инструментов.

Репертуар: А.Вивальди концерт «Зима» 1и2 части, Д.Шостакович «Шарманка» П,Чайковский «Времена Года» , «Тройка», «Святки»

Пение: Продолжать формировать певческие навыки, умение петь легким звуком, в диапазоне от первой октавы до второй октавы. Создавать фонд любимых песен, развивая  песенный вкус. Учить петь легко, в оживленном темпе, петь слаженно, естественным голосом, уметь слышать и передавать динамику, темповое звучание. Петь выразительно, передавая характер песни. Уметь сочетать пение с движением.

Репертуар: «Голубые санки» И.Иорданского, «Здравствуй, Дед Мороз!» В.Семенова, «В лесу родилась елочка» Л. Бекман, «Наша елочка-красавица!» А. Филлипенко, «Елочка зеленая» Т. Попатенко(хоровод), «Ты не бойся, мама!» М.Протасов, «Мама» .Мокшанцева

Песенное творчество: Учить импровизировать мелодии на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: плавный вальс, веселую плясовую. Заканчивать песенки, начатые педагогом.

Репертуар: «Кто проснулся рано?- Петушок!», «Мишка», «Зайка» Бырченко сл. А. Барто.

Музыкально-ритмические движения: Развивать чувство ритма. Умение передавать характер музыки через движение, ее эмоционально-образное содержание. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений. Вырабатывать навыки легких, изящных движений, танцуя под музыку вальса, двигаться пластично, нежно. Уметь сочетать движения и пение в хороводах.

Репертуар: Ф.Шуберт (ритмическая гимнастика), «Кошка» В.Витлина, «Елочка красавица» А.Филлипенко, Парная полька Ю.Слонова, Танец петрушек  И.Иорданского, «Маленькая полька» Д.Кабалевского, «Ловишки» И.Гайдна

 Музыкально - игровое и танцевальное творчество:  Развивать танцевальное творчество ( придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца ), проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни; придумывать простейшие танцевальные движения.

Репертуар: «Зайцы и волк», «Хитрая лисичка», театрализованные игры про белку, мышек.

Игра на детских музыкальных инструментах: Продолжать обучать исполнять мелодии на детских музыкальных инструментах. Играть в ансамбле и оркестре слаженно, ритмично.

Репертуар: «Ах вы сени!», «Светит месяц» - аккомпанемент на шумовых инструментах, «Вальс-шутка» - на металлофонах

Праздники: Продолжать формировать праздничную культуру, учить бережно относиться к народным праздничным традициям и обычаям. Вызывать эмоционально-положительное  отношение к праздникам. Воспитывать внимание и любовь к окружающим людям, стремление вовремя поздравить с памятными событиями взрослых людей, друзей; преподносить подарки, сделанные  своими руками.

Новый год «Сказки Деда Мороза»! Масленица. День защитника Отечества!

Развлечения: Формировать стремление участвовать в творческой деятельности, проявлять любознательность и активность. Создавать условия для проявления радостных чувств.

Музыкально-дидактические игры «Музыкальная карусель», «Любимые песни», «Зимние забавы!

Работа с воспитателями: Консультации – «Роль ведущего на празднике», распределение обязанностей  между воспитателями во время проведения праздника, досуга. Практическая работа в ведущими праздника и выступающими артистами-воспитателями.

Работа с родителями: «Долгожданный Новый год!» (помощь в организации праздника дома), консультация: опасности, подстерегающие нас дома и на улице.

III   Квартал

Восприятие музыки: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, уметь высказываться о характере  музыкального произведения. Продолжать закреплять о 3-х частной форме музыки, формировать представления о песенной форме.

Репертуар: Ф.Шопен «Вальсы» до диез минор, ля-минор. М.Глинка «Детская полька, С.Майкапар «Мотылек», «Полька», «Колыбельная»

Пение: Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, слыша исполнения товарищей. Формировать умение петь с солистами и хором. Учить брать дыхание между музыкальными фразами. Формировать навык кантиленного пения.

