Проект "Куклы"
проект (подготовительная группа) на тему
Познавательно-творческий проект
«Куклы моей бабушки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukly.docx | 128.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
«Руководство детскими исследовательскими проектами в ДОО и семьи»
Познавательно-творческий проект
«Куклы моей бабушки»
Автор проекта:
Приходько София, 6 лет
воспитанница
подготовительной группы
МАДОУ «Золушка»
г. Когалыма ХМАО-Югра
Руководитель:
Семенищева Ульяна
Валерьевна
воспитатель
г. Когалым, 2017
Познавательно-творческий проект «Куклы моей бабушки»
Актуальность проекта:
К нам в гости приехала мамина мама, моя бабушка. Я очень люблю проводить с ней время, потому что она рассказывает разные истории, учит выпекать вкусные пироги, поет песни, с бабушкой очень интересно.
Скоро у меня день рождения, я у родителей прошу в подарок куклу. Но мама сказала, что вместо куклы они купили другой подарок. Я очень расстроилась, бабушка стала меня успокаивать, и рассказал, что в её детстве были самодельные куклы. Мне стало интересно, как можно самому сделать куклу? С этим вопросом я обратилась к бабушке, она с удовольствием стала рассказывать, из чего можно сделать куклу.
На следующий день мы с бабушкой нашли у мамы разную ткань, тесьму, нитки, и принялись за работу. Бабушка рассказывала, какие куклы были в старину, и для чего их делали. Оказывается, раньше не только играли в куклы, они были как оберег.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель данного проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами.
- Изучить корни возникновения куклы.
- Собрать материал о куклах наших бабушек.
- Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки.
- Как с ними играли.
- Почему раньше у кукол на лице не было глаз и рта.
- Сделать фотографии.
Задачи педагогические:
- развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания о куклах;
- развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки;
- развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность;
- воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям;
- вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол.
Задачи работы с родителями:
- Привлечь родителей к совместной творческо–исследовательской деятельности с детьми и педагогами.
- Организовать работу с родителями по развитию творческой деятельности дошкольников.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности.
- С помощью родителей совершенствовать уровень творческо-исследовательской деятельности детей.
- Формирование партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями.
Проект: познавательно-творческий
Сроки реализации проекта: 2 месяца (5декабря по 10 февраля 2017г.)
Постановка проблемы
Современных детей играют игрушками, куклами которые, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.
Определение предстоящей деятельности: как найти ответы на вопросы.
Планирование деятельности детей совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
Этапы работы
Этапы реализации проекта | |
Подготовительный | Подбор методической литературы (узнать из чего делали кукол); Собрать материал о куклах (картинки, иллюстрации, презентации); Подобрать настольно – печатные игры; Подготовить материал для художественного творчества; Подобрать детскую литературу по тематике проекта; Разработать консультации по проекту для родителей. |
Основной (Домашнее задание) | Совместно с педагогом Беседы с детьми «Куклы наших бабушек»; «Как появились куклы»; «Моя любимая кукла»; Чтение художественной литературы, загадывание загадок; (Приложение 1) Продуктивная деятельность: изготовление кукол из ниток. Узнать из разных источников: Как появились куклы? Из какого материала раньше делали кукол? Всеми куклами можно было играть? Совместно с родителями, изготовить кукол. |
Заключительный | Определение новых знаний о куклах: Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Мы узнали, что куклы были обереговые, обрядовые и игровые. Безликими были обрядовые и куклы – обереги. Обрядовые куклы и куклы – обереги нельзя считать детской игрушкой. Ведь эти традиционные тряпичные куклы без лица. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным . Например: кукла «Крупеничка» делали на Руси во время сбора урожая, наполняя лучшей крупой (чаще всего гречкой), наряжали и ставили в Красный угол. А весной, во время сева, первые горсти зерна брали из этой куколки. Она отвечает за достаток в семье, следит, чтобы в доме было сыто и богато. Дарили Крупеничку с пожеланиями благополучия и добра. Изготовлены куклы-пеленашки. Люди считали что эта кукла оберегает ребенка от злых духов. Такую куклу изготавливали перед рождением младенца и подкладывали её в колыбельку. Также мы изготовили современные куклы, тоже из ткани, только их мы шили. Оформление материала материалов по проекту, презентация. Мини-музей тряпичных кукол. |
Результаты проектной деятельности | Сформированы устойчивые знания и интерес к творческо-исследовательской деятельности. Расширили свои знания о происхождении куклы. Попробовали изготовить разные куклы из ткани, бумаги; Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми. |
Продукт проектной деятельности | Сшиты куклы: «Крупеничка», Пеленашки, «Колокольчик», современные куклы, бумажные куклы. Изготовление альбома с загадками, стихами. Презентация по проекту. |
Обеспечение проекта | 1.Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М.,2011г. 2.Комарова Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» в средней группе детского сада. М.,2009г. 3.Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Изд. Дом «Цветной мир». 2010г. 4.Книга для чтения в детских садах. Петербург,2010г. |
Системная паутинка исследовательского проекта «Загадочные снежинки»
№ | Образовательная область | Непосредственно образовательная область |
1. | Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры «Наряди матрешку», «Угадай, из чего матрешка сделана», «Одень Машеньку». Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке». Словарные игры «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот». |
2. | Речевое развитие | Альбом «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве. Составление творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка» Произведения малых форм в виде загадок. Подбор русских народных сказок. |
3. | Познавательное развитие | Беседа «Как появились куклы?» «Куклы наших бабушек» «Какие куклы бывают» Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. |
4. | Художественно-эстетическое развитие | Изготовление кукол, создание моделей изготовления. Украшение для куклы. |
5. | Физическое развитие | Подвижная игра «Плетень»; «Волк во рву»; «Горелки с платочком»; «Заря»; «Солнышко». |
Приложение № 1
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Баран и овца)
Не прядет и не ткёт, а людей одевает. (Овца)
В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Плод с семенами)
Весь свет одевает, сама одежды не знает. (Игла)
Еду, еду-нету следу. (Лодка)
Без рук, без топоренка, построена избенка. (Гнездо)
Стоит копна среди двора, спереди-вила, сзади-метла. (Корова)
Что за шустрый старичок, восьмидесят восьми ног. Все по полу шаркает за работой жаркою? (Веник)
Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. (Глаза)
Маленькое, круглое, а за хвост не поднять. (Клубок)
Есть голова, да нет волос.
Есть глаза, да нет бровей.
Есть крылья, да не летает. (Рыба)
Растет, да не цветок.
Висит, да не фартук.
Похож на нитку, но живой.
Один выпадает, другой тут же вырастает. (Волос)
Бежала-шумела,
Заснула-заблестела. (Река)
Что на всех языках мира звучит одинаково? (Смех и плач)