Консультация "Дежурство как форма овладения дошкольниками трудовыми навыками"
консультация на тему

Богушова Светлана Федоровна

Дежурство - одна из форм организации труда детей. Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в уголке природы. Особенности организации дежурства в разных возрастных группах. Распределение обязанностей в процессе организации дежурства между воспитателем и помощником воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация "Дежурства как форма овладения дошкольниками трудовыми навыками"

Дежурства - это одна из форм организации труда детей. Несмотря на

кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в уголке природы.

Дежурство по столовой вводится в младшей группе, начиная со второго полугодия. Перед ребенком - дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.
Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему.

Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.

В  младшей группе воспитатель закрепляет дежурного за каждым столом.

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, и также как в младшей группе за каждым столом назначается свой дежурный, который раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.

Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.

Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объем работы. Дежурным поручается расставлять чашки (по 2 чашки), принесенные помощником воспитателя носить их с раздаточного стола на детские столы.  Дежурные сами наполняют салфетницы салфетками.

Дети средней группы убирают посуду после еды. Дежурные убирают со стола хлебницы, салфетницы с салфетками, сметают крошки со стола, складывают скатерти. Воспитатель учит детей приему складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз

пополам и только потом складывать по длине.

Помощник воспитателя убирает сложенные стопкой тарелки и уносит чашки.

Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети старших групп дежурят по  столовой, по занятиям и по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначаются по два ребенка.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности. 
После приема пищи – составляют посуду (без остатков пищи) после еды в стопку на каждом столе, убирают хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.

 Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.

Распределение обязанностей в процессе организации дежурства в ДОО

Эффективное использование для воспитательных и развивающих целей такого режимного момента,как организация питания, во многом зависит от рационального распределения обязанностей между взрослыми.

Составляющие процесса организации питания

Возраст детей

ВОСПИТАТЕЛЬ

ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ

Сервировка стола

Младший

Организует наблюдения детей за сервировкой стола

Сервирует

Старший, средний

Наблюдает, чтобы дежурные самостоятельно сервировали стол, используя схемы-модели

Сервирует стол вместе с дежурными

Организация дежурства детей

Средний и старший

Назначает дежурных. Следит, чтобы дежурные первыми разделись после прогулки, пошли мыть руки.

Помогает дежурным распределить обязанности между собой, надеть форму.

Руководство процессом дежурства детей

Наблюдает за выполнением дежурными своих обязанностей и поручений, приучает их к самостоятельности и аккуратности.

Следит за тем, как они сервируют стол, если необходимо, помогает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»

Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...

Методические рекомендации "Дежурство как форма овладения дошкольников трудовыми навыками"

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах...

Консультация для родителей "Взоимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений".

Семья и дошкольное  учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их тесное взаимодействие...

Консультация : «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений ».

Консультация :«Взаимодействие детского сада и семьи  по формированию у дошкольниковтрудовых навыков и умений  »....

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений.»

Консультация  «Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений.»...

Консультация для родителей "Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у дошкольников трудовых навыков и умений"

ТРУД всегда был основным для человеческой жизни. Поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. От природы все люди обладают одинаковыми трудовыми данными...