Трудности начинающего воспитателя
статья на тему
Статья, опубликованная в сборнике материалов по итогам IV Межрегиональной научно-практической конференции «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление»(г. Кемерово, апрель 2017 г.)
Электронную версию сборника можно посмотреть здесь http://innov.my1.ru/news/vnimanie_informacija_o_sbornike_po_itogam_npk_molodoj_pedagog_adaptacija_i_professionalnoe_stanovlenie/2017-06-20-33
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalashnikova_s.a._statya.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности начинающего воспитателя
С.А. Калашникова, воспитатель
МБДОУ №102 «Детский сад присмотра и оздоровления»
г. Кемерово, Кемеровская область
Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.
Воспитатель (воспитательница) — в общем смысле человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле — должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении. Но воспитатель – это не просто человек. Это первый человек, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, только что окончивший учебное заведение, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.
Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А.С.Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.
Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят недели, месяцы, годы работы. За это время ему предстоит столкнуться с большими трудностями. Основная причина трудностей – психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Для новичка любая профессиональная ситуация является проблемой и предполагает вызов: сможешь или не сможешь, умеешь или не умеешь, сделаешь лучше, чем остальные, или нет и т.д.
Таким образом, молодой специалист постоянно находится в состоянии борьбы, адаптации к требованиям профессии, самоутверждению среди коллег. В это время на выручку приходит пословица: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Этот период самый сложный и очень важный, так как именно здесь начинается формироваться отношение к профессии педагога и к себе как профессионалу; мастеру своего дела.
Если детский сад воспринимается как временное место работы, то человек не будет стремиться качественно, выполнять профессиональные функции. Такой педагог равнодушен к детям и всему учебному процессу в целом. Его задача - избежать критики со стороны руководства и просто следить за детьми, чтобы в целости и сохранности передать их в конце рабочего дня родителям. Развитие детей его мало интересует.
Что касается профессиональных знаний, то новички могут вполне объективно осознавать проблемы и сомневаться в глубине и точности своих знаний, признавать недостаточное владение методическими приемами, они не дальновидны в анализе причин успехов и неудач, поэтому ориентированы на подражание авторитетным коллегам. Так как мастерство приходит с опытом, то на этом этапе важно сформировать и сохранить у молодых воспитателей потребность в профессиональных достижениях.
Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками». В коллективе всегда есть воспитатели более опытные, у них стоит поучиться и начинающему педагогу.
Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.
Молодой педагог сталкивается с трудностью в общении с родителями. Некоторые родители, особенно старшего поколения не воспринимают в серьез молодого педагога, не прислушиваются к его советам и часто высказывают претензии. Никогда не стоит обижаться и пасовать перед родителями. Поэтому педагог должен стремиться к взаимопониманию, единомыслию с мамами и папами. Для этого существуют различные формы работы с ними. Родители должны стать полноправными участниками всего педагогического процесса. А так же многим из них нужно понять, что педагоги детского сада – это только помощники в воспитании их чада и перекладывать на них всю ответственность за ребенка нельзя. Мы, как помощники, должны всегда безупречно выполнять свои профессиональные обязанности. И если ребенок будет посещать детский сад с удовольствием – это лучшее решение всех проблем.
Однако затруднения в общении с родителями, это только половина возникших проблем при работе с детьми в детском саду. Ежедневно воспитатель сталкивается с индивидуальными особенностями отдельно взятого ребенка, противоречиями в его воспитании, а также авторитете самого педагога.
Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.
Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.
Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены, по Б. Т. Лихачеву, тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае воспитатель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем.
Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности. Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом.
Существует мнение, что должность воспитателя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди воспитанников. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным. В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый дается должностью воспитателя, то второй является результатом длительных взаимоотношений.
Авторитет должности не надежен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием воспитанниками профессионализма воспитателя. Каждый педагог стремится завоевать авторитет. Но, не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета.
К сожалению, нет определенных правил к завоеванию авторитета. Можно рассмотреть лишь некоторые рекомендаций в этом сложном пути.
С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.
Дети – превосходные психологи, которые не терпят фальши, поэтому педагог должен быть всегда искренен с ними.
При работе с детьми нужно руководствоваться следующими принципами:
- Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.
- Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.
- В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитатель использует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т.д.
С какими бы трудностями не пришлось столкнуться начинающему педагогу при работе с детьми не стоит отчаиваться и «вешать голову», ведь за свои труды вы обязательно будете вознаграждены счастливым блеском глаз и лучезарными улыбками своих воспитанников.
Если вы искренне любите своих воспитанников, вы справитесь с любой возникшей проблемой. Ничего не бойтесь, будете уверены в себе, благожелательны, взаимодействуйте с другими сотрудниками, советуйтесь с родителями. Тогда трудности будут решаться легко, а вы будете ходить на работу с удовольствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИПЛОМЧИК НАЧИНАЮЩЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ
В День работников дошкольного образования обычно приветствуют вновь прибывших на работу молодых педагогов.В дополнение к напутствующему слову заведующего можно вручить вот такие веселые ди...
Мониторинг образовательной деятельности у начинающего воспитателя
Карта результатов наблюдений педагога-наставника за организацией образовательного процесса у начинающего педагога. Карта самоанализа организации образовательного процесса начинающего п...
Мониторинг образовательной деятельности у начинающего воспитателя
Карта результатов наблюдений педагога-наставника за организацией образовательного процесса у начинающего педагога. Карта самоанализа организации образовательного процесса начинающего п...
методические разработки по экологии для начинающих воспитателей детского сада
для экологии можно найти столько материалла, что порой теряешься, все ли ты провела,ничего не упустила? поэтому я решила разработать себе план, в который постаралась ввести все, что можно провести с д...
Памятка для начинающих воспитателей "Правила поведения и общения воспитателя ДОУ"
Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подра...
Памятка для начинающего воспитателя «Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования»
Необходимые навыки и качества педагога дошкольного образования...
Памятка для начинающего воспитателя "Правила поведения и общения воспитателя в учреждении дошкольного образования"
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не ...