консультация по патриотическому воспитанию дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

макарова и. и.

Формы и методы работы с дошкольниками

по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult_po_patriot_vospit.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Щербатюк И. И. воспитатель

МДОУ детского сада №125

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращаем внимание: на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.

В методических рекомендациях департамента образования Белгородской области «Системе оценки качества воспитательного процесса в образовательном учреждении» также находит отражение тема патриотизма.  В разделе «Пояснительная записка» указано, что воспитательный процесс, организуемый образовательным учреждением, должен быть направлен на: формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношениях к окружающему миру, людям науки, традиционной русской культуре. В разделе «Критерии, показатели оценки компетентности педагогов в организации педагогической деятельности в ДОУ»: наличие форм и методов работы по развитию интереса к России, патриотизму, гражданственности.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Эффективным средством  является использование художественных материалов.

Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

В работе с детьми подготовительной к школе группы применяем следующие методы:

  • знакомство с российской символикой;
  • игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
  • стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
  • придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
  • совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
  • рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.

При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

 Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В нашей группе реализовались такие педагогические проекты: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация:нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи.

Из опыта работы по речевому развитию детей и патриотическому воспитанию....

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье»

Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в  семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим....