Консультация
консультация на тему
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rechevoy_predmetno-_razvivayushchey_sredy_v_dou.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация речевой предметно-развивающей среды в ДОУ.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о том, что ежегодно увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных организаций возникает вопрос о создании оптимальных условий для полноценного речевого развития детей.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Уже давно доказано, что на развитие ребенка – дошкольника, большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.
В каждой группе должен быть речевой уголок, который должен привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Е.И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении.
Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:
- восприятие речи взрослых;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду;
- диалог между взрослыми.
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортности состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Речевая развивающая среда 2ой младшей группы.
- Грамотная, педагогическая целесообразная речь педагога.
- Методы и приемы, направленные на развитие речи, как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности).
- Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы).
- Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, обогащение и уточнение представлений детей об окружающем).
Речевая развивающая среда средней группы.
- Удовлетворение потребности в получении и обсуждении информаций, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формами речевого этикета.
- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя-акцент на стимулирование познавательного интереса.
- Речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и другое для развития объяснительной речи).
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп.
- Знакомство с формами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения (поощрение рассказов детей, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения).
- Пополнение уголка - акцент на расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, организация с последующим обсуждением.
- Создание индивидуального «авторского» речевого пространства каждого ребенка. Оборудование и наполнение речевой зоны.
1.Закрепление правильного речевого выдоха. Для этого используются такие игры и упражнения. Как «ласточки», «Бабочки», «Волшебный пушок», султанчики, бумажные снежинки, «Буря в стакане», «Загони мяч в ворота», «Чей кораблик быстрее доберется» и другие.
2.Формирование фонематического восприятия и слуха.
Шумовые инструменты, звуковые коробочки, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки, предметные и сюжетные картинки для высказывания звуков, звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков), звуковая лесенка. Игры: «Найди, что звучит», «Угадай, откуда идет звук», «Повтори, не ошибись», «Придумай слова со звуком», «Тихо-громко», «Испорченный телефон» и другие.
3. Развитие артикуляционной моторики:
Предметные картинки – опоры; схема характеристики артикуляции звука, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой для характеристики звука.
4. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте:
Магнитная доска, наборы магнитных букв; касса букв и слогов; символы звуко – буквенного анализа; кубики «Азбука в картинках», «Слоговые кубики», «Умные кубики»; альбом «Изучаем буквы», «Букварь» Н.С. Жукова, «Чтение по слогам», серия «Умные игры».
5. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях):
Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки и т. д.
6. Развитие мелкой моторики:
Сухой бассейн, массажные валики, мячики, трафареты, игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам», мозаики, игры-шнуровки и др.
7. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий:
Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие», «Что из чего сделано», «Оденем куклу» и т.д.
8. Развитие связной речи:
Серии сюжетных картинок, разные виды театра, чистоговорки, стихи. потешки, скороговорки ; библиотека детских книг.
При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:
Необходимым атрибутом являются зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный и дидактический материал в речевом уголке меняется согласно лексической теме.
Речевой уголок желательно размещать рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный» персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной неуверенности, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Зона речевого развития должна соответствовать оформлению группы. Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В ее оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленным материалом и пособиями. Например, ее героем может стать добрый гном, который учит правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и, наоборот, иностранец, которого дети учат красиво говорить на русском языке.
Развитие познавательно-речевых способностей у детей одна из главных задач дошкольного образования, одно из важнейших познавательных процессов человека - это речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....