Песенно-ритмические пальчиковые игры
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему
Пальчиковые игры - это инсценировка, каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 216.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Составил: музыкальный руководитель
МБДОУ «ДСКВ № 107»
Ветеркова И.В.
I квалификационная категория
Методическая записка
Пальчиковые игры - это инсценировка, каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Многие игры требуют участия обеих рук. Это даёт возможность детям, ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и.т.д. Эти игры как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности и не только. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Пальчиковые игры помимо развития связной речи способны стимулировать развитие памяти, умения логически рассуждать, внимания, концентрации, впоследствии способствуют формированиям навыков письма, рисования. Конечно же, подобные занятия не пройдут даром и ускорят мыслительные процессы ребёнка, что весьма важно для «тихонь» и «мямликов».
Особый интерес представляют собой песенно-ритмические пальчиковые игры. В эти игры можно не только поиграть пальчиками, но и выявить у ребёнка вокальные способности ребёнка. Для этого, педагог, сначала играя в пальчиковую игру, увлекает ребёнка, а затем ненавязчиво исполняет песенку и ребёнок уже без стеснения самостоятельно может повторить незатейливый мотив короткой песенки. Это позволяет педагогу, расширить творческую деятельность ребёнка, активизировать больший мыслительный процесс. Песенно-ритмические игры, учат улавливать ритм речи. Играя, задействовать всевозможный творческий потенциал ребёнка, что так же способствует развитию речи.
Многочисленными исследователями учёных была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, петь, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что, безусловно, cпособствует, развитию мышления и внимания.
Кроме того, такие игры позволяют снять накопившуюся усталость, поэтому проводить нужно не только с маленькими детьми, но и в качестве, физминутки с детьми старшего дошкольного возраста, а так же, с детьми школьного возраста.
Одной из важных особенностей пальчиковых и песенно-ритмических пальчиковых игр, является их доступность. Весь игровой материал - ручки, пальчики ребёнка. Педагог, а так же родители могут играть с детьми в них в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в поликлинику - там, где нужно занять ребёнка, отвлечь его либо заинтересовать. Игры увлекательны и интересны своей простотой и доступностью.
P.S. Играйте, пойте, увлекайте детей, и вы получите не только положительное решение, многих развивающих задач, но и прекрасное настроение от общения с ребёнком.
1. Обезьянки.
(1)Обезьянки вышли погулять,
(2)Обезьянки стали танцевать,
(3)Но одна из них ушла домой поспать,
(4)Потому что надоело танцевать.
1 – выполняем движение «фонарики»
2 – сжимаем и разжимаем кулачки
3 – складываем ладони, кладем под щеку
4 – выполняем стряхивающие движения руками.
2. Мальчик - пальчик.
(1)Мальчик - пальчик, где ты был?
(2)Я на речке братьев мыл.
(3)С этим братцем в лес ходил,
(4)С этим братом щи варил,
(5)С этим братцем кашу ел,
(6)С этим братцем песни пел.
1 – сгибаем и разгибаем большой палец.
2 – потираем руки (моющее движение).
3 - сгибаем и разгибаем указательный палец.
4 – средний палец.
5 – безымянный палец.
6 – мизинец.
3. Рисование.
Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали,
Мы руками потрясём,
Рисовать опять начнём.
Мы черту нарисовали…
Мы волну нарисовали…
Точки мы нарисовали...
Рисуем на ладони кружочек, черточку, волну, точки, а потом – встряхиваем кистями рук.
4. Маленькая мышка
(1)Вот маленькая мышка
По городу бежит,
(2)Глядит ко всем в окошки,
(3)И пальчиком грозит:
(4) А кто не лёг в кроватку
(5)А кто не хочет спать?
(6)Такого непослушного
Я буду щекотать!
Для игры вам понадобится игрушка-мышка. В конце песенки она будет малышей гладить или щекотать.
1 – бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
2 - складывем ,пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.
3 - грозим пальчиком.
4 – ладони складываем, кладём под щёку (спим).
5 – переворачиваемся на другой бок.
6 – тех детей, которые не спят – мышка щекочет, а спящих – гладит.
5. Паучок.
(1)Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки
(2)Дождик с неба вдруг полил,
(3)Паучков на землю смыл.
(4)Солнце стало пригревать,
(5)Паучок ползет опять,
(6)А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке!
1, 5 – перебираем пальцами одной руке по предплечью другой.
2 – выполняем стряхивающие движения руками.
3 – хлопаем ладонями по ногам.
4 – складываем ладони боковыми сторонами, пальцы растопырены .
6 – перебираем пальцами обеих рук по голове.
6. Замок.
(1)На двери такой замок, такой замок, такой замок
А кто его открыть бы смог, его открыть бы смог?
