Адаптация
консультация на тему

Мишкина Татьяна Андреевна

Адаптация ребенка к детскому саду

«Адаптация ребенка к детскому саду»

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь обычно с детского сада.

Что такое адаптация?

• Вхождение в новую среду и приспособление к новым условиям социального существования, к новому режиму.

• Комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к изменяющимся условиям существования.

Уровни адаптации

• Физиологический

• Психологический

Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть)

• К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы)

• Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать

• Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами

• Необходимости отстаивать свое личное пространство

Физиологический (надо привыкнуть)

• К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды)

• Невозможности уединения

• Необходимости самоограничений

• Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам

Степени адаптации

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:

1 – 16 дней - легкая адаптация

20-40 дней – адаптация средней тяжести

от 40 до 64 дней – тяжелая адаптация

Три степени тяжести прохождения адаптационного периода

• Легкая адаптация - к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенокнормально ест не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.

• Средняя адаптация - поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.

• Тяжелая адаптация - характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений.

Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:

Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;

Чрезмерная тревожность родителей;

Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

Воспитание ребенка в духу вседозволенности;

Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т. п. ;

Болезненность малыша;

Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация

Адаптация ребенка к детскому саду.

     Детский сад - необходимость. Без него не обойтись. Он - одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.
     И Вы, как все, отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, другой. Неделю.… Только Ваш малыш стал почти неузнаваем, словно его подменили.
     С ним все время что-то происходит. По любому поводу истерики, причем, по нескольку часов подряд. Ничего не ест, плохо спит. Да еще пуглив, как никогда. И не хочет идти в детский сад.
     Да, с ребенком что-то происходит, словно он «развивается назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю. Ведь не подменили же малыша.
     «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким должен быть. Не волнуйтесь, все это естественно. И у него период адаптации к нему, конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему.
     Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только Вам обычно видна лишь надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение ребенка приводит Вас в смятение. А если бы Вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-то в этот новый детский коллектив. Здесь ребенок постоянно находится в напряжении. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
     Присмотритесь к ребенку, он здоровый или всё-таки больной. Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом «третьем состоянии» между здоровьем и болезнью. Что-то сходное испытывали вы, когда были беременны. Но постоянно находиться в «третьем состоянии» нельзя. Поэтому сегодня или завтра Ваш ребенок или, в самом деле, заболеет или снова станет сам собой.
     Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени Вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит Вас сегодня. Это будет говорить о легкой или благоприятной адаптации.
     Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или тяжелой адаптации у малыша.
     Ученые – психологи разработали и уточнили ряд показателей, позволяющих охарактеризовать особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.
     Какие же это показатели:
     
1.Отрицательные эмоции.
          Отрицательные эмоции встречаются, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.
          Ребенок подавлен, угнетен, безучастен ко всему на свете. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. Плачет. Плачет «за компанию», «плачет дуэтом», плачет «хором».
     
2.Страх.
          Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш боится неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что Вы забудете о нем, уйдя из детского сада на работу.
          Малыш боится… И этот страх- источник стресса.
     
3.Гнев.
          Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.
          В период адаптации ребенок раним настолько, что поводом для гнева может служить все.
     4.Положительные эмоции.
В первые дни адаптации  положительные эмоции не проявляются совсем. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше они проявляются. Вообще, улыбка и смех - главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
     5.Познавательна активность.
          Познавательная активность – верный друг всех положительных эмоций, так же снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. Малыш в период адаптации не интересуется игрой, игрушками. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, он словно в зимней спячке и познавательная деятельность его заторможена.
     
6.Социальные навыки.
          Под влиянием стресса ребенок «теряет» почти все навыки самообслуживания, которые давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить с ложечки, умывать, одевать и раздевать.
          По мере адаптации ребенка он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, легко усваивая новые.
     7.Сон и аппетит.
          Вначале сон отсутствует совсем. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон едва ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается всхлипыванием, внезапным пробуждением.
          Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит.
          На фоне стресса Ваш ребенок может похудеть, но адаптировавшись, он легко и быстро начнет в дальнейшем поправляться.

          Итак, адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме. Теперь Вы знаете, что происходит у ребенка с поведением, причины изменения его.
          Виновник всему стресс, разрушающий защитные барьеры, отражающийся на состоянии здоровья малыша, снижающий сопротивляемость организма ребенка.
          Итак: разлука- страх- стресс- срыв адаптации - болезнь…
          Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детскому саду.
          Неблагоприятная адаптация обычно резко возрастает, если у мамы в период беременности был токсикоз, инфекционные заболевания, стрессы. Осложнения во время родов и после также могут являться причиной дезадаптации.
          Легкая адаптация протекает обычно несколько недель, чаще всего полмесяца. С такими детьми почти нет хлопот.

Как надо родителям ребенка готовить его
к поступлению в детский сад.

- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
- Заранее познакомить ребенка с воспитателями группы.

- Закаливать ребенка.

- Отправлять ребенка в детский сад при условии, что он здоров.

- Учить ребенка навыкам самообслуживания.

- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад ребенку.
- Планировать свой отпуск так, чтобы у вас была возможность оставлять ребенка не  на полный день.
- Формировать навыки общения с другими детьми.

- Уделять ребенку больше внимания, объяснять ему, что Вы его любите.

- Создать дома такой же режим, как и в детском саду.

- Уменьшать нагрузку на нервную систему. Избегать многолюдные и шумные места.

Мишкина Татьяна Андреевна

Педагог - психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...