Игры на развитие двигательных способностей
материал на тему
Предварительный просмотр:
Игры на развитие двигательных способностей
МУРАВЬИ
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.
КАКТУС И ИВА
Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
ПАЛЬМА
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
• «Завяли листочки»: уронить кисть.
• «Ветви»: уронить руку от локтя.
• «И вся пальма»: уронить руку вниз.
Упражнение повторить левой рукой.
МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде »дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
ШТАНГА
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.
САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.
БУРАТИНО И ПЬЕРО
Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.
Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти прямые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» — опять замирают, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Буратино и расслабленного, мягкого Пьеро.
НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе — выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»
СНЕГОВИК
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит:«Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
БАБА-ЯГА
Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.
Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу — раздавила курицу, Пошла на базар — раздавила самовар! Вышла на лужайку — испугала гайку! (Дети продолжают бежать)
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Цель. Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.
Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» всех детей: называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.)
КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры.
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук — лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
ГИПНОТИЗЕР
Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит «сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения руками, он говорит:
«Спите, спите, спите... Ваши голова,
руки и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.
Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.
HE ОШИБИСЬ
Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.
Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки усложняются, а темп убыстряется.
РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.
Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобретения определенных навыков на три и даже четыре группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.
ПОЙМАЙ ХЛОПОК
Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть практически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.
ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ
Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.
Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети — в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы — Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спасает хвост (дети подпрыгивают).
СЧИТАЛОЧКА
Цель. Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.
Ход игры. Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз, два — острова Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова.
Три, четыре — мы приплыли
Пять, шесть — сходим здесь
Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения в направлении от себя. Два хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч), левой — ладошкой вверх (подбрасываем мяч).
Семь, восемь — сколько сосен!
Два хлопка, правая рука вытягивается вверх, затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука. Два хлопка, средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».
БАБУШКА МАЛАНЬЯ
Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
(Идут по кругу и поют.)
Семь дочерей,
(Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте.)
Семь сыновей,
Все без бровей!
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
(Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок.)
Ничего не ели,
Целый день сидели.
На него (нее) глядели, Делали вот так...
ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ
Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.
Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.
Шея есть — стоять прямо, показывая длинную шею.
Шеи нет — поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.
Заводная кукла.
Цель. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.
Ход игры. Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с размером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.
Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, назад — на вторую четверть.
Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каждую восьмую длительность).
Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед.
Такт 4. Голову назад, вперед, прямо.
Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево.
Такт 6. Вправо, влево, прямо.
Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо.
Такт 8. Влево, вправо, прямо.
Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.
Такт 10. К правому, к левому, прямо.
Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.
Такт 12. К левому, к правому, прямо.
Такт 13. Движение как в 1-м такте.
Такт 14. Движение как во 2-м такте.
Такт 15. Движение как в 3-м такте.
Такт 16. Голову прямо на 1-ю долю, на 2-ю долю согнуться пополам, уронить голову и руки — завод кончился.
ТЮЛЬПАН
Цель: Развивать пластику рук.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.
Утром тюльпан раскрывается – соединяя ладони, поднять руки к подбородку, раскрыть ладони, локти соединить.
На ночь закрывается – Соединяя ладони, опустить руки вниз.
Тюльпанное дерево – внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.
Раскидывает свои ветви – руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
И осенью листики опадают – повернуть ладони вниз и мягко опустить вниз, чуть перебирая пальцами.
ОСЬМИНОГ
Цель. Развивать пластику рук, координацию движений.
Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно отвести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.
МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ
Цель. Развивать ловкость, координацию движений.
Ход игры. Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мокрые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее выбраться к маме в лес...
1. Правой вперед, затем левой
2. К себе, к себе
3. В стороны, в стороны
4. К себе, к себе
5. Правую руку вперед,
левую ногу — назад
Не поднимая головы, вытянуть вперед правую руку по полу, потом левую руку.
По очереди вернуть руки в исходное положение.
Вытянуть руки по полу в стороны: сначала правую, потом левую. По очереди вернуть руки в исх. п. Опираясь на левую руку, подняться с пяток, потянуться правой рукой вперед, левой прямой ногой назад.
ЗМЕИ
Цель. Развивать чувство ритма, пластику рук.
Ход игры. Дети сидят врассыпную по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Все вместе произносят текст:
На охоту собираясь, На каждый слог плавным движением приблизить тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как бы отталкиваясь от плеча.
Ползут змеи, извиваясь. На каждый слог то же движение,
но поднимая руки вверх и опуская вниз. Можно делать упражнение без текста на звуке «с-с-с-с-с-с-с».
ЕЖИК
Цель. Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.
1. Ежик съежился, свернулся,
2. Развернулся...
3. Потянулся.
4. Раз, два, три, четыре,
пять...
Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.
Согнуть ноги в коленях, прижать к животу, обхватить их руками, нос в колени. Вернуться в исх. п. Поворот на живот через правое плечо.
Поднять прямые руки и ноги вверх, потянуться за руками.
5. Ежик съежился опять!.. Поворот на спину через левое плечо, обхватить руками ноги, согнутые в коленях, нос в колени.
ПОЛЗУЩИЕ ЗМЕИ
Цель. Развивать гибкость, пластическую выразительность.
Ход игры. Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги («хвост») и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки «с-с-с-с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш», «щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ», «ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч» (1-й вид выдыхания).
ПАНТЕРЫ
Цель. Та же.
Ход игры. Дети сидят на корточках и, не касаясь коленями пола, руками («мягкими лапками») идут по окружности к своему «хвосту», не разворачивая по возможности корпус. Идут поочередно в разные стороны. В дальнейшем пантеры могут пластически и с помощью звуков общаться между собой.
МАРИОНЕТКИ
Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.
Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке. По хлопку педагога они должны импульсивно, очень резко принять какую-либо позу, по второму хлопку — быстро принять новую позу и т.д. В упражнении должны участвовать все части тела, менять положение в пространстве (лежа, сидя, стоя).
СКУЛЬПТОР
Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
В «ДЕТСКОМ МИРЕ»
Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.
Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.
КТО НА КАРТИНКЕ?
Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.
Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.
ЗЕРНЫШКО
Цель. Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.
Ход игры. Дети распределяются на зрителей и исполнителей. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голову прижать к коленям и обхватить себя руками). В заданном ритме из зернышка пробивается расточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка.
ЦЫПЛЯТА
Цель. Та же.
Ход игры. Дети ложатся на ковер, прижимают колени к груди, голову к коленям и обхватывают себя руками («яйцо»). Сначала приподнимается голова, цыплята клювиками разбивают скорлупу, расправляют крылышки, пытаются встать на ножки, начинают двигаться, знакомиться с окружающим миром, пробуют клевать зернышки...
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель. Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.
Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для юношества).
ПОДАРОК
Дети свободно и эмоционально передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда (Новый год или день рождения), от кого (мама, папа, друг и т.п.), что именно получили в подарок.
Музыкальное сопровождение: «Новая кукла», муз. П. Чайковского (Детский альбом) или «Вальс-шутка», муз. Д.Шостаковича.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз. А.Джойса.
УТРО
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открыв его, любуются ранним утром...
Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке», муз. М.Мусоргского.
БАБОЧКИ
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими пестрыми крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.
Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д.Кабалевского
ГОРОД РОБОТОВ
Роботы вышли на улицы города, они сделаны из металла и пластика, их движения резкие и упругие...
Музыкальное сопровождение: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта», муз. С.Лрокофьева).
ФАКИР И ЗМЕИ
Факир играет на дудочке, и спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и извиваясь.
Музыкальное сопровождение: «Арабский танец» из балета «Щелкунчик», муз. П.Чайковского.
УМИРАЮЩИЙ ЛЕБЕДЬ
Раненный, лебедь пытается взлететь, чтобы догнать свою стаю, он машет крыльями, но силы убывают, сломанное крыло не подчиняется, движения становятся все слабее, он бессильно опускается на землю.
Музыкальное сопровождение: «Умирающий лебедь» («Карнавал животных», муз. К.Сен-Санса).
В ЦАРСТВЕ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
В морском царстве Золотой рыбки покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, раскрывается и закрывается раковина, быстро перемещается по дну краб...
Музыкальное сопровождение: «Аквариум» («Карнавал животных» ), муз. К.Сен-Санса.
В ГОСТЯХ У РУСАЛОЧКИ
В подводном дворце морского царя Русалочка танцует в окружении рыб и медуз, крабов и морских звезд, раковин и кораллов...
Музыкальное сопровождение: «Нептун», муз. Г.Хольста.У ВОЛШЕБНИЦЫ АНИТРЫ
В далекой и таинственной стране, где властвует прекрасная Анитра, она и ее подданные завлекают и заколдовывают путников, случайно попавших в эту страну...
Музыкальное сопровождение: «Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт», муз. Э.Грига.
В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись от сна, начинают двигаться и танцевать.
Игры на восприятие музыкального произведения.
• Дети слушают музыку и рисуют. Рисовать можно так, как ребенок чувствует, выбирая любой цвет, технику изображения.
• Движения под музыку с любыми атрибутами (ленточки, шары, флажки, цветы…)
• Детям предлагают различные по цвету и форме тряпочки, к которым прикреплены две веревки. Держа эти тряпочки за веревки, ребенок может ими манипулировать, как куклами-марионетками. «Ожившие» тряпочки танцуют под музыку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие двигательных способностей.
Картотека.Эти игры могут пригодится как на музыкальных так и на физкультурных занятиях....
Игры на развитие двигательных способностей.
Здесь представлен цикл игр на движение....
Игры на развитие двигательных способностей
Игры на развитие двигательных способностей...
игры на развитие двигательных способностей
Игры на развитие двигательных способностей.МУРАВЬИЦель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темп...
Игры на развитие двигательных способностей.
Игры на развитие двигательных способностей.МУРАВЬИЦель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещ...
Игры на развитие двигательных способностей.
В картотеке представлены игры на развитие двигательных способностей детейдошкольного возраста...
Игры на развитие двигательных способностей
Картотека...