Мудрость общения с родителями - залог успешной работы в ДОУ
статья на тему

Ястребова Светлана Валерьевна

«Мудрость общения с родителями – залог успешной работы в ДОУ»

Подготовил: педагог-психолог Ястребова С.В.

Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

1.Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения.

2.Познакомить педагогов с правилами конструктивного взаимодействия, с «речевыми формулами» для общения с родителями.

3.Отработать навыки сообщения негативной информации родителям;

4.Провести среди педагогов тест «Уровень коммуникабельности педагога в работе с родителями»

 

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно - образовательного процесса дошкольных учреждений. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития ребенка - это все ведет к росту недоверия между воспитателем и родителями, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства. Цель моего выступления - совершенствование умений в общении с родителями. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

ü Улыбка,

ü имя собеседника

ü комплимент.

 Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу.

Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

 Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

ü     Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.

ü     Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5 м.

ü     Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

ü     Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

ü     Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».

ü     Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)

ü     Старайтесь чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!» 

Лучший комплимент для каждого родителя - похвала успехов их ребенка.

В нашей работе «педагога», бывает много различных ситуаций в общении с родителями. Мне хотечется рассказать и дать рекомендации по некоторым их них. Существуют «речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.

 Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

ü    Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…

ü    Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….

ü    Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)

ü    Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

 

Универсальные:

ü    Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь

ü    Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….

ü    Я знаю, что только Вы справитесь, потому что……

ü    Нам очень нужна именно Ваша помощь…

ü    Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…

ü    У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая!.

ü    Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…

Как извиниться?

ü    Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…

ü    Я прошу прощения, что так произошло….

ü    Приношу свои извинения, это была случайность….

ü    Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……

Речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта в ходе разговора с родителем. Эти реплики следует произносить мягко, спокойно.

ü    Я не знаю. Заменить на - Мне необходимо уточнить,

ü    Я не могу сейчас. Заменить на - В настоящее время это довольно сложно, однако.

ü    Вы не должны. Заменить на - Будет лучше, если вы...

ü    Вы меня не так поняли. Заменить на - Давайте уточним следующее.

ü    Нет, я с вами не согласна. Заменить на - К сожалению, придется вам возразить

ü    Вряд ли это возможно. Заменить на - Я понимаю вас, однако...

ü    Это не так. Заменить на - Я в целом разделяю ваше мнение, но...

ü    Я не согласна. Заменить на - Очень бы хотелось с вами согласиться, но...

ü    Не думаю, что это верно. Заменить на - Верно, но нужны некоторые уточнения.

Сигнализируйте о терпении и понимании. Используйте следующие формулировки. «Да, я хорошо могу понять это». «Я могу себе представить, что у Вас на душе». «Это действительно плохо для Вас - я Вас понимаю». «На Вашем месте я также разозлился бы». «Я понимаю Вас». «Я знаю, это досадно и неприятно». При этом обратите внимание на свой голос: здесь важно не столько, что Вы говорите, сколько, как Вы говорите.

Сообщение негативной информации о ребенке.

 Не всегда время, проведенное в детском саду, бывает радостным и безоблачным. Поэтому воспитатель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать информацию о ребенке, носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от стиля ее подачи педагогом.

Рассказывать о трудностях (на занятиях, в поведении), с которыми столкнулся ребенок, нужно не на общем собрании, а индивидуально. На общем собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя имен, в противном случае собрание может превратиться в «судилище», в групповое обвинение. Не выносите суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы чаще всего порождают протест со стороны родителей. Не осуждать родителей, а предлагать варианты (Родители в ответ на жалобы воспитателей говорят, что они знают какие у них дети, лучше подскажите, что делать.) Если родитель почувствует, что вы собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения, то многие вопросы вы будете обсуждать в более спокойной обстановке, больше будет к вам доверия. Используйте наглядную информацию. На информационных стендах напишите короткие фразы. Например: Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. Детям нужны не поучения, а примеры. Пусть лучше у детей будет правило, которое они нарушат, чем не будет вообще никаких правил.

 Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича». По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.

 - Я надеюсь, что сегодня в этом зале, Вы почерпнули много интересного для себя, и это многое поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.

 Успехов Вам, удач и профессионального роста.

 

Список использованной литературы

1.                Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) СПб.: Издательство «Речь», 2009. - 224 с.

2.                Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары, практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост.А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград, 2011

3.                Крамкова О.В. Этика и эффективное общение. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. - 44 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mudrost_obshcheniya_s_roditelyami_dlya_nsportala.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Мудрость общения с родителями – залог успешной работы в ДОУ»

Подготовил: педагог-психолог Ястребова С.В.

Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

1.Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения.

2.Познакомить педагогов с правилами конструктивного взаимодействия, с «речевыми формулами» для общения с родителями.

3.Отработать навыки сообщения негативной информации родителям;

4.Провести среди педагогов тест «Уровень коммуникабельности педагога в работе с родителями»

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно - образовательного процесса дошкольных учреждений. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития ребенка - это все ведет к росту недоверия между воспитателем и родителями, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства. Цель моего выступления - совершенствование умений в общении с родителями. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

 Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу.

Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

 Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
  • Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5 м.
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».
  • Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)
  • Старайтесь чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»  

Лучший комплимент для каждого родителя - похвала успехов их ребенка.

В нашей работе «педагога», бывает много различных ситуаций в общении с родителями. Мне хотечется рассказать и дать рекомендации по некоторым их них. Существуют «речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.

 Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

  • Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
  • Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….
  • Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)
  • Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные:

  • Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь
  • Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….
  • Я знаю, что только Вы справитесь, потому что……
  • Нам очень нужна именно Ваша помощь…
  • Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…
  • У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая!.
  • Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…

Как извиниться?

  • Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
  • Я прошу прощения, что так произошло….
  • Приношу свои извинения, это была случайность….
  • Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……

Речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта в ходе разговора с родителем. Эти реплики следует произносить мягко, спокойно.

  • Я не знаю. Заменить на - Мне необходимо уточнить,
  • Я не могу сейчас. Заменить на - В настоящее время это довольно сложно, однако.
  • Вы не должны. Заменить на - Будет лучше, если вы...
  • Вы меня не так поняли. Заменить на - Давайте уточним следующее.
  • Нет, я с вами не согласна. Заменить на - К сожалению, придется вам возразить
  • Вряд ли это возможно. Заменить на - Я понимаю вас, однако...
  • Это не так. Заменить на - Я в целом разделяю ваше мнение, но...
  • Я не согласна. Заменить на - Очень бы хотелось с вами согласиться, но...
  • Не думаю, что это верно. Заменить на - Верно, но нужны некоторые уточнения.

Сигнализируйте о терпении и понимании. Используйте следующие формулировки. «Да, я хорошо могу понять это». «Я могу себе представить, что у Вас на душе». «Это действительно плохо для Вас - я Вас понимаю». «На Вашем месте я также разозлился бы». «Я понимаю Вас». «Я знаю, это досадно и неприятно». При этом обратите внимание на свой голос: здесь важно не столько, что Вы говорите, сколько, как Вы говорите.

Сообщение негативной информации о ребенке.

 Не всегда время, проведенное в детском саду, бывает радостным и безоблачным. Поэтому воспитатель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать информацию о ребенке, носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от стиля ее подачи педагогом.

Рассказывать о трудностях (на занятиях, в поведении), с которыми столкнулся ребенок, нужно не на общем собрании, а индивидуально. На общем собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя имен, в противном случае собрание может превратиться в «судилище», в групповое обвинение. Не выносите суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы чаще всего порождают протест со стороны родителей. Не осуждать родителей, а предлагать варианты (Родители в ответ на жалобы воспитателей говорят, что они знают какие у них дети, лучше подскажите, что делать.) Если родитель почувствует, что вы собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения, то многие вопросы вы будете обсуждать в более спокойной обстановке, больше будет к вам доверия. Используйте наглядную информацию. На информационных стендах напишите короткие фразы. Например: Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. Детям нужны не поучения, а примеры. Пусть лучше у детей будет правило, которое они нарушат, чем не будет вообще никаких правил.

 Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича». По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.

 - Я надеюсь, что сегодня в этом зале, Вы почерпнули много интересного для себя, и это многое поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.

 Успехов Вам, удач и профессионального роста.

Список использованной литературы

  1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) СПб.: Издательство «Речь», 2009. - 224 с.
  2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары, практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост.А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград, 2011
  3. Крамкова О.В. Этика и эффективное общение. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. - 44 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные  формы взаимодействия с семьями воспитанников....

Общение с родителями – залог успешной деятельности ДОУ.

     Соответствовать современным требованиям для коллектива ДОУ – это не только шагать в ногу со временем, но и работать с опережением, видеть пер­спективу, постоянно обнов...

Многообразие форм взаимодействия с родителями – залог успешности работы по развитию речи у дошкольников

Занятость, современный ритм жизни оставляют родителям все меньше и меньше возможности для повседневного, глубокого общения со своими растущими и незаметно взрослеющими детьми. Родителям не хватае...