Консультация
консультация на тему

Папасова Валентина Ивановна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Организация речевой предметно-развивающей среды в ДОУ.

                                                                                                                                   Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о том, что ежегодно увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных организаций возникает вопрос о создании оптимальных условий для полноценного речевого развития детей.

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

      Уже давно доказано, что на развитие ребенка – дошкольника, большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.

      В каждой группе должен быть речевой уголок, который должен привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

    «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Е.И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении.

      Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

- восприятие речи взрослых;

- наблюдение за языком;

- вовлеченность в активную речевую среду;

- диалог между взрослыми.

      Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

     Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

      Задачи построения речевой среды:

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных представлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

- обеспечение комфортности состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

     Речевая развивающая среда 2ой младшей группы.

- Грамотная, педагогическая целесообразная речь педагога.

- Методы и приемы, направленные на развитие речи, как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности).

- Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, чтение, рассказы).

- Организация «уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, обогащение и уточнение представлений детей об окружающем).

     Речевая развивающая среда средней группы.

- Удовлетворение потребности в получении и обсуждении информаций, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формами речевого этикета.

- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя-акцент на стимулирование познавательного интереса.

- Речевой уголок (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и другое для развития объяснительной речи).

     Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп.

- Знакомство с формами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения (поощрение рассказов детей, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения).

- Пополнение уголка - акцент на расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, организация с последующим обсуждением.

- Создание индивидуального «авторского» речевого пространства каждого ребенка.                                                                                                                         Оборудование и наполнение речевой зоны.

     1.Закрепление правильного речевого выдоха. Для этого используются такие игры и упражнения. Как «ласточки», «Бабочки», «Волшебный пушок», султанчики, бумажные снежинки, «Буря в стакане», «Загони мяч в ворота», «Чей кораблик быстрее доберется» и другие.

     2.Формирование фонематического восприятия и слуха.

      Шумовые инструменты, звуковые коробочки, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки, предметные и сюжетные картинки для высказывания звуков, звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков), звуковая лесенка. Игры: «Найди, что звучит», «Угадай, откуда идет звук», «Повтори, не ошибись», «Придумай слова со звуком», «Тихо-громко», «Испорченный телефон» и другие.

     3. Развитие артикуляционной моторики:

Предметные картинки – опоры; схема характеристики артикуляции звука, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой для характеристики звука.

     4. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте:

Магнитная доска, наборы магнитных букв; касса букв и слогов; символы звуко – буквенного анализа; кубики «Азбука в картинках», «Слоговые кубики», «Умные кубики»; альбом «Изучаем буквы», «Букварь» Н.С. Жукова, «Чтение по слогам», серия «Умные игры».

      5. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях):

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки и т. д.

     6. Развитие мелкой моторики:

Сухой бассейн, массажные валики, мячики, трафареты, игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам», мозаики, игры-шнуровки и др.

     7. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий:

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие», «Что из чего сделано», «Оденем куклу» и т.д.

     8. Развитие связной речи:

Серии сюжетных картинок, разные виды театра, чистоговорки, стихи. потешки, скороговорки ; библиотека детских книг.

     При организации речевого центра необходимо соблюдать следующие требования:

Необходимым атрибутом являются зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал.

     Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный и дидактический материал в речевом уголке меняется согласно лексической теме.

     Речевой уголок желательно размещать рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

     Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

     Не следует перегружать уголок оборудованием. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный» персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной неуверенности, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

     Зона речевого развития должна соответствовать оформлению группы. Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В ее оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленным материалом и пособиями. Например, ее героем может стать добрый гном, который учит правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и, наоборот, иностранец, которого дети учат красиво говорить на русском языке.

      Развитие познавательно-речевых способностей у детей  одна из главных задач дошкольного образования, одно из важнейших познавательных процессов человека - это речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

                             

   

     

                                                   

                                                 

                                               

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....