Как научить детей общаться
консультация (младшая группа) на тему

Караблинова Тамара Анатольевна

В стать родители могут познакомиться с тек, как избежать трудностей в общении их детей со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_obshchatsya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

В жизни каждого ребёнка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идёт в детский сад, знакомится с ребятами во дворе, начинает посещать кружок и т. д. Не всегда новый круг общения для него сразу же становится близким, очень часто ребёнку бывает трудно  найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.                                                                                                                        В чём же причины этого? Дело в том, что естественное состояние ребёнка – тянуться к ровестникам, к играм с ними. А если он не ищет друзей, стремится к одиночеству, значит нарушилась гармония его отношений с окружающим миром, с самим  собой.Следует как можно скорее разобраться в причинах происходящего и постараться исправить положение. Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности  в общении  со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости.                          Причины подобных отклонений в поведении ребёнка могут быть самыми разными: излишняя привязанность к кому-нибудь из членов семьи, избалованность, чрезмерная опека родителей, ограничение общения малыша из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, запрет на игры со сверстниками по причине болезни какого-либо из членов семьи, усталости родителей после напряжённого трудового дня, нежелания нарушать порядок в доме и т. д. Причиной трудностей в общение также могут стать различные травмирующие обстоятельства. Малыша могли обидеть, обозвать, дать нехорошее прозвище. После этого ребёнку вряд ли захочется общаться с детьми и вообще находиться рядом с ними.            Одна из наиболее распространённых причин неумения общаться – излишняя застенчивость ребёнка. Она возникает, если родители очень властны и нетерпими. Замечая в ребёнке какие-либо недостатки, они стараются оказать на него давление, считая, что разговор на повышенных тонах, нажим способны их искоренить.                                                        Такой метод воспитания лишь усугубит ситуацию, усиливая застенчивость ребёнка, которая при этом может вызвать «уход в себя» или так называемую «тихую агрессивность». В последнем случае малыш будет выражать протест не в открытой, а в скрытой форме: будет всё делать вам назло.                                                                                                                    Другая причина того, что ребёнок не может установить контакт с другими детьми, - это его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с такой проблемой  сталкиваются единственные дети в семье или дети, родившиеся первыми и некоторое время воспмтывавшиеся как единственные. Ребёнок-эгоист – это всегда творение рук близких родст-венников, с которыми он живёт:мамы, папы, бабушки, дедушки. Привык-нув ко всеобщему вниманию в семье малыш и в новом коллективе стремится занять центральное место, стать лидером. Но сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле новичка, им очень трудно понять и принять его капризы.   А что может быть обиднее для ребёнка, любая прихоть которого в семье воспринималась как руководство к действию? Он не сможет сразу перестроиться и согласиться вести себя со сверстниками на равных. Поэтому он может замкнуться в себе, стать обидчивым, неразговорчивым или же, наоборот, слишком агрессивным, несговорчивым, упрямым. Нарушение гармонии взаимоотношений с окружающими может привести к тому, что не только в раннем детстве, но и в более старшем возрасте ребёнку будет трудно находить друзей среди сверстников.                        Как же определить, к какому из двух типов (застенчивый или эгоистичный) относится ваш ребёнок? Предложите ему изобразить себя в полный рост на листе бумаги. Детский рисунок по праву считается «королевским путём» познания мира ребёнка, недаром им интерисуются не только педагоги, но и историки,философы, этнографы, художники.                                                Если малыш нарисовал себя в виде очень маленькой фигурки где-то в углу листа, это может свидетельствовать о его неуверенности в себе, застенчи-вости, о желании быть маленьким и незаметным. В таком случае родителям срочно следует заняться корректировкой самоценки ребёнка Если он не научится осознавать себя нужным и полезным людям, вы рискуете потерять его, как личность.                                                                           Можно предложить ребёнку нарисовать себя и друзей. Если малыш изобразил себя в центре, возможно, у него есть задатки лидера; если все дети держатся за руки и их фигурки примерно одинаковы по величине, ваш ребёнок скорее всего легко сходится с другими детьми; если же его собственная  фигурка изображена где –то в стороне и при этом мельче остальных фигур – это предупреждение о серьёзных проблемах в общении со сверстниками.                                                                                                           Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вёл себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто, мы взрослые, заменяем его монологом. Беседуя , мы вроде бы слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить своё дитя именно слышать другого, быть внима-тельным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.                      Помогите ребёнку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:

  • Играй честно.
  • Не дразни других, не приставай со своими  просьбами, не выпрашивай ничего.
  • Не отнимай чужого, но и своего не отдавай без вежливой просьбы.
  • Если у тебя попросят что-нибудь – дай, если попытаются отнять – защищайся.
  • Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда тебя бьют.
  • Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
  • Если тебя зовут играть – иди, не зовут – попросись, в этом нет ничего постыдного.
  • Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
  • Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
  • Уважай желания и чувства тех, с кем играешь и общаешься. Ты не лучше всех но и не хуже.

Учиться общаться ребёнок может научиться не только в кругу сверстников, но и дома, играя со взрослыми, которые помогут  разобраться в сложной ситуации. Очень полезно поиграть с малышом в игру «Что будет, если...». Предложите детям следующие ситуации и обсудите с ним каждый изего ответов:

  • Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь?
  • Друг без разрешения взял твою игрушку.Что ты сделаешь?
  • Один мальчик постоянно дразнит тебя и смеётся над тобой.Как ты поступишь?
  • Приятель нарочно толкнул тебя, причинив боль. Что ты будешь делать?
  • Друг или подружка доверили тебе тайну, а тебе очень хочется рассказать об этом маме, папе или ещё кому-нибудь. Каа ты поступишь?
  • К тебе в гости пришёл друг. Вы с ним тихонечко играете в твоей комнате, тут приходит папа и приносит твоё любимое мороженое. Как ты поступишь?

Ситуации могут быть самыми разными. Их не обязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребёнком или с кем- нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вёл себя он  и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, кто нет и как ещё можно было поступить, чтобы всё было справедливо...

Задавая ребёнку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.

Независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но можно сформировать у ребёнка эти качества раньше. Прежде всего научите его критично оценивать свои собственные поступки.

В этом вам может помочь «Волшебная шкатулка». Сделайте её коробочки или ненужного футляра, а также приготовьте жетоны двух цветов, например красного и зелёного. Пусть каждый вечер ваш малыш кладёт в шкатулку жетоны с учётом того, какой поступок он совершил: хороший- опускает красный жетон, плохой зелёный. В конце недели посмотрите,  каких жетонов больше, попросите рассказать, когда он поступтл хорошо, когда плохо и почему.

Проводите такие беседы спокойно, не повышая голоса, даже если услышанное вам неприятно. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, и объясните, как нужно было бы повести себя в данной ситуации. Это поможет вам в том, чтобы ваш ребёнок был с вами искренным.\Не навязывайте ребёнку своего мнения. Если малыш не хочет рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что он отказывается об этом говорить, уже свидетельствует, что он осознаёт неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "как научить детей общаться"

Советы родителям по формированию адекватной самооценки, подборка игр позволяющих выявить самооценку ребенка, принципы общения, советы родителям замкнутых детей...

Как научить детей общаться

Полезные советы для родителей...

Как научить детей общаться.

Приёмы обучения  детей речевым формам общения....

Памятка дя родителей на тему "Как научить детей общаться"

Памятка для родителей на тему "Как научить ребенка общаться"...