План по самообразованию
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Тема самообразования:
«Культура народов России
в детском творчестве»
Воспитатель:
Горынина Л.В.
Актуальность: тема «Культура народов России в детском творчестве»
выбрана мною не случайно. Так как в данная проблема заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.
В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Родная культура, как отец и мать, должна стать частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное – обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России в последнее время стала очень актуальной. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
За основу в своей работе беру «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
- Расширить знания о жизни людей, живущих в России, их обычаях, традициях, фольклоре.
- Познакомить с национальной одеждой народов;
- Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских и др;
- Приобщать детей и родителей к играм народов;
- Также я изготовила картотеку нравственно – патриотических игр.
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Таким образом, подвила детей к тому, что каждый народ создаёт свой фольклор. Знакомила детей с фольклором народов России на занятии и в повседневной жизни. На занятиях, прогулках, во время трудовой и игровой деятельности детей, из повседневной жизни, в подходящий к тому случаях, часто использовала пословицы народов России о труде, дружбе, о честности, о доброте.
В заключении хочется сказать, что национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре народов России становится актуальной.
Этапы реализации самообразования
Работа начата - 10.09 .2014 г.
Закончена -30.05.2017г.
Этапы проведения | Работа по теме | Результат |
I этап (сентябрь) | 1.Изучение методической литературы: а) изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям.
2.Мониторинг детей. | 1. Программа «От рождения до школы под редакцией Н. В. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. |
II этап (октябрь-ноябрь) | Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольника в семье» Мини-музей группы «Русское народное творчество» | 1. Центр патриотического воспитания
2. Картотека игр народов России. |
III этап (в течении года) | Составление перспективного плана по формированию межличностных отношении. 2. Работа с детьми по перспективному плану. |
|
IV этап (январь-февраль) | 1.Анкетирование родителей 2.Круглый стол для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольника" 3. Подборка игр «Коренных народов севера», 4. Игры по «Нравственно-патриотическому воспитанию 5. “Игры народов России”. 6. Составление консультационного материала для родителей: 7. Рекомендации для родителей. | 1.Анализ анкетирование родителей «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2.Конспект образовательной деятельности. 3.Папка передвижка.
|
V этап (май) | 1. Контрольный мониторинг детей. | 1. Аналитические справки по мониторингу. |
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, планируемые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.
Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:
1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство - Пресс, 2002.
3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
5. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.
9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
10. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.
11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.
12. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов». / Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
13. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.
14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989.
15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991.
16. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.
17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника». / Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.
18. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 1997.
19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.
Челябинск: Взгляд. 2007..
20. Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989
21. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий
2003». 2006.
22. «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.
23. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
24. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
25. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...