Семинар-практикум для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
методическая разработка на тему
Семинар-практикум для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 ст-цы Камышеватской МО Ейский район
Семинар-практикум для педагогов
«Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Подготовила:
старший воспитатель Терещенко Т.С.
ст. Камышеватская,
2017 год
Цель. Познакомить педагогов с проектной деятельностью для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.
Задачи.
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2. Повышать методический уровень педагогов.
3. Способствовать творческому поиску.
План.
1. Вступление.
2. Выступление педагогов.
3. Вопросы – ответы. Структура проекта. Просмотр презентаций.
4. Практическая часть.
5. Заключение.
6. Рефлексия.
I. Вступление.
Уважаемые педагоги! Позвольте вам напомнить, что в последнее время вопросом
развития познавательной деятельности дошкольников уделяется особенное внимание. Наряду с этим, в концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности.
В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения. Это метод проектов. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. В переводе с греческого проект – путь исследования.
В основе ФГОС заложены принципы: (вот некоторые из них)
Основные принципы дошкольного образования:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным;
- участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В нашем структурном подразделении дошкольного учреждения уделяется большое внимание и широко используется проектная деятельность.
В процессе проектной деятельности мы делаем акцент на развитие:
- познавательной инициативы;
- освоения ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта;
- расширение кругозора детей.
В современной педагогике и психологии выстроился определенный подход к организации проектной деятельности, например в данном направлении работают:
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Е.С.Евдокимова, Н.А. Рыжова, Н.А. Короткова и др.
Проектная деятельность также позволяет включать родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. В процессе подготовки совместной презентации родители помогают детям найти знания, информацию через интернет, энциклопедию и другие источники.
II. Выступление педагогов.
А сейчас давайте выслушаем группу педагогов, которые ознакомят нас с теоретическим анализом психолого-педагогической литературы по данной проблеме:
1. Воспитатель подготовительной группы Андрияш М.И. Анализ книги;
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;
2. Воспитатель старшей группы Удикова Н.В. Анализ книги Евдокимова Е. С. «Проект как мотивация к познанию»;
3. Воспитатель старшей группы Позова А.А.. Анализ книги Н.А. Рыжова «Напиши письмо сове» экологический проект;
4. Воспитатель подготовительной группы Елисеева Н.Н. Анализ периодической печати.
III. Вопросы – ответы. Структура проекта.
Уважаемые педагоги! Мы прослушали выступления наших коллег. Естественно у кого-то возникли какие-то вопросы. Я не исключение.
Первый вопрос у меня ко всем вам самый простой – «А как вы считаете, зачем вообще нужны проекты?»
Предполагаемые ответы:
Проекты нужны для развития у детей: мышления, воображения, внимания, памяти, речи, умения слушать, укрепляют самостоятельность, познавательную деятельность детей. Исследовательские проекты развивают наблюдательность. Творческие проекты развивают творческие способности детей.
Второй вопрос – «А какую роль в организации проектной деятельности играет педагог?
Предполагаемые ответы:
Педагог должен знать проект поэтапно, его особенностей, проблематики, будущности. Поставить цели и задачи данного проекта – для себя. Воспитатель должен организовать проблемную ситуацию. Ознакомить с проектом родителей, а при необходимости и помочь. Заинтересовать каждого ребенка, поддерживать все его начинания.
Следующий вопрос – «А каковы на ваш взгляд основные этапы метода проектов?»
Предполагаемые ответы:
Проблема – Планирование - Поиск информации – Продукт - Презентация
- помочь ребёнку в выборе вопроса;
- разработать проект – план;
- выполнение проекта – практическая часть;
- подведение итогов – показ презентаций.
«С чего же начать проект и как заинтересовать детей?»
Предполагаемые ответы:
- В самом начале проекта воспитатель должен создать проблемную ситуацию, озвучит какую-либо проблему, просьбу или вопрос, побуждающие детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.
- Кто-то пришел.
- Организовать ситуацию (сменить мыло на кирпичик, перекрыть воду в кране).
- Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать, рассказывать стихи и пр.).
- Чаще всего, педагоги в качестве источника используют событие.
«А про какие виды проектов вы узнали?»
Предполагаемые ответы:
Удикова Н.В. предлагает 4 вида проектов: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
Веракса 3 вида проектов: исследовательские, творческие, нормативные.
«А как долго может длиться проект и коков состав его участников?»
Предполагаемые ответы:
Проекты бывают: краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные, индивидуальные, парные, групповые и фронтальные.
А теперь составим с вами примерный план проектной деятельности.
Примерный план.
1. Поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели.
3. Привлечение специалистов.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Презентация проекта, открытое занятие.
Для закрепления прослушанного предлагаю вам посмотреть наиболее интересные проекты, которые предоставлены на ГМЦ и проекты нашего структурного подразделения которые участвовали в городском конкурсе проектов.
IV. Практическая часть.
Перейдем теперь от теории к практике, предлагаю вам разделиться на 3 группы и каждая группа должна разработать план-проект.
Первая группа разрабатывает план исследовательского проекта.
Вторая группа - творческий проект.
Третья группа – нормативный проект.
Защита проектов.
V. Заключение
Уважаемые коллеги! Полагаю, что наш семинар прошел плодотворно и динамично, было прослушано достаточно много интересных выступлений. Позвольте мне на основании выслушанного и высказанного, а также опираясь на литературные изыскания в области проектной деятельности, отметить некоторые важные стороны данного вопроса, а именно: познавательная активность дошкольника проявляется сейчас ставиться на первое место. Ребенок должен уметь принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения. В нашем структурном подразделении мы уже давно работаем по проектной деятельности, и наши дети и их родители с удовольствием включаются в этот процесс. Спасибо за внимание!
VI. Рефлексия.
А теперь предлагаю вам оценить работу на семинаре, вам предлагается поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах.
Деятельность ведущего.
Содержание семинара.
Деятельность участника (самооценка).
Психологический климат в группе.
Оценка осуществляется по 10-балльной шкале (заранее готовится мишень).
Литература:
Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 64 с.
Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. –М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 208с.
Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на Республиканском семинаре-практикуме "Новый взгляд на развитие инновационной деятельности в ДОУ".
Презентация к выступлению на Республиканском семинаре-практикуме....
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...
Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Мастер-класс для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Мастер-класс для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»...
Консультация для педагогов "Проектно-исследовательская деятельность как один из факторов успешной работы по самообразованию"
laquo;Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
Семинар-практикум для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Семинар-практикум для педагогов«Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»...