Дидактические игры для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему
Дидактические игры для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_o_n.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
Тема недели | Умственное развитие | Мотивационный компонент | Практический компонент |
“Техника” | Игра: “Умные машины” Цель:- закрепление тематического словаря - различение и называние технических средств, которые помогают людям | Совместный подбор тематического материала, картинок с изображением техники. | Подбор изображения транспорта на картинке с изображением. - группировать машины по признакам: по их назначению. |
“Овощи и фрукты” | Игра: “Магазин” Цель:- учить детей использовать усвоенный речевой материал в различных ситуациях общения - соотносить знание обобщающих слов с конкретным названием | Предварительная работа с картинками с изображениями овощей и фруктов, отгадывание загадок по теме. | Самостоятельное обобщение слов с конкретным названием, например: огурец, помидор – овощи |
“Сказки” | Игра: “Из каких мы сказок?” Цель: учить детей активно и свободно использовать знакомые сказки. - учить понимать вопросы и отвечать на них | Отгадывание героев сказок по вопросам, развивающим выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора. | Составить сказку в виде комиксов по сюжету, формируя оценочно-контрольные навыки деятельности у детей. |
“Времена года” | Игра: “Времена года” Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение -учить устанавливать причинно следственные связи | Выбрать то, что соответствует данному времени года. | Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено. |
“Части тела” | Игра: “Знаешь ли ты себя? Цель: закреплять названия частей тела - запоминать и соотносить их мысленно. | Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела, через отгадывание загадок | Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке, собери картинку на которой изображен человек. Нарисовать рисунок человека. |
“Словесные игры” | Игра: “Придумай предложение” Цель: совершенствовать речевую активность, - увеличивать словарный запас слов. - развивать внимание, | Быстро придумать, сказать предложение. | Передача мяча после составления полного предложения. |
“Логика” | Игра “ Да -Нет” Цель: учить детей мыслить; - логично ставить вопросы; - делать правильные умозаключения. | Ответ на вопросы словами только “да” или “нет”. | Угадывание детьми предмета посредством вопросов, даваемые в логической последовательности. |
“Учись объяснять” | Игра “Для чего нужен предмет?” Цель: Учить детей сравнивать предметы; -узнавать предметы по описанию | Сравнивание предметов по признакам сходства и различия. | Отгадывание, передача мяча тому из играющих, кто назвал два предмета, отгадав их по описанию участника игры. |
“Растения” (комнатные полевые садовые) | Игра: “Какое растение?” Цель: - называние растений -отнесение растений к их родовому отношению | Рассматривание разных видов растений на картинках. Подготовка нарисованного растения с родителями дома | Уход за растениями в группе. Составление букета из полевых цветов. Работа с растением нарисованным ребенком с родителями. |
“Животные” (домашние, дикие) | Игра: “Помогите животным найти свой дом” | Предварительная работа детей с педагогом по подготовке макета леса, дома для животных. | Размещение животных по домам, чтение с таблички или самостоятельное проговаривание, где живут животные, например: “где живет лиса?” лиса живет в лесу. Уточняют значение “дом” и “дикие, домашние животные” |
“Одежда и обувь” | Игра: “Помоги Незнайке” Цель: - активизировать словарь детей - учить понимать вопросы и отвечать на них - развивать внимание | Педагог говорит детям: “незнайка собрался на прогулку, но не знает что ему одеть и обуть. Давайте поможем собрать незнайку на прогулку” | Одевание незнайки: подбор для него одежды и обуви. |
“Человек” (части тела) | Игра: “Запомни и найди” Цель: - учить детей находить одинаковые изображения - закреплять названия частей тела - запоминать и соотносить их мысленно. | Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела. | Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке. |
“Продукты питания” | Игра: “Посылка” Цель: - учить описывать предметы продуктов питания и узнавать их по описанию. | Предварительный сбор муляжей продуктов питания | Доставать предметы по тактильным ощущениям, описывать продукты питания и их предназначение. |
“Посуда” | Игра: “Кайди картинку” Цель: - активизировать словарь -совершенствовать навык глобального чтения - развивать внимание | Совместный подбор картинок с изображением посуды | Чтение табличек с названием посуды, показ правильной картинки |
“Мебель” | Игра: “Кукла Маша купила мебель” Цель: - называние предметов мебели - соотнесение мебели с геометрическими фигурами. | Совместный поход в игрушечный магазин с куклой Машей и покупка ей мебели. | Расстановка мебели в комнате, соотнесение мебели с геометрическими фигурами. |
“Дом” | Игра: “Мишкин дом” Цель: - расширение словаря детей -называние частей дома | Подготовка игрушечного дома, мебели для дома. | Дети расставляют мебель на свои места в комнате для мишки. |
“Семья” | Игра: “Узнай по фотографии” Цель: - называние членов семьи - выявление знаний о родственных отношений. | Работа с книжкой самоделкой, составленной ребенком с родителями. | Вклеивание фотографий своей семьи в книжку самоделку. |
“Профессии” | Игра: “Кому что надо?” Цель: - уточнение представления детей о профессиях - учить называть функции и свойства предметов. | Подготовка костюмов повара, врача совместно с детьми. | Ребенок достает вещь из коробки называет ее и передает ее по назначению, например: лекарство – дает детям врач. |
“Улица” | Игра: “ Какие бывают улицы?” Цель: расширение словаря детей - уточнение представлений об улицах. | Рассмотрение городских и сельских улиц. | Правильное название улиц, рисование городских или сельских улиц. |
“Гигиена” | Игра: “Трубочист” Цель:- уточнять представления о гигиене - учить правильно, одеваться, умываться, вытираться. | Просмотр картинок как правильно ухаживать за собой. | Помощь детей трубочисту в последовательности ухаживания за собой, рисование на бумаге предметов гигиены. |
“Насекомые, птицы” | Игра: “Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?” Цель: - уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов - учить аналитическому чтению. | Предварительная работа по составлению картинок с изображениями насекомых, птиц. | Называние детьми названий птиц, насекомых, размещение картинки с изображением насекомых под соответствующими табличками. |
“Школьные принадлежности” | Игра: “Буратино идет в школу” Цель: - расширение словаря детей -уточнение знаний школьных принадлежностей | Помощь Буратино в собирании портфеля для занятий в школе. | Называние предметов школьной принадлежности, уточнение для чего они нужны, самостоятельное рисование школьных принадлежностей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...
ТЕМА: « Формирование и развитие элементарных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры » (выступление Т. В. Ткаченко, воспитателя средней группы №1 МБДОУ №7 детский сад «Крылышки», на совещании при заместителе по ВМР, октябрь, 2
Консультация по математике для родителей. ...
Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...
Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...
мастеркласс "Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
представлена методика использования специальных дидактических пособий при работе с детьми старшего дошкольного возраста в центре художественно-речевого творчества (работа с картами Проппа, игры с прищ...
опыт работы по теме "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр"
Одной из основных задач современного музыкального образования является развитие музыкальных способностей ребенка. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям форме ...