консультации
консультация (младшая группа) по теме

Алмаксудова Гульмира Мухтарпашаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательной учреждение

 «Цветик-семицветик»

Консультация

«Развитие познавательного интереса детей посредством организации  экспериментальной деятельности».

Подготовила воспитатель

Алмаксудова Г.М.

 

г. Когалым

2017 года

 Тема моего выступления: «Развитие познавательного интереса детей посредством организации  экспериментальной деятельности».

 

 «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».  Николай Николаевич Поддъяков 

 Именно исследовательское поведение создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития, фундамент интеллектуального богатства личности. Педагогическим работникам дошкольных учреждений необходимо проводить постоянные поиски, направленные на превращение образовательного процесса в интересное, заинтересованное общение детей с взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности, особенно при организации экспериментально-исследовательской деятельности с целью познания воспитанниками окружающего мира.  Навыки экспериментально-исследовательской деятельности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательной активности ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации в обществе.

 Исследовательская деятельность зарождается еще в раннем детстве. Дети начинают различать предметы по величине, форме, цвету и назначению, осваивают сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, ребенок познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления живой и неживой природы. Они с удовольствием играют с песком и водой, собирают камешки, ракушки.

 Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон.  Детское мышление переходит от наглядно - действенного к наглядно - образному и логическому. В опытно-экспериментальной деятельности ребенок получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Ребенок, который познает неизведанный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. 

 Задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Когда обучение содержит элементы исследовательского поиска, оно превращается в творческую деятельность, способную увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Применение педагогических технологий при организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

Ø формирование у детей потребности изучать окружающий мир через поисково-экспериментальную деятельность путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Ø развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей), диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей);

Ø умение решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства;

Ø воспитание позитивного отношения к применению нововведений, направленных на развитие инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

 Решая данные задачи, формируются представления дошкольников об окружающем мире, расширяется кругозор, словарный запас. Дети осваивают названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Дошкольники воспринимают мир с его сложностями, закладывается фундамент общего умственного развития ребенка.

 Практика показала, что дети дошкольного возраста не могут работать не разговаривая. Многие психологи показали следующие закономерности: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает меняться словесно-логическим, и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.

 В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, умение формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы, стимулируется развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов и наблюдений на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на воспитание чувства красоты, на умение любоваться природой.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с дошкольниками. В группе созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, различный бросовый и природный материал, запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

 В своей работе основной упор я делаю на наблюдения, экспериментирование и практическую деятельность детей в природе. Процесс обучения строю таким образом, чтобы основные, необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядно-практическим методом.

При организации экспериментирования я специально создаю условия, способствующие обучению детей друг с другом, их раскрепощению. Как отмечали многие педагоги, общий уровень поисковой деятельности, обеспечивающий максимальное проявление познавательной активности, определяется именно уровнем ее организации, смысловой направленностью, выбором объекта и содержания. Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности  с детьми, в режимных моментах.

                А у нас в саду дела  -  эксперименты снова,

                Сам волшебник никогда не творил такого!

                То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

                 Изменяем вкус воды,  как в волшебной сказке!

 Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется.

 Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с  явлениями природы.

Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Подвижные игры.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей. На практике я убедилась, что экспериментальная деятельность  актуальна  и очень эффективна. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Спасибо за внимание!

 

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательной учреждение

 «Цветик-семицветик»

Консультация

«Развитие познавательного интереса детей посредством организации  экспериментальной деятельности».

Подготовила воспитатель

Алмаксудова Г.М.

г. Когалым

2017 года

1 слайд: Тема моего выступления: «Развитие познавательного интереса детей посредством организации  экспериментальной деятельности».

2 слайд: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

                                          Николай Николаевич Поддъяков

3 слайд: Именно исследовательское поведение создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития, фундамент интеллектуального богатства личности.

4 слайд: Педагогическим работникам дошкольных учреждений необходимо проводить постоянные поиски, направленные на превращение образовательного процесса в интересное, заинтересованное общение детей с взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности, особенно при организации экспериментально-исследовательской деятельности с целью познания воспитанниками окружающего мира.

5 слайд: Навыки экспериментально-исследовательской деятельности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательной активности ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации в обществе.

6 слайд: Исследовательская деятельность зарождается еще в раннем детстве. Дети начинают различать предметы по величине, форме, цвету и назначению, осваивают сенсорные эталоны. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, ребенок познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления живой и неживой природы. Они с удовольствием играют с песком и водой, собирают камешки, ракушки.

7 слайд: Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон.  Детское мышление переходит от наглядно - действенного к наглядно - образному и логическому. В опытно-экспериментальной деятельности ребенок получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Ребенок, который познает неизведанный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. 

8 слайд: Задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Когда обучение содержит элементы исследовательского поиска, оно превращается в творческую деятельность, способную увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

9 слайд: Применение педагогических технологий при организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

  • формирование у детей потребности изучать окружающий мир через поисково-экспериментальную деятельность путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей), диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей);
  • умение решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства;
  • воспитание позитивного отношения к применению нововведений, направленных на развитие инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

10 слайд: Решая данные задачи, формируются представления дошкольников об окружающем мире, расширяется кругозор, словарный запас. Дети осваивают названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Дошкольники воспринимают мир с его сложностями, закладывается фундамент общего умственного развития ребенка.

11 слайд: Практика показала, что дети дошкольного возраста не могут работать не разговаривая. Многие психологи показали следующие закономерности: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает меняться словесно-логическим, и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.

12 слайд: В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, умение формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы, стимулируется развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов и наблюдений на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на воспитание чувства красоты, на умение любоваться природой.

13 слайд: Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

14 слайд: Китайская пословица гласит: «Расскажи –  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с дошкольниками. В группе созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, различный бросовый и природный материал, запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

15 слайд: В своей работе основной упор я делаю на наблюдения, экспериментирование и практическую деятельность детей в природе. Процесс обучения строю таким образом, чтобы основные, необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядно-практическим методом.

16 слайд: При организации экспериментирования я специально создаю условия, способствующие обучению детей друг с другом, их раскрепощению. Как отмечали многие педагоги, общий уровень поисковой деятельности, обеспечивающий максимальное проявление познавательной активности, определяется именно уровнем ее организации, смысловой направленностью, выбором объекта и содержания.

17 слайд: Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности  с детьми, в режимных моментах.

                А у нас в саду дела  -  эксперименты снова,

                Сам волшебник никогда не творил такого!

                То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

                 Изменяем вкус воды,  как в волшебной сказке! 

18слайд: Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется.

19 слайд: Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с  явлениями природы.

20 слайд: Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

21 слайд: Подвижные игры.

22 -23 слайд: Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей.

24 слайд: На практике я убедилась, что экспериментальная деятельность  актуальна  и очень эффективна. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

25 слайд: Спасибо за внимание!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....