Кружок "Ладушки-Ладушки"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Тютяева Светлана Ивановна

Разработка кружка с детими второй младшей группы "Ладушки-Ладушки"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ladushki_2016-2017.docx71.91 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

ЦЕЛЬ:

  • Развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
  • Привить детям любовь к художественному слову.
  • Познакомить с видами нетрадиционного изображения.
  • Развивать фантазию, творческое воображение.
  • Развитие коммуникативных навыков.

                               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические занятия

1

«Вышла курочка гулять»

(пальчиковый театр, песенка)

15

5

10

«Мятые картинки»

1.1

«Угощение для курочки и цыплят»

(повтор песенки)

15

5

10

Аппликация с использованием пластилина

1.2

«Кап-кап дождик»

(пальчиковая потешка)

15

5

10

«Обрывная аппликация»

1.3

«Кап-кап дождик»

(повтор пальчиковаой потешки)

15

5

10

Аппликация с использованием пластилина

2

«Сорока-ворона»

(пальчиковая игра)

15

5

10

Обрывная аппликация. «Каша»

2.1

«Сорока-ворона»

(с использованием пальчикового театра)

15

5

10

Аппликация с использованием пластилина «Каша»

2.2

«Осенние листочки»

(пальчиковая игра)

15

5

10

Аппликация с использованием салфеток «Листок»

2.3

«Осенние листочки»

(повтор пальчиковой игры)

15

5

10

Аппликация с использованием пластилина «Листья»

3

«Наши уточки с утра»

(пальчик. потешка)

15

5

10

Аппликация с использованием готовых форм

3.1

«Наши уточки с утра»

(повтор пальчик. потешки)

15

5

10

Аппликация

«Создание коллажа»

3.2

«Мишка косолапый вразвалочку идет»

(объигрывание стихотворения)

15

5

10

Мятые картинки «Мишка»

3.3

«Мишка косолапый вразвалочку идет»

(объигрывание стихотворения)

15

5

10

Обрывная аппликация «Малина для мишки»

4

«Первый снег»

(пальчиковая игра «Как на горке снег…)

15

5

10

Аппликация с использованием салфеток

4.1

«Первый снег»

(повтор пальчиковой игры «Как на горке снег…)

15

5

10

Аппликация с использованием пластилина

4.2

«Были бы у елочки ножки…»

(объигрывание с помощью плоскостной фигурки с дырочками для пальцев)

15

5

10

Обрывная аппликация

4.3

«Были бы у елочки ножки…»

(повтор -объигрывание с помощью плоскостной фигурки с дырочками для пальцев)

15

5

10

«Создание коллажа»

5

«Снеговик»

(заучивание стихотворение с использованием плоскостных фигур)

15

5

10

Аппликация

5.1

«Мишка-мишка-лежебока»

(заучивание стихотворения)

15

5

10

«Мятые картинки»

5.2

«Мишка-мишка-лежебока»

(повтор стихотворения)

15

5

10

«Создание коллажа»

6

«Открытка к 23 февраля»

(пальчиковая игра «Машина»)

15

5

10

Аппликация из готовых форм

«Машина»

6.1

«Открытка к 23 февраля»

(повтор пальчиковой игры «Машина»)

15

5

10

Создание коллажа

6.2

«Маленькая птичка прилетела к нам»

(заучивание песенки)

15

5

10

Обрывная аппликация

6.3

«Птички»

(повтор песенки)

15

5

10

Рисование (ладошки)

7

«Открытка для любимой мамочки»

(пальчиковая игра «Мамочка»)

15

5

10

Аппликация

7.1

«Красивые цветы»

(повтор пальчиковая игра «Мамочка»)

15

5

10

Аппликация с использованием пластилина

7.2

«Солнышко»

(разучивание потешки»Солнышко, посвети!»

15

5

10

Аппликация с использованием пластилина

7.3

«Солнышко»

(повтор потешки»Солнышко, посвети!»

15

5

10

Аппликация «Ладошки»

8

«Подснежники»

(пальчиковая потешка «Алые цветы»

15

5

10

Аппликация

8.1

«Подснежники»

(повтор пальчиковой потешки «Алые цветы»

15

5

10

«Создание коллажа»

8.2

«Ежик»

(разучивание стихотворения «Встретил ежика бычок»

15

5

10

Аппликация с использованием пластилина

8.3

«Ежик»

(повтор стихотворения «Встретил ежика бычок»

15

5

10

«Создание коллажа»

9

«Цветущая яблонька»

(разучивание пальчиковой потешки «Цветы»

15

5

10

Аппликация

9.1

«Цветущая яблонька»

(повтор пальчиковой потешки «Цветы»

15

5

10

Аппликация с использованием пластилина

9.2

«Любимое животное»

(заучивание песенки «К нам пришла собачка»

15

5

10

«Мятые картинки»

9.3

«Жили у бабуси два веселых гуся»

(разучивание песенки)

15

5

10

Рисование

ИТОГО

8.45

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Годовой календарный учебный график.

2.Организационно-педагогические условия реализации программы. 

3.Планируемые результаты.

4. Оценочные и методические материалы.

5. Формы контроля..

6.Критерии отслеживания усвоения программы.

7.Условия реализации программы. 

8.Воспитательная работа.

9.Список литературы.

ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

месяц

день недели

время

тема

цель

Продукт кружка

Сентябрь

«Вышла курочка  гулять»

Познакомить с пальчиковым театром, разучить текст песенки

«Мятые картинки»

Знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение.

Сентябрь

«Угоще ние для курочки и цыплят»

Повторить текст песенки. Формировать правильное звукопроизноше ние

«Аппликация с использованием пластилина»

 Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму, дополняя созданное ранее изображение.

Сентябрь

«Кап-кап-дождик»

- Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

«Обрывная аппликация».

 -Учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать их на картон. Развивать пространственные представления, воображение.

Сентябрь

 «Кап-кап дождик».

-Разучить пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!». Совершенство

вать память, умение согласовывать движения и речь.

«Обрывная аппликация».

- Учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать их на картон. Развивать пространственные представления, воображение.

Октябрь

 «Сорока-ворона».

- Повторить пальчиковую  игру «Сорока-ворона». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить.

«Обрывная аппликация». «Каша».- Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму

Октябрь

«Сорока-ворона» использованием пальчико вого театра. 

Совершенство

вать память, внимание, умение согласовывать движения и речь,

формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

- «Аппликация с использованием пластилина». «Каша».

-Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать, заполняя  готовую форму.

Октябрь

 «Осенние листочки».

- Разучивание пальчиковой игры «Осенние листочки». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Разви вать координацию движений рук, мелкую мотори

ку. Совершенство

вать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием салфеток». Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, наклеивать на нарисованный фон.

Октябрь

 «Осенние листочки».

- Повторение пальчиковой игры «Осенние листочки». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между пальцами, прикреплять их к основе (листья). Размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца (дерево).

Ноябрь

«Наши уточки с утра… ».

- Разучивание потешки как пальчиковой игры. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием готовых форм». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги.

Ноябрь

«Наши уточки с утра… ».

- Повторение потешки с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Ноябрь

«Мишка-косолапый вразвалочку идёт».

- «Мятые картинки»

- Обыгрывание стихотворения с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Мишка». Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами; учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону на контурное изображение.

Ноябрь

«Мишка-косолапый вразвалочку идёт».

- Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Обрывная аппликация» «Малина для мишки». Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму, дополняя ранее созданное изображение.

Декабрь

«Первый снег».

- Пальчиковая игра «Как на горке снег…». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение чисто говорить. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием салфеток».

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, пространственные представления.

Декабрь

«Первый снег».

- Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина».

Учить использовать в работе различные приёмы: отщипывание, скатывание, надавливание, размазывание.

Декабрь

«Были бы у ёлочки ножки…».

- Обыгрывание стихотворения с помощью плоскостной игрушки с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Обрывная аппликация». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги, создавая изображение.

Декабрь

«Были бы у ёлочки ножки…».

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Январь

«Снего вик».

- Побуждать слушать стихотворный текст «Снеговик». Обыгрывать с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию. Закрепить геометрические формы.

Январь

«Мишка, мишка – лежебока».

- Заучивание стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Мятые картинки». Учить формировать из бумаги комочки, приклеивая их в определённом месте основы (берлога под сугробом, сугробы), дополнять работу обрывной аппликацией.

Январь

«Мишка, мишка – лежебока».

- Повторение стихотворения. Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Февраль

«Открытка к 23 февраля».

- Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму машины.

Февраль

«Открытка к 23 февраля».

- Пальчиковая игра «МАШИНА». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя, созданный ранее сюжет, используя заготовки

Февраль

«Маленькая птичка прилетела к нам».

- Заучивание песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Обрывная аппликация». Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, скатывать из них шарики и приклеивать их к картону (кормушке).

Февраль

« Птички».

- Повторение песенки «Маленькая птичка прилетела к нам». Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Обыгрывание с помощью пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Рисование». Познакомить с новым способом изображения. Учить обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая знакомое изображение.

Март

«Открытка для любимой мамочки».

Пальчико вая игра «Мамочка».

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация».

 Учить правильно располагать изображения на основе и аккуратно приклеивать их.

Март

«Красивые цветы».

- Пальчиковая игра «Мамочка». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

-  «Аппликация с использованием пластилина».  Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Март

«Солныш ко».

- Разучивание пальчиковой потешки «СОЛНЫШКО, ПОСВЕТИ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина».  Учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне.

Март

«Солныш ко».

- Повторение пальчиковой потешки «СОЛНЫШКО, ПОСВЕТИ». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить самостоятельно обводить ладошку. Составлять изображение из вырезанных ладошек. Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

Апрель

«Подснежники».

- Разучивание пальчиковой потешки «Алые цветы». 

Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить наносить клей на изображение, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать салфеткой.

Апрель

«Подснежники».

- Повторение пальчиковой потешки «Алые цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет. Использовать различные изобразительные средства (рисование, аппликация).

Апрель

«Ёжик».

- Разучивание стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация с использованием пластилина».  Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики; учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.

Апрель

«Ёжик».

- Повторение стихотворения «Встретил ёжика бычок…». Обыгрывание с использованием пальчикового театра. Развивать речь, формировать правильное звукопроизноше ние. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, умение согласовывать движения и речь.

- «Создание коллажа». Закреплять практические навыки пластилиновой аппликации; формировать пространственные представления - учить правильно располагать изображения на листе бумаги, дополняя созданный ранее сюжет.

Май

«Цветущая яблонька».

- Разучивание пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Аппликация». Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя изображение. Развивать пространственные представления.

Май

«Цветущая яблонька».

- Повторение пальчиковой потешки «Цветы». Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.

- «Аппликация с использованием пластилина». Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая круглую форму, затем аккуратно приклеивать на готовый фон.

Май

«Любимое животное»        

- Заучивание песенки «К нам пришла собачка». Обыгрывание с помощью плоскостных фигурок с дырочками для пальцев. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Мятые картинки». Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону, создавая изображение животного.

Май

«Жили у бабуси два весёлых гуся».

- Разучивание песенки. Обыгрывание с использованием плоскостных фигурок с дырочками для пальцев.Развивать речь, формировать правильное звукопроизноше ние. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

- «Рисование». Учить самостоятельно обводить ладошку, дорисовывать детали, создавая изображение.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Дополнительная образовательная программа «ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ» рассчитана на 1 учебный год обучения. Численный состав группы не должен превышать10  человек. Продолжительность занятия     15мин.

Каждое занятие состоит из 3частей:

Вводная часть – 3-5 минут.

Основная часть – 10 минут.

Заключительная часть – 3-5 минут.

Форма организации детей – групповая, индивидуальная.

Вводная часть

Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.

Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.

Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.

Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Основная часть

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с массажным мячом, еловыми или сосновыми шишками а также следующие упражнения:

- шнуровка;

- прищепки; липучки; крышки; пуговицы;

- обведение рисунка по контуру, копирование;

- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как –  скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из пластилина, солёного теста, глины;

- рисование пальчиками, ватными палочками, листьями и т.д.

Заключительная часть

Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.

Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

  • названия пальцев рук, их очередность
  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту

должны уметь:

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
  • ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

-Формы контроля

Выставки детских поделок, стенгазеты, фоторепортажи в родительский уголок, памятки.

-Критерии отслеживания усвоения программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:

  • дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.

- насколько точно выполняется действие;

- способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз

- точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;

- способность синхронно выполнять движения обеими руками

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

  • Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, , ориентировка в пространстве

- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок

- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;

- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Оценка в баллах:

0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;

1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;

2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве

3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.

ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уровень                   Количество баллов

(В) Высокий                6 баллов

(С) Средний                4-5 баллов

(Н) Низкий                  до 3 баллов

Условия реализации программы

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: бумага А4, картон, цв. бумага,  карандаши, кисти, гуашевые и акварельные краски, аудио-записи, тексты художественных произведений, иллюстрации, игрушки, шнуровка,прищепки, липучки; крышки; пуговицы и др.

Место проведения

Групповая комната

 Время проведения

1 раз в неделю (четверг), 2 половина дня, время 15.30 час.

Воспитательная работа

Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Список литературы

1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.

3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.

4. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002. 5. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно – оздоровительные моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г. 6. Методическая разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. Конаков Ерофеевой Татьяны Викторовны «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)»

7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008..

8. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. –М.: «Астрель», 2006.

9. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М., «ДОМ. XXIвек», 2007

10. Цвынтарный В.В. Играем с пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 2005.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 – 5 – 2005г.

                                                                                                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Развитие мелкой моторики в быту

(советы для родителей)


Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить  мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.  

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье.  

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать   ботинки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.  

 7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

9. Помогать перебирать крупу.

10. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

12. Собирать на даче или в лесу ягоды.

13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

 14. Включать и выключать свет.

15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

16. Перелистывать страницы книги.

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей по пальчиковым играм

1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________

2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей?

а) да б) нет в) не уверен

3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие? _______________________________________________________________

4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:

- развлекает ребёнка

- наверное, этот человек воспитатель

-полезно для ребенка

-пустое времяпровождение

-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.

- свой вариант__________________________________________________

5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?

а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант

6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.

а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант

7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?

а) да б) нет в) не уверен

8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?

а) да б) нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Комплекс упражнений:

Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.


Комплекс заданий:

Животные

Крокодил. Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

Курочка. Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.

Петушок. Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.

Сова. Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

Мышка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

Лягушка. Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).

Лошадка. Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

Зайцы. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить.

Улитка с усиками. Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.

Ежик. Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

Кот. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.

Волк. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Лиса и заяц. Лиса "крадется" - все пальцы медленно "шагают" по столу вперед, заяц "убегает", перебирая пальцами, быстро двигается назад.

Пчелы. Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.

Паук. Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

Бабочка. Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - "бабочка машет крыльями".

Коза. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, а затем левой руки.

Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

Можно также делать упражнения с использованием стихов.

Собака

"У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик"

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Мышка

"Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит"

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Зайка и ушки

"Ушки длинные у зайки, 
Из кустов они торчат, 
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат"

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны

Зайка и зеркало

"Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит"

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Зайчик в норке

"У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке"

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан

"Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам"

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Лошадка

"У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво"

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Коза

"У козы торчат рога,
Может забодать она"

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

"Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет"

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок

"Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой"

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.


Курочка

"Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо"

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Осы

"Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят"

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Жук

"Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит"

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде

"Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно"

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Краб

"Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню"

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Слон

"В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает"

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Птичка

"Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка"

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Филин

"Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу"

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Волк и лиса

"Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста"

Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Крокодил

"Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста"

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.


Растения

  • Ромашка. (Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
  • Тюльпан. (Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
  • Колокольчик. (То же, но пальцы разъединены).
  • Корни растений. (Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
  • Деревья. (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Можно также делать упражнения с использованием стихов:

Дерево

"У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета"

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Елка

"Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи"

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Колокольчик

"Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит"

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Люди

  • Человечек. Указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.
  • Пожарник. Левая рука упирается в стол. Указательный и средний пальцы правой руки бегут по ней. Поменять руки.
  • Пассажиры в автобусе. (Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
  • Двое разговаривают. Согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
  • Маляр. Рука-это кисть. Пальцы-волоски кисти. Макните кисть в краску и красьте разными руками поочередно: сверху вниз, слева направо и т.д.

