Дидактические игры для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чусова Оксана Николаевна

Дидактические игры  для  развития  познавательных способностей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_o_n.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры  для  развития  познавательных способностей детей дошкольного возраста

Тема недели

Умственное развитие

Мотивационный компонент

Практический компонент

“Техника”

Игра: “Умные машины”

Цель:- закрепление тематического словаря

- различение и называние технических средств, которые помогают людям

Совместный подбор тематического материала, картинок с изображением техники.

Подбор изображения транспорта на картинке с изображением.

- группировать машины по признакам: по их назначению.

“Овощи и фрукты”

Игра: “Магазин”

Цель:- учить детей использовать усвоенный речевой материал в различных ситуациях общения

- соотносить знание обобщающих слов с конкретным названием

Предварительная работа с картинками с изображениями овощей и фруктов, отгадывание загадок по теме.

Самостоятельное обобщение слов с конкретным названием, например: огурец, помидор – овощи

“Сказки”

Игра: “Из каких мы сказок?”

Цель: учить детей активно и свободно использовать знакомые сказки.

- учить понимать вопросы и отвечать на них

Отгадывание героев сказок по вопросам, развивающим выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора.

Составить сказку в виде комиксов по сюжету, формируя оценочно-контрольные навыки деятельности у детей.

“Времена года”

Игра: “Времена года”

Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение

-учить устанавливать причинно следственные связи

Выбрать то, что соответствует данному времени года.

Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено.

“Части тела”

Игра: “Знаешь ли ты себя?

Цель: закреплять названия частей тела

- запоминать и соотносить их мысленно.

Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела, через отгадывание загадок

Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке, собери картинку на которой изображен человек. Нарисовать рисунок человека.

“Словесные игры”

Игра: “Придумай предложение”

Цель:

совершенствовать речевую активность,

- увеличивать словарный запас слов.

- развивать внимание,

Быстро придумать, сказать предложение.

Передача мяча после составления полного предложения.

“Логика”

Игра “ Да -Нет”

Цель: учить детей мыслить;

- логично ставить вопросы;

- делать правильные умозаключения.

Ответ на вопросы словами только “да” или “нет”.

Угадывание детьми предмета посредством вопросов, даваемые в логической последовательности.

“Учись объяснять”

Игра “Для чего нужен предмет?”

Цель: Учить детей сравнивать предметы;

-узнавать предметы по описанию

Сравнивание предметов по признакам сходства и различия.

Отгадывание, передача мяча тому из играющих, кто назвал два предмета, отгадав их по описанию участника игры.

“Растения” (комнатные полевые садовые)

Игра: “Какое растение?”

Цель: - называние растений

-отнесение растений к их родовому отношению

Рассматривание разных видов растений на картинках. Подготовка нарисованного растения с родителями дома

Уход за растениями в группе. Составление букета из полевых цветов. Работа с растением нарисованным ребенком с родителями.

“Животные” (домашние, дикие)

Игра: “Помогите животным найти свой дом”

Предварительная работа детей с педагогом по подготовке макета леса, дома для животных.

Размещение животных по домам, чтение с таблички или самостоятельное проговаривание, где живут животные, например: “где живет лиса?” лиса живет в лесу. Уточняют значение “дом” и “дикие, домашние животные”

“Одежда и обувь”

Игра: “Помоги Незнайке”

Цель:

- активизировать словарь детей

- учить понимать вопросы и отвечать на них

- развивать внимание

Педагог говорит детям: “незнайка собрался на прогулку, но не знает что ему одеть и обуть. Давайте поможем собрать незнайку на прогулку”

Одевание незнайки: подбор для него одежды и обуви.

“Человек”

(части тела)

Игра: “Запомни и найди”

Цель:

- учить детей находить одинаковые изображения

- закреплять названия частей тела

- запоминать и соотносить их мысленно.

Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела.

Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке.

“Продукты питания”

Игра: “Посылка”

Цель: - учить описывать предметы продуктов питания и узнавать их по описанию.

Предварительный сбор муляжей продуктов питания

Доставать предметы по тактильным ощущениям, описывать продукты питания и их предназначение.

“Посуда”

Игра: “Кайди картинку”

Цель: - активизировать словарь

-совершенствовать навык глобального чтения

- развивать внимание

Совместный подбор картинок с изображением посуды

Чтение табличек с названием посуды, показ правильной картинки

“Мебель”

Игра: “Кукла Маша купила мебель”

Цель: - называние предметов мебели

- соотнесение мебели с геометрическими фигурами.

Совместный поход в игрушечный магазин с куклой Машей и покупка ей мебели.

Расстановка мебели в комнате, соотнесение мебели с геометрическими фигурами.

“Дом”

Игра: “Мишкин дом”

Цель: - расширение словаря детей

-называние частей дома

Подготовка игрушечного дома, мебели для дома.

Дети расставляют мебель на свои места в комнате для мишки.

“Семья”

Игра: “Узнай по фотографии”

Цель: - называние членов семьи

- выявление знаний о родственных отношений.

Работа с книжкой самоделкой, составленной ребенком с родителями.

Вклеивание фотографий своей семьи в книжку самоделку.

“Профессии”

Игра: “Кому что надо?”

Цель: - уточнение представления детей о профессиях

- учить называть функции и свойства предметов.

Подготовка костюмов повара, врача совместно с детьми.

Ребенок достает вещь из коробки называет ее и передает ее по назначению, например: лекарство – дает детям врач.

“Улица”

Игра: “ Какие бывают улицы?”

Цель: расширение словаря детей

- уточнение представлений об улицах.

Рассмотрение городских и сельских улиц.

Правильное название улиц, рисование городских или сельских улиц.

“Гигиена”

Игра: “Трубочист”

Цель:- уточнять представления о гигиене

- учить правильно, одеваться, умываться, вытираться.

Просмотр картинок как правильно ухаживать за собой.

Помощь детей трубочисту в последовательности ухаживания за собой, рисование на бумаге предметов гигиены.

“Насекомые, птицы”

Игра: “Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?”

Цель: - уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов

- учить аналитическому чтению.

Предварительная работа по составлению картинок с изображениями насекомых, птиц.

Называние детьми названий птиц, насекомых, размещение картинки с изображением насекомых под соответствующими табличками.

“Школьные принадлежности”

Игра: “Буратино идет в школу”

Цель: - расширение словаря детей

-уточнение знаний школьных принадлежностей

Помощь Буратино в собирании портфеля для занятий в школе.

Называние предметов школьной принадлежности, уточнение для чего они нужны, самостоятельное рисование школьных принадлежностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

мастеркласс "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

представлена методика использования специальных дидактических пособий при работе с детьми старшего дошкольного возраста в центре художественно-речевого творчества (работа с картами Проппа, игры с прищ...

опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"

Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...