Программа Одаренный ребенок
проект на тему
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennyy_rebenok.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренность – это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
1.ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Основание для разработки Программы
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
- приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155
- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года № Пр-271
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» - СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
- Семейный кодекс РФ
- Конституция РФ
- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аннушка» на 2013-2017 гг с дополнениями;
- Устав МБДОУ «Детский сад «Аннушка».
Пояснительная записка
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы.
- Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
- Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
- Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
- Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
- Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
- Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.
- Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
Механизмы реализации программы.
- Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
- Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
- Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
- Интеллектуальная сфера
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
- Сфера академических достижений
- Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
- Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений.
- Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
- Творчество
- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
- Общение и лидерство
- ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
- Музыка:
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
- Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
- Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.
- Помнить о познавательной нагрузке образовательной деятельности. С целью оптимизации можно использовать:
- блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
- модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и упражнений.
- В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
- вводящие новую информацию (навыки, операции);
- закрепляющие новую информацию;
- систематизирующие новую информацию.
- Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.
- Систематически проводить:
- контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
- психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
- Системный подход, который реализуется через:
- интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);
- интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;
- взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
- взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
- направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;
- обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
- наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
- Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
- Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом.
- Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании действительности.
- Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.
- Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
- принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;
- принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
- принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);
- принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;
- принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:
- Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным.
- Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
- Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
- Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в ДОУ;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности ДОУ. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Направления работы в рамках программы
- Координационное направление:
- организация работы всего коллектива детского сада;
- создание предметных базовых площадок;
- интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ деятельности.
- Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
- создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
- Кадровое направление:
- определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
- создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;
- создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
- Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
- организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
- создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
- Информационное направление:
- привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
- организация работы библиотеки;
- создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
- информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Основные этапы реализации программы
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 4 года: с 2014 по 2017 годы.
Название этапа | Время проведения | Цель | Задачи | Планируемые мероприятия |
1 этап — диагностико- организационный | Сентябрь-октябрь 2014 г. | Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду. | 1.Изучение нормативной базы, подзаконных актов по данной проблеме. 2.Разработка программы работы с одаренными детьми. 3.Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей. 4.Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы. | 1.Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно-воспитательного процесса. 2.Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с одарёнными детьми. 3.Создание творческой работы воспитателей по работе с одаренными детьми. 4.Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми. 5.Создание нормативно-правовой базы. 6.Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы. 7.Создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений. 8.Разработка авторских и корректировка имеющихся программ воспитателей по различным видам деятельности в ДОУ, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов. |
2 этап — реализационный, организационно-практический | 2014-2016 гг. | Апробация системы работы с одаренными учащимися. | 1.Диагностика склонностей воспитанников. 2.Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения различных мероприятий (тематические недели, декады), праздников. 3.Формирование методической библиотеки детского сада по работе с одаренными детьми. 4.Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми. | 1.Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными детьми. 2.Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности. 3.Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми. 4.Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети ДОУ», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик. 5.Психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей. 6.Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов. 7.Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в ДОУ, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий. |
3 этап — итогово-аналитический | 2017 г. | Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования. | 1.Анализ итогов реализации программы. 2.Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду. 3.Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. 4.Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы. | 1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации. 2.Коррекция проекта и уточнение программы. 3.Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект. 4.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях. 5.Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей. 6.Мониторинг личных достижений воспитанников. 7.Анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренными детьми. 8.Создание системы работы с одаренными детьми в условиях детского сада. 9.Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении. |
Формы работы с одаренными детьми
- Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
- Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, миниолимпиадам;
- Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
- Психологические консультации, тренинги, тестирование;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.
Участники реализации программы
Руководители:
- Заведующий ДОУ
- старший воспитатель
Творческая группа:
- воспитатели;
- педагог- психолог;
- педагоги дополнительного образования;
- логопед
А так же:
- воспитанники детского сада
- родители детей
- педагоги ДОУ
Ожидаемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
- Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.
- Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
- Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
- Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
- Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
- Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
- Уровень социальной успешности воспитанников.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в детском саду
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение: Приказ о создании экспериментальной площадки «Работа с одаренными детьми в ДОУ» Положение: О проведении предметных недель, о конкурсах, викторинах и т.п. 2. Программное обеспечение 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации воспитателей через систему тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в детском саду. 4. Изучение обобщения опыта работы воспитателей . 5. Мониторинг работы системы. |
Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:
Форма | Задачи |
Наглядное моделирование | Развитие умственных способностей ребенка: 1. Ознакомление с пространственными отношениями. 2. Развитие элементов логического мышления. 3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. 4. Развитие элементарных математических представлений. 5. Подготовка к обучению грамоте. 6. Конструирование. 7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре. 8. Ознакомление с природой. 9. Ознакомление с элементарными физическими явлениями. 10. Изобразительное искусство. |
Спортивные мероприятия | Развитие физических способностей. |
Экспериментальная мастерская | Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий. |
Работа по индивидуальным образовательным маршрутам | Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка
|
Круглый стол | Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка; Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; Поддержка и поощрение родителей одаренных детей |
Кружки, секции, тематические недели (декады), праздники, конкурсы | Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей |
План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2014-2017 годы
№ п/п | Основные направления | Сроки | Исполнители |
Научное направление | |||
1 | Разработка приемлемой для ДОУ системы выявления одаренного ребенка | 2014 | воспитатель, педагог-психолог |
2 | Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка | 2014 | воспитатель, педагог-психолог |
Научно-методическое и образовательное направление | |||
1 | Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка | 2014-2015 | Творческая группа педагогов |
2 | Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации | 2014-2015 | воспитатель |
3 | Создание системы психолого-медико-социального сопровождения | 2014-2015 | воспитатель, педагог-психолог |
4 | Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей | 2014 | Педагог-психолог, воспитатели |
5 | Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности | С 2014 г. | воспитатель, педагог-психолог |
6 | Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса | 2014-2017 | Ст.воспитатель, педагог-психолог, творческая группа |
7 | Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми | 2014-2017 | воспитатель |
9 | Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития | 2014-2017 | воспитатель, педагог-психолог, воспитатели |
10 | Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка | 2014-2017 | воспитатель |
11 | Привлечение внимания общественности города к потребностям одаренных учащихся | 2014-2017 | Заведующий ДОУ, родительский комитет |
12 | Создание информационной базы по проблемам одаренности детей | 2014-2017 | воспитатель |
13 | Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей | 2014-2017 | Воспитатели ДОУ |
14 | Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии) | 2014-2017 | воспитатели |
15 | Деятельность методического объединения: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения дошкольников; -распространение педагогического опыта по данной теме | 2014-2017 | воспитатель |
Организационное психолого-педагогическое направление | |||
1 | Индивидуальная работа со специалистами | 2014-2017 | воспитатель |
2 | Организация и совершенствование работы клуба «Умники и умницы», кружков различной направленности | 2014-2017 | воспитатели, педагог-психолог |
3 | Создание среды общения, самореализации, социализации: - заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; - организация и проведение конкурсов, мероприятий различного уровня; - организация выставок; - организация защиты творческих проектов педагогов вместе с детьми | 2014-2017 | воспитатель, творческая группа |
Социально-экономическое направление | |||
1 | Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи | 2014-2017 | Заведующий ДОУ, родительский комитет |
Перспективный план деятельности на 2014-2017 учебный год
№ п/п | Направления реализации программы | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одаренные дети» | 1. Методическое объединение «Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ» | Сентябрь 2014 | Совет творческой группы воспитателей |
2. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» | Ноябрь 2014 | воспитатель | ||
3. Круглый стол «Изучение специальных исследований педагогов и психологов: А.Проскуры, Л.Выготского. А.Матюшкина» | Январь 2015 | Педагог-психолог | ||
4. Педсовет «Современная модель системы работы с одаренными детьми и детьми с особенностями развития» | Октябрь 2014 | Совет творческой группы воспитателей | ||
5. Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов» | Апрель 2015 | воспитатели | ||
2 | Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы | 1.Алгоритм поиска и выявления одаренных детей в детском саду и в школе: схожесть и различия | Август 2014 | воспитатель |
2. Собеседование с воспитателями об интересах и наклонностях детей; анкетирование родителей; организационное родительское собрание «Развитие способностей дошкольника» | Август-сентябрь 2014 | Педагог-психолог, Совет творческой группы воспитателей, воспитатель | ||
3 | Создание банка данных одаренных детей ДОУ | 1. Анкетно-биографические сведения по одаренным детям | В течение 2014-2017 | воспитатели |
2. Психодиагностические обследования среди воспитанников | В течение 2014-2017 | Педагог-психолог | ||
3. Анкетирование родителей | В течение 2014-2017 | Педагог-психолог | ||
4. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов | В течение 2014-2017 | Педагог-психолог | ||
4 | Психологическая помощь одаренным детям | 1. Регулярные психологические консультации для родителей одаренных детей | В течение 2014-2017 | Педагог-психолог |
2. Организация психологического сопровождения в ходе конкурсов, олимпиад и других интеллектуальных и творческих мероприятий | В течение 2014-2017 | Педагог-психолог | ||
3. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости детей | В течение 2014-2017 | Педагог-психолог | ||
