Рабочая программа младшей группы филиал МБДОУ "ЦРР - д/с№90" НМР РТ
рабочая программа (младшая группа) на тему
Цель рабочей программы:
- обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи рабочей программы:
۷ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
۷ обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
۷ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми и взрослыми;
۷объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
۷ формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
۷обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
۷ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
۷ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи ЭРС
۷ формирование толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения.
۷приобщение к истокам национальной культуры народов, обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
۷ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа младшей группы филиал МБДОУ "ЦРР - д/с №90" НМР РТ | 129.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Целевой раздел:
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………3
1.2. Цели и задачи деятельности по реализации основной общеобразовательной программы………………………………………………………………………………3
1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………………………… 4
1.4. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
организации, осуществляющих образовательную деятельность……………………5
1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы……………………………………………………………………………….6
2. Содержательный раздел:
2.1. Содержание психолого – педагогической работы… …………………………..7
2.2.Содержание образовательного процесса по областям……………………………7
2.3.Формы, способы, средства реализации Программы с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников……………………………………..10
2.4.Перспективное комплексно – тематическое планирование……………………..13
2.5.Примерная модель организации образовательной деятельности по
татарскому языку на учебный год……………………………………………………..14
2.6.Способы и направления поддержки детской инициативы………………………15
2.7..Этнокультурный составляющий…..……………………………………………...17
2.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…...............................................................................................................17
3. Организационный раздел:
3.1.Режим пребывания детей в ДОУ……………………...…………………………...19
3.2.ОД. Расписание ОД …………………………..…………………………….......... .20
3.3.Проектирование образовательного процесса……………………………………. 21
3.4.Традиции группы, с включением культурно – досуговой деятельности……….22
3.5.Организация развивающей предметно – пространственной среды……………..22
3.6. Программно – методическое обеспечение образовательного процесса. ………25
4. Краткая презентация для родителей…………………………………………… 27
Приложение
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей младшего дошкольного возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы ДОУ, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
В основе разработки программы:
- Конституция РФ, ст.43, 72
- Декларация прав ребенка ООН (1959);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
-Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
-И.А. Лыкова «Цветные ладошки» парциальная программа художественно – эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности .Издательство: ИД Цветной мир, 2011г
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек»
-Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г.
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Срок реализации Программы – 1 год (2017-2018 учебный год)
1.2 Цель рабочей программы:
- обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи рабочей программы:
۷ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
۷ обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
۷ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми и взрослыми;
۷объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
۷ формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
۷обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
۷ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
۷ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи ЭРС
۷ формирование толерантности, уважения к традициям и обычаям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения.
۷приобщение к истокам национальной культуры народов, обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
۷ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.3 Принципы и подходы к формированию рабочей программы
При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка:
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
-отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
-строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
-учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Основная цель работы с детьми группы раннего возраста
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка
- создание комфортных условий пребывания в детском саду каждого ребенка и детского коллектива в целом.
1.4 Психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющих образовательную деятельность.
В возрасте трёх – четырёх лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Эго общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Гласной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесение к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с предметами – заменителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной – двумя ролями и простыми не развёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам - культурно – выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и белее форм предметов и до 7 и белее цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада и образовательного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заменителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также и половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Региональный компонент: В возрасте 3 – 4 лет развивается познавательный интерес о родном городе, художественной литературе (татарских народных сказок и произведений татарских писателей). В игровой форме дети данного возраста познают татарскую национальную одежду
(мальчик, девочка).
1.5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры образования в младшем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действие с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использовать специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими.
- владеет простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявить самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общении; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек;
- стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движении и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого – педагогической работы.
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2.2 Содержание образовательного процесса по областям.
Направления развития | Содержание образовательного процесса |