Репертуар: «Колыбельная для котика» (р.н.п.), «Семечки» шуточная игровая песня, «Веснянка» укр.нар.песня обр. Г.Лобачева, «Песенка про папу», «Птичка» Д.Тухманова                                                                                    

Песенное творчество: Продолжать развивать у детей  умение самостоятельно заканчивать маленькую песенку, начатую педагогом, побуждать к сочинению собственных песенок на заданные тексты.

Репертуар: «Играй сверчок» муз.и сл. Т.Бырченко, «Лифт», «Вальс» Е.Тиличеевой

Музыкально-ритмические движения: Учить двигаться в танце ритмично, выполнять перестроения самостоятельно в соответствии с изменением характера музыки и музыкальной формой. Выразительно выполнять движения с предметами. В играх передавать образ по тексту.

Репертуар:»Плавные руки» Р.Глиэра, «Веселые дети» В.Агафонникова, «На лошадке»В.Витлина, русский хоровод «Выйду ль я на реченьку», игра «Кто скорей?» Т.Ломовой        

Музыкально-игровое и танцевальное творчество: Продолжать развивать музыкально-игровое и танцевальное творчество (придумывать движения к пляскам, составлять танцевальные композиции, используя знакомые движения). Самостоятельно придумывать движения животных, людей в соответствии с характером музыки. Способствовать возникновению интереса к инсценированию содержания песен, хороводов.  

Репертуар: «Бабах» муз. Нильсона, свободная пляска (рус.нар.мел.) !» Ритмопластика Т.Боровик «Сон летней травы»

Игра на детских музыкальных инструментах: Продолжать обучать исполнять простейшие мелодии на дет. Инструментах. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Репертуар: «Мастерская» (рус.нар.мел.)Полька «Кулачки» И.Дунаевский

Праздники: Вызывать эмоционально-положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Формировать праздничную культуру. Воспитывать  внимание и любовь к окружающим людям, стремление дарить подарки.

«Солнечный лучик для мамы»

Развлечения: Формировать стремление участвовать в творческой деятельности, проявлять активность в познании окружающего мира,  а также в использовании полученных знаний и умений для культурного времяпровождения.

«Сороки»-интегрированное занятие, Весенняя спартакиада

Работа с воспитателями: Практическая работа по подготовке к праздникам. Консультации: «Роль Ведущего на празднике!» «Воспитание любви к Родине средствами музыки», «Песни военных лет»

Работа с родителями: Консультации – «Воспитание любви к Родине средствами музыки», «Звуковая среда, окружающая ребенка»

 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫАЛЬНЫХ ДОСУГОВ ДЛЯ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ  НА  УЧЕБНЫЙ ГОД.

п/п

МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ ДОСУГА

1.

Сентябрь

День знаний

2.

Октябрь

Осенний досуг

3.

Ноябрь

Сказка в музыке

(по произведениям С.Майкапара, Д.Кабалевского, Г.Свиридова, А.Хачатуряна)

4.

Декабрь

Новогодний праздник

5.

Январь

Зимние забавы

6.

Февраль

В стране веселых песен

7.

Март

Вот какие наши мамы!

8.

Апрель

Праздник профессий!

9.

Май

Край березовый

10.

Июнь

День России

Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации детей подготовительной группы

  1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке
  2. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов
  3. Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации-творчества

  1. Развивать умения чистоты интонирования в пении
  2. Способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования
  3. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок
  4. Развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности

Подготовительная группа

I квартал

Восприятие музыки:

Воспитывать эмоциональное отношение к музыке разного характера. Воспитывать умение дослушивать музыку до конца Закреплять представление о жанрах. Формировать представления об особенностях музыкальной речи, ее изобразительных средствах, учить самостоятельно высказываться о темповых, регистровых и тембровых изменениях музыке, о ее характере.

