"Повышение познавательной активности детей через творческие задания (из опыта работы)".
консультация на тему

илюшкина татьяна николаевна

Современное общество нуждается в такой личности, которая будет проявлять активность  в решении жизненно важных проблем. Основой зарождения такой личности является дошкольное детство. Основная задача воспитателя - развитие личности дошкольника, которая неразрывно связана с процессом формирования познавательной активности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx21.02 КБ
Файл kons.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

"Повышение познавательной активности детей через          творческие задания (из опыта работы)".

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности  является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.

Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом.

Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес.

 Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу. Процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.

Ситуативная мотивация-  это интерес к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу. Ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания. Но в тоже время, ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен.

К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.

Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, необходимо опираться на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создавать для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных  видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Хочу представить некоторые творческие задания  для повышения познавательной активности.

Ознакомление с художественной литературой.

Один из методов развития мышления, воображения и речи — объединение два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых.

В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.

С детьми также можно изобретать и делать это нужно разнопланово:

  • придумывать старые предметы в новых вариантах;
  • превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы;
  • составлять фантастические сказки о себе.
  •   театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;
  •  «перевирание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;
  • «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку,  и описать их приключения в лесу;

 Одним из методов развития познавательной активности является постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера. Почему? Зачем? Каким образом?

Приведу примеры использованных мною проблемных ситуаций:

Знакомство с окружающим миром. Экология.

Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой.

С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?

Как хлеб на стол «пришёл»?

Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?

Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда?  И т.п.

Математика.

Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?

Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?

Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного героя?

Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?

Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку).

Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве).

Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить.  И т.п.

Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.

Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?

Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?

Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»?

Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.

При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.

Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.

Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.

Художественная литература, развитие речи.

После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа.

Предложить придумать свой конец сказки.

Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами.

Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения.

Предложить внимательно рассмотреть картину, запомнить и рассказать по памяти младшему брату, что видел.

Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно.

Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.

Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например, можно использовать следующие:

Ситуации на транспорте.

Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?

Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему?

Ситуации с огнём.

В квартире пожар. Что ты будешь делать?

Дым в квартире. Твои действия.

Ситуации с водой

Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?

Еще один метод-  исследовательский. К нему относятся:

Наблюдение

Эксперимент, опыт

Для развития наблюдательности и внимания можно проводить следующие упражнения:

«Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше вспомнит)

«Найди отличия» (имеется набор парных картинок)

«Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур)

«Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.

Организовывать наблюдения на прогулке (сезонные изменения в живой и неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира); в живом уголке (развитие комнатных растений, огород на окне), труд людей разных профессий (экскурсии).

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных можно использовать, например, такого вида:

Что можно сделать из куска бумаги?

Что будет, если все станут выше ростом?

На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.

Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Можно  провести с детьми следующие эксперименты:

Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.

Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.

Свойства песка и глины.

Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.

Свойства бумаги, её виды.

Что нужно растению для жизни.

Наблюдение за этапами развития растения.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы.

Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)

Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).

Для повышения познавательной активности можно также использовать следующие виды заданий:

 "Совместный рисунок", "Придумай сказку", "Придумай название», "Ласковые шаги" (делая шаг, говорим своему товарищу ласковое слово), «Волшебный стул» (севшему на волшебный стул все говорят комплименты), «Мой смешной портрет», «Угадай, кто я?» (элементы пантомимы), «Жизнь вещей» (сочиняем истории о вещах), «Сочиняем небылицы» (о сказочных персонажах), «Самый страшный страх» (рисуем его и избавляемся) и мн.др.

При проведении игр обязательно использовать положительную оценку, что способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.



Предварительный просмотр:

"Повышение познавательной активности детей через          творческие задания (из опыта работы)".

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности  является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.

Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом.

Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес.

 Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу. Процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.

Ситуативная мотивация-  это интерес к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу. Ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания. Но в тоже время, ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен.

К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.

Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, необходимо опираться на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создавать для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных  видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Хочу представить некоторые творческие задания  для повышения познавательной активности.