Физическое развитие | Цель: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, стремление к гармоничному физическому развитию. Укрепление здоровья и формирование основы культуры здоровья. Задачи: 1. Развитие физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья. 2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями), формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 3. Воспитание культурно – гигиенических навыков. |
- формирование правильной осанки; - развитие разнообразных видов движения; - закрепление умения прыгать на двух ногах; - обучение детей: строиться в колонну по одному; - обучение детей: выполнять правила в подвижных играх; - обучение детей: катать мяч в заданном направлении; - обучение детей: ползать на четвереньках, лазать по лесенке стремянке; - развитие активности детей и творчества - развитие навыка ползания, лазания; - воспитание у детей умения соблюдать правила; - обучение детей: играм с правилами. - осуществление комплекса закаливающих процедур; - осуществление дифференцированного подхода к детям; - обучение детей: следить за внешним видом, пользоваться средствами личной гигиены. | |
Социально – коммуникативное развитие | Цель: Освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), положительного отношения к труду Задачи: 1. Развитие игровой деятельности детей. 2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным), к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. 3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. 4. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. 5. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. 6. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. |
- обеспечение нравственного воспитания; - создание игровой ситуации; - формирование у детей навыка общаться спокойно, по - дружески; - формирование образа «Я»; - воспитание у детей вежливого отношения, соблюдение правил поведения; - приучение к соблюдению правил игры; - развитие умения выбирать роли; - обучение детей, использовать в играх строительный материал; - привитие интереса к театральной деятельности; - развитие активности в процессе двигательной деятельности; - формирование умения занимать себя игрой; - приобщение детей к русской и татарской праздничной культуре; - обучение детей: разыгрывать с помощью воспитателя знакомые русские и татарские сказки, песенки; - поощрение у детей стремления самостоятельно рисовать, лепить - закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; - формировать элементарные представления о том, что «опасно – неопасно», «плохо – хорошо»; - формировать у ребёнка координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д., эти качества очень важны и нужны для безопасного поведения; - воспитывать желание принимать участие в трудовой деятельности, помощи взрослым; - воспитание опрятности, желание самостоятельно одеваться; - формирование умений необходимых при дежурстве; - воспитание чувства отзывчивости (уход за растениями в уголке природы) | |
Познавательное развитие | Цель: Развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Задачи: 1. Сенсорное развитие. 2. Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. 3. Формирование элементарных математических представлений. 4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
- ознакомление детей с цветом, формой, величиной; - закрепление умения выделять цвет, форму, величину; - обогащение чувственного опыта детей; - совершенствование навыка установления тождества и различия; - обучение детей: группировать предметы по цвету, форме, величине; - обучение детей: составлять группы из однородных предметов и выделять один из группы; - обучение детей: находить один и много; - обучение детей: сравнивать два контрастных по величине предмета, использовать приёмы наложение и приложение; - обучение детей: ориентироваться в пространстве; - обучение детей: обучение детей самостоятельно использовать строительные материалы; - формирование умения располагать кирпичики, пластины вертикально; - обучение детей: измерять постройки; - обучение детей: различать части постройки по величине; - ознакомление с домашними и дикими животными; - обучение детей: ухаживать за животными, птицами, рыбами, вместе со взрослыми; - ознакомление с названием своего города, улицы; | |
Речевое развитие | Цель: Овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Задачи: 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 2. Развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм, в различных формах и видах детской деятельности. 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. 4. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. 5. Развитие литературной речи. 6. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
- расширение и обогащение словарного запаса детей; - обучение детей отвечать на разнообразные вопросы взрослого; - обучение детей инсценировать и драматизировать отрывки из знакомых сказок; - обучение детей рассказывать о том куда ходили, что видели, что случилось; - воспитание умения слушать; - формирование интереса к книгам. | |
Художественно-эстетическое развитие | Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: 1.Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). 2.Развитие детского творчества. 3.Приобщение к изобразительному искусству. 4.Развитие музыкально-художественной деятельности. 5.Приобщение к музыкальному искусству. |
- обучение детей: проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций произведений народного декоративно – прикладного искусства и т.д.; В рисовании: - обучение детей: называть материалы, которыми можно рисовать; - обучение детей: изображать отдельные предметы; - обучение детей: подбирать цвета; - обучение детей: правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками; В лепке: - обучение детей: называть свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); - обучение детей: отделять от большого куска небольшие кусочки; В аппликации: - обучение детей: создавать изображения предметов из готовых фигур; - обучение детей: подбирать цвета; - обучение детей: аккуратно пользоваться материалами; В музыке: - воспитание эмоциональной отзывчивости; - обучение детей: слушать музыкальные произведения; - обучение детей: различать звуки по высоте; - обучение детей: петь, не отставая друг от друга; - обучение детей: выполнять танцевальные движения; - обучение детей: называть и различать детские музыкальные инструменты. |
2.3 Формы, способы, методы и средства реализации Программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | ||
Образовательная деятельность (ОД) | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Методы и формы развития социально - коммуникативных способностей детей | ||||
Наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры. Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ. | Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно-гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми. | Игры-эксперименты, сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта), внеигровые формы: изобразительная деятельность, конструирование, бытовая деятельность, наблюдения. Беседы, чтение худ. литературы, праздники, просмотр видеофильмов, решение задач,. Игровая деятельность (игры в парах, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры). Рассматривание иллюстраций, настольно-печатные игры. | наблюдение, чтение худ.литературы, праздники, конструирование, бытовая деятельность, развлечения чтение худ. литературы, праздники, просмотр видеофильмов, игры; личный пример, напоминание, объяснение, запреты, ситуативное обучение. |
ОО «Познавательное развитие»
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | ||
Образовательная деятельность (ОД) | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Методы и формы развития познавательных способностей детей | ||||
-сюжетно-ролевая игра -рассматривание -наблюдение -чтение -игра-экспериментирование -конструирование -исследовательская деятельность -беседа -проектная деятельность. Проблемная ситуация. | сюжетно-ролевая игра -рассматривание -наблюдение -чтение -игра-экспериментирование -конструирование -исследовательская деятельность -беседа -проектная деятельность Проблемная ситуация | Во всех видах самостоятельной детской деятельности. | Во всех видах совместной деятельности детей с семьей. |
ОО «Речевое развитие»
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей (СДД) | Взаимодействие с семьей (ВС) | ||
Образовательная деятельность (ОД) | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Методы и формы развития речи детей | ||||
Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные). Сюжетно-ролевая игра. Игра-драматизация. Чтение художественной и познавательной литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций (беседа). | Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Поддержание социального контакта. Работа в театральном уголке. Кукольные спектакли | Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек), Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). Игры в парах и совместные игры. Игра-импровизация по мотивам сказок. Театрализованные игры. Продуктивная деятельность. Настольно-печатные игры. | Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность). Игры парами. Беседы. Пример взрослого. Чтение справочной литературы, рассматривание иллюстраций. Досуги, праздники. Посещение театра, прослушивание аудиозаписей. |
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | |||
Образовательная деятельность (ОД) | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Методы и формы развития творческих способностей детей | |||||
непосредственно образовательная деятельность (рисование, конструирование, лепка). Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Выставки работ репродукций произведений живописи. Проектная деятельность. Музыка в повседневной жизни: -театрализованная деятельность; -пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду. | Наблюдение. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игра. Игровое упражнение. Конструирование из песка, природного материала. Лепка, рисование. Использование пения: -на музыкальных занятиях; -во время прогулки в теплую погоду; -в сюжетно-ролевых играх; -на праздниках, развлечениях и театрализованной деятельности. | Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Самостоятельная изобразительная деятельность, лепка. Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе. Музыкально-дидактические игры. | Создание соответствующей предметно-музыкальной, развивающей среды. Проектная деятельность. Прогулки. Совместное творчество (рисование, конструирование и др.) Совместные праздники, развлечения в ДОУ. Театрализованная деятельность. |
ОО «Физическое развитие»
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьей | |||
Образовательная деятельность (ОД) | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Методы и формы развития физических способностей детей | |||||
Непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию: -сюжетно-игровые; Тематические; -классические. Подвижная игра большой, малой подвижности. Сюжетный комплекс. Подражательный комплекс. Комплекс с предметами. Физкультурные минутки. Динамические паузы. Тематические физкультурные занятия. Игровые (подводящие упражнения) | Индивидуальная работа воспитателя. Утренняя гимнастика: -игровая Музыкально-ритмическая. Подражательные движения. Игровые (подводящие упражнения) Дидактические игры. Прогулка Подвижная игра большой, малой подвижности. Индивидуальная работа. Подражательные движения. Вечер, вторая прогулка Бодрящая гимнастика после дневного сна | Подражательные движения Игровые упражнения | Беседа. Консультация. Совместные игры. Физкультурный досуг. Консультативные встречи. Интерактивное общение. |
Перспективные план младшей группы № 9 на 2017 – 2018 учебный год.
Приложение № 1
2.4. Перспективное комплексно – тематическое планирование работы
Месяц | Неделя | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | 1 | Здравствуй, осень! До свиданья, лето! | Закрепить знания детей о лете (сезонные изменения в природе, одежда людей, изменения в природе) |
2, 3 | Во саду ли, во городе | Расширять знания об урожае, о овощах и фруктах. | |
4 | Мой детский сад | Расширять знания о детском саде, сотрудниках, которые в нём работают. | |
Октябрь | 1 | Моя семья | Закрепить знания о значении семьи, выучить имена и профессии родителей. |
2 | Наши друзья – животные | Расширить знания детей о жизни домашних животных, строении, питании, названии детёнышей. | |
3 | Любимый доктор «Айболит» | Дать представления о профессии врача, его роли в обществе. | |
4 | Золотая осень | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежда людей, изменения на участке детского сада). | |
Ноябрь | 1 | Цвет | Закрепить знания о цветовом спектре, познакомиться с оттенками. |
2 | Форма | Познакомить детей с геометрическими плоскостными и объёмными формами.. | |
3 | Величина | Формировать у детей умение группировать предметы по величине «большой – средний – маленький». | |
4 | Моя любимая мамочка | Расширять знания о празднике День матери и значении мамы в жизни каждого человека. | |
Декабрь | 1 | Поможем друг другу | Воспитывать в детях желание помогать людям с особенностями развития. |
2 | Мой город | Познакомить детей с названием нашего города, улиц, парков. | |
3, 4 | Новогодние чудеса | Формировать представления о Новом годе, как о веселом и добром празднике. | |
Январь | 1 | Каникулярная неделя | |
2 | Игрушки | Расширять представления о игрушках, и материалах из которых их делают | |
3 | Мебель | Закреплять знания об удобствах в быту, расширять знания о мебели. | |
4 | Посуда | Закреплять знания о посуде. Познакомить с кухонной, чайной и столовой посуде | |
Февраль | 1 | Зимние превращения | Закреплять знания о времени года и приметах зимы. |
2 | Дружба. Неделя национальной культуры | Закрепить знания о татарских писателях, познакомить с национальным костюмом и элементами орнамента. | |
3 | Мой папа самый лучший | Формировать первичные представления о мужчинах, как защитниках. Воспитывать внимательное отношение к родным (отцу, дедушке, брату) | |
