Арт терапия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
В материале даны игры и упражнения с элементами арттерапии. Это будет интересно психологам, педагогам и родителям детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Арт терапия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арттерапия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья.
Арттерапия — простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки, улучшает эмоциональное состояние. Обычно, раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность и разнообразные по содержанию страхи. Для избавления от негативных состояний детей, наряду с комплексом мер, можно применять техники арттерапии. Арттерапия имеет преимущества перед другими формами: работа может вестись коллективно, не требует художественных навыков, способствует снятию эмоционального напряжения и доставляет удовольствие.
Предлагаем Вам игры и упражнения для сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
Упражнения, снимающие страх ошибки:
«Каракули»
Цель: помочь расшевелить участников, дать возможность почувствовать нажим карандаша, снять напряжение перед рисованием, снять страхи.
Для этой техники нужны только бумага и карандаш. Участники свободно, не задумываясь о результате, рисуют на листе бумаги линии, каракули. Затем пробуют разглядеть в них и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д.
«Монотипия» (дословно «один отпечаток»)
Цель: снизить страхи и чувство подавленности, укреплять уверенность детей в себе.
На гладкую, не впитывающую краску поверхности (пластик, линолеум и т. д.) наносятся гуашью разноцветные пятна. Хорошо добавлять белый цвет. К этой поверхности прикладывается лист бумаги и на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Можно использовать футляры от кассет, тогда делаются отпечатки путем прикладывания. Результат получается очень красивый, дети с удовольствием находят образы. При желании можно дорисовать, приклеить сверху недостающие элементы, вырезать и оформить отдельные фрагменты.
«Сделай неправильный рисунок из правильного».
Цель: способствовать снижению страха перед возможной ошибкой.
Заранее готовятся черно-белые рисунки, на которых изображены дети в знакомых ситуациях. Каждый участник получает карточку с рисунком и он должен дорисовать или раскрасить его так, чтобы он стал неправильным и некрасивым.
«Отпечатки»
Цель: повысить настроение, уменьшать зависимость от ритуалов и шаблонов, развивать воображение.
Можно делать отпечатки губкой, донышком пластиковой бутылки, смятой бумагой и т. д.
Техники, которые помогают детям выплеснуть негатив, разрядиться.
Рисование пальцами, марание, комканье газет, вымешивание красок и т. д. в ходе которых деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. «Игры с грязью» служат профилактикой тревожности, социальных страхов и подавленности.
«Рисование пальцами».
Цель: Дать почувствовать свободу от культурного влияния, от социального давления, свободу от двигательных ограничений. Дать новые тактильные ощущения
Ребенок незаметно для себя, осмеливается на действия, которые обычно не делает, так как опасается нарушить правила. «
«Марание»
Это спонтанные рисунки участников, выполненные в абстрактной манере.
Цель: активизировать спонтанность, помочь более открыто проявлять разнообразные эмоции, позволить без опасений удовлетворить деструктивные влечения.
Участникам предлагается забрызгать, замазать например вход в пещеру или нарисовать свое настроение без сюжета при помощи пятен, штрихов, мазков. У марания нет категории «правильно-неправильно», «хорошо — плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки исключает саму оценку. При обсуждении результата больше обращает внимания на то, понравилась ли эта деятельность, какие образы пришли на ум..
Техники на трансформацию отрицательных состояний в позитивные.
«Превращения. Страшный - добрый»
Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов, бороться с детскими страхами.
Участникам раздаются черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Всем предлагается поиграть в волшебных художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым (пририсовать «добрые детали» - пушистый хвост, яркую шляпу, красивые игрушки и т. д. Устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех?
«Три рисунка»
Цель: Учить детей принимать все, что дает жизнь, извлекать из трудностей пользу. Сделать вывод, что все эти рисунки все равно красивые.
Предложить сделать три рисунка: 1) цветом, который не нравится, 2) цветом, который нравится и 3) двумя этими цветами.
Техники на осознание и улучшение эмоционального состояния.
«Рисуем музыку»
Цель: учить выражать свое настроение невербальным способом, развивать воображение.
Включается музыка и участникам предлагается изобразить на листе бумаги те ассоциации, которые возникают в процессе прослушивания. Можно использовать карандаши, мелки, краски.
«Покрывало феи»
Цель: дать детям возможность успокоиться, настроиться на позитивный лад, развивать воображение и фантазию.
Предложить детям цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Сквозь них дети рассматривают окружающее пространство. Можно просто обернуться в них. Полезно возбужденному ребенку предложить отправиться в Голубую страну, а робкому - в Красную.
Упражнения с движениями
«Джаз тела»
Цель: дать возможность отдохнуть, почувствовать свое тело, наладить связь всех частей.
Предложить участникам потанцевать, подвигаться под музыку отдельными частями тела: голова, плечи, локти, запястья, кисти, позвоночник, таз, колени, стопы. Можно диалоги колени - локти, плечи — таз, голова — руки.
«Волшебное зеркало» в парах и в кругу.
Цель: закрепить навыки взаимодействия. Развить воображение, координацию движений. Научить ребенка повторять движения других детей.
Ну – ка, зеркальце, смотри,
Всем нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяйте все за мной.
(Один показывает движения, другие повторяют).
Упражнения на коммуникацию
«Рисунок по кругу»
Цель: развивать навыки сотрудничества, учить вносить свой вклад в общий рисунок, создать хорошее настроение.
Участники садятся в общий круг. Каждый берет по листу бумаги и восковой мелок (следить, чтобы цвета не повторялись). Все начинают рисовать какую-то картинку. По команде ведущего все передают начатый рисунок своему соседу слева. Затем берут тот лист, который передаст сосед справа и продолжают рисовать начатую им картинку. Повторить до тех пор, пока рисунки не вернутся хозяину. В конце упражнения каждый участник получает ту картинку, которую он начал рисовать.
«Парное рисование»
Цель: развивать навыки сотрудничества, учить вносить свой вклад в общий рисунок, создать хорошее настроение. Учить понимать друг друга без слов.
Дети разбиваются на пары и вместе рисуют на одном листе бумаги. Надо постараться рисовать молча, используя только жесты и мимику.
«Двое с одним фломастером»
Цель: сформировать навыки взаимодействия, объединить участников группы, развить у них коммуникативные навыки и воображение.
Все игроки разбиваются на пары. Одним фломастером, держа его вдвоем, они должны нарисовать картинку. После этого участники делятся впечатлениями.
Желаю успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Дошкольников »
Описание опыта работы воспитателя используемого в своей работе арт-терапевтические методы как основу здоровьесбережения дошкольников....
Мастер-класс для педагогов "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников"
Расширение и овладение практическими навыками приминения арт-терапии в работе с дошкольниками...
Информационно – психологическая брошюра для любознательных родителей "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"
Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения. Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.У каждог...
02.02.2018 г. Международный вебинар "Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста"
Сертификат участника....
Статья: «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Дошкольников »
Описание опыта работы воспитателя используемого в своей работе арт-терапевтические методы как основу здоровьесбережения дошкольников....
Статья: «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Дошкольников »
Описание опыта работы воспитателя используемого в своей работе арт-терапевтические методы как основу здоровьесбережения дошкольников....
Презентация "Песочная терапия, как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста".
Песочные игры не только интересные но и полезны.Игра с песком эффективна в работе с дошкольниками•Во-первых, развивается мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фи...