Консультация "Дежурство как форма овладения дошкольниками трудовыми навыками"
консультация на тему
Дежурство - одна из форм организации труда детей. Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в уголке природы. Особенности организации дежурства в разных возрастных группах. Распределение обязанностей в процессе организации дежурства между воспитателем и помощником воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация "Дежурства как форма овладения дошкольниками трудовыми навыками"
Дежурства - это одна из форм организации труда детей. Несмотря на
кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в уголке природы.
Дежурство по столовой вводится в младшей группе, начиная со второго полугодия. Перед ребенком - дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.
Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему.
Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.
В младшей группе воспитатель закрепляет дежурного за каждым столом.
В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, и также как в младшей группе за каждым столом назначается свой дежурный, который раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.
Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.
Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объем работы. Дежурным поручается расставлять чашки (по 2 чашки), принесенные помощником воспитателя носить их с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют салфетницы салфетками.
Дети средней группы убирают посуду после еды. Дежурные убирают со стола хлебницы, салфетницы с салфетками, сметают крошки со стола, складывают скатерти. Воспитатель учит детей приему складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз
пополам и только потом складывать по длине.
Помощник воспитателя убирает сложенные стопкой тарелки и уносит чашки.
Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям.
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети старших групп дежурят по столовой, по занятиям и по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначаются по два ребенка.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.
После приема пищи – составляют посуду (без остатков пищи) после еды в стопку на каждом столе, убирают хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.
Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
Распределение обязанностей в процессе организации дежурства в ДОО
Эффективное использование для воспитательных и развивающих целей такого режимного момента,как организация питания, во многом зависит от рационального распределения обязанностей между взрослыми.
Составляющие процесса организации питания | Возраст детей | ВОСПИТАТЕЛЬ | ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ |
Сервировка стола | Младший | Организует наблюдения детей за сервировкой стола | Сервирует |
Старший, средний | Наблюдает, чтобы дежурные самостоятельно сервировали стол, используя схемы-модели | Сервирует стол вместе с дежурными | |
Организация дежурства детей | Средний и старший | Назначает дежурных. Следит, чтобы дежурные первыми разделись после прогулки, пошли мыть руки. | Помогает дежурным распределить обязанности между собой, надеть форму. |
Руководство процессом дежурства детей | Наблюдает за выполнением дежурными своих обязанностей и поручений, приучает их к самостоятельности и аккуратности. | Следит за тем, как они сервируют стол, если необходимо, помогает. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»
Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...
Методические рекомендации "Дежурство как форма овладения дошкольников трудовыми навыками"
Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах...
Консультация для родителей "Взоимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений".
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их тесное взаимодействие...
Консультация : «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений ».
Консультация :«Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у дошкольниковтрудовых навыков и умений »....
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений.»
Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений.»...
Консультация для родителей "Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений"
ТРУД всегда был основным для человеческой жизни. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. От природы все люди обладают одинаковыми трудовыми данными...