4 | Масленичная неделя | Познакомить детей с праздником Масленица, рассказать его историю, как празднуют. | |
Март | 1 | Здравствуй, мамин праздник | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, в одежде людей, изменения на участке детского сада) Воспитывать чувство любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. |
2 | В гостях у земли и воды | Познакомить детей со свойствами воды и земли, закрепить знания о их значении в жизни человека. | |
3 | Будь внимателен | Закреплять знание детей о колющих и режущих предметах, безопасности в быту. | |
4 | В гостях у Петрушки | Закрепить знания о театре, культуре поведения в нём. | |
Апрель | 1 | Встречаем птиц | Познакомить детей с перелётными птицами. Понаблюдать, в каком порядке они прилетают. |
2 | Малыши и книги | Формировать представления о книге, как носителе информации. Воспитывать потребность в слушании книг. | |
3 | 1, 2, 3, 4, 5 - собрались мы поиграть | Закрепить знания о необходимости заниматься спортом. Формировать потребность в здоровом образе жизни | |
4 | Весна красна | Формировать элементарные представления о весне, приметах, одежде и труде взрослых. | |
Май | 1 | Вместе весело играть | Познакомить с русскими татарскими народными играми. |
2 | День победы | Познакомить детей с праздником. Рассказать о детях героях, защитниках нашей страны. | |
3 | Мама, папа, я – дружная семья | Формировать элементарные представления о семейных традициях. Развивать речь, желание рассказывать о своей семье. | |
4 | Лесные чудеса | Расширить знания детей о жизни диких животных нашего леса. |
2.5. Примерная модель организации образовательной деятельности по татарскому языку на учебный год
Группа | Месяц | неделя | Тема | Активные слова |
Младшая | Сентябрь | 1 | Минем телем – татар теле | Исәнмесез |
2 | Бишек җырларын тыңлыйбыз | Сау булыгыз | ||
3 | Татар халык көйлэре | |||
4 | Татар халык уеннар | |||
Октябрь | 1 | Көз җитте | Көз, салкын | |
2 | Кызыл, сары, яфраклар | Яфраклар, агачлар | ||
3 | Яфраклар белә биибез | Яфраклар коела | ||
4 | Яңгыр ява | Янгыр ява, су | ||
Ноябрь | 1 | Мияу белән акбай | Песи, матур | |
2 | Песи турында сөйләшәбез | Песи, «мияу» - ди | ||
3 | Песи, песи, нечкә бил... | Эйбәт, йомшак | ||
4 | Эт турында сөйләшәбез | Эт, өрә, зур | ||
Декабрь | 1 | Кыш | Салкын, кар ява | |
2 | Кыш бабай | Җил исә, салкын | ||
3 | Чыршы | Чыршы, матур | ||
4 | Хуш киләсең, Яңа ел! | Яңа ел килә | ||
Январь | 1 | Кыртый хайваннар | Аю, бүре, куян | |
2 | Куян | Ак куян, йомшак | ||
3 | Төлке | Матур, төлке | ||
4 | Бүре | Усал, бүре | ||
Февраль | 1 | Уенчыклар | Уенчыклар | |
2 | Курчак белән уйныйбыз | Курчак, күлмәк, чиста | ||
3 | Машина йәртәбез | Машина, тиз | ||
4 | Мин әнигә булышам – уенчыкларны җыям | Җыям, булышам | ||
Март | 1 | Туганнарым | Әти, әни | |
2 | Әни | Әни | ||
3 | Әти | Әти | ||
4 | Апа, абый | Апа, абый | ||
Апрель | 1 | Минә мин нинди матур | Баш, бит, аяк, кул. матур | |
2 | Бит | Күзләр, борын, авыз, колак | ||
3 | Аяклар | Аяклар, бармаклар | ||
4 | Куллар | Куллар, бармаклар | ||
Май | 1 | Уткәннәрне кабатлау | Исәнмесез,сау булыгыз | |
2 | Туганнарым | Әти, әни, апа, абый | ||
3 | Минә мин нинди матур | Баш. бит, борын, аяк, кул, күз | ||
4 | Уенчыклар | Курчак, матур, машина, тиз, куян, йомшак, аю, бүре |
2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы
Объектом при оценивании качества образовательного процесса являются условия, созданные для реализации образовательной Программы, и степень их соответствия требованиям Стандарта.
Условия реализации Программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально–коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Выполнение требований к условиям реализации Программы обеспечивает создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-развивающая среда в младшей группе содержательно - насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Психолого-педагогические условия реализации программы:
Для качественного образовательного процесса обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия, включающие:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия[1];
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
-непосредственное общение с каждым ребенком;
-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2.7. Этнокультурная региональная составляющая
Данный раздел разработан в соответствии с Региональной программой дошкольного образования (автор Шаехова Р.К., к.п.н, доцент) Его реализация основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования.(см .Приложение №2)Предполагает осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения через разнообразные виды детских деятельностей. Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается в интегрированных формах, через организацию совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
Основной целью взаимодействия с родителями является:
Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
- формирование психолога - педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни группы;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система работы с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы группы на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни группы, детского сада;
- ознакомление родителей с содержанием работы группы направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Формы работы с родителями:
- проведение общих родительских собраний;
- педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые);
- «почта» для родителей;
- экскурсии по детскому саду (для вновь поступающих детей и родителей);
- совместные занятия, праздники, досуги, вечера, спортивные соревнования, дни здоровья и.т.п.;
- консультации по вопросам развития ребёнка к детском саду, развитие речи и речевой коммуникации по развитию у детей любознательности, воображения и др.
- составление банка данных о семьях воспитанников;
- оформление материала для родителей по вопросам психологической помощи.
Методы изучения семьи:
- анкетирование родителей;
- беседы с родителями;
- беседы с детьми;
- наблюдение за ребёнком;
- проведение съёмок на фото и видео индивидуальной и групповой деятельности детей с дальнейшим показом и обсуждением с родителями.
- создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями праздников, досугов.
-участие в спектаклях-драматизациях
- организация конкурсов и выставок детского творчества
План работы с родителями на 2017 – 2018 учебный год. Приложение №3
3. Организационный раздел
3.1.Режим пребывания детей в ДОУ
Режим пребывания ребенка в младшей группе - это наиболее рациональное распределение во времени и последовательности сна, приема пищи, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности взрослых и детей, пребывания на свежем воздухе (прогулки), других развивающих видов деятельности. Режим в группе предусматривает достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сна, прогулки, занятий, игр и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохраняет его организм от чрезмерного утомления.