5 | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми | 1. Комплектование научно-методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой | В течение 2014-2017 | воспитатель, педагоги творческой группы |
2. Создание методической копилки (тесты, диагностические карты, карточки для дифференцированной работы, задания повышенной трудности по различным видам образовательной деятельности, разработки интеллектуальных игр) | В течение 2014-2017 | воспитатель, педагог-психолог, воспитатели | ||
3. Создание тематических картотек, подборка отечественной и зарубежной литературы (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по вопросам одаренности детей | В течение 2014-2017 | воспитатель, воспитатели | ||
6 | Систематизация работы воспитателей с одаренными детьми в образовательной деятельности | 1. Использование в образовательной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, электронных энциклопедий | В течение 2014-2017 | Совет творческой группы воспитателей |
2. Применение на занятиях современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих | В течение 2014-2017 | Воспитатели групп | ||
3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность. | В течение 2014-2017 | Воспитатели групп | ||
4. Проведение нестандартных форм образовательной деятельности: занятие-КВН, занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие творческая мастерская, занятие-исследование, занятие-поиск и др. | В течение 2014-2017 | Воспитатели групп | ||
7 | Создание условий для работы с одаренными детьми (план мероприятий по выявлению и развитию одаренности) | 1. Функционирование предметных и творческих кружков, а также спортивных секций | В течение 2014-2017 | Педагоги дополнительного образования |
2.Художественный конкурс «Дорога глазами детей» (ср., ст.. подг. группы) | Сентябрь 2014 | Воспитатели групп | ||
3.Конкурс творческих проектов по экологии, биологии, географии, краеведению (ст., подг. группы) | Ноябрь 2014 | Воспитатели групп | ||
4.Конкурс чтецов «Юные певцы России» (ср. – подг. группы) | Октябрь, апрель 2015, 2016 | Воспитатели групп | ||
4. Защита творческих проектов по математике, развитию речи, художественной литературе (ср.-подг. группы) | Февраль 2015 | Воспитатели групп | ||
5.Музыкальные конкурсы «Музыкальные таланты» | Март 2015, 2016, 2017 | Музыкальные руководители | ||
6.«На старт!», спортивные соревнования | В течение 2014-2017 | Инструктор по физической культуре | ||
7.Награждение отличившихся за год детей грамотами | Май 2015, 2016, 2017 | Заведующий ДОУ | ||
8.Конкурс рисунков «Человек на Земле» | Сентябрь 2015 | Воспитатели групп | ||
9.Математическая олимпиада «Царица наук» | Октябрь 2015 | Воспитатели групп | ||
10. Интеллектуальный марафон «Знай и люби свой край» (ст. и подг. группы) | Ноябрь 2015 | Воспитатели групп | ||
11.Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Январь 2016 | Педагог-психолог, воспитатели групп | ||
12. Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!» (ср. и ст. группы) | Февраль 2016 | Воспитатели групп | ||
13.Конкурс рисунков «Дружат дети на планете» (ср., ст., подг.группы) | Сентябрь 2016 | Воспитатели групп | ||
14.Конкурс поделок из природного и бросового материала «Ничего не пропадет!» | Ноябрь 2016 | Воспитатели групп | ||
8 | Проведение мероприятий с родителями одаренных детей | 1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме | Август – сентябрь 2014, 2015, 2016 | Педагог-психолог |
2. Родительская конференция «Развитие творческого потенциала ребенка» | Ноябрь 2014 | Педагог-психолог | ||
3. Круглый стол «Организация досуга одаренных детей» | Февраль 2015 | воспитатель, педагог-психолог | ||
4.Анкетирование «Необходимо ли проводить работу с одаренными детьми?» | Октябрь 2015 | воспитатель Воспитатели групп | ||
5.Общее собрание «Трудности воспитания одаренного ребенка в семье» | Январь 2016 | воспитатель | ||
6.Совместный с детьми конкурс поделок «Ничего не пропадет!» | Ноябрь 2016 | Воспитатели групп воспитатель | ||
7.Подведение итогов работы по программе «Одаренный ребенок» | Май 2017 | воспитатель, педагог-психолог | ||
8. Индивидуальные консультации психолога | В течение 2014-2017 | Педагог-психолог | ||
9. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ | В течение 2014-2017 | Педагоги дополнительного образования, воспитатели групп | ||
10. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | В течение 2014-2017 | Инструктор по физической культуре, воспитатели групп | ||
11. Награждение благодарственными письмами родителей воспитанников | Май 2015, 2016, 2017 | Заведующий ДОУ |
Создание банка данных одаренных детей
- Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей и их родителей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
- При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Рекомендуемая литература
- Сауко Т., Буренина Л. Топ – хлоп, малыши!» - программа музыкально – ритмического развития детей 2-3 лет. - СПб: Детство-Пресс, 2005
- Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2005
Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 - В. Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
- В. В. Гербова Приобщение к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
- В.И.Петрова, Т.Д.Стульник Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика -Синтез, 2006
- Л.Г. Голубева Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Е.А. Синкевич Физкультура для малышей. - СПб.: Детство Пресс, 2001
- Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада. – Москва: Изд-во «Просвещение», 1989
- Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Изд-во «Академия», 2000
- Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое образование России, 1999.
- Государственная программа «Одаренные дети» // Пролеска. – 2002. - №12.
- Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности /Д.Б.Богоявленская, В.Д. Шадриков. – М., 2002.
- Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
- Панько, Е.А. Концептуальное основание образования одаренных детей // Пралеска. – 2004. – №2.
- Касабуцкий, Н.И. Давайте поиграем: Мат.игры для детей 5-6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – Москва: изд-во «Просвещение», 1991.
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.: Кн. для воспитателя дет. сада. – Москва: «Просвещение», 1989.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Одаренный ребенок"
Программа "Одаренный ребенок"...
Целевая программа "Одаренный ребенок"
«Целевая программа «Одаренный ребенок». Реализация подпрограммы «Крепкий орешек» по интеллектуальному развитию дошкольников....
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок»Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Материал будет полезен в работе воспитателям ....
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...