Интеграция образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
статья по теме

Амерханова Гузель Фаритовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_oblasti_muzyka.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательной области "Музыка" как способ формирования образного мышления старших дошкольников

        В наш век компьютерных технологий удивить ребенка не так то просто. Увлечь маленького непоседу на занятии,  удержать его внимание, преподнести информацию  и оставить в памяти яркие впечатления - задача, требующая кропотливой и содержательной работы.  Для решения данных задач своеобразной "палочкой-выручалочкой" являются интегрированные занятия.

        Интегрированные занятия позволяют: гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность осваивать содержание различных разделов программы, параллельно сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности сформировать у детей целостную картину мира, системные знания и обобщенные умения на одном занятии.

        В общем понятии интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое.

        Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение .

        Однако, не стоит путать интегрированное занятие с комплексным, поскольку оба обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности. Комплексное занятие направлено на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.

        В интегрированном занятии соединены знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема. Например, выбирая тему "Времена года" можно провести ее через произведения композиторов, художников, поэтов.

        Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения :

  • выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
  • выявить связи между подобными элементами знаний;
  • учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
  • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
  • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
  • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Связь образовательной области "Музыка" с другими образовательными областями.

Физическая культура: развитие физических качеств, для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.

Художественное творчество: развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области "Музыка", закрепление результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

Чтение художественной литературы: использование музыкальных произведений с целью эмоционального восприятия художественных произведений.

Познание: расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Коммуникация: развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театрализованной деятельности всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Социализация: Формирование представлений о культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Здоровье: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Примерный список музыкальных произведений для организации интегрированных занятий по художетвенно-эстетическому воспитанию старших дошкольников.

А.Вивальди "Времена года"

П.И.Чайковский "Времена года"

П.И. Чайковский "Детский альбом"

Ш.К. Сен-Санс "Карнавал животных"

Э.Григ "Утро"

М.П.Мусоргский "Картинки с выставки"

Р.Шуман "Альбом для юношества"

К.Дебюсси "Детский уголок"

        Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности  и атрибутов на занятиях. Так  педагог может использовать репродукции картин, презентации, видеофильмы, детские рисунки для создания примеров и моделирования задач.

        Преимущества интегрированного занятия заключаются в том, что они способствуют повышению мотивации обучения, развитию речи, формированию воспитанников умению сравнивать, обобщать, делать выводы,. Углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием. Расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности. Эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Использованные источники

Ресурс сети интернет https://interactive-plus.ru/ru, http://pandia.ru/

Справочник музыкального руководителя №0, 03.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...

«Хищные и травоядные животные нашего леса.» Конспект непрерывной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. в старшей группе

Цель. Уточнить и закрепить знания детей о многообразии животного мира.Задачи.Образовательные:учить различать животных по питанию;учить решать проблемные задачи.совершенствовать речь – доказатель...