Организация режима пребывания детей
в филиале МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек» на тёплый период 2016-2017 года.
Режимные моменты | младшая группа (3-4 года) | ||
Прием детей на прогулке. Осмотр. Игры. Самостоятельная деятельность. | 6.00 – 6.45 | ||
Утренняя гимнастика | 6.45 – 6.50 | ||
Возвращение в группу, переодевание и умывание детей | 6.50 – 7.10 | ||
Подготовка к завтраку | 7.10 – 7.25 | ||
Завтрак | 7.25 – 7.55 | ||
Игры, подготовка к занятиям | 7.55 – 8.30 | ||
Организованная образовательная деятельность | 8.30 – 8.45 | ||
Прогулка | 8.50 – 11.00 | ||
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. | 11.00 -11.20 | ||
Обед | 11.20 -11.40 | ||
Подготовка ко сну. Сон | 11.35 -14.35 | ||
Постепенный подъем. Воздушные, водные процедуры, игры | 14.35 – 14.50 | ||
Подготовка к полднику | 14.50 – 15.00 | ||
Полдник | 15.00 -15.15 | ||
Подготовка к ОД, игры | |||
Организованная образовательная деятельность | |||
Игры. Подготовка к ужину | 15.15 – 16.00 | ||
Ужин | 16.00 -16.30 | ||
Подготовка к прогулке | 16.30 – 16.50 | ||
Вечерняя прогулка. Игры детей. Уход домой | 16.50 – 18.00 |
Пояснительная записка
Режим дня составлен с учетом СанПин 2.4.1. № 65/23-16. «Объём учебной нагрузки в течение недели определён в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ» (СанПин 2.4.1.3049/13), позволяющих гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация режима пребывания детей
в филиале МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек» на 2017-2018 учебный год.
младшая группа | |
Прием детей. Осмотр. Игры. Развитие движений. | 6.00-6.50 |
Подготовка к гимнастике | 6.50-7.00 |
Утренняя гимнастика | 7.00- 7.06 |
Игры. Подготовка к завтраку | 7.06 -7.25 |
Завтрак | 7.25-7.55 |
Игры. Подготовка к ОД | 7.55 - 8.30 |
ОД 1 | 8.30 -8.45 |
Игры. Подготовка к ОД. | 8.45-8.55 |
ОД 2 | 8.55-9.10 |
Подготовка к прогулке | 9.10 -9.40 |
Прогулка | 9.40 – 11.10 |
Возвращение с прогулки | 11.10- 11.30 |
Игры. Подготовка к обеду | 11.30 -11.40 |
Обед | 11.40 -12.10 |
Подготовка ко сну. Сон. | 12.10- 14.40 |
Подъем. Закаливание. Подготовка к полднику | 14.40 -15.00 |
Полдник | 15.00-15.15 |
Игры. Работают факультативы, кружки, платные услуги | 15.15-16.00 |
Подготовка к ужину | 16.00-16.10 |
Ужин | 16.00 - 16.30 |
Платные услуги | 16.30-17.00 |
Подготовка к прогулке. | 17.00-17.20 |
Игры детей на свежем воздухе. Уход детей домой. | 17.20 -18.00 |
3.2.ОД. Расписание образовательной деятельности
День недели | Время ОД | Образовательная деятельность |
Понедельник | 1 ОД - 8.30-8.45 2 ОД -8.55-9.10 | Музыка Лепка/ Аппликация |
Вторник | 1 ОД - 8.30-8.45 2 ОД -11.00-11.15 | Познавательное развитие Физическое развитие на прогулке |
Среда | 1 ОД - 8.30-8.45 2 ОД -8.55-9.10 | Познавательное развитие Музыка |
Четверг | 1 ОД - 8.30-8.45 2 ОД -8.55-9.10 | Физическое развитие Развитие речи |
Пятница | 1 ОД - 8.30-8.45 2 ОД -8.55-9.10 | Физическое развитие Рисование |
3.3.Проектирование образовательного процесса
Примерная модель организации образовательной деятельности в детском саду на день
(младший дошкольный возраст)
Время суток | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Утро | 1.Индивидуальные беседы. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Рассматривание игрушек. 4.Слушание и повторение песенок и потешек. | 1.Полоса физического развития. 2.Подвижные игры. 3.Дыхательная гимнастика. 4.Игровой массаж. 5.Пальчиковая гимнастика. | 1.Дидактические игры. 2.Индивидуальные занятия в сенсорной зоне. 3.Игры для развития моторики. 4.Игры в Центре воды и песка. | 1.Наблюдения за объектами природы. 2.Рассматривание иллюстраций (по изучаемым темам). 3.Экологические игры с игрушками и бросовым материалом. | 1.Беседы. 2.Игровые воспитывающие ситуации. 3.Подвижные игры коммуникативного направления. 4.Совместные игры детей. |
1-я половина дня | Утренняя гимнастика с элементами дыхательной, релаксационной, игрового массажа | ||||
1.Пальчиковая гимнастика. 2.Словесные игры. 3.Малые фольклорные жанры. 4.Чтение художественной литературы. 5. Работа по ЭРС | 1.Разучивание новых подвижных игр. 2.Адаптационная гимнастика. 3.Прогулка с высокой двигательной активностью. 4. Работа по ЭРС | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Работа с дидакти-ческим материалом 3.Игры-упражения по самообслуживанию. 4. Работа по ЭРС | 1.Материалы на стенде познавательного развития. 2.Рассматривание картин и натуральных объектов. 3. Работа по ЭРС | 1.Игры-беседы на тему «Познай себя». 2.Игры, этюды (психогимнастика). 3.Совместные игры с предметами. 4. Работа по ЭРС | |
2-я половина дня | Гимнастика после сна, адаптационная, дыхательная, игровой массажи другие оздоровительные мероприятия | ||||
1.Театрализованные и сюжетно-ролевые игры. 2.Чтение художественной литературы. | 1.Логоритмика. 2.Подвижные, имитационные игры. 3.Занятия на дорожке здоровья. 4.Артикуляционная гимнастика. | 1.Пальчикавая гимнастика. 2.Конструктивные игры. Продуктивная деятельность. | 1.Игры в Центре воды и песка. 2.Дидактические игры, в том числе с природным материалом. | 1.Развлечение. 2.Сюжетные игры с предметами-заместителями. 3.Подвижная деятельность. | |
Вечер | 1.Наблюдения в природе. 2.Настольные игры. Разучивание чистоговорок. 3. Работа по ЭРС | 1.Имитационные игры. 2.Народные игры. 3. Работа по | 1.Упражнения на развитие мелкой моторики. 2.Настольно-печатные игры (сенсорика). 3. Работа по ЭРС | 1.Рассматривание иллюстраций. 2.Словеные игры. Работа по ЭРС | 1.Настольно-печатные игры (в подгруппах) 2.Работа по ЭРС |
3.4.Традиции группы, с включением культурно – досуговой деятельности
1. Родительские собрания.
2. Наглядная агитация и анкетирование.
3. Педагогические беседы с родителями.
4. Комплексное анкетирование по выявлению потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ.
5. Выявление социального статуса семей.
6. Тематические консультации для родителей.
7. «Круглый стол» (родительский всеобуч).
8. Наглядные методы работы: информационные стенды, ширмы, папки-передвижки, выставки детских работ, памятки инструкции, буклеты, устные журналы.
3.5.Организация развивающей предметно – пространственной среды
