Консультация для воспитателей "Игры и игрушки в жизни дошкольников"
консультация по теме
Консультация для воспитателей "Игры и игрушки в жизни дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igry_i_igrushki_v_zhizni_doshkolnikov.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и игрушки в жизни дошкольников »
Подготовила и провела
воспитатель группы №5
Колядко Алиса Михайловна
Консультация для воспитателей.
Рассмотрим, сюжетно - ролевые игры дошкольников.
Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы: труда; бытовые; с общей тематикой.
Длительность сюжетной игры:
в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
Содержание игры
предметная поведение отношения
деятельность людей между людьми
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
роли, которые исполняют дети в процессе игры;
игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
Отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
Театрализованные игры
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Театрализованные игры
игры - игры на темы
драматизации литературных произведений
Игра драматизация - особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.
Развитие способностей
Сберегать оживленность впечатлений
Способность быстро воспринимать текст
Развитие поэтического слуха
Чувственное восприятие содержания, выразительность речи ребенка, ребенка.
Передавать при создании образа героя в игре, выражать отношение речью, движениями.
Содержание литературного произведения, условия его понимания.
Строительно - конструктивные игры:
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Разновидности строительных материалов.
Виды материалов | примеры |
1. большой строительный материал, для возведения сооружений на полу | куб, цилиндр, параллелепипед и другие |
2. настольный строительный материал | приблизительно те же формы, но меньшие размером |
3. полуфабрикаты | наборы досточек, арок, фронтонов и другие |
4. конструкторы | усложненный строительный материал |
Творческие игры:
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
№ виды | характеристика |
1. отображают | отношения связанные с ролью, с позиции собственного опыта, который может быть негативным, уклоняется от нежелательного действия. |
2. связанные с детским трудом | в игре объединяется изобразительная, конструктивная и др. виды деятельности, воспитывается интерес к труду, дети принимают в ней активное участие. |
3. умственное воспитание | формирование фундаментальных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения, речи). |
4. умственная активность | связана с работой воображения, выбрать роль, вообразить, как действует человек, которому подражает, что говорит, как себя ведет. Открывает возможность для перехода мышления на новый уровень. |
5. систематическое воспитание | способствует развитию художественных интересов, проявляются и развиваются способности к музыке, танцам. |
6. двигательная деятельность | быстрое развитие осуществляемое в паре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника. |
Переживания в игре влияют на ее характер
Показатели развитого игрового интереса:
Содержание:
1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.
2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
3. Наличие любимой роли.
4. Нежелание заканчивать игру.
5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).
6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
Умение руководить играми
виды | содержание |
аналитические | умение анализировать и диагностировать уровень развития игровой деятельности детей, учитывать группу и каждого ребенка. |
проектированные | умение проектировать уровень развития игровой деятельности детей, который воспитатель желал бы достигнуть как для группы, так и для каждого в отдельности. |
организаторские и коммуникативные | умение организовывать детей, проявлять интерес к детский игре. |
Влияние воспитателя
Содержание
1. Планомерная, педагогически активная организация практического опыта ребенка, на основе жизненных впечатлений он осваивает действия людей, назначения предметов.
2. Воспитатель организовывает обучающие игры, в процессе которых выделяет для детей главное в событиях в которых берут участие или наблюдают.
3. Воспитатель меняет своевременно игровую среду, подбор игрушек и игрового материала, направляет на самостоятельное решение игровой задачи.
4. В процессе игры воспитатель организовывает общение с детьми, создавая проблемные ситуации, не прямыми приемами влияет на замысел игры, развитие сюжета.
Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.
Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Игрушка и ее значение в игровом процессе.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный транспорт. Механические заводные игрушки развивают интерес к технике.
Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают простор для ребячьей фантазии. Для детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из большого количества деталей, которые соединяются между собой различными способами. Пользование таким набором дает ребенку навык завинчивания гаек, действий ключом.
Самые интересные игрушки у детей - самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе с взрослым, под его командой включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться.
Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений.
К ценным игрушкам для детей следует отнести те. которые развивают у них смекалку, изобретательность, ловкость, пробуждают творческие возможности.
Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.
Оказывая детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.
Игра - прекрасное средство воспитания.
Народная дидактическая игрушка – игрушка, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство составляют национальное достояние народа - дар народа малым детям.
Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.
А. С. Макаренко о том, что «игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».
В играх предусмотрена их повторность, обеспечивающая упражнения для закрепления представлений, умений ребенка и отвечающая стремлению ребенка трех - четырех лет к процессуальности, к манипулированию с игрушкой.
В играх использован принцип самоконтроля.
Внеся в группу дидактической игрушки, сделав их доступными для детей, нужно разрешить задачу, поддержать интерес к игрушке и вместе с тем переключить его от импульсивного влечения к захвату игрушки, перевести к игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, подчинить разумной деятельности направленной на выполнение какой-то небольшой, но требующей некоторого усилия и вместе с тем доступной задачи.
Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к игре. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познает мир, готовится к взрослой жизни.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Игра для детей - способ научится тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
В связи с вышеизложенным можно сделать заключение о том, что игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводят нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность - такая форма поведения ребенка, в связи с развитием которой развивается психические качества, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. В рамках ведущих типов деятельности возникают новые виды занятий. Ребенок начинает учиться в игре. Только пройдя школу ролевой игры, дошкольник может перейти к планомерному и целенаправленному обучению.
Ведущая деятельность формирует и перестраивает отдельные психические процессы. Только в игре возникает способность к активному воображению, формируется произвольное запоминание и многие другие психические качества.
Ведущая деятельность также определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.
Это позволяет сделать вывод - игровая деятельность имеет большое значение и играет огромную роль в развитии дошкольника. При всей загадочности игровой деятельности игра для Человека - это замечательный дар природы, дар Бога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Народные игрушки в жизни дошкольников"
Материал для родителей...
Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника»
Материалы статьи помогут родителям познакомить детей раннего и младшего возраста с самой ранней формой художественного творчества народов России: народными игрушками, их смысловой нагрузкой, материала...
Консультация для педагогов "Дымковская игрушка в жизни дошкольника"
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. « Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить прои...
Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника»
Цель: Приобщение родителей к декоративно-прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.Задачи: Формировать интерес и желание к народным традициям, к культур...
Консультация для родителей "Народная игрушка в жизни дошкольника"
Консультация "Народная игрушка в жизни ребенка"...
Консультация для родителей "Народные игрушки в жизни дошкольника"
Консультация для родителей "Народные ишрушки в жизни дошкольника"...
Консультация для родителей "Народные игрушки в жизни дошкольников"
Консультация для родителей "Народные игрушки в жизни...