Ознакомление с художественной литературой.

Один из методов развития мышления, воображения и речи — объединение два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых.

В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.

С детьми также можно изобретать и делать это нужно разнопланово:

  • придумывать старые предметы в новых вариантах;
  • превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы;
  • составлять фантастические сказки о себе.
  •   театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;
  •  «перевирание» сказки. Можно предложить детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;
  • «салат из сказок». Детям предлагается свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку,  и описать их приключения в лесу;

 Одним из методов развития познавательной активности является постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера. Почему? Зачем? Каким образом?

Приведу примеры использованных мною проблемных ситуаций:

Знакомство с окружающим миром. Экология.

Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти дороги домой.

С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются. Почему?

Как хлеб на стол «пришёл»?

Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?

Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда?  И т.п.

Математика.

Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять множества?

Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?

Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного героя?

Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сделать?

Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку).

Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните девочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве).

Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поставить.  И т.п.

Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.

Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой – зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?

Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать быстро и аккуратно?

Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голубой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потерялись» в «воде»?

Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как показать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.

При конструировании зданий можно предложить детям украсить прилегающую территорию.

Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог проплыть корабль.

Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.

Художественная литература, развитие речи.

После прочтения произведения, предложить поразмышлять, а как бы ты поступил на месте литературного персонажа.

Предложить придумать свой конец сказки.

Предложить детям «стать» иллюстратором, но нарисовать иллюстрацию словами.

Предложить стать поэтом и придумать рифмы для стихотворения.

Предложить внимательно рассмотреть картину, запомнить и рассказать по памяти младшему брату, что видел.

Предложить расспросить родителей, знают ли они это литературное произведение, о чём оно.

Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.

Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например, можно использовать следующие:

Ситуации на транспорте.

Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?

Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему?

Ситуации с огнём.

В квартире пожар. Что ты будешь делать?

Дым в квартире. Твои действия.

Ситуации с водой

Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?

Еще один метод-  исследовательский. К нему относятся:

Наблюдение

Эксперимент, опыт

Для развития наблюдательности и внимания можно проводить следующие упражнения:

«Волшебный мешочек» (в мешочек складываю различные предметы, знакомые игрушки, предлагаю назвать их по памяти, использую соревнование: кто больше вспомнит)

«Найди отличия» (имеется набор парных картинок)

«Найди пары» (задания включают в себе поиск пар обуви, перчаток, одинаковых геометрических фигур)

«Что художник нарисовал неправильно?» (рисунки с ошибками) и т. п.

Организовывать наблюдения на прогулке (сезонные изменения в живой и неживой природе, труд людей, погодные явления, жизнь животного мира); в живом уголке (развитие комнатных растений, огород на окне), труд людей разных профессий (экскурсии).

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных можно использовать, например, такого вида:

Что можно сделать из куска бумаги?

Что будет, если все станут выше ростом?

На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.

Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Можно  провести с детьми следующие эксперименты:

Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.

Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.

Свойства песка и глины.

Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.

Свойства бумаги, её виды.

Что нужно растению для жизни.

Наблюдение за этапами развития растения.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе, фиксирование в календаре природы.

Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)

Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).

Для повышения познавательной активности можно также использовать следующие виды заданий:

 "Совместный рисунок", "Придумай сказку", "Придумай название», "Ласковые шаги" (делая шаг, говорим своему товарищу ласковое слово), «Волшебный стул» (севшему на волшебный стул все говорят комплименты), «Мой смешной портрет», «Угадай, кто я?» (элементы пантомимы), «Жизнь вещей» (сочиняем истории о вещах), «Сочиняем небылицы» (о сказочных персонажах), «Самый страшный страх» (рисуем его и избавляемся) и мн.др.

При проведении игр обязательно использовать положительную оценку, что способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"

опыт работы воспитателя по теме "Развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира"...

«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)

Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»

laquo;Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание»...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование ( из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование(из опыта работы) В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса н...