Направления образовательной деятельности | Вид помещений | Оснащение | ||||
Познавательно-исследовательская деятельность | ||||||
Сенсорное развитие | Групповая комната | - дидактические игры на развитие психических функций – мышления, памяти, воображения; - крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры; | ||||
Познавательное развитие | Групповая комната | - серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности. | ||||
Формирование элементарных математических представлений | Групповая комната | - крупная мозаика, объемные вкладыши, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры; - комплекты геометрических фигур; - матрешки, рамки-вкладыши; -кубики, разрезные предметные картинки. | ||||
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | Групповая комната | -наборы картинок для группировки: домашние и дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, цветы, овощи, фрукты, одежда, посуда, транспорт, продукты питания. - серии картинок с временами года, частями суток, сюжетные картинки, картинки для установления последовательности. | ||||
Конструирование из разного материала | ||||||
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности | Групповая комната | - строительный материал; - конструкторы напольные; - детали конструктора настольного; - бумага, природные и бросовые -небольшие игрушки (фигурки животных, людей и т.п.), игрушечный транспорт. | ||||
Коммуникативная деятельность | ||||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | Все пространство детского сада | - игры на развитие мелкой моторики; - развивающие игры(«Найди по описанию»,шнуровки, вкладыши и др.) - Художественная литература для чтения детям - картины, иллюстративный материал | ||||
Развитие всех компонентов устной речи | Игровая комната группы, | |||||
Восприятие художественной литературы и фольклора | ||||||
Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству | Игровая комната группы, все помещения группы, музыкальный зал, участок учреждения | - Художественная литература для чтения детям - различные виды театров; - ширма для кукольного театра; - игрушки-персонажи; - картотеки потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества; - книжные уголки в группах; | ||||
Игровая деятельность | ||||||
Развитие навыков и умений игровой деятельности | Игровая | - игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); - строительный материал; конструкторы; - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | ||||
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе | Все пространство | - Художественная литература для чтения детям - игрушки — предметы оперирования; - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | ||||
Формирование ген- | Все помещения группы | - Иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Поликлиника» и др.); - уголок ряжения; - игрушки-персонажи | ||||
Формирование — приобщение к | Все пространство | - Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; дидактические наборы соответствующей тематики; - художественная литература для чтения детям - игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности | ||||
Передача детям | Игровая | - Иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; - игрушки — предметы оперирования; - игрушки-персонажи - настольные игры соответствующей тематики («Правила дорожного движения», домино «Дорожные знаки»); - строительный материал; - конструкторы; | ||||
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | ||||||
Развитие навыков (самообслуживание, | Все помещения группы, | - Игрушки — предметы оперирования; - маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); - атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин» - куклы, коляски, пупсы - машинки разных размеров | ||||
Воспитание ценностного отношения к собственному | Все пространство | - Игрушки — предметы оперирования; маркеры игрового пространства - образно-символический материал (виды профессий и т.д.); - материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек | ||||
Музыкальная деятельность | ||||||
- музыкально- деятельность; - приобщение к искусству | Музыкальный | - разнообразные музыкальные инструменты для детей; - подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями; - пособия, игрушки, атрибуты; различные виды театров; - ширма для кукольного театра; | ||||
Изобразительная деятельность | ||||||
развитие | Игровая | - материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки); - природный, бросовый материал; - иллюстративный материал, картины, плакаты; - настольно-печатные игры - художественная литература с иллюстрациями; | ||||
развитие детского творчества | Игровая | |||||
Двигательная деятельность | ||||||
Развитие физических качеств накопление и | игровая комната группы, | - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания и лазания; - игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и т. д.); | ||||
Формирование у | игровая комната группы, | - Оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; | ||||
Сохранение и укрепление физического | Все пространство группы, | - Развивающие игры; - художественная литература; - игры на ловкость; - дидактические игры на развитие психических функций (мышления, внимания, памяти, воображения); - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; - картотеки подвижных игр; | ||||
Воспитание | Все помещения группы, | - Алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков; - художественная литература; - игрушки-персонажи; - игрушки — предметы оперирования; - иллюстративный материал, картины, плакаты | ||||
Формирование начальных представлений о здоровом | Все помещения группы, | - Иллюстративный материал, картины, плакаты; - настольные игры соответствующей тематики; - художественная литература для чтения детям и рассматривания самими детьми; - игрушки-персонажи; - игрушки — предметы оперирования; - физкультурно-игровое оборудование; - оборудование (для ходьбы, бега, равновесия; прыжков; катания, бросания, ловли; ползания и лазания; - картотеки подвижных игр. |
3.6. Программно – методическое обеспечение образовательного процесса.
