Песенно-ритмические пальчиковые игры
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Ветеркова Ирина Владимировна

Пальчиковые игры - это инсценировка, каких либо рифмованных историй,  сказок при помощи пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx216.18 КБ

Предварительный просмотр:

   

     

C:\Users\ira\Pictures\ладошечки.png

Составил: музыкальный руководитель

МБДОУ «ДСКВ № 107»

Ветеркова И.В.

I квалификационная категория

Методическая записка

Пальчиковые игры - это инсценировка, каких либо рифмованных историй,  сказок при помощи пальцев.

             Многие игры требуют участия обеих рук. Это  даёт  возможность детям, ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и.т.д. Эти игры как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности и не только. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

           Пальчиковые игры помимо развития связной речи способны стимулировать развитие памяти, умения логически рассуждать, внимания, концентрации, впоследствии способствуют формированиям навыков письма, рисования. Конечно же, подобные занятия не пройдут даром и ускорят мыслительные процессы ребёнка, что весьма важно для «тихонь» и «мямликов».

             Особый  интерес представляют собой  песенно-ритмические пальчиковые игры.  В эти игры можно не только поиграть пальчиками, но и выявить  у ребёнка вокальные  способности ребёнка. Для этого, педагог, сначала играя в пальчиковую игру, увлекает ребёнка, а затем ненавязчиво исполняет песенку и ребёнок уже без стеснения самостоятельно может повторить незатейливый мотив короткой песенки.  Это позволяет педагогу, расширить творческую деятельность ребёнка, активизировать больший мыслительный процесс. Песенно-ритмические игры, учат улавливать ритм речи. Играя, задействовать всевозможный творческий потенциал ребёнка, что так же способствует развитию речи.

                   Многочисленными исследователями учёных была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что  уровень развития  речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, петь, необходимо не только тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать движения пальцев.

                   Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного мозга, что, безусловно, cпособствует, развитию мышления и внимания.  

  Кроме того, такие игры позволяют снять накопившуюся усталость, поэтому проводить нужно не только с маленькими детьми, но и в качестве, физминутки с  детьми старшего дошкольного возраста, а так же, с детьми  школьного возраста.

                  Одной из важных особенностей пальчиковых и песенно-ритмических пальчиковых игр, является их доступность. Весь игровой материал - ручки, пальчики ребёнка. Педагог, а так же родители могут играть с детьми в них в любое время и где угодно: на прогулке, в очереди в поликлинику - там, где нужно занять ребёнка, отвлечь его либо заинтересовать. Игры увлекательны и интересны своей простотой и доступностью.

P.S.   Играйте, пойте, увлекайте детей, и вы получите не только положительное  решение, многих развивающих задач, но и прекрасное настроение от общения с ребёнком.

1. Обезьянки.

(1)Обезьянки вышли погулять,      

(2)Обезьянки стали танцевать,                        

(3)Но одна из них ушла домой поспать,          

(4)Потому что надоело танцевать.

1 – выполняем движение «фонарики»

2 – сжимаем и разжимаем кулачки

3 – складываем ладони, кладем под щеку

4 – выполняем стряхивающие движения руками.

                 

2. Мальчик - пальчик.

(1)Мальчик - пальчик, где ты был?    

(2)Я на речке братьев мыл.  

(3)С этим братцем в лес ходил,              

(4)С этим братом щи варил,

(5)С  этим братцем кашу ел,    

(6)С этим  братцем песни пел.              

1 – сгибаем и разгибаем большой палец.

2 – потираем руки (моющее движение).

3 - сгибаем и разгибаем указательный палец.

4 – средний палец.

5 – безымянный палец.

6 – мизинец.

3. Рисование.

Мы кружок нарисовали,

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать опять начнём.

Мы черту нарисовали…

Мы волну нарисовали…

Точки мы нарисовали...

Рисуем на ладони кружочек, черточку, волну, точки, а потом – встряхиваем кистями рук.

4.  Маленькая мышка

(1)Вот маленькая мышка                    

По городу бежит,

(2)Глядит ко всем в окошки,        

(3)И пальчиком грозит:                  

(4) А кто не лёг в кроватку      

(5)А кто не хочет спать?              

(6)Такого непослушного                

Я буду щекотать!

Для игры вам понадобится игрушка-мышка. В конце песенки она будет малышей гладить или щекотать.

1 – бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

2 - складывем ,пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

3 - грозим пальчиком.

4 – ладони складываем, кладём под щёку (спим).

5 – переворачиваемся на другой бок.

6 – тех детей, которые не спят – мышка щекочет, а спящих – гладит.

5. Паучок.

(1)Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

(2)Дождик с неба вдруг полил,

(3)Паучков на землю смыл.

(4)Солнце стало пригревать,

(5)Паучок ползет опять,

(6)А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке!

1, 5  – перебираем пальцами одной руке по предплечью другой.

2 – выполняем стряхивающие движения руками.

3 – хлопаем ладонями по ногам.

4 – складываем ладони боковыми сторонами, пальцы растопырены .

6 – перебираем пальцами обеих рук по голове.

6. Замок.

(1)На двери такой замок, такой замок, такой замок

А кто его открыть бы смог, его открыть бы смог?

(2)Мы стучали, вот так стучали

(3)Мы качали, мы качали

(4)Мы кружили, вот так кружили

(5)И замочек открыли!

Предлагаем детям «показать замочек» - сложить ладоши или переплести пальчики.