(2)Мы стучали, вот так стучали
(3)Мы качали, мы качали
(4)Мы кружили, вот так кружили
(5)И замочек открыли!
Предлагаем детям «показать замочек» - сложить ладоши или переплести пальчики.
1 вариант проведения:
1 – покачиваем руками («показываем какой у нас замок»).
2 – стучим сомкнутыми руками по ногам.
3 – качаем руками.
4 – рисуем впереди себя круг.
5 – разводим руки в стороны («открыли замок»).
2 вариант проведения:
1 - крутим кистями рук («показываем замочек»).
2 - ударяем ладонями друг по другу (не расплетая пальцев).
3 - не расплетая пальцев, по очереди поднимаем кисти рук вверх.
4 - вращаем кистями.
5 - разводим руки в стороны.
7. Пчёлки.
(1)Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(2)Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
(3)Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(4)Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
1 - смыкаем пальцы рук «окошечком» (улей), заглядываем туда.
2 - стучим кулачком по ладони.
3 - стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
4 - разводим руки, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
8. Червячки.
(1)Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
Червячки пошли гулять.
(2)Вдруг ворона подбегает
(3)Головой она кивает,
(4)Каркает :"Вот и обед !"
(5)Глядь – (6)а червячков уж нет!
1 - ладони лежат, на коленях лежат на коленях. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).
2 - перебираем по ногам указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
3 - складываем пальцы щепоткой, качаем (киваем) ими.
4 - раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
5 – руки вытягиваем перед собой.
6 - сжимаем кулачки, прижимаем их к груди (или прячем за спину).
9. Перчатка.
(1)Весёлая мышка перчатку нашла,
(2)Гнездо ,в ней устроив, (3)детей позвала.
(4)Им корочку хлеба дала пожевать,
(5)Отшлепала всех – (6) и отправила спать.
(7)погладила
1 - ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка), поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
2 - ладони соединяем ковшом.
3 – сгибаем и разгибаем пальцы («зовущий» жест).
4 - кончиком большого пальца поочерёдно стучим по подушечкам
остальных пальчиков.
5 – хлопаем в ладоши.
6 – складываем ладони, кладем под щеку.
7 - большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному пальцу).
10. Поросята.
(1)Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(2)Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(3)Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(4)Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(5)Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(6)Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля…
(7)Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(8)Захотел спать в серединке
(9)И всех братьев растолкал.
1 – сгибаем и разгибаем мизинец.
2 – безымянный палец.
3 – гладим ладонь.
4 – гладим тыльную сторону руки.
5 - сгибаем и разгибаем средний палец.
6 – указательный.
7 - сгибаем и разгибаем большой палец.
8 – зажимаем большой палец в кулаке.
9 – резко раскрываем кулак.
11. Рыбки
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно).
3 - ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими ныряющее движение.
4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 – дрожим.
7 - запястья соединены, ладони раскрываются и соединяются (пасть).
8 –прячем руки за спину, педагог старается их поймать.
12. Краб.
(1)Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(2)А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(3)Чайка над водой летает
(4)И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой...
(5)Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой…
1 – запястья смыкаем, ладони отводим в стороны (пальма), качаем руками.
2 – большие пальцы округляем, цепляем их друг за друга. Остальными пальцами шевелим.
3 – большие пальцы сомкнуты боковыми поверхностями, остальными пальцами машем.
4 – округляем пальцы, смыкаем ладони, выполняем «ныряющие» движения.
5 – ладони сомкнуты, одна рука сверху другой, поднимаем и опускаем ладонь (крокодил открывает и закрывает рот).
13. Часы.
(1)Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!» (2),
(3)Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (4).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз…
1 – перебираем пальцами от носочков до макушки.
2 – один раз хлопаем в ладошки.
3 – быстро проводим пальцами от макушки к носочками (мышка упала).
14. Котята.
(1)У кошечки нашей есть десять котят,
(2)Сейчас все котята по парам стоят:
(3)Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых,
(4)Два маленьких самых и очень красивых.
1 – поглаживаем руки.
2 – смыкаем ладони и пальцы.
3 – постукиваем пальцами друг по другу, начиная от больших пальцев.
4 – отводим руки в стороны, сжимаем кулаки, оставив выпрямленными только мизинцы. Сгибаем и разгибаем мизинцы.
15. Козлик
(1)Сидел козёл на лавочке,
Считал своих козявочек.
И раз, два, три, четыре, пять,
Тебе опять считать.
(2)Одна копейка, медный грош,
Сам выбирай, чего ты хошь,
Все люди ждут, а ты не жди,
Скорее говори…
Под эту песенку можно играть в «ладушки» и делать пальчиковую гимнастику.
Например:
1 – выполняем ритмичные хлопки в ладоши и шлепки по ногам.
2 – поочередно смыкаем пальцы в колечки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...