Предметы

  • "Очки" (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
  • "Ножницы" (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).
  • "Колокол" (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой и левой руки вниз и синхронно вращать их).
  • "Дом" (соединить наклонно кончики правой и левой руки).
  • "Стол" (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
  • "Стул" (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
  • "Ворота" (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).
  • "Мост" (расположить руки ладонями друг к другу, пальцы округлить, соединить кончики пальцев обеих рук).
  • "Замок" (Ладони вместе. Пальцы расположены между пальцами противоположной руки).
  • "Лодочка" (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

Можно также делать упражнения с использованием стихов.

Домик

"Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел"

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки

"Бабушка очки надела
И внучонка разглядела"

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Замок

"Пальцы сплетем
И замок мы получим.
Еще повторим,
И получится лучше"

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Флажок

"Я в руке флажок держу
И ребятам им машу"

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

"Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки"

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

"Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка"

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Стул

"Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье"

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять руки.

Стол

"У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка"

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Грабли

"Листья падают в саду,
Я их граблями смету"

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Цепочка

"Пальчики перебираем
И цепочку получаем"

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Скворечник

"Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет"

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик

"Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой"

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Корзинка

"В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу"

Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Игровой самомассаж для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием прищепок.

Слова

Действия

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем

И немного покачаем!

(Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим средний палец левой руки и качаем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём

И немного отдохнём!

(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Игровой самомассаж с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук с использованием конструктора «Лего».

Слова

Действия

1, 2, 3, 4, 5!

Конструктором будем мы играть!

(Загибаем-разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

Конструктором будем мы играть!

Своим ручкам помогать!

(Кулачки-ладошки ударяем

друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

(Выполняем действия

в соответствии с текстом, прокатывание конструктора

между ладонями, правая рука сверху)

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

 

(Меняем положение рук прокатывание конструктора

между ладонями, левая рука сверху)

В ручку правую возьмём

И сильней его сожмём!

(Сжимаем конструктор в правой руке)

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

(Имитируем игру на пианино

правой рукой)

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём.

(Сильно сжимаем в левой руке)

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

(Имитируем игру на пианино

правой рукой)

Мы конструктор убираем

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

На левой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Убираем на край стола)

(Загибаем пальцы на правой руке)

 

 

(Загибаем пальцы на левой руке)

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

(Интенсивно трясём ладошки,

продолжаем занятие)


Игровой самомассаж для активизации речи, мышления, развития мелкой моторики рук и повышения иммунитета детей.

Слова

Действия

1, 2, 3, 4, 5!

С горошком будем мы играть!

(Загибаем-разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)

С горошком будем мы играть-

Своим ручкам помогать!

(Кулачки-ладошки ударяем

друг о друга поочерёдно)

В ручку правую возьму,

Крепко пальцами сожму.

Между пальцами катаю,

Всё сильнее нажимаю.

(Выполняем действия в соответствии с текстом))

 

Указательный, большой,

Поиграйте вы со мной!

(Катаем горошек между большим и указательным пальцами правой руки)

Средний пальчик и большой,

Поиграйте вы со мной!

(Катаем горошек между большим и средним пальцами правой руки)

Безымянный пальчик и большой,

Поиграйте вы со мной!

(Катаем горошек между большим и безымянным пальцами правой руки)

И мизинец, и большой,

Поиграйте вы со мной!

(Катаем горошек между большим и мизинцем правой руки)

В серединке на ладошке

Покатаю я немножко.

Как колобок горох катаю,

Всё сильнее нажимаю.

(Катаем горошину в ладошке

по кругу)

В ручку левую возьму,

Крепко пальцами сожму.

Между пальцами катаю,

Всё сильнее нажимаю.

(Аналогично выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

 

Мы горошинки возьмём,

На край стола их уберём!

Ах! Ах! Ох! Ох!

Был массаж у нас неплох!

(Убираем горошину на край стола)

 

(Выражаем положительные эмоции)

Массаж карандашами

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
  • Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец –снизу.

Стихотворение:

-Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

-Карандаш в руках катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.