1 вариант проведения:

1 – покачиваем руками («показываем какой у нас замок»).

2 – стучим сомкнутыми руками по ногам.

3 – качаем руками.

4 – рисуем впереди себя круг.

5 – разводим руки в стороны («открыли замок»).

2 вариант проведения:

1 - крутим кистями рук («показываем замочек»).

2 - ударяем ладонями друг по другу (не расплетая пальцев).

3 - не расплетая пальцев, по очереди поднимаем кисти рук вверх.

4 - вращаем кистями.

5 - разводим руки в стороны.

7. Пчёлки.

(1)Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?                                  

(2)Надо в дом постучать,                                

Раз, два, три, четыре, пять.

(3)Я стучу, стучу по ёлке,    

Где же, Где же эти пчёлки?                      

(4)Стали вдруг вылетать:                              

Раз, два, три, четыре, пять!

1 - смыкаем пальцы рук «окошечком» (улей), заглядываем туда.

2 - стучим кулачком по ладони.

3 - стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

4 - разводим руки, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

8. Червячки.

(1)Раз, два, три, четыре, пять,        

Червячки пошли гулять.              

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

                                                   

(2)Вдруг ворона подбегает

(3)Головой она кивает,  

(4)Каркает :"Вот и обед !"    

(5)Глядь – (6)а червячков уж нет!    

1 - ладони лежат, на коленях лежат на коленях. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).                                          

2 - перебираем по ногам указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

3 - складываем пальцы щепоткой, качаем (киваем) ими.

4 - раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.          

5 – руки вытягиваем перед собой.        

6 - сжимаем кулачки, прижимаем их к груди (или прячем за спину).  

9. Перчатка.

(1)Весёлая мышка перчатку нашла,                  

(2)Гнездо ,в ней устроив, (3)детей позвала.                                            

(4)Им корочку хлеба дала пожевать,                  

(5)Отшлепала  всех – (6) и отправила спать.                                        

 (7)погладила        

1 - ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка), поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.  

2 - ладони соединяем ковшом.

3 – сгибаем и разгибаем пальцы («зовущий» жест).

4 - кончиком большого пальца поочерёдно стучим по подушечкам

остальных пальчиков.    

5 – хлопаем в ладоши.

6 – складываем ладони, кладем под щеку.  

7 - большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному пальцу).  

10. Поросята.

(1)Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,                

(2)Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.                      

(3)Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(4)Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю                            

                       

(5)Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,                      

(6)Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.  

Ля-ля-ля-ля…

                 

(7)Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,                          

(8)Захотел спать в серединке

(9)И всех братьев растолкал.            

1 – сгибаем и разгибаем мизинец.

2 – безымянный палец.

3 – гладим ладонь.

4 – гладим тыльную сторону руки.

5 - сгибаем и разгибаем средний палец.

6 – указательный.

7 - сгибаем и разгибаем большой палец.

8 – зажимаем большой палец в кулаке.

9 – резко раскрываем кулак.

11.  Рыбки

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,            

(2)Лежало большое бревно на песке,                

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»    

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»        

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»      

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.        

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!            

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»        

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.  

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно).

3 - ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими ныряющее движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 – дрожим.

7 - запястья соединены, ладони раскрываются и соединяются (пасть).

8 –прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

12. Краб.

(1)Ветер дует, задувает,                

Пальму в стороны качает.          

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

(2)А под пальмой краб сидит        

И клешнями шевелит,                

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

                                               

(3)Чайка над водой летает  

(4)И за рыбками ныряет,              

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

(5)Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.        

Под водой на глубине            

Крокодил лежит на дне.

А под пальмой…

1 – запястья смыкаем, ладони отводим в стороны (пальма), качаем руками.

2 – большие пальцы округляем, цепляем их друг за друга. Остальными пальцами шевелим.

3 – большие пальцы сомкнуты боковыми поверхностями, остальными пальцами машем.

4 – округляем пальцы, смыкаем ладони, выполняем «ныряющие» движения.

5 – ладони сомкнуты, одна рука сверху другой, поднимаем и опускаем ладонь (крокодил открывает и закрывает рот).

13. Часы.

(1)Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!» (2),                    

(3)Мышь  скатилась кувырком.                      

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (4).              

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз…

1 – перебираем пальцами от носочков до макушки.

2 – один раз хлопаем в ладошки.

3 – быстро проводим пальцами от макушки к носочками (мышка упала).

14. Котята.

(1)У кошечки нашей есть десять котят,        

(2)Сейчас все котята по парам стоят:

(3)Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых,        

(4)Два  маленьких самых и очень красивых.

1 – поглаживаем руки.

2 – смыкаем ладони и пальцы.

3 – постукиваем пальцами друг по другу, начиная от больших пальцев.

4 – отводим руки в стороны, сжимаем кулаки, оставив выпрямленными только мизинцы. Сгибаем и разгибаем мизинцы.

15. Козлик

(1)Сидел козёл на лавочке,                                    

Считал своих козявочек.                  

И раз, два, три, четыре, пять,        

Тебе опять считать.        

(2)Одна копейка, медный грош,          

Сам выбирай, чего ты хошь,

Все люди ждут, а ты не жди,

Скорее говори…

Под эту песенку можно играть в «ладушки» и делать пальчиковую гимнастику.

Например:

1 – выполняем ритмичные хлопки в ладоши и шлепки по ногам.

2 – поочередно смыкаем пальцы в колечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...