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.Первая младшая группа / авт – сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко – Волгоград: Учитель, 2012. – 101с.
ОО «Познавательное развитие»
Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением».- М.: Мозаика-Синтез, 2003г
Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических предсставлений» (3-4 года), М. Мозаика – синтез, 2002.
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой. Система работы в младшей группе детского сада». - М. Мозаика-Синтез 2013г.
Баринова Е.В. «Учимся любить природу: пособие для детских садов и школ раннего развития детей».
- Ростов н /Дону: Феникс, 2014г.-с.-(Сердце отдаю детям)
Шиян О.А. . «Развитие творческого мышления».- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008г.
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез 2005г
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала», М. Просвещение, 1999.
ОО «Речевое развитие»
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в младшей группе», М., Мозаика-синтез, 2008
Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3 – 4 лет», М., Мозаика-синтез, 2015 г
Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте»- Ростов н /Дону: Феникс, 2014г.
Хрестоматия для чтения для дошкольников.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» (3-7 лет), М., Просвещение 1999.
Буре Р.С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» (3-7 лет) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (3-7 лет), М., РИПОЛ классик, 2009г.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Дорожная безопасность. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей».- М.: ИД «Цветной мир», 2013г.
Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003г.
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез 2005г.
.ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада». - М.:МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011г.
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М.2004г
Гербова В.В. Приобщению детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. -М.; Мозаика- Синтез, 2005. - 72с.
ОО «Физическое развитие»
Пензулоева Л.И. «Физическая культура в детском саду». – М., Просвещение, 1999г
Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Опасные предметы, существа и явления Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей».- М.: ИД «Цветной мир», 2013г
Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми с 3-7 лет» М., Просвещение 1998г.
4. Краткая презентация программы для родителей
Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке те зёрна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель – в неграмотную няньку, педагогика – в знахарство. Нужно научно предвидеть – в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий.
В. А. Сухомлинский.
Время вносит значительные коррективы в развитии отечественного дошкольного образования. Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, повышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, а также к выбору содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Инновационные подходы в системе дошкольного образования вызывают изменение определённых функций, принципов, методов и приёмов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Все эти изменения объективны и вызваны следующими факторами:
- становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;
- недостаточностью нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;
- повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;
- стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.
В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования и предъявлением всё новых требований к обеспечению стабильности функционирования дошкольных учреждений потребовалась разработка своей образовательной программы, обеспечивающая данные процессы механизмом развития, с учётом ФГОС.
Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребёнка, ориентируясь на государственные стандарты и базисную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е .Вераксы, педагогический коллектив определил основную цель работы.
Цель: создавать благоприятные условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства; формировать основы базовой культуры личности, способствовать развитию психических и физических качеств детей и успешной социализации в современном обществе.
Цель, поставленная педагогическим коллективом, реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной двигательной и трудовой. Для достижения положительного результата данной цели педагогический коллектив реализует следующие задачи:
- Охранять жизнь и укреплять здоровье детей.
- Обеспечивать гармоничное, интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребёнка.
- Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
- Продолжать обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ используя педагогические ресурсы с учётом федеральных государственных требований
- Обеспечить детей дошкольного возраста новыми подходами в обучение двум государственным языкам по УМК на основе
современных эффективных образовательных технологий.
- Взаимодействовать с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
- Обеспечивать преемственность между семьёй, детским садом и школой.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
- Результативно взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса.
Для решения этих задач используют комплексную и парциальные программы соответствующие законам Российской Федерации и Республики Татарстан «Об образовании»:
-«От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014 год
методические разработки:
1. Учебные методические комплекты (УМК), созданной творческой группой при Министерстве образования и науки Республики Татарстан. УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий. под редакцией Шаеховой Р.К., Зариповой З.М.,2011г.;
2. Реализуем в работе с детьми региональный стандарт «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» , г.Казань,1999г.
