"Психологическое здоровье педагогов"
статья на тему

Цыпкина Ирина Михайловна

Психологическое здоровье педагога играет важную роль в его профессиональном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_zdorove.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                   

                                                     Надо знать секрет жизни: « Лечите

                                                          душу ощущениями, а ощущения

                                                          пусть врачует душа».

                                                                                                   Б. Пруст

 Итак, что же такое психологическое здоровье?

 Психологическое здоровье – это субъективное состояние собственного гармоничного благополучия, ощущения «своего пути» (А. И. Аверьянов).

 Критерии психологического здоровья.

  1. Гармония человека с окружающей средой.
  2. Гармония человека с самим собой.
  3. Способность к самореализации.

       Современный мир предъявляет к человеку довольно жёсткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без  стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил.

       Быть счастливым, а не казаться; удовлетворять свои потребность одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно.

      Продуктивные оптимисты кажутся сверхлюдьми. А порой вызывают зависть, усугубляя и без того невесёлое настроение.

      На самом деле, секрет счастливой жизни доступен каждому. Нужно всего лишь немного себя перенаправить, знать секреты успеха и побороть свои страхи.

      Профессия педагога относится к духовно опасным. Право оценивать другого эмоционально незрелому человеку даёт ощущение власти и непогрешимости, которое действует как наркотик. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведёт педагога к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно только осознание несовершенства и готовность к изменениям.

      Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретает такое же значение, как и его профессиональная подготовка.

      Как показывают исследования, большинство педагогов – эмоционально неустойчивые люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоционально негативные состояния обостряются при наличии заниженной самооценки.

      Психологический дискомфорт педагога имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального.

      Психологический дискомфорт возникает в связи  с объективно и субъективно существующими причинами:

      - физическая и психологическая напряжённость труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

      - высокий уровень ответственности;

      - тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и воспитанников;

      - авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

      Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

      Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении педагога с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным.

      К. В. Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения:

      - диктаторский, безапелляционный тон;

      - штампованные назидания;

      - издевательские обращения;

      - угрозы, запугивания.

      Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье воспитанников. Таким образом, задача сохранения и укрепления  профессионального здоровья педагогов является одной из первоочередных.

      Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья у каждого педагога.

       

Крепкие ли у вас нервы?

      Есть две формы нервного напряжения. Одна из них является результатом внутренних конфликтов; вторая возникает вследствие действия внешних барьеров, мешающих человеку в достижении поставленной цели. Но любая форма хронического нервного напряжения губительна для нашего ума и тела. Следующий тест поможет определить, насколько вы устойчивы к нервному напряжению.

Ответьте «Да» или «Нет».

№ п/п

Вопросы

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

1

Заняты ли вы обычно одновременно несколькими делами, которые вряд ли удастся завершить в ближайшем будущем?

2

Ложась спать, вы сразу засыпаете?

3

Часто ли вы страдаете от несварения желудка или тошноты?

4

Вы можете легко забыться, читая хорошую книгу, увлёкшись своим любимым занятием?

5

Бывает ли у вас сильное сердцебиение, когда вы лежите?

6

Вы довольны своей работой и коллегами?

7

Часто ли вы злитесь на неодушевлённые предметы?

8

Вам нравится большинство друзей с которыми вы знакомы?

9

Есть ли у вас привычка скрипеть зубами или сжимать губы?

10

Вы знаете очень многое помимо того, что связано с вашей работой?

11

Часто ли вы накручиваете на палец свои волосы?

12

Вы говорите тихо, заранее всё обдумав?

13

Вы постоянно стремитесь что-то улучшить в себе?

14

Ваши сновидения чаще всего приятные, а иногда они даже смешными?

15

Способны ли вы рассмеяться, когда переживаете кризис или вам грустно?

16

Вам легко обсуждать свои проблемы и чувства с другими людьми?

17

Кажется ли вам, что вы всегда виноваты в том, что ваша жизнь не совсем удачно складывается?

18

Предусматриваете ли вы в своих планах на неделю достаточное время для отдыха?

19

Вы часто испытываете злость, ненависть или ревность?

20

Вы относительно удовлетворены своим материальным достатком?

Ответы

       Правильным ответом на каждый нечётный вопрос (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19) будет «Нет».

       Правильным ответом на каждый чётный вопрос (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20) будет «Да».

Результаты

       Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

       0 – 5: Вы на пределе и в любой момент можете сорваться.

       6 – 10: Вы постоянно на нервах. Смотрите просто на жизнь. Отдохните.

       11 – 15: Ваш результат можно классифицировать как «средний». Когда ситуация начинает выходить из-под контроля, нервы дают о себе знать.

