статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lalova.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Воспитатель – Лалова Г.А.
Последнее десятилетие неуклонно характеризуется ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными причинами, способствующими этому, считается cледующие:
– увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия);
– ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки и отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.
Исследования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ), проведенные современными учеными, показывают недостаточный уровень сформированности не только речевого развития, но также крупной и мелкой моторики, дыхательного и речевого аппарата и психического состояния.
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов Министерства образовании Российской Федерации.
На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, ФГОС ДО, каждый ребенок имеет право на посещение ДОУ. При этом должны быть учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе – детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
– с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта;
– с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА (аутизм);
– с задержкой и комплексными нарушениями развития, дети с синдромом Дауна.
Таким образом, самым главным приоритетным направлением в работе педагога с подобными детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
В России существуют сады разной направленности, а именно:
– детский сад общей направленности,
– детский сад с уклоном изучения того или иного предмета,
– оздоровительный детский сад,
– детский сад компенсирующего вида,
– детский сад комбинированного типа.
В таких ДОУ детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают необходимую всестороннюю квалифицированную помощь. Здесь решают важные задачи – воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.
Вместе с тем для обеспечения успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ следует проводить очень большую подготовительную работу со стороны родителей, необходимо их активное и осознанное участие в решении проблем адаптационного периода. Для этого родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период, условиях взаимодействия со специалистами ДОУ.
Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.
Основными направлениями проводимой работы являются:
– раннее выявление детей с отклонениями в развитии для осуществления ранней коррекции;
– комплексное обследование детей педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
– разработка педагогами индивидуальных маршрутов развития детей, а также создание рабочей программы по возрастам;
– бесспорным плюсом коррекционных групп становится то, что учителя-логопеды и дефектологи находятся непосредственно с детьми в течение всего дня, и это дает им возможность наблюдать за детьми в различных видах деятельности и режимных моментах, имея возможность фиксировать и впоследствии корректировать отклонения;
– социально-психологическое изучение семьи;
– обязательное взаимодействие с семьями детей и ежедневное вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс;
– работа консультативного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения.
Дети с ОВЗ имеют возможность получить качественное образование и лучше адаптироваться к современной жизни. Здоровым же детям это позволит развить толерантность, ответственность, взаимодействие, взаимопонимание и взаимоуважение к детям с ограниченными возможностями здоровья.К сожалению, в последнее время прослеживается тенденция закрытия коррекционных групп или их перепрофилирования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в группы комбинированной направленности, так как в дошкольном учреждении финансирование стало подушевое, коррекционные группы оказались экономически невыгодны.
Это обусловлено следующими показателями, проистекающими из специфики детей, посещающих коррекционные группы.
Во-первых, списочного состава в коррекционной группе получается почти в два раза меньше, чем в массовых типовых группах (до 15 детей).
Во-вторых, для работы в подобных группах требуются дополнительные финансовые затраты по привлечению специалистов узкого профиля. К таким специалистам относятся учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Этим сотрудникам полагается оплачиваемый удлиненный отпуск, а так же надбавка 20% за работу с детьми с ОВЗ.
В-третьих, важную роль в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребенка, делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.
Особенности детей с ОВЗ предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы.
Дополнительных затрат также требует оснащение предметно-развивающей среды групп.
Опыт показывает, что многие дети, получив своевременную помощь квалифицированных специалистов в детских садах комбинированного типа, могут успешно продолжать обучение в общеобразовательных (некоррекционных) школах. Поскольку коррекционные группы специально предназначены для того, чтобы дети получили коррекционную, психолого-педагогическую помощь специалистов и прошли социальную адаптацию внутри группы, а впоследствии при поступлении в школу имели равные стартовые возможности.
Поэтому следует констатировать, что закрытие коррекционных групп приведет к уменьшению количества детей, которые могут получить своевременную высококвалифицированную помощь по исправлению особенностей их психологического и физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа основана на концепции системного подхода к анализу психического развития ребенка, учении об ориентировочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного формирования деятельности, ...
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Презентация о работе психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ, оформление документации. ...
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Выступление на семинаре старших воспитателей....
Система взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА СИСТЕМА РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ....
«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...
Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»
Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....