3. “Юный эколог” Н.Николаева
4. “Основы безопасности детей дошкольного возраста” Н.Н.Авдеевой,
5.“Я и мое здоровье” В.М.Мельничук.
6.“Основы безопасности детей дошкольного возраста” Р.Б.Стеркина, Н.Н Авдеева
На сегодня все дошкольные образовательные учреждения и дошкольные работники, вынуждены считаться с реалиями нового времени, самостоятельно внося в устоявшийся документ задачи и содержание из других программ, созданных на иных концептуальных основах. Переход к работе по вариативным программам и технологиям предполагает регулирование качества дошкольного образования в контексте методологии развивающего обучения. Всё это служит толчком для деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы и образовательной программы группы.
Приложение №2
Этнокультурная региональная составляющая
План работы на 2017 – 2018 учебный год
Тема «Моя семья»
Беседы «Моя семья», «Семейные традиции», наблюдение из окна «Дети и их родители», рассматривание семейных фотографий, «Где работает моя мама (мой папа)»
Тема «Мой детский сад»
Беседы «Познакомим куклы Дашу с группой», «Игрушки в гостях у ребят», Путешествие по группе», «Как называется наш детский сад», «кто работает в детском саду» Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».
Тема «Мой город»
Беседы «Дом в котором мы живём», «В Нижнекамске дома высокие и низкие», «Парки нашего города», «Куда мы ходили гулять в выходные», «Общественный транспорт», «Я вежливый пассажир», наблюдение «Разгрузка машины, которая привезла продукты в садик», создание фотоальбома «Наш город – Нижнекамск».
Тема «Татарский национальный костюм»
Рассматривание кукол в национальном костюме, Беседа «Что такое тюбитейка?», рассматривание иллюстраций национального орнамента.
Тема «Писатели Татарстана»
Знакомство с творчеством Г.Тукая, Р.Валеева, чтение их произведений. Чтение татарских народных сказок, инсценировка отрывков.
Приложение №3
План работы с родителями на 2017 – 2018 учебный год
сентябрь
- Оформление стена для родителей: расписание ОД; режим пребывания детей младшей группы; памятка для родителей.
- Консультация «Как правильно выбрать игрушку»
- Консультация по пожарной безопасности (В рамках месячника по безопасности).
- Памятки по ПДД
- Анкетирование
октябрь
- Родительское собрание «Задачи воспитания и развития детей 3 – 4 лет»
- Консультация «Родителям о ФГОС ДО»
- Памятка «Как воспитать ребенка успешным?»
- Фотоальбом «Я и моя семья».
- Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».
ноябрь
- Консультация «Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребенка
- Семейный альбом «Играя, развиваем»
- Праздник «Мама – самый лучший друг»
- Рекомендации по подбору литературных произведений, мультфильмов для домашнего просмотра.
- Выпуск газеты ко Дню Матери
декабрь
- Конкурс «Мастерская Деда Мороза».
- Участие родителей в оформлении группы к Новому году
- Выпуск газеты «Поздравляем с Новым годом!»
- Праздник «Ёлочка - волшебница»
- Консультация «Перевозка детей в транспорте»
январь
- Консультация «Осторожно: гололед!»
- Родительское собрание «Развитие речи детей 3 – 4 лет»
- Консультация «Развитие мелкой моторики рук»
- Привлечение родителей к очистке участка от снега и изготовлению построек
- Рекомендации родителям по заучиванию стихотворений.
февраль
- Консультация «Мы такие разные – девочки и мальчики»
- Выпуск газеты к 23 февраля
- Выставка поделок «Папа может»
- Беседа «Как развивать любознательность у ребёнка»
- Рекомендации почитать детям стихи, рассказы, обучающие доброму отношению к близким (предложить алгоритм обсуждения произведения с детьми)
март
- Консультация «Воспитательное значение народной игрушки»
- Выпуск газеты к 8 марта
- Праздник бабушек и мам.
- Изготовление подарков к празднику.
- Памятка «Безопасность детей дома и на улице»
апрель
- Консультация «Витаминизация рациона питания»
- Беседа «Как приучить ребенка к труду»
- Фотовыставка «Как мы дружно живем в детском саду»
- Анкетирование «Вы удовлетворены организацией жизни детей в ДОУ»
- Памятка «Ребёнок и дорога»
май
- Консультация «Безопасность в летний период»
- Родительское собрание «Итоги воспитательно – образовательной деятельности за 2017 – 2018 год»
- Консультация «Профилактика дизентерии, отравлений и кишечных инфекций» (Ст. медсестра)
- Привлечение родителей к благоустройству участка.
- Поощрение родителей-активистов благодарностями, грамотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа младшей группы
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу младшей группы, построенной по принципу основной общеобразовательной программы дошко...
Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"
Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием. «Малютка» МДОУ Д/с № 27 «Чеб...
Рабочая программа младшая группа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области «Согласовано» Председатель методическ...
Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.
Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...
Рабочая программа младшей группы общеразвивающей направленности для воспитанник 3-4 лет (группа Акварелька)
Рабочая программа младшей группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы на 2022/ 23 учебный год Составлена на основе Основной общеобразовательной программы МБДОУ № 17 «Земляничка», комплексной программы «Теремок».
Рабочая программа первой группы раннего возраста (1,6 -2 года) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:...