       16 – 18: Вы хорошо контролируете свои нервы. Иногда бывают периоды напряжения, но мы готовы поспорить: вы не подвержены заболеваниям на нервной почве.

       19 – 20: Всем иногда нужна некоторая встряска, чтобы не потерять ощущение жизни.

Справляемся со стрессом.

  1. Комплексный подход, смена обстановки и вида деятельности.
  2. Активный отдых.
  3. Увеличение разнообразных физических нагрузок.
  4. Нормализация сна.
  5. Психотерапия, направленная на коррекцию поведения, построения психологической защиты и снижения агрессии.
  6. Натуральные седативные фитопрепараты и ароматерапия,  снимающие тревогу и восстанавливающие нервную систему.
  7. Освоение методик по релаксации  Цигун, ушу, йога и кинезиологические упражнения.
  8. Самомассаж:
  9. Музыкотерапия, цветотерапия, литотерапия.

Ароматерапия

Успокаивает нервную систему - герань, жасмин, мелиса, кипарис, апельсин горький, пихта.

Расслабление – роза, лаванда, сосна, апельсин сладкий, мандарин.

Устраняет неврозы, страхи – петитгрейн, розмарин, роза, сандал.

Семейные масла для радости – роза, лимон, грейпфрут, апельсин, мандарин, апельсин горький, сандал, кипарис.

     Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией.

Фитотерапия - лечение с помощью лекарственных растений

Способы саморегуляции и релаксации для гармонизации эмоционального состояния:

 

  • воздействие аутогенной тренировки на организм человека;
  • способы саморегуляции с помощью синхронизации дыхания;
  • метод краниосакрального дыхания для установления когерентных волн головного мозга.
  • психологическая релаксация для снятия тревожности и напряжения. 

Кинезиология – лечение движением.

Использование кинезотерапевтических методов как разновидности психотерапии, направленные на коррекцию психического состояния.

  • Метод двигательной  ассиметрии и координационных упражнений;
  • Танец и Биопластика;
  • Парадоксальная гимнастика А.С. Стрельниковой;

Комплекс кинезиологических упражнений для  активации гормональной системы,  снятия утомления  и питания головного мозга.

Упражнение №1. «Горячие ладошки»

Растереть ладони до горячего состояния. Энергично промассировать каждый палец руки (на ладонях заложены все аккупунктурные точки, соответствующие внутренним органам).

Упражнение №2. «Дотянуться до неба»

Руки взять в замок перед собой. Вывернуть, сделать вдох, поднять вверх и потянуться руками вверх и назад (обратить внимание на растягивание грудных позвонков). Выполнить пружинящие движения 6-8 раз. Опустить руки вниз, сделать выдох (повторить 3 раза).

Упражнение №3. «Поцеловать облачко»

Руки взять в замок за спиной. Сделать вдох, потянуться руками назад - вверх. Подбородок поднять вверх, вытянуть губы трубочкой, раскрыть грудной отдел и область солнечного сплетения, прогнуться. Выполнить пружинящие движения руками  6-8 раз. Отпустить руки вниз, сделать выдох (повторить 3 раза). Активизируется вся гормональная система.

Упражнение №4. «Колючий ежик»

Руки взять в замок перед собой. Вывернуть, сделать вдох, слегка согнуть колени, потянуться руками вперед – вниз, округлить спину. Шею вытягивать вперед (растягиваются: область между лопатками, плечи, поясница, локтевые суставы и запястья).

Упражнение №5.»Между небом и землей»

Поднять левую руку  ладонью вверх (давит на небо) (вдох), правая внизу за спиной, мизинец вдоль спины ( давит на землю) потянуться левой рукой вверх. Из этого положения энергично сделать 3 скручивания вправо назад, одновременно  выдыхая. Повторить то же в левую сторону.  Почувствовать скручивание позвоночника.

Упражнение №6. «Гибкий ум»

 Руки взять в замок и положить на затылок. Потянуться локтями вперед. Голова слегка сопротивляется, мягко растягиваем мышцы задней поверхности шеи. Медленно с сопротивлением  поднять голову вверх, слегка прогнуться; повернуть голову вправо, надавить на ладонь. Тоже влево.  Повторить 3 раза. Упражнение укрепляет заднюю поверхность мышц шеи, для активации сосудов головного мозга.

Упражнение №7. « Дотянуться до неба»

Руки взять в замок и положить на затылок. Отвести голову назад. Замок слегка сопротивляется. Сделать вдох. Потянуться локтями вверх и назад (задержка дыхания 3 секунды).   Из этого положения выпрямить руки вверх, потянуться. Сделать выдох и опустить руки  через стороны вниз (повторить 3 раза).

Упражнение №8.   «Купание  в  чистой воде» (ликворной жидкости).

