Мудрость общения с родителями - залог успешной работы в ДОУ
статья на тему
«Мудрость общения с родителями – залог успешной работы в ДОУ»
Подготовил: педагог-психолог Ястребова С.В.
Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности педагога.
Задачи:
1.Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения.
2.Познакомить педагогов с правилами конструктивного взаимодействия, с «речевыми формулами» для общения с родителями.
3.Отработать навыки сообщения негативной информации родителям;
4.Провести среди педагогов тест «Уровень коммуникабельности педагога в работе с родителями»
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно - образовательного процесса дошкольных учреждений. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития ребенка - это все ведет к росту недоверия между воспитателем и родителями, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства. Цель моего выступления - совершенствование умений в общении с родителями. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
ü Улыбка,
ü имя собеседника
ü комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу.
Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
ü Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
ü Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5 м.
ü Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
ü Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
ü Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».
ü Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)
ü Старайтесь чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Лучший комплимент для каждого родителя - похвала успехов их ребенка.
В нашей работе «педагога», бывает много различных ситуаций в общении с родителями. Мне хотечется рассказать и дать рекомендации по некоторым их них. Существуют «речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
ü Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
ü Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….
ü Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)
ü Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..
Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
Универсальные:
ü Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь
ü Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….
ü Я знаю, что только Вы справитесь, потому что……
ü Нам очень нужна именно Ваша помощь…
ü Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…
ü У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая!.
ü Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…
Как извиниться?
ü Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
ü Я прошу прощения, что так произошло….
ü Приношу свои извинения, это была случайность….
ü Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……
Речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта в ходе разговора с родителем. Эти реплики следует произносить мягко, спокойно.
ü Я не знаю. Заменить на - Мне необходимо уточнить,
ü Я не могу сейчас. Заменить на - В настоящее время это довольно сложно, однако.
ü Вы не должны. Заменить на - Будет лучше, если вы...
ü Вы меня не так поняли. Заменить на - Давайте уточним следующее.
ü Нет, я с вами не согласна. Заменить на - К сожалению, придется вам возразить
ü Вряд ли это возможно. Заменить на - Я понимаю вас, однако...
ü Это не так. Заменить на - Я в целом разделяю ваше мнение, но...
ü Я не согласна. Заменить на - Очень бы хотелось с вами согласиться, но...
ü Не думаю, что это верно. Заменить на - Верно, но нужны некоторые уточнения.
Сигнализируйте о терпении и понимании. Используйте следующие формулировки. «Да, я хорошо могу понять это». «Я могу себе представить, что у Вас на душе». «Это действительно плохо для Вас - я Вас понимаю». «На Вашем месте я также разозлился бы». «Я понимаю Вас». «Я знаю, это досадно и неприятно». При этом обратите внимание на свой голос: здесь важно не столько, что Вы говорите, сколько, как Вы говорите.
Сообщение негативной информации о ребенке.
Не всегда время, проведенное в детском саду, бывает радостным и безоблачным. Поэтому воспитатель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать информацию о ребенке, носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от стиля ее подачи педагогом.
Рассказывать о трудностях (на занятиях, в поведении), с которыми столкнулся ребенок, нужно не на общем собрании, а индивидуально. На общем собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя имен, в противном случае собрание может превратиться в «судилище», в групповое обвинение. Не выносите суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы чаще всего порождают протест со стороны родителей. Не осуждать родителей, а предлагать варианты (Родители в ответ на жалобы воспитателей говорят, что они знают какие у них дети, лучше подскажите, что делать.) Если родитель почувствует, что вы собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения, то многие вопросы вы будете обсуждать в более спокойной обстановке, больше будет к вам доверия. Используйте наглядную информацию. На информационных стендах напишите короткие фразы. Например: Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. Детям нужны не поучения, а примеры. Пусть лучше у детей будет правило, которое они нарушат, чем не будет вообще никаких правил.
Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича». По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.
- Я надеюсь, что сегодня в этом зале, Вы почерпнули много интересного для себя, и это многое поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.
Успехов Вам, удач и профессионального роста.
Список использованной литературы
1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) СПб.: Издательство «Речь», 2009. - 224 с.
2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары, практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост.А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград, 2011
3. Крамкова О.В. Этика и эффективное общение. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. - 44 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mudrost_obshcheniya_s_roditelyami_dlya_nsportala.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мудрость общения с родителями – залог успешной работы в ДОУ»
Подготовил: педагог-психолог Ястребова С.В.
Цель: Познакомить педагогов ДОУ с вербальными средствами общения для более эффективного взаимодействия с родителями, формировать умение осознанно относится к особенностям коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности педагога.
Задачи:
1.Расширять представления о психологических основах и особенностях профессионально-педагогического общения.
2.Познакомить педагогов с правилами конструктивного взаимодействия, с «речевыми формулами» для общения с родителями.
3.Отработать навыки сообщения негативной информации родителям;
4.Провести среди педагогов тест «Уровень коммуникабельности педагога в работе с родителями»
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно - образовательного процесса дошкольных учреждений. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития ребенка - это все ведет к росту недоверия между воспитателем и родителями, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства. Цель моего выступления - совершенствование умений в общении с родителями. Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
- Улыбка,
- имя собеседника
- комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. С этой целью утром чуть подольше задержите взгляд на своем отражении в зеркале. Покривляйтесь, покажите себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это прежде, чем выйти на улицу.
Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
- Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1,5 м.
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!».
- Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)
- Старайтесь чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Лучший комплимент для каждого родителя - похвала успехов их ребенка.
В нашей работе «педагога», бывает много различных ситуаций в общении с родителями. Мне хотечется рассказать и дать рекомендации по некоторым их них. Существуют «речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.
Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?
- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…
- Спасибо, что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это будет удобно нам с Вами….
- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)
- Нам это важно, давайте подумаем, как нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..
Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?
Универсальные:
- Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь
- Как замечательно, что Вы подошли…. Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам….
- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что……
- Нам очень нужна именно Ваша помощь…
- Только Ваши знания и опыт могут нам помочь…
- У вас такая светлая голова! Вы такая способная и добрая!.
- Вы мастер на все руки, и вам не составит труда…
Как извиниться?
- Извините, возможно, я не правильно высказала свою мысль…
- Я прошу прощения, что так произошло….
- Приношу свои извинения, это была случайность….
- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……
Речевые формулы возражения, которые помогут избежать возникновения конфликта в ходе разговора с родителем. Эти реплики следует произносить мягко, спокойно.
- Я не знаю. Заменить на - Мне необходимо уточнить,
- Я не могу сейчас. Заменить на - В настоящее время это довольно сложно, однако.
- Вы не должны. Заменить на - Будет лучше, если вы...
- Вы меня не так поняли. Заменить на - Давайте уточним следующее.
- Нет, я с вами не согласна. Заменить на - К сожалению, придется вам возразить
- Вряд ли это возможно. Заменить на - Я понимаю вас, однако...
- Это не так. Заменить на - Я в целом разделяю ваше мнение, но...
- Я не согласна. Заменить на - Очень бы хотелось с вами согласиться, но...
- Не думаю, что это верно. Заменить на - Верно, но нужны некоторые уточнения.
Сигнализируйте о терпении и понимании. Используйте следующие формулировки. «Да, я хорошо могу понять это». «Я могу себе представить, что у Вас на душе». «Это действительно плохо для Вас - я Вас понимаю». «На Вашем месте я также разозлился бы». «Я понимаю Вас». «Я знаю, это досадно и неприятно». При этом обратите внимание на свой голос: здесь важно не столько, что Вы говорите, сколько, как Вы говорите.
Сообщение негативной информации о ребенке.
Не всегда время, проведенное в детском саду, бывает радостным и безоблачным. Поэтому воспитатель вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать информацию о ребенке, носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от стиля ее подачи педагогом.
Рассказывать о трудностях (на занятиях, в поведении), с которыми столкнулся ребенок, нужно не на общем собрании, а индивидуально. На общем собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя имен, в противном случае собрание может превратиться в «судилище», в групповое обвинение. Не выносите суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы чаще всего порождают протест со стороны родителей. Не осуждать родителей, а предлагать варианты (Родители в ответ на жалобы воспитателей говорят, что они знают какие у них дети, лучше подскажите, что делать.) Если родитель почувствует, что вы собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения, то многие вопросы вы будете обсуждать в более спокойной обстановке, больше будет к вам доверия. Используйте наглядную информацию. На информационных стендах напишите короткие фразы. Например: Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. Детям нужны не поучения, а примеры. Пусть лучше у детей будет правило, которое они нарушат, чем не будет вообще никаких правил.
Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича». По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы). Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.
- Я надеюсь, что сегодня в этом зале, Вы почерпнули много интересного для себя, и это многое поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.
Успехов Вам, удач и профессионального роста.
Список использованной литературы
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) СПб.: Издательство «Речь», 2009. - 224 с.
- Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары, практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост.А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград, 2011
- Крамкова О.В. Этика и эффективное общение. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. - 44 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников....
Общение с родителями – залог успешной деятельности ДОУ.
Соответствовать современным требованиям для коллектива ДОУ – это не только шагать в ногу со временем, но и работать с опережением, видеть перспективу, постоянно обнов...
Многообразие форм взаимодействия с родителями – залог успешности работы по развитию речи у дошкольников
Занятость, современный ритм жизни оставляют родителям все меньше и меньше возможности для повседневного, глубокого общения со своими растущими и незаметно взрослеющими детьми. Родителям не хватае...