Репертуар: Ф.Шуберт «Фантазия», «Природа и музыка» Времена года: «Осень» А.Вивальди,,П.Чайковский: «Осенняя песня», «Камаринская», ,  Д.Шостакович «Вальс-шутка»

Пение: Проверить умение детей самостоятельно узнавать, называть песню, высказываться о ее характере, определять жанр. Расширять диапазон детского голоса, способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения различных интервалов. Учить детей точно попадать на первый звук. Формировать навык слушать, слышать себя и товарища. Учить детей петь хором, ансамблем с музыкальным сопровождением и без него. Учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук. Добиваться выразительного исполнения песни, передачи характера песни, смыслового и музыкального.

Репертуар:.И.Смирнова «Осень постучалась к нам», «Во кузнице!», «Пошла млада» р.н.п. «Песня о гамме», , Вокальная ритмика: «Тихо-громко» Т.Ломовой.

Песенное творчество: Развивать стремление самостоятельно исполнять маленькие песенки на заданные стихи, стимулировать сочинение собственных мелодий.

Репертуар: «Котя, котенька –коток»,«Улетают птицы…», «Лифт», А.Егорова   «Маленькие песенки» Е.Тиличеевой, стихи по методике Е. Хонженковой

Музыкально-ритмические движения: Закреплять умение детей выразительно и ритмично  двигаться  в соответствии с разнообразным характером музыкального образа. Передавать несложный музыкально-ритмический рисунок, самостоятельно начинать движения после музыкального вступления. Учить танцевальные движения: боковой галоп, хороводный шаг, приставной шаг, шаг в сторону, шаг в сторону с приседанием, с притопом.

Репертуар:  Русский  танец-  «Выйду ль я на реченьку», «Кадриль» ,«Стряхивание капель дождя» Н.Любарский, «Громко-тихо», «Ласточки» Т.Ломовой «Ритмическая гимнастика Ф.Шуберта, Полька «Кулачки» И.Дунаевского , «В мире животных» этюд-зарисовка

Танцевальное творчество: Продолжать развивать стремление  самостоятельно исполнять пляски, используя знакомые движения, импровизируя, составляя собственные  композиции. Придумывать вариации элементов плясовых движений. Выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.

Репертуар: Игра «Никанориха», «Плетень», Игра «Пугало огородное» р.н.п. «Во саду ли в огороде» Учимся плясать по-русски! ( «Из-под дуба», «Выйду ль я на реченьку»), танцевальные импровизации к танцу…

Игровое творчество: Учить придумывать варианты образных движений в играх. Самостоятельно передавать игровые образы, не подражая друг другу. Учить импровизировать движения людей под музыку соответствующего характера, образы животных.

Репертуар: Игра «Плетень», «Никанориха», «Пугало огородное» (р.н.и.) «Что нам осень принесет?» игра с пением.

Игра на детских музыкальных инструментах: Учить играть на металлофоне по одному и ансамблем дружно, слаженно. Учить самостоятельно музицировать, аккомпанируя своему пению.

Репертуар: «Камаринская» П.Чайковский, «Ах, вы сени!», латв.полька (развитие чувства ритма)

Праздники: Расширять представления о русских народных традициях. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам. Продолжать формировать праздничную культуру: умение нарядно одеваться в праздничные дни, преподносить сувениры друзьям и близким. Развивать желание принимать активное участие в подготовке и проведении праздника и при этом испытывать чувство веселья и  радости.                                                                                              

«День знаний», Фольклорный праздник «Осенины»

Развлечения: Формировать стремление к активному участию в развлечениях. Учить соблюдать правила общения, быть честным, доброжелательным, отзывчивым. Учить использовать полученные навыки и знания в жизни. Развивать любознательность, память, мышление, воображение; умение контролировать свои слова и действия, вести себя адекватно в ситуациях успеха и неуспеха.                                      

Неделя игры: Концерт для малышей.«Осень- в гости просим! , «Вальс-шутка», «Шарманка», П.И.Чайковский - беседа о музыке (День Музыки 1октября)

Работа с воспитателями: Консультации – «Русские народные инструменты». «Музыка – душа русского народа!», практическая работа по подготовке к  фольклорному празднику: разучивание песен, частушек.

Работа с родителями:Консультации: «Наши родители- помощники!» Ознакомление родителей с музыкальной деятельностью детей в детском саду (выступление на родительском собрании)

«Музыка – душа русского народа!», практическая работа по подготовке к  фольклорному празднику.

II квартал

Восприятие музыки: Воспитывать интерес к музыке П.Чайковского, познакомить с творчеством Ф.Шуберта, И.Баха. Продолжать формировать представления об особенностях музыкальной речи, о ее изобразительных средствах, передачи конкретных музыкальных образов. Воспитывать эмоциональное отношение к музыке разнообразного характера. Закреплять представление о 3-х частной форме музыкальных произведений, о их жанровой основе.. Учить самостоятельно выделять и высказываться о темповых, динамических, регистровых и тембровых изменениях музыки, о характере музыки в целом. Познакомить детей с оркестровым звучанием музыки.

Репертуар:Ф.Шуберт «Экспромт», И.-С.Бах, «Шутка» из сюиты №2, «Детский альбом» П.Чайковский: «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Баба Яга», «Зимнее утро». «Времена года» «Тройка», А.Вивальди «Зима»1-2 части».

Пение: Уточнять умения детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции. Упражнять в пропевании этого интервала. Упражнять в чистом интонировании поступенного и скачкообразного  движения мелодии. Закреплять умение различать долгие и короткие звуки. Отмечать длительности точным движением руки, упражнять на одном звуке. Учить передавать веселый, радостный, бодрый, шутливый, нежный характер песен. Закреплять умение точно попадать на первый звук после вступления, чисто интонировать. Дать представление о пении каноном.

Репертуар: Вокальные упражнения: горка, «Эхо» «Вальс»Т. Тиличеевой, «Снежинки» В.Шаинского, «Новогодняя-хороводная» А.Островского, «Русская зима» Л.Олифировой, «Ты не бойся, мама!» М.Протасова

Песенное творчество: Побуждать детей импровизировать в пении  простейшие мотивы, передавая в них характер вальса, марша, польки. Придумывать мелодии на заданные стихи, на собственные стихи (зимняя тематика), пропеть доброе пожелание близким…«Кто шагает ряд за рядом?», «Танец польку я люблю, я танцую и пою!»,

«Поиграй-ка мне сейчас, я станцую танец вальс»

Музыкально-ритмические движения: Вырабатывать музыкальность исполнения движений. В парах и  танцевальных композициях менять движения по музыкальным фразам. Знакомить с современными ритмами, учить отражать в танцах  образы различных персонажей. Различать формы музыкальных произведений. Учить выполнять движения плавные, легко покачивая руками, выполнять перестроения, отмечая сильную долю такта.

Репертуар: разучивать дв. «веревочка», «моталочка», «подсечка», «Танец скоморохов» П.Чайковский «Камаринская», Вальс цветов из балета «Щелкунчик, «Новогодняя-хороводная», «Новогодний марш» Н.Сущева, «Веселые скачки» Можжевелова –игра «Замри» игра «Ищи!» Т.Ломовой

Танцевальное творчество: Продолжать учить детей  самостоятельно менять движения и их характер, побуждать к составлению несложных композиций плясок и танцев. Уметь самостоятельно применять знакомые танцевальные движения в русском танце, не подражая друг другу.

Репертуар: «Вальс цветов»- танцевальная импровизация, «Танец с колокольчиками» («Музыкальный момент» Лядова) «Танец скоморохов» Т.Пуни

Игровое творчество: Учить импровизировать музыкальные образы персонажей из песен, игр.

Репертуар: «Плетень», «Девочки и мальчики», «Барашки» Е.Попляновой, образы в спектакле «Сказка о глупом мышонке»

Игра на детских музыкальных инструментах:Учить игре на русских музыкальных инструментах – ложках, трещетках, свистульках, бубенцах. Учить выполнять четко и слаженно ритмический рисунок. Инструменты русского народного оркестра, учить звукоизвлечению игре на ложках, трещетках, рубеле… («Ах вы, сени!»)

Праздники: Продолжать формировать праздничную культуру. Развивать  эмоциональную сферу. Расширять представления о русских народных традициях. Привлекать детей к активному участию в подгот овке к празднику в изготовлении подарков, сувениров. Воспитывать чувство удовлетворения от совместной подготовки к празднику.

Новый год. Масленица. День защитника Отечества.

Развлечения: Продолжать формировать стремление к активном у участию в развлечениях. Развивать любознательность, мышление, память, воображение, умение контролировать свои слова и действия, вести себя адекватно в ситуациях успеха и неуспеха.

Сказка-опера «Сказка о глупом мышонке!»

Работа с воспитателями: Консультации –«Опастности во время проведения новогодних елок!». Познакомить с нотными знаками, научить оказывать помощь детям в группе.

Работа с родителями: Консультации -  «Готовимся к Новому году!». Объяснить родителям принцип распределения ролей на новогоднем празднике.

III квартал

Восприятие музыки: Развивать эмоциональную отзывчивость на определенный характер музыки: марш, вальс, полька. Закреплять знания о 3-х частной форме музыки. Формировать представления о жанрах.

Репертуар: «Турецкое рондо» А.Моцарт, «Марш» С.Прокофьева,Э.Григ Вальс Ф.Шопен, М.Мусоргский, «балет невылупившихся птенцов» из сюиты «Картинки с выставки», П.Чайковский «Времена года»: «Подснежник», «Май-белые ночи».

Пение: Продолжать упражнять в умении удерживать  интонацию на одном повторяющемся звуке. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни, вызывающие чувства любви к Родине, ее защитникам-воинам, к маме. Развивать восприимчивость к веселым, жизнерадостным, нежным, лирическим песням. Продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнения, проявляя при этом и самокритичность к  собственному пению. Закреплять умение детей различать долгие  и короткие звуки, отличать длительность движением руки, выкладыванием на фланелеграфе ритмического рисунка мелодии. Упражнять в чистом пропевании  секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вверх и вниз на квинту. Учить петь естественным звуком без напряжения, правильно брать дыхание между фразами. Петь выразительно, передавая динамику от куплета к куплету и от фразы к фразе. Выполнять паузы, точно передавать  ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом.

Репертуар: Пропевание интервалов «Эхо», «капитан», восклицания(Э-эх! Эгей! А-а!…) «Мама» Ю.Чичкова, Г.Струве «Песня о гамме», «Так уж получилось», «Колыбельная для куклы», «До свиданья детский сад!» Левкодимова, «Веселый звонок» Л.Гусевой.

Песенное творчество: Продолжать учить детей  импровизировать мелодии различного характера на заданный текст. Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню-марш, песню-польку, песню-вальс, грустную и весёлую музыку.

Репертуар: Фея-ветерок, упражнение на дыхание импровизационное, «Едем на машине»…по методике Е.Хонжонковой                                                      

Музыкально-ритмические движения: передавать в движении различный характер марша: торжественный, спокойный. Учить самостоятельно менять движении я в рисунке танца, выполнять танцевальные движения, уметь использовать в танце различные предметы.

Репертуар: «Полька с каблучками», «Кулачки», «Цветок растет, качается, засыпает» В.Витлин, «Росинки», Вальс», «Полька» С.Майкапар (элементы ритмической гимнастики)

Танцевальное творчество: Продолжать развивать творческие способности детей, умение использовать  характерные движения русской пляски, современного танца, польки, вальса.

Репертуар: Современный танец с элементами рока «Сердце», «Вальс» Грибоедова (свободная импровизация с шарфами, лентами, цветами)

Игровое творчество: Приучать детей выразительно передавать содержание песен, хороводов, музыкальных игр.

Репертуар: инсценирование песни «Урок» Т.Ломовой

Игра на детских музыкальных инструментах: Учить играть на детских рус. нар. инструментах: ансамблем и подгруппами, четко и слаженно выполнять ритмический рисунок.

Репертуар:Полька «Анна», «Вальс» И.Штрауса, «Турецкое рондо» В.Моцарт, «Регтайм» Д.Джоплин

Праздники: Развивать желание активно участвовать в подготовке и проведении праздника, испытывать чувство веселья и радости. Продолжать развивать праздничную культуру: умение нарядно одеваться в праздничные дни, преподносить праздничные подарки.

Мамин день, День Победы. Выпуск детей в школу

Развлечения: Продолжать учить соблюдать  правила общения, быть честным, доброжелательным, отзывчивым. Продолжать формировать нравственные качества. Способствовать развитию эстетического  вкуса, умения ценить произведения искусства.

Концерт для малышей. Весенняя спартакиада.

Работа с воспитателями: Практический семинар по обучению методам игры на дет.муз. инструментах. Консультации:  

«Музыкальные уголки в группах», «Московские театры для детей. Куда повести ребенка?»            

Работа с родителями: «Звуковая культура, окружающая детей», «Театр и дети».

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫАЛЬНЫХ ДОСУГОВ ДЛЯ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА  УЧЕБНЫЙ ГОД.

п/п

МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ ДОСУГА

1.

Сентябрь

День знаний

2.

Октябрь

Осенний бал

3.

Ноябрь

День Матери

4.

Декабрь

Новый год

5.

Январь

Сказка в музыке «Баба Яга» (по произведениям П.Чайковского, М.Мусоргского, С.Прокофьева)

6.

Февраль

Зимние игры и забавы

7.

Март

Для любимых мам!

8.

Апрель

Праздник профессий!

9.

Май

Выпускной бал

10.

Июнь

День России

                                 Взаимодействие специалистов

Специалист

Функции

Музыкальный руководитель

Реализует задачи художественно – эстетического направления развития ребенка и задачи образовательной области «Музыка», согласно основным общеобразовательным программам и программам дополнительного образования с элементами музыкальной, театрализованной, креативной терапии с учетом рекомендаций, специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога,  предоставляет для психологического анализа продукты детского творчества, как проектного материала.

         

ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ  КОЛЛЕКТИВОМ И РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ  ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Месяц

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

1. Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на учебный год.

2. Определить содержание индивидуального маршрута развития ребенка по разделу «Музыкальное воспитание» для воспитателей групп.

1. Провести анкетирование «Музыкальное воспитание в семье» с целью: выявить музыкально заинтересованные семьи.

2. Посещение родительских собраний «Знакомство с планом работы по музыкальному воспитанию детей»

Октябрь

1. Педагогическая шпаргалка: «Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ».

2. Индивидуальные консультации «Подготовка к празднику осени – орг. моменты»

1. Консультация для родителей «Внешний вид детей на музыкальных занятиях»

2. Консультация «Зачем ребенку нужны танцы?»

Ноябрь

1. Провести консультацию по теме: «Развитие воображения через фольклор»

2. Индивидуальные консультации «Подготовка к Дню матери – орг. моменты»

1.папка-передвижка» Мастерим музыкальные инструменты всей семьёй»

2. Изготовление родителями атрибутов и декораций к празднику.

Декабрь

1.Консультация «Построение и проведение праздничных утренников для детей раннего и младшего возраста»

2. Репетиции с воспитателями по подготовке к праздникам.

1.Просвещение родителей в музыкальном уголке «Как организовать

 досуг на зимних каникулах».

2. Привлечение к изготовлению костюмов к новогодним утренникам.

Январь

1. Беседа « Типология праздников в детском саду»

2.Провести работу с воспитателями: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

1. Папка-передвижка « Ваш ребенок любит петь?»

2.Памятка « Как слушать музыку с ребенком?»

Февраль

1.Провести консультацию «Фольклор как развитие творческих способностей детей»

2.Подготовить перечень репертуара для свободного прослушивания.

1. Подготовить папку-поздравление «Папа, мама, я – дружная семья»

Март

  1. Лекция «Развитие творческого потенциала ребенка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности»
  2. Обсуждение Масленицы
  3. В помощь воспитателю подготовительной группы «Музыкально-дидактические игры»  

1.Обновить информацию в музыкальных уголках на тему «Музыка и здоровье»

Апрель

1круглый стол «Музыкотерапия»

1. Провести День открытых дверей «Разбуди в ребенке волшебника»

Май

1.Организовать воспитателей в оформлении тематической выставки «9 Мая», «До свидания, детский сад».

2.Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на летний период.

3. Индивидуальные консультации «Подготовка к выпускному, отчетному концерту – орг. моменты»

1.Принять участие в проведении групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех возрастных группах.

Июнь

1.В помощь воспитателю « Хороводные игры».

2. Провести консультацию «Музыка на летней прогулке»

Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»

Июль

Провести консультацию по теме «Обновление музыкальных уголков для родителей»

Провести конкурс «Домашний оркестр»

Август

Подготовить рекомендации по содержанию музыкальных уголков к началу учебного года в соответствии с возрастом.

Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников.

Ежемесячно

1. Проводить индивидуальную работу с ведущими утренников и развлечений.

2. Проводить консультации по содержанию и проведению музыкальных занятий, организовать совместную деятельность ребенка и взрослого.

Организовать фото- и видеосъемки для оформления фоторепортажей, стенгазет, альбомов.

                                  ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перечень комплексных программ

Программы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Н.А.Васильевой

Перечень парциальных программ и технологий

  • Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)

 Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993

Перечень пособий

  • Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).  
  • «Музыка в детском саду»: планирование, тематические и комплексные занятия, сост. Н. Г. Барсукова, Волгоград: Учитель, 2011. – 191с.
  • 3. Т. М. Орлова. С. И. Бекина «Учите детей петь»: песни и упражнения для развития голоса у детей 3-  6 лет: книга для воспитателя и музыкального руководителя дет. Сада, Просвещение, 1987. 144с.
  • Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»: Сказки в музыке. Музыкальные инструменты. – М,: ТЦ Сфера, 2010. – 208с (5)

Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»: Песня, танец, марш. – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 240с. (2).

Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»: Музыка о животных и птицах. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. (3).

Методическое обеспечение программы К.В. Тарасовой «Гармония»:

  «Хрестоматия музыкального репертуара»,  СD ПО слушанию музыки и музыкальному движению. Для детей от 3-х до 7 лет. – М.: Центр «Гармония», 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста

Задачи, музыкальный материал, методические рекомендации по музыкальному развитию детей...

Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"

В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему м...

Педагогическая программа по образовательной области" Художественное-эстетическое развитие" раздел "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста" "РАЗВИВАЕМСЯ В ИГРЕ"

В постоянно меняющем мире возрастают требования к детям как в умственном развитие, так и в психологическом развитии, что порождает ПРОБЛЕМУ: Агрессивное поведение, негативное отношение к окружающему м...

Рабочая программа «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста средствами народной художественной культуры»

Программа содержит цели, задачи музыкального развития детей средствами народной художественной культуры. Формы, виды народного творчества. План работы, на год с детьми, родителями, воспитателями. Сцен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыкальному развитию детей дошкольного возраста

Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие дошкольников) разработана с учетомосновной программы дошкольного образов...