Отвести голову слегка назад, сделать мягкие вибрационные движения, представить, что затылок купается в чистой, хрустальной воде. Усталость и утомление смываются.

Упражнение №9. « Золотой дождик». Для активации энергетических меридианов на  голове.

Твердые пальцы, расслабленные кисти: выполнить 30 ударов по голове, словно на голову падает сильный  золотой дождь.

Упражнение №10.   Массаж ушей и Массаж  аккупунктурных точек на лице.

 Упражнение №11. «Сильная память».  Постукивание зубами 100 раз.

     

Упражнение №12. «Рубить капусту». Для улучшения  памяти и зрения.

Ребром ладони поочередно  быстро простучать об угол стола 100 раз.

Упражнение №13 « Журавль, пьющий воду»

   Выполнять волнообразные движения  шеей и верхней частью туловища, имитируя журавля, пьющего воду.

Упражнение №14   «Птичка чистит перышки»

Вытянуть шею вверх, потянуться к правому плечу и подбородком выполнять круговые движения назад над плечом. (то же влево).

 Упражнение №15 «Играющий клоун»

Мысленно надеть на голову обруч с  желтым шариком на пружинке и выполнять маятниковые движения головой в разных направлениях.  Шея при этом вытягивается вверх.

Все упражнения выполняются по 6-8 раз.

Комплекс кинезиологических упражнений составила  доцент кафедры психологи и коррекционной педагогики БелРИППК К.П.Н.   И.М. Резниченко.

( ссылка на автора обязательна)

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древне Греции и в других странах.

Мирный и ласковый  плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Наиболее чувствительны к плеску волны, шуму дождя люди, родившиеся под знаком Рыбы, Рака, Скорпиона, чья стихия-вода.

Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.

Самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, а если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.

Цветотерапия  

Хромотерапия - наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось  мистическое значение, замечено благотворное или отрицательное действие на человека.  

Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие - раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.

Ученые доказали, что изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. Хромотерапией восстанавливали зрение, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств.

Педагогам, психологам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Крупнейший русский невропатолог В.М.Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений  на скорость психических процессов. Опыты показали, что  близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие.

Зеленый цвет успокаивает, повышает хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлен, он инстинктивно стремиться попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благоприятное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении.

Розовый цвет тонизирует при подавленном состоянии.

Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.

Литотерапия

Литотерапия – это лечение минералами. Минералы необычной формы и цвета, поражающие своей красотой, представлялись нашим предкам носителями сил высшего порядка. Поэтому и складывались веками удивительные предания легенды, суеверия, связанные с драгоценными камнями. Существовала целая наука о правилах лечения драгоценными камнями - гемматерапия (от латинского слова «гемма» - драгоценный камень). История знает немало примеров, когда народ обращался к забытым методам, казавшимся почти нелепыми, наивными, и…убеждался в том, что они эффективны.

Рубин - врачует сердце, мозг, силу и память человека. По типу светового излучения рубин положительно влияет на работу мозга и сердца, укрепляет иммунитет. Он благоприятно действует на характер людей слабовольных, способствуя проявлению чувства храбрости, ответственности, стремления к лидерству.

Сапфир - оказывает положительное действие при лечении почек, диабета; делает более эффективной терапию при поражениях костной системы, параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно нервозах, помогает избавиться от бессонницы.

Сердолик - при ношении на теле укрепляет зубы, благотворно влияет на нервную систему, снижая повышенную раздражительность, утомляемость, угнетение. Он дарит ораторскую силу, процветание.

Топаз голубой - положительно влияет на щитовидную железу, обеспечивает эмоциональное равновесие.

Турмалин - благотворно влияет на эндокринную систему, улучшает состояние нервной системы, сон, снижая чувство страха и беспокойства, рассеивает страхи. Сильное лечебное средство при онкологических процессах.

Шунгит – « камень здоровья», редкий минерал. Снимает боль, спазмы, структурирует воду, оберегает от отрицательного энергетического воздействия.

 

Хрусталь - улучшает свойства крови, благотворно влияет на работу мозга (гипофиз, эпифиз),способствует эмоциональному равновесию, снимает негативность окружающей среды по отношению к носящему человеку, воспроизводит, активизирует, сохраняет энергию.

Янтарь - успокаивает нервную систему, улучшает  настроение, уравновешивает эмоциональное состояние, успокаивает сердце, оберегает от «дьявольского глаза». Янтарная кислота является прекрасным стимулятором нервной системы, укрепляет мышцу сердца, улучшает работу органов дыхания, почек, кишечника, способствует увеличению гемоглобина в крови при анемии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

Тренинг для педагогов "Психологическое здоровье